В учебнике «Социология» под редакцией П. Д. Павленка объектом социологии духовной жизни названа вся совокупность духовных, идеальных образований: мысли, идеи, теории, взгляды, убеждения, верования, художественные образы, традиции, обычаи, трудовые навыки и т. д., вырабатываемые в процессе многообразных видов деятельности - научной, образовательной, воспитательной, религиозной, художественной и др.
В результате духовной деятельности происходит производство и распространение духовных образований. Раз существует деятельность, значит, существуют субъекты этой деятельности. Духовную деятельность осуществляют специально подготовленные кадры - религиозные, художественные, научные, идеологические, педагогические и т.д. В своей деятельности субъекты используют особые средства: язык, специальную терминологию, понятия, образы, методы. Вся сфера духовной деятельности имеет особое управление - специальные министерства, комитеты, отделы. Организационно-управленческая деятельность направлена на выработку наилучших условий для развития духовной сферы.
|
|
Таким образом, объект социологии духовной жизни - это вся сфера общества, в которой производятся, развиваются, совершенствуются, преобразуются те виды потребностей и интересов, те виды деятельности, которые направлены на достижение духовных целей человека и общества.
По-другому представлен объект социологии духовной жизни в учебном пособии «Социология» Ж. Т. Тощенко. Социология духовной жизни представлена как понятие собирательное, и объект ее изучения делится на несколько относительно самостоятельных объектов. По мнению автора, структурные элементы или подсистемы духовной сферы состоят из таких относительных самостоятельных социологических теорий, как социология образования, науки, культуры, СМИ, религии, искусства, коммуникации, каждая из которых имеет достаточно четкие критерии своего обособления и свой собственный объект исследования.
Несколько другого подхода придерживается О. Н. Козлова. В ее понимании духовная жизнь предстает эпицентром социальной жизни. Дух, сила духа выступают в данном случае ядром всего социального, главным источником социальной энергии. Она считает, что объектом социологии духовной жизни является то пространство воспроизводства социальной жизни, в котором возникает собственно социальное - духовная энергия, духовная жизнь, образуемая социальными взаимодействиями.
При таком подходе социология духовной жизни выступает инициатором пересмотра базовых целей как социальной практики, так и социальной рефлексии - социологии: вместо цели властвовать, управлять силой денег или знания оформляется цель саморазвития и оптимальной ориентации в этом процессе.
|
|
Объект социологии духовной жизни, как видно, чрезвычайно сложный, текучий, изменчивый и, что особенно важно, многогранный, с множеством оттенков и тонов. Представить его более или менее наглядно довольно сложно, поэтому чаще всего ученые ограничиваются в своих исследованиях несколькими аспектами, потому что невозможно объять необъятное. По их мнению, духовная жизнь как целостность может быть изучена лишь в результате многочисленных самостоятельных исследований, касающихся отдельных областей, сторон, элементов и уровней духовной жизни.
Поэтому, определяя объект и тем более предмет социологии духовной жизни, нельзя ждать полной однозначности. С учетом рассмотренных подходов под объектом социологии духовной жизни будем понимать ту часть жизни общества, в которой производится, хранится, распределяется и потребляется вся совокупность духовных, идеальных образований: мысли, идеи, теории, взгляды, убеждения, верования, художественные образы, традиции, обычаи, трудовые навыки, идеальные смыслы социальных субъектов и т. д., вырабатываемые в процессе многообразных видов деятельности.
В качестве предмета социологии духовной жизни выступают структурные компоненты духовной жизни: духовные потребности, духовная деятельность, духовное потребление, социальные институты, их субъекты, средства, органы управления, духовные отношения и общение, конкретные черты и проявления этих структурных компонентов, выражающиеся как в количественных, так и в качественных признаках.
К настоящему времени энциклопедический социологический словарь под редакцией Г. В. Осипова предлагает в целом устоявшуюся позицию по этому вопросу и определяет духовную жизнь общества как относительно самостоятельную область общественной жизни, основу которой составляют специфические виды специализированной духовной деятельности и общественных отношений, регулирующих духовную деятельность и функционирование общественного сознания.
Духовная жизнь, выступает в двух качествах. Во-первых, она является реальным процессом жизнедеятельности людей, одним из основных ее типов. Она включается во все социальные процессы. Чтобы иметь необходимые материальные средства для жизни, люди занимаются материально-производственной деятельностью. Но как сознательные существа они не могут не удовлетворять и свои духовные потребности, поэтому осуществляют производство сознания, вступают в духовное общение. Они, следовательно, живут и материально, и духовно. Во-вторых, выступает и как относительно самостоятельная специфическая сфера жизни общества. Сферами жизни общества являются социальные образования, включающие в свое содержание прежде всего те или иные виды материальной и духовной деятельности, общественные отношения как формы деятельности и общественные потребности, обусловливающие деятельность людей.
Соотнося понятие духовной сферы с сознанием общества, образно можно это представить так: сознание общества - это ткань, на которой вышивают свои узоры духовная сфера, а через нее - и все другие сферы общества. Сознание общества свидетельствует о функционировании духовного производства, о деятельности социальных институтов, занятых разработкой идей и взглядов и их распространением, о духовных потребностях и их удовлетворении, о противоречиях в духовной сфере и т. д.
Таким образом, духовная жизнь общества по своей сути есть реальный процесс существования людей, а по своему осуществлению - способ общественной жизнедеятельности и относительно самостоятельная сфера, связанная с производством и распространением сознания, духовных ценностей и удовлетворением духовных потребностей людей. Данное определение не является единственным и исчерпывающим, но оно в лаконичной форме охватывает наиболее общие и существенные черты духовной жизни.