Объектно-предметная область социологии духовной жизни

В учебнике «Социология» под редакцией П. Д. Павленка объ­ектом социологии духовной жизни названа вся совокупность ду­ховных, идеальных образований: мысли, идеи, теории, взгляды, убеждения, верования, художественные образы, традиции, обы­чаи, трудовые навыки и т. д., вырабатываемые в процессе много­образных видов деятельности - научной, образовательной, вос­питательной, религиозной, художественной и др.

В результате духовной деятельности происходит производст­во и распространение духовных образований. Раз существует де­ятельность, значит, существуют субъекты этой деятельности. Ду­ховную деятельность осуществляют специально подготовленные кадры - религиозные, художественные, научные, идеологиче­ские, педагогические и т.д. В своей деятельности субъекты ис­пользуют особые средства: язык, специальную терминологию, понятия, образы, методы. Вся сфера духовной деятельности име­ет особое управление - специальные министерства, комитеты, от­делы. Организационно-управленческая деятельность направлена на выработку наилучших условий для развития духовной сферы.

Таким образом, объект социологии духовной жизни - это вся сфера общества, в которой производятся, развиваются, совершен­ствуются, преобразуются те виды потребностей и интересов, те виды деятельности, которые направлены на достижение духов­ных целей человека и общества.

По-другому представлен объект социологии духовной жизни в учебном пособии «Социология» Ж. Т. Тощенко. Социология духовной жизни представлена как понятие собирательное, и объ­ект ее изучения делится на несколько относительно самостоя­тельных объектов. По мнению автора, структурные элементы или подсистемы духовной сферы состоят из таких относительных самостоятельных социологических теорий, как социология обра­зования, науки, культуры, СМИ, религии, искусства, коммуника­ции, каждая из которых имеет достаточно четкие критерии своего обособления и свой собственный объект исследования.

Несколько другого подхода придерживается О. Н. Козлова. В ее понимании духовная жизнь предстает эпицентром социаль­ной жизни. Дух, сила духа выступают в данном случае ядром всего социального, главным источником социальной энергии. Она считает, что объектом социологии духовной жизни является то пространство воспроизводства социальной жизни, в котором возникает собственно социальное - духовная энергия, духовная жизнь, образуемая социальными взаимодействиями.

При таком подходе социология духовной жизни выступает инициатором пересмотра базовых целей как социальной практи­ки, так и социальной рефлексии - социологии: вместо цели вла­ствовать, управлять силой денег или знания оформляется цель саморазвития и оптимальной ориентации в этом процессе.

Объект социологии духовной жизни, как видно, чрезвычайно сложный, текучий, изменчивый и, что особенно важно, многогран­ный, с множеством оттенков и тонов. Представить его более или менее наглядно довольно сложно, поэтому чаще всего ученые ог­раничиваются в своих исследованиях несколькими аспектами, по­тому что невозможно объять необъятное. По их мнению, духовная жизнь как целостность может быть изучена лишь в результате многочисленных самостоятельных исследований, касающихся от­дельных областей, сторон, элементов и уровней духовной жизни.

Поэтому, определяя объект и тем более предмет социологии духовной жизни, нельзя ждать полной однозначности. С учетом рассмотренных подходов под объектом социологии духовной жизни будем понимать ту часть жизни общества, в которой про­изводится, хранится, распределяется и потребляется вся совокуп­ность духовных, идеальных образований: мысли, идеи, теории, взгляды, убеждения, верования, художественные образы, тради­ции, обычаи, трудовые навыки, идеальные смыслы социальных субъектов и т. д., вырабатываемые в процессе многообразных ви­дов деятельности.

В качестве предмета социологии духовной жизни высту­пают структурные компоненты духовной жизни: духовные по­требности, духовная деятельность, духовное потребление, соци­альные институты, их субъекты, средства, органы управления, духовные отношения и общение, конкретные черты и проявления этих структурных компонентов, выражающиеся как в количест­венных, так и в качественных признаках.

К настоящему времени энциклопедический социологический словарь под редакцией Г. В. Осипова предлагает в целом устояв­шуюся позицию по этому вопросу и определяет духовную жизнь общества как относительно самостоятельную область общест­венной жизни, основу которой составляют специфические виды специализированной духовной деятельности и общественных от­ношений, регулирующих духовную деятельность и функциони­рование общественного сознания.

Духовная жизнь, выступает в двух качествах. Во-первых, она является реальным процессом жизне­деятельности людей, одним из основных ее типов. Она включа­ется во все социальные процессы. Чтобы иметь необходимые материальные средства для жизни, люди занимаются матери­ально-производственной деятельностью. Но как сознательные существа они не могут не удовлетворять и свои духовные по­требности, поэтому осуществляют производство сознания, всту­пают в духовное общение. Они, следовательно, живут и матери­ально, и духовно. Во-вторых, выступает и как относительно самостоятельная специфическая сфера жизни общества. Сферами жизни общества являются социальные образования, включающие в свое содержание прежде всего те или иные виды материальной и духовной деятельности, общественные отношения как формы деятельности и общественные потребности, обусловливающие деятельность людей.

Соотнося понятие духовной сферы с сознанием общества, образно можно это представить так: сознание общества - это ткань, на которой вышивают свои узоры духовная сфера, а через нее - и все другие сферы общества. Сознание общества свиде­тельствует о функционировании духовного производства, о дея­тельности социальных институтов, занятых разработкой идей и взглядов и их распространением, о духовных потребностях и их удовлетворении, о противоречиях в духовной сфере и т. д.

Таким образом, духовная жизнь общества по своей сути есть реальный процесс существования людей, а по своему осу­ществлению - способ общественной жизнедеятельности и отно­сительно самостоятельная сфера, связанная с производством и распространением сознания, духовных ценностей и удовлетво­рением духовных потребностей людей. Данное определение не является единственным и исчерпывающим, но оно в лаконичной форме охватывает наиболее общие и существенные черты ду­ховной жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: