Проблема организации физической активности учащихся, профилактики гиподинамии

Поддержание и укрепление физического здоровья учащихся на­прямую связано сих двигательной активностью. Учебные перегруз­ки школьников, заставляющие их часами просиживать над тетра­дями и книгами, процесс интенсификации обучения, увлечение ком­пьютерными играми, Интернетом и видеофильмами, недостаток воз­можностей для занятий физкультурой и спортом — вот главные при­чины малоподвижного (а значит, нездорового) образа жизни, рас­пространения, особенно среди городских школьников, гиподинамии. Это приводит к задержке роста и развития, снижению адаптацион­ных возможностей организма школьников, общему ухудшению со­стояния здоровья.

В целях профилактики этих состояний школа должна обратить самое пристальное внимание на следующее.

1. Количество уроков физкультуры. Даже увеличение их числа в учебных планах с двух уроков в неделю до трех принципиально не решает проблемы. С точки зрения интересов здоровья учащихся, урок физкультуры должен быть в расписании всех классов ежед­невно! Понятно, что в ближайшие годы это едва ли недостижимо...

2. Содержание и организация уроков физкультуры. Принципи­альна разница во влиянии на физическое развитие и здоровье ре­бенка уроков, проводимых с целью «чем-то занять ребят» и добить­ся, чтобы они сдали нормативы физической подготовки, и уроков, нацеленных на решение основной задачи — сформировать культу­ру физического здоровья, привить интерес к занятиям физкульту­рой, дать школьникам почувствовать ощущение «телесной радос­ти», мотивировать их на заботу о своем здоровье средствами физи­ческой культуры. Примеров подобных замечательных уроков физ­культуры немало в каждом регионе страны — важно, чтобы таки­ми стали все уроки, формирующие физическое здоровье подрастаю­щего поколения.

3. Использование возможностей дополнительной физической на­грузки (разминки) учащихся в рамках учебного дня путем проведе­ния на каждом уроке физкультминуток, физкультпауз между уро­ками, грамотной организаций перемен, позволяющей ученикам ком­пенсировать статическую нагрузку урока.

4. Создание условий для занятий школьников физкультурой и спортом во внеурочное время: организация бесплатных секций; пре­доставление возможностей самостоятельно заниматься в спортзале; обустройство школьных спортплощадок; аренда (абонементы) бас­сейна; организация турпоходов и т.п.

5. Связь между возникновением гиподинамии и авторитарным стилем ведения урока. Ужесточение дисциплины, запрещение «лиш­них» телодвижений учащихся, сама психологическая атмосфера на уроке приводят к фиксации неудобных статических поз, сокраще­нию мелких разминочных телодвижений, постепенному формиро­ванию мышечных «зажимов».

6. Влияние школы на образ жизни своих учеников, выбор ими форм проведения досуга, контакт в этой связи с родителями учащихся.

На внутришкольном уровне тесно взаимосвязаны в этом аспек­те экономические и организационные аспекты. От управления об­разованием и директора школы зависит объем средств, направлен­ных на оборудование спортзалов, спортплощадок, закупку трена­жеров, спортинвентаря, строительство или аренду бассейна, допол­нительного спортзала, а также на выделение зарплаты учителям физкультуры и тренерам, готовым заниматься со школьниками во внеурочное время. С этим тесно связана и задача рационального ис­пользования разнообразных форм и методов физического воспита­ния для достижения оптимальной двигательной активности, соот­ветствующих научно обоснованным физиологическим и гигиеничес­ким нормативам.

Должна быть обеспечена максимальная загрузка спортзалов, обязательное введение 3-4-х уроков физкультуры в неделю, правиль­ное встраивание их в расписание уроков, проведение динамических пауз, подвижных игр и танцев на большой перемене, физкультми­нуток на всех уроках, работа спортивных секций, проведение заня­тий по общефизической подготовке школьников, особенно учащих­ся группы риска. Много возможностей для решения этой проблемы предоставляется во внеурочное время: проведение дней здоровья, школьных и городских соревнований, олимпиад, физкультурно-­спортивных праздников, организация летних лагерей-сборов, тур­походов, включающих информационно-познавательные программы по экологии и здоровому образу жизни, и многое другое. В подготов­ке и проведении этих мероприятий активное участие обычно прини­мают преподаватели ОБЖ, так как многие темы данного предмета находят здесь свою реализацию.

С медико-профилактическими аспектами связано обеспечение гигиенических условий в спортзалах, медицинский контроль за про­ведением занятий физкультурой, разделение учащихся на группы допуска к занятиям физкультурой, профилактика спортивного травматизма и переохлаждения учащихся (особенно во время зим­них занятий на свежем воздухе), проведение программ закалива­ния школьников во время уроков физкультуры и работы спортив­ных секций, организация и контроль за работой секций ЛФК и дру­гих занятий лечебно-реабилитационной направленности с больны­ми детьми во внеурочное время и параллельно с обычными уроками физкультуры.

Задача воспитательной работы — показать школьникам при­влекательность здоровья как условия физической красоты и совер­шенства, сформировать у них потребность в регулярных занятиях, направленных на укрепление здоровья и самосовершенствование. Большую роль здесь играет личный пример педагогов, нередко рази­тельно контрастирующий с тем, к чему они призывают (с единствен­ным позитивным примером учителя физкультуры). Например, не только оздоровительный, но и воспитательный эффект окажет со­вместное проведение (детей с учителями) 5-минутного комплекса утренней гимнастики в начале первого урока.

Учебно-информационные аспекты включают как корректиров­ку содержания уроков физкультуры, обеспечение их направленнос­ти на физическое развитие и укрепление здоровья, а не на подготов­ку учащихся к сдаче норм, так и интеграцию этих вопросов в содер­жание программ других предметов (задачи и упражнения по матема­тике, физике, химии, исторические и литературные примеры, соот­ветствующие тексты на иностранном языке).

Для правильного решения этой проблемы важен учет индивиду­альных особенностей школьников. Это касается не только класси­фикации их по разным группам здоровья, но и учета антропологи­ческих характеристик, интересов и склонностей заниматься тем или иным видом спорта. Кроме того, многие подростки связывают с за­нятиями физкультурой надежду на исправление своих физических дефектов, недостатков (часто преувеличенных). Задача учителя физ­культуры — помочь реализоваться этим надеждам, продемонстри­ровав тем самым огромные возможности регулярных занятий оздо­ровительной физкультурой.

Внешкольная сторона решения этой проблемы связана как с по­зицией родителей школьника, ситуацией в его семье, образом жиз­ни, который в ней принят, материальными возможностями родите­лей, так и с предоставлением школьникам возможностей посещать стадионы, городские спортзалы, бассейны, катки и т.п. Группе уча­щихся, которые, по сведениям социального педагога и классных ру­ководителей, не имеют возможностей физически активно организо­вывать свой досуг, но стремятся к этому, школа должна предоста­вить преимущественное право посещения спортзала во внеурочное время.

На государственном уровне, начиная с 2002 г., предпринима­ются последовательные шаги по восстановлению той роли физичес­кой культуры и спорта в стране, которая была в советское время. Свою «лепту» в эти процессы должны внести и школы. Например, совместная разработка учителями и учащимися проектов превраще­ния родного города в «город здоровья и спорта», создания в школе «Центра подготовки гармонично развитых людей» и т.п., публика­ция этих проектов, выступления на конференциях и другие формы «продвижения» своих идей и разработок, способные оказать влия­ние на городскую администрацию, а также послужить действенным воспитательным фактором для школьников.

Проведение этой работы на всех уровнях должно сопровождать­ся отслеживанием данных мониторинга, диагностическое наполне­ние которого достаточно хорошо разработано в отечественной физи­ологии и спортивной медицине.

Проблема питания школьников во время их пребывания в образовательном учреждении

С невозможностью школьников получать полноценное, в том числе горячее, питание в своих школах, особенно при пребывании в группах продленного дня, специалисты во многом связывают небла­гополучие здоровья учащихся. Поэтому решение данной проблемы с полным основанием можно рассматривать как здоровьесберегающую технологию, дополняющую образовательные технологии сохране­ния и укрепления здоровья учащихся.

Организационные аспекты этой проблемы включают:

1) рациональную организацию работы школьной столовой, в которой учащиеся и учителя могли бы спокойно, в комфор­тных условиях поесть с удовольствием и пользой для здоро­вья. Сдвиг расписания уроков по классам позволяет в тече­ние 2 часов накормить обедом несколько сот школьников. Ограничение связано лишь с уроками физкультуры, перед которыми школьникам не рекомендуется обедать;

2) эстетическое оформление столовой, имеющее большое вос­питательное значение. Задачу сделать столовую не только чистой, но и красивой целесообразно вменять в обязаннос­ти специальным дежурным, а проекты такого оформления, периодически меняющегося, могут быть результатом твор­ческой работы группы старшеклассников на уроках или факультативах. Можно объявить творческий конкурс с призами для победителей. Хорошим дополнением к инте­рьеру служит и тихая музыка в течение всего времени обе­да. И здесь найдется немало старшеклассников, которые с радостью возьмут на себя подбор репертуара и техническое обеспечение;

3) корректировку ассортимента товаров в школьном буфете. Если по коммерческим соображениям из буфетов нельзя уда­лить чипсы, жареные пирожки, «Фанту», «Пепси-колу» и т.п. товары, любимые многими школьниками, но безуслов­но вредно действующие на пищеварительную систему и об­мен веществ, то надо, по крайней мере, предоставить уча­щимся выбор между этими продуктами и фруктами, овоща­ми, полезными напитками (соки, квас, минеральная вода). Школьникам надо специально разъяснить, что материаль­ные затраты на пачку чипсов и яблоко, например, одинако­вы, а воздействие на здоровье противоположное. Школь­ный буфет — одна из возможностей для учащихся закре­пить на практике те знания, которые получены на уроках культуры здоровья и им подобных;

4) организацию специального питания для учащихся с забо­леваниями, требующими диеты;

5) предоставление возможности детям, приносящим еду из до­ма, перекусить в подобающих гигиенических условиях;

6) обеспечение школы питьевой водой, прошедшей необхо­димую дополнительную фильтрацию. Особенно это каса­ется воды, которую школьники пьют некипяченой. В боль­шинстве регионов страны в школах необходим запрет на питье воды непосредственно из-под крана, но с одновре­менным предоставлением возможности бесплатно получать качественную питьевую воду (установка баков с питьевой водой, качество которой регулярно проверяется СЭС).

Медико-гигиенические аспекты решения этой проблемы вклю­чают вопросы контроля за гигиеническим состоянием пищеблока, ассортиментом и составом блюд, исходными продуктами (полуфаб­рикатами) — их качеством, свежестью. Разумным инициативам ад­министрации школы по внедрению в организацию питания школь­ников новых рекомендаций и передового опыта нередко препятствуют врачи Госсанэпиднадзора, руководствующиеся строгими норма­тивными требованиями многолетней давности. Администрация дол­жна пытаться найти с ними общий язык, получить поддержку от научных учреждений, управления образованием, чтобы с пользой для детей решить некоторые «законсервированные» проблемы. Де­тям с заболеваниями пищеварительной системы должны быть обес­печены условия питания в соответствии с рекомендациями врача.

Воспитательные задачи педагогического коллектива связаны с формированием у школьников культуры поведения за столом, в чем учителя сами должны быть наглядным примером. «Не торопиться, направить свои мысли на еду, не отвлекаться на излишние разгово­ры, настроить себя на добрые, радостные эмоции» и т.п. правила с первых классов должны быть твердо закреплены в сознании детей и подростков и воспроизводиться на практике при каждом посещении столовой.

Учебно-информационные аспекты связаны с отбором информа­ции о правильном, рациональном питании, которую учащиеся дол­жны получать в течение всего периода обучения в школе как на уро­ках по специальным предметам (культуре здоровья, валеологии), так и в соответствующих разделах ОБЖ, биологии, химии. Это одна из тем, ко­торую нужно использовать в качестве связующего звена между по­лучаемыми на уроках знаниями и организацией питания дома.

С учетом индивидуальных особенностей учащихся должны быть соблюдены требования к питанию больных и отнесенных к группам риска детей. Кроме того, желательно по возможности предоставлять школьникам выбор блюд, гарниров, что обеспечивает не только фор­мирование у них большей ответственности за свой выбор, но и эко­номию пищевых продуктов, так как в результате остается меньше пищевых отходов.

Кадровые аспекты работы связаны с повышением грамотности педагогов в вопросах рационального питания. Для этого реализуют­ся образовательно-просветительские программы, вызывающие ин­терес педагогов еще и потому, что многие из них пытаются избавить­ся от излишней полноты и ряда недугов, связанных с плохим обме­ном веществ и заболеваниями желудочно-кишечного тракта. Спе­циалистов и литературы на эту тему сейчас много — важно не ока­заться «в плену» у кого-то из представителей фирм, распространяю­щих пищевые добавки и подменяющих научные данные рекламой своей продукции. Необходимо также обеспечить должный уровень подготовки персонала пищеблока, чтобы педагоги могли совместно с поварами решать организационные вопросы.

Экономические аспекты — обеспечение финансовой поддержки вышеперечисленных позиций, а также горячего питания всем де­тям, особенно из малоимущих семей.

Для закрепления на внешкольном уровне тех знаний и привычек правильного питания, которые формирует школа, необходим кон­такт с родителями учащихся и консультации для некоторых школь­ников, самостоятельно организующих свое питание вне школы. Хороший результат дает приглашение родителей на уроки техноло­гии, кулинарного мастерства, организация конкурсов на «лучшее блюдо, приготовленное дома». Чтобы исключить фактор материаль­ного неравенства детей, условия конкурса должны акцентировать внимание не на использовании деликатесов и дороговизне исходных продуктов, а на выдумке, изобретательности юных кулинаров, на соответствии приготовленных блюд гигиеническим и эстетическим требованиям.

На государственном уровне от школ требуется содействие Ми­нистерства образования, депутатов, общественности, выступающих за целевую финансовую поддержку организации полноценного и го­рячего питания для всех детей во время их пребывания в школе.

Мониторинг достигаемых результатов проводится по сравни­тельной численности детей, получающих в школе горячее питание, показателям заболеваемости пищеварительной системы и наруше­ния обмена веществ учащихся, данным анкетных опросов самих школьников и «экспертов» из числа учителей, специалистов школы и родителей учащихся.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: