Бытие
Бытие – предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще(все сущее).
Бытие есть все то, что есть. Это и материальные вещи, это и все процессы (физические, химические, геологические, биологические, социальные, психические, духовные), это их свойства, связи и отношения. Плоды самой буйной фантазии, сказки, мифы, даже бред больного воображения — все это тоже существует как разновидность духовной реальности, как часть бытия.
Первым такое определение, как бытие ввел древнегреческий философ Парменид. Первый тезис Парменида звучит так: «Бытие есть, небытия — вовсе нет». Из этого тезиса следует, что бытие — одно, неподвижно, не имеет частей, едино, вечно, благо, не возникло, не подвержено гибели, поскольку в противном случае пришлось бы допустить существование небытия, что не допустимо. Второй тезис Парменида звучит так: «Мыслить и быть есть одно и то же». Поскольку небытия нет — это значит, что его и мыслить нельзя. Всё, что мыслимо, есть бытие.
Другие философы древности рассматривали бытие как непрерывно становящееся. Так, Гераклит сформулировал ряд диалектических принципов бытия и познания. Диалектика у Гераклита – концепция непрерывного изменения, становления, которое мыслится в пределах материального космоса и в основном является круговоротом вещественных стихий – огня, воздуха, воды и земли.
|
|
Аристотель выявляет типы бытия в соответствии с типами суждений: “оно есть”. Для объяснения того, что существует, Аристотель принимал 4 причины:
· сущность и суть бытия, в силу которой всякая вещь такова, какова она есть (формальная причина);
· материя и подлежащее (субстрат) – то, из чего что-либо возникает (материальная причина);
· движущая причина, начало движения;
· целевая причина – то, ради чего что-либо осуществляется
Христианство проводит различие между божественным и сотворенным бытием, между богом и миром, который сотворен им из ничего и поддерживается божественной волей. Человеку предоставлена возможность свободного движения к совершенному, божественному бытию. Христианство развивает античное представление о тождестве бога и совершенства (блага, истины и красоты). Средневековая христианская философия в традициях аристотелизма различает действительное бытие (акт) и возможное бытие (потенция), сущность и существование. Всецело актуально только бытие бога.
1.1. Виды бытия.
Учение о бытии называется онтологией. Существует реальное и идеальное бытие. Реальное бытие часто называют существованием, идеальное — сущностью.
1. Реальное бытие — это то, что сообщает вещам, процессам действиям, личностям и т.д. их реальность; оно имеет пространственно-временной характер, оно индивидуально, неповторимо.
|
|
2. Идеальное бытие лишено временного, действительного, опытного характера, ему не свойственно быть фактом; оно является строго неизменным (застывшим), существующим вечно (Н. Гартман). Идеальным бытием обладают ценности, идеи, математические и логические понятия. От бытия во всеобщем смысле отличают определённое бытие.
Категорией, противоположной бытию, является небытие. Небытие - Несуществование, отсутствие бытия(ничто)
Первое отрицание в философии осмысливается посредствам соотношения понятий “бытие” (нечто) и “ничто”, второе - посредствам соотношения понятий “бытие” и “небытие”. Небытие – состояние, единое с бытием (так же реально) и противоположное ему. Предметы, явления окружающего мира могут находиться как в бытии (быть в наличии), так и в небытии (совсем не существовать, отсутствовать). Примеры небытия: еще не зачатые и не родившиеся люди, не созданные предметы; люди, вещи, общества, государства, которые раньше были, а потом умерли, разрушились, сейчас их нет, они находятся в небытии.
1.3.Основные формы бытия:
1) материальное бытие – предметное, природное бытие, объективное бытие Природа – это все существующее минус то, что создано человеком и сам человек.
а) бытие явлений, процессов и состояний природы, так называемая «первая» природа;
б) бытие вещей, предметов и процессов, произведенных человеком, «вторая» природа.
2) идеальное бытие. Это субъективное бытие, идущее от человека, созданное им. Это наука, искусство, религия, философия, вся культура. Мысли, чувства, образы
а) индивидуализированное духовное;
б) объективированное духовное;
3) человеческое бытие. Экзистенциональное бытие. Объект – субъектное бытие оно соединяет материальное и идеальное бытие. Интегрирует в себе бытие и небытие. Человеческое бытие – это своего рода копия мироздания или микрокосмос.
а) бытие человека в мире вещей;
б) специфически человеческое бытие;
4) социальное бытие, которое включает бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества.
а) бытие индивида;
б) бытие общества.
5) ноуменальное бытие (от слов «ноумен» - вещь сама по себе) – бытие, которое реально существует независимо от сознания того, кто наблюдает его со стороны
6) феноменальное бытие (от слова «феномен» - явление, данное в опыте) – кажущееся бытие, то есть бытие, каким его видит познающий субъект.
2. МАТЕРИЯ
Материя — это бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем, субстрат любых свойств, связей, отношений и форм движения.
Мат е рия (лат. materia — вещество), "...философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них"
Основоположником взгляда на материю, как состоящую из дискретных частиц был Демокрит.