Направления философии Московского государства

Русь восприняла две византийские философские традиции.

Философские идеи Киевской Руси

1. Объяснение мироздания и истории исключительно на жестко канонизированных христианских морально-назидательных кодексах;

2. Попытка увязки религиозных догматов с античной мудростью

Представители:

1. Киевский митрополит Илларион

В “Слове о Законе и Благодати” он рассматривает:

· вопросы истории человечества, закономерности его изменения, а также

место России в общемировом историческом процессе;

· значение принятия христианства на Руси, взаимоотношение церковной и велико княжеской власти;

· проблема познания как богопознания выходит за рамки богословия и подходит к пониманию познания с позиции рационализма.

2. Владимир Мономах ( 1053-1125) – великий князь, политик, мыслитель. В своих “Поучениях” оставил потомкам нравственные заветы:

· власть – ответственность;

· долг – справедливость;

· каждый человек неповторим, мерило его полезности – труд;

· к церкви надо относиться с почтением, но без подострастия.

Философия Московского государства (ХV – ХVII вв.)Исторические условия:

1. После монголо-татарского ига к XV веку Русь оказалась экономически опустошенной, политически оскорбленной и духовно униженной.

2. Русь начинает объединяться и обновляться. Общественно-политическая жизнь смещается в Московское княжество, которое со временем становится центром Русского государства. В XVI-XVII в.в. – это уже крупное централизованное государство с единой экономикой.

3. Власть опирается не на боярство, а на служилое дворянство.

4. Окончательно оформляется крепостное право.

5. Церковь остается оплотом идеологии, культуры и просвещения, но

постепенно возникает светская литература.

1) Историософское направление.

Становление русской государственности отразилось в учении псковского монаха

Филофия “ Москва-третий Рим ”.

Итак,. В формировании русской философии, характерной чертой является осмысление сущности Православия, большую роль сыграла Византия и традиции восточного неоплатонизма. Значительным событием в период становления предмета и проблематики русской философии является полемика между "иосифлянами" и "нестяжателями", развернувшаяся в XV-XVI веке и затронувшая не только догматические и организационные проблемы православной религии и церкви, но и собственно философские вопросы. "Нестяжатели", духовным лидером которых был Нил Сорский, выступали против участия церкви в мирских делах, занятий хозяйственной деятельностью и призывали монахов и иерархов сосредоточиться на духовной работе, выполнять роль духовных пастырей. Суть философии "нестяжательства" - исихазм, то есть уединенное и молчаливое мистическое созерцание божественных откровений. "Иосифляне" - сторонники Иосифа Волоцкого - напротив, выступали за активное участие церкви в политике, упор делали не на тихом созерцании Бога, а на внешнем благочестии. Этот спор закончился победой иосифлян.

Русское Просвещение
Исторические условия

1. 18 век поставил Россию вровень с Европой.

-экономические реформы

-развитие производства, ремесел и науки

-политические новации, соседствовали с постоянными заговорами

-разнообразное художественное творчество

-использование жестокости и насилия при проведении реформ

2. Постоянные крестьянские выступления.

(две крестьянские войны под предводительством К. Булавина и Е. Пугачева)

3. Постоянные войны. Наиболее крупные:

-северная война 1700- 1721

-семилетняя война 1757- 1763

-с Турцией 1768- 1774 и 1787- 1791

4. В эти годы страна открыто воспринимает западную культуру, появляютсявеликие ученые, мыслители, политики.

Вместе со светской наукой на русской почве укрепляется свободомыслие.

5. Начало этому процессу положили реформы Петра I. Онираскрепостили русскую экономику, значительно пополнили и обновилигосподствующий класс за счет дворянства, превратили церковь в одно из звеньевгосударственного аппарата, усилили царский абсолютизм, низвергли народ доположения рабов.

Основные этапы развития философии в этот период.

1. Ученая дружина Петра I.Важным явлением в этот период стало создание кружка, получившего название «Ученая дружина Петра I». Его видными участниками были Ф. Прокопович (1681-1736), В.Н. Татищев (1686-1750), А.Д. Кантемир (1708-1744). Крупным представителем этой дружины являлся В.Н. Татищев, заложивший основы светской философии как самостоятельной области творческой деятельности человека. В философии и конкретных науках он видел важное средство обновления российского общества. Философия, по Татищеву, является главнейшей наукой, сосредоточивающей в себе высшее, совокупное знание, ибо только она способна ответить на сложнейшие вопросы бытия. «Истинная философия не грешна», а полезна и необходима.

Мыслитель предложил свою классификацию наук на основе их общественной значимости. Он выделил науки «нужные», «полезные», «щегольские» (или «увеселяющие»), «любопытные» (или «тщетные») и «вредительные». К разряду нужных наук были отнесены «речение» (язык), экономика, медицина, юриспруденция, логика и богословие; к полезным - грамматика и красноречие, иностранные языки, физика, математика, ботаника, анатомия, история и география. Щегольские науки, по его мнению, имеют лишь развлекательное значение, например, поэзия, музыка, танцы и т.п. К любопытным наукам принадлежат астрология, алхимия, хиромантия, а к вредительным - некромантия, чернокнижество. По сути дела к наукам Татищев относил всякое знание.

Идеи:

-отстаивали необходимость независимого от церкви развития философского иестественнонаучного знания.

-разработана первая в России классификация наук.

-отстаивали гелиоцентрическую теорию, учение о бесконечности вселенной.

-Бог- совершеннейший разум, в котором в форме первообразов существоваливсе материальные предметы и явления.

-в теории познания: критерии истины видели разум, физические и математическиедоводы, а саму истину- как согласие суждения с предметом.

-разработали философскую терминологию на русском языке.

2.Философские взгляды М.И. Ломоносова (1711- 1765) – крупнейшийпредставитель механического материализма.

Идеи:

-Он придерживался идеи и принципов атомизма.

Его научный интерес - свойства материи:

«Материя есть то, из чего состоит тело и от чего зависит его сущность.Материя есть протяженное, непроницаемое, делимое на нечувствительные части».

-В теории познания пытается преодолеть разрыв между эмпиризмом ирационализмом, понимая что и то и другое- это односторонние крайностипроцесса познания.Поскольку Ломоносов был верующим человеком, то он стоял на позиции«двойной истины», т.е.:

-есть истины которые могут не совпадать с религиозными

-есть чисто религиозная сфера постижения истин

-Развивал гелиоцентрическую систему Дж. Бруно, доказывалпостоянную изменяемость всего существующего, возражал против церковногоисчисления Начала мира.

. Русские просветители 2 ой половины 18 века.

Отечественная философия эпохи Екатерины II с наибольшей целеустремленностьюразрабатывала социологические проблемы, в особенности такие как«совершенствование общества» и «разумное устроение» государства. Причемактивность в этом направлении прилагала сама императрица, состоявшая впереписке с французским философом Вольтером: в составленном ею знаменитом«Наказе» (1767) не только провозглашалось равенство всех сословий передзаконом, но и высказывалось «пожелание» об улучшении положения крепостныхкрестьян. её взгляды резко трансформировались (послевосстания Е. Пугачева и Французской революции).

В литературу этого периода входит целая когорта выдающихся просветителей:

-Д.С. Аничков (1733- 1788)

-Я.П. Козельский (1728- 1789)

-С.Е. Десницкий (1739- 1789)

-А.Н. Радищев (1749- 1802)

Александр Николаевич Радищев известен в основном как борец сабсолютизмом и крепостным правом, как автор «Путешествия из Петербурга вМоскву».Однако его философские идеи тоже оригинальны и новаторски, как по сути, ток ипо форме выражения.В своем трактате «о человеке, его смертности и бессмертия» он разрабатывает учение о бытии, человека и его душе:

-главное в его мировоззренческой позиции- это признание реальностиматерии и ее независимости от познающего субъекта

-весь живой и неживой мир состоит из единого вещества. Важнейшее свойство материи - движение. (В этом материализм).

-стоит на позициях идеализма, доказывая бессмертность души

-в отношении человека он отстаивает «естественное право» т.е. экономическое иправовое уравнивание людей

-исторический процесс представлял как последовательную смену циклов черезборьбу равенства и неравенства. Прогресс в обществе связан с «шествиемчеловеческого разума».

В дальнейшем социальная философия нашла свое продолжение и развитие в идеяхдекабристов, деятельностью которых кончается один и начинается другой периодразвития русской философии.

Вывод:

1. Русское Просвещение создало самобытную национальную философию, которая посущности своих идей, по своей духовности стояла на уровне общемировойфилософии

2. Оно породило феномен светской духовной культуры, сформировало

гуманистические ценности, зародило интерес к трудам мыслителей прошлого инастоящего.

3. Отход от церкви не означал для ученого разрыва с верой, с традицией, скультурой народа. Новый виток творческой жизни был не изолированным, аосуществлялся с опорой на предыдущие достижения. философия русского Просвещения XVIII в.

Русское Просвещение имеет ряд особенностей по сравнению с западным:
* Оно было инициировано "сверху". Русская императрица Екатерина Великая, воодушевлённая просветительским движением во Франции, поощряла и направляла подобную деятельность в своей стране.
* Оно не носило атеистического характера, не содержало принципиальной критики религии и церкви.
* Оно не было направленно против самодержавия.
* Русское Просвещение не затронуло народные массы, а ограничилось просвещением привилегированных слоёв.

Основные течения в русском Просвещении

В философии русского Просвещения выделяют несколько проблемных направлений:
* Просветительское, представленное такими деятелями, как Симеон Полоцкий, Феофан Прокопович, В.Татищев.
* Русское "вольтерианство", представленное Екатериной Великой, М.Ломоносовым, И.Лопухиным, Д.Голициным.
* Социологическое направление, основными представителями которого считают М.Щербатова, Д.Аничкова, Я.Козельского.
* Русское масонство: Н.Новиков, И.Шварц, И.Елагин, Н.Карамзин.
* Направления, занимающиеся переводом и адаптированием к российским условиям новейших западных философских учений: Лейбница, Фихте, Шеллинга.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: