double arrow

Типы исхождения бытия из небытия


Основные идеи-сценарии мироустройства.

Метафизика и философия.

Задания на установление правильной последовательности

Произведение Автор

Высказывание Автор

Основная идея философской концепции Автор

А. Камю считал, что выходом из ситуации абсурда для человека является

А) самоубийство

В) примирение с абсурдом

С) бунт

Открытые задания со свободно конструируемым ответом:

1. Согласно Ж.П.Сартру бытие с другим человеком есть вечный …

2. Х.Г.Гадамер отмечал, что быть способным к подлинному разговору – это значит …

3. Ж.Деррида критиковал … европейской культуры.

4. Жак Бодрийар провозгласил конец …

5. Ж.П. Сартр утверждал, что человек – это напрасная ….».

Задания на установление соответствия:

1. Симулякр А) Ж.Делез

2. деконструкция В) А.Камю

3. абсурд С) Ж.Деррида

4. десексуализация D) Ж.Бодрийар

E) Ж.Лиотар

Ответы: 1-__________; 2-__________; 3-__________; 4-_________;

1. «Человек – чужой во Вселенной» A) А.Камю

2.«Сегодня нет ничего менее надежного, B) Ж.Деррида

чем пол…, утрачивается принцип соот- C) Ж.Бодрийар




ношения с реальностью» D) Х.Г.Гадамер

3.«Основной смысл заключен в уходе

от смысла»

Ответы: 1-__________; 2-__________; 3-__________;

1. «Миф о Сизифе» A) Ж.П.Сартр

2. «Тошнота» B) Ж.Делез

3. «Капитализм и шизофрения» C) Ж.Деррида

4. «Граммотология» D) А.Камю

E) Ж.Лиотар

Ответы: 1-__________; 2-__________; 3-__________; 4-_________;

Установите правильную последовательность возникновения направлений современной философии:

· структурализм

· постмодерн

· экзистенциализм

· герменевтика

4 Тема: Соотношение бытия и небытия как основной вопрос

метафизики и самого творения

Цель: раскрыть содержание основного вопроса метафизики: соотношения бытия и небытия.

План лекции

Основные понятия по теме: метафизика, бытие, небытие, дао, абсолют, ум-перводвигатель

Философия – часть метафизики, они целиком не совпадают. В определенные исторические периоды метафизика дается человеку как философия, т.е. как к любовь к мудрости. Соотношение бытия и небытия – основной вопрос метафизики и самого миротворения. «Как (и почему) из небытия (ничто) возникает бытие (нечто)?

В древнеиндийской метафизике абсолют (Брахман) явно предпочитает небытие, рассматривая бытие как иллюзорно-призрачное становление. Бытие к тому же есть кармическое наказание, дисгармония мира. Самое трудное не в том, чтобы быть, а в том, чтобы избавиться от бытия и достичь центра, первоистока мира – небытия.

Древнекитайская метафизика тяготеет к опосредованию бытия и небытия. Все вещи существуют для бытия, бытие существует для небытия, а небытие существует для Дао. Дао и свет опосредуют соотношения бытия и небытия. Свет и Дао-закон видимы и невидимы, не имея вкуса, запаха, т.е. выступают как некие метафизические работники мира. К подобным же идеям склоняется и современное естествознание, рассматривающее вакуум (небытие) как ту протоматерию, в которой возникают все её остальные формы.



Имеется четыре принципиальных идеи-сценария, в которых развертываются миротворческие ответы на этот вопрос-вызов абсолюта: мифология, религия, философия, мистика.

В мифологическом мироустройстве бытие совпадает с Космосом как упорядоченном общении судьбы, богов, героев, людей, вещей. Небытие – хаос, бездна, мрак. Хаос, чувствуя свою аномальность, начинает стремиться к более упорядоченным образам реальности. Из воздействия героев и богов на мир хаоса возникает бытие, царство светлой и соразмерной жизни.

В религиозном мироустройстве небытие (всевозможность) актуализируется и переводится в бытие волей Бога.

В философии рассматриваются различные типы исхождения бытия из небытия, объясняя его метафизическим воздействием логоса, разума, духа, осмысляющих органов абсолюта. В европейской культуре метафизика бытия рационально была оформлена Парменидом. Есть только бытие, а небытие невозможно даже в качестве мысли, ибо последняя сразу же превращает его в бытие. Небытие неопределимо, непознаваемо. У Платона бытийность присуща лишь идеям, идейной реальности. Небытие – это материя, лишенная ума, души, идеи, т.е нечто мертвое. Становление – ложное, мнимое бытие, его имитация. Но бытие отделяется, отграничивается от небытия благом и умом-демиургом. У Аристотеля «небытие» (первоматерия) уходит в бытие через активность ума-«перводвигателя», представляющего «творческое сотрудничество» этих начал в процессах миротворения. В то же время идея ума-перводвигателя служит критерием метафизического знания. Согласно Гегелю, бытие есть первый метафизический младенец абсолютной идеи. Небытие суть отрицательная сила абсолюта, оно зависимо, производно и должно подчиняться бытию.



В мистической картине миротворения само небытие выступает как высший абсолют, из которого самозарождается бог, творящий мир. В учении Якоба Бёме (1575-1624) ничто дано как «бездна, рождающая основу». Ничто присуща бесконечная свобода и воля, которые, не имея «потребителей» становятся мукой, страданием для самого ничто. Ничто испытывает голод, жажду по нечто, начинает чего-то искать. И в бездне зажигается свет, из энергий которого самовозникает бог, энергии которого застывают, объективируются в природе. Бытие есть угасший, объективированный огонь ничто. Небытие есть абсолютная реальность, данная в ощущениях и разуме не обычным людям, а людям особого качества, людям-экзистенциям.







Сейчас читают про: