Вопросы:
1. Устройство.
2. Физические процессы в машинах.
3. Классификация машин по способу возбуждения.
4. Генераторы постоянного тока.
5. Электродвигатели постоянного тока.
1. Устройство.
Машины постоянного тока обратимы, т. е одна и та же машина может работать как генератором, так и электродвигателем. Однако при их проектировании и изготовлении учитывают, в каком качестве будет работать машина и создают её с нужными техническими характеристиками для работы именно в этом качестве.
Неподвижная часть машины - индуктор (станина). На нём расположены главные и дополнительные полюса.
Вращающаяся часть машины – якорь.
Якорем у всех машин (и постоянного и переменного тока) называют так же ту часть машины, в которой один вид энергии преобразуется в другой.
Обмотка якоря.
Обмотка якоря состоит из многовитковых секций, уложенных в пазы сердечника якоря. Стороны секций, находящиеся в пазах, называют активными. Концы секций присоединяют к медным коллекторным пластинам, изолированным друг от друга и образующим коллектор. На коллектор опираются угольные щётки. Щётки делят замкнутую обмотку якоря на несколько параллельных ветвей. Через щётки и коллектор обмотка якоря соединяется с внешними устройствами.
|
|
2. Физические процессы в машинах.
ЭДС обмотки якоря.
Магнитное поле создаётся обмоткой возбуждения, находящихся на главных полюсах. При вращении якоря в этом поле в активных частях проводников обмотки якоря индуктируется ЭДС e = Blv (см. формулу 2.5), где B – магнитная индукция в воздушном зазоре между индуктором и якорем; l – длина активной части проводника; v – линейная скорость проводника.
Из формулы 2.1 следует, что = Ф/S, где S – площадь поверхности якоря, находящаяся между серединами двух соседних главных полюсов; Ф – магнитный поток одного главного полюса.
Линейная скорость якоря v (скорость проводников обмотки якоря), как известно из механики, зависит от угловой скорости якоря ω и от его диаметра.
ЭДС обмотки якоря равна сумме ЭДС всех проводников, входящих в параллельную ветвь обмотки.
Из сказанного следует, что ЭДС Е, индуктированная в обмотке якоря, зависит от конструктивных характеристик машины (длины якоря, его диаметра, числа главных полюсов, количества проводников в одной параллельной ветви), а так же от магнитного потока одного полюса. Эта зависимость выражается формулой:
E = kωФ 7.1
k – постоянная машины, зависящая от её конструктивных характеристик.
Электромагнитны момент.
Если по обмотке якоря протекает ток, то на каждый проводник обмотки будет действовать электромагнитная сила F = BlI1 (см формулу 2.3).
|
|
I1 – ток в одном проводнике;
В параллельных ветвях обмотки якоря проводники соединены между собой последовательно, поэтому если ток обмотки якоря, равный сумме токов парллельных ветвей обозначить I, то I1 = I/2a, где 2a – число параллельных ветвей.
Сумма всех сил создаёт электромагнитный момент М, который будет действовать на якорь машины.
M = kIФ 7.2
k – постоянная машины; Ф – магнитный поток одного главного полюса; I – ток в обмотке якоря.
Реакция якоря.
При прохождении тока по обмотке якоря магнитный поток в машине создаётся не только главными полюсами (обмоткой возбуждения), но и током обмотки якоря.
Реакция якоря - влияние тока обмотки якоря на магнитный поток обмотки возбуждения. Реакция якоря искажает магнитное поле машины и приводит к различным негативным последствиям в её работе (например, к искрению под щётками, уменьшению ЭДС обмотки якоря и т.д.).
Коммутация.
При вращении якоря секции его обмотки последовательно друг за другом переходят из одной параллельной ветви в другую
Коммутация – процесс перехода (переключения) секций обмотки якоря из одной параллельной ветви в другую.
В результате коммутации может возникнуть искрение под щётками.
Для исключения искрения, возникающего в результате коммутации и реакции якоря предназначены дополнительные полюса. Их устанавливают между главными полюсами. катушки дополнительных полюсов соединяют последовательно с обмоткой якоря.
У машин небольшой мощности может быть один дополнительный полюс. У более мощных машин число дополнительных полюсов равно числу главных.
3. Классификация машин по способу возбуждения.
Обмотка возбуждения L машины с независимым возбуждением получает питание от независимого источника.
Машины последовательного, параллельного и смешенного возбуждения относятся к машинам с смовозбуждением.
Последовательная L1 и параллельная L2 обмотки возбуждения могут включаться между собой согласно (магнитные потоки обмоток направлены в одну сторону) или встречно (магнитные потоки направлены в противоположные стороны).
4. Генераторы постоянного тока.
Принцип действия генератора основан на использовании явления электромагнитной индукции.
При вращении рамки (секции обмотки якоря) в магнитном поле в её активных сторонах аб и вг индуктируются ЭДС, направление которых определяется по правилу правой руки.
Концы рамки присоединены к двум полукольцам (к двум коллекторным пластинам). Если через полукольца и щётки рамку соединить с потребителем (лампочкой), то в образовавшейся замкнутой электрической цепи под действием суммы ЭДС, индуктированных в активных сторонах рамки, потечёт ток.
При повороте рамки на 1800 направление ЭДС в её активных сторонах изменится на противоположное, а направление тока во внешней цепи (через лампочку) не изменится. Таким образом у генератора полукольца (коллектор) служат не только для соединения рамки (обмотки якоря) с потребителями, но и для выпрямления тока во внешней цепи.
В соответствии со вторым законом Кирхгофа:, откуда:, но E = kωФ, поэтому