Понятие и стадии

Отчет об исполнении бюджета.

Стадия исполнения бюджета.

Порядок утверждения и рассмотрения бюджетов.

Порядок составления бюджета.

Участники бюджетного процесса и их компетенция.

Понятие, стадии.

---

Бюджетный процесс, как любой иной юр. процесс представляет собой деятельность обеспечивающую реализацию материально-правовых норм, т.е. бюджетный процесс выполняет служебную роль по отношению к материальному бюджетному праву при этом отмечается, что это юридический процесс, обслуживающий формирование и исполнение единственного закона, а именно закона «О бюджете на предстоящий финансовый год и плановый период». Бюджетный процесс осуществляется на всех уровнях бюджетной системы страны при этом основы его регулирования заложены в части 3 БК РФ, а соответственно особенности определяются в нормативных актах субъектов РФ и муниципальных образованиях. БК РФ закрепляет понятие бюджетного процесса в ст. 6. И в соответствии с ней бюджетный процесс это регламентируемая законодательством, деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, бюджетной системы, утверждению и исполнению бюджетов бюджетной системы по контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению внешней проверки, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

Стадии:

Традиционно в бюджетном процессе выделяют 4 основные стадии:

1) Стадия составления проекта бюджета (на этой стадии бюджет формируется как единый, сбалансированный финансовый план, представляющий собой комплексный документ, имеющий правовую форму);

2) Стадия рассмотрения и утверждения бюджета (на этой стадии финансовый план определенной территории приобретает общеобязательную силу и обретает правовую форму);

3) Стадия исполнения бюджета (здесь происходит реализация бюджета в реальных экономических отношениях);

4) Стадия подготовки рассмотрения и утверждения отчета об исполнении бюджета (на данной стадии бюджет получает официальный статус исполненного либо неисполненного, важную роль в этой стадии играют контрольно-счетные органы и законодательные, представительные органы).

Данные 4 стадии образуют т.н. бюджетный цикл, он длится 3,5 года, как правило. Порядок, предполагающий последовательность стадий является неизменным. Кроме стадий бюджетного процесса выделяют «специальные производства». Во-первых, это контрольное производство (оно представляет собой государственный и муниципальный финансовый контроль в бюджетной сфере, осуществляемый как органами исполнительной власти, так и контрольно-счетными органами), во-вторых, это производство по изменению бюджетных показателей (по времени данное производство совпадает со стадией исполнения бюджета, однако по характеру оно ближе к первой и второй стадии, т.к. в данном случае соответствующие органы разрабатывают и утверждают изменения, вносимые в бюджетные показатели), в-третьих, это производство по применению мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства.

Таким образом, бюджетный процесс это сложная разноплановая деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, которая всесторонне обеспечивает реализацию актов о бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Принципы бюджетного процесса найти самостоятельно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: