В последние несколько лет этой проблеме посвящается все больше работ — научных, учебно-методических, публицистических, популярных. Заметно вырос профессиональный уровень специалистов, работающих в этом направлении, научная обоснованность и эффективность используемых программ. Но параллельно возросла и актуальность проблемы, обусловленная ростом числа людей, главным образом детей, подростков, молодежи, употребляющих одурманивающие (психоактивные) вещества, вовлеченных в деятельность различных сект и тоталитарных сообществ, т.е. сохраняется тенденция к росту числа россиян, ставших зависимыми от химических или социально-психологических факторов. Вопросам профилактики зависимостей в образовательной среде целиком посвящен один из разделов второй части книги. Здесь же мы обрисуем только общий контур работы, связывающий эту проблему со здоровьесберегающими технологиями, тезисно перечислим основные уровни противостояния школы этой страшной угрозе всей цивилизации.
|
|
На внутришкольном уровне определяющими являются организационные аспекты: координация отдельных форм, методов, направлений работы, объединение их в единое целое. Главная задача в этой связи — создание в школе обстановки, психологического климата нетерпимости к употреблению любых видов психоактивных веществ (ПАВ), формирование альтернативной «моды» на здоровый образ жизни, гордости за свою способность противостоять этим соблазнам. С этой целью проводятся различные классные и общешкольные мероприятия: тематические вечера, конкурсы, викторины, дни здоровья, широко используются средства наглядной агитации. Но все это должно: а) быть гармонично и системно встроено в общешкольную программу противодействия распространению вредных привычек; б) осуществляться психологически грамотно, не «в лоб», с доминирующей позитивной ориентацией (не «против вредных привычек», а «за полезные привычки»; не «против наркотиков», а «за счастливую жизнь и крепкое здоровье» и т.п., иначе легко перейти грань, когда профилактический эффект замещается стимулирующим, что нередко и происходит); в) не опускаться до уровня худших образцов советского санпросвета — формального и глупого, а потому совершенно неэффективного. Необходимо исключить возможность распространения в школе и вокруг нее наркотиков, стараться пресекать курение учащихся.
Отдельная задача — защитить учащихся от пропаганды различных религиозных сект и экзистенциальных тоталитарных движений («дианетиков», «кришнаитов», «баптистов», «мунистов», различных «братств» и т.п.), от «добровольно-принудительного» вовлечения детей в деятельность религиозных конфессий. С этих же позиций можно рассматривать профилактику правонарушений подростков, так как часто правонарушения и преступления совершаются в организованной группе, чему предшествует этап попадания в психологическую зависимость от лидеров криминальных сообществ.
|
|
Отвечает за организацию работы в этом направлении и ее результаты директор школы.
Медико-профилактические аспекты решения данной проблемы обеспечивают медицинские работники школы. В их задачу входит выявление (в рамках закона!) учащихся, употребляющих наркотические вещества и токсиканты; решение (совместно с родителями) вопроса об их лечении и реабилитации; совместно с администрацией школы решение вопроса о допустимости посещения ими общеобразовательной школы. В настоящее время в продаже появились диагностические комплекты, позволяющие легко и быстро, используя небольшое количество мочи человека, определить, употреблял ли он в последнее время наркотики, а если — да, то из какой группы. Принятие решения о проведении такой процедуры в старших классах может быть подготовлено Советом школы. Для многих подростков это будет иметь и воспитательное значение.
Учитывая степень распространения наркозависимости и злоупотребления алкоголем, необходимо предусмотреть возможность оказания учащемуся в медицинском кабинете школы соответствующей первой помощи, что требуется все чаще и чаще.
Наконец, поскольку отравление алкоголем, токсическими препаратами, наркомания являются заболеваниями, школьный врач должен на консультационном уровне обеспечить и сопровождать все школьные программы по этой проблематике, не являясь, однако, их главным идеологом (иначе неизбежен неоправданный медицинский уклон всей работы).
Воспитательные аспекты стратегически самые важные. Именно от них зависит формирование в школе среды, способствующей или противодействующей распространению курения, наркотиков, употребления алкоголя. Важно осознавать, что нейтрального варианта нет: если активно и целенаправленно не формируется анти- наркотическая среда, неизбежно, рано или поздно, произойдет «заволакивание» школы одурманивающими веществами. Подчеркнем, что это задача не только социального педагога и классных руководителей, а всех педагогов, всего педагогического коллектива, от которых требуются грамотные и слаженные действия, направленные на воспитание у каждого школьника психологического иммунитета к употреблению ПАВ. Причем эту работу следует проводить в одном ключе, хотя воздействия на учащегося должны осуществляться с разных сторон. Таким образом, у него должно быть выработано представление (внутренняя психологическая картинка), что у всех значимых в школе людей однозначно негативное отношение к употреблению ПАВ. Поэтому особое внимание необходимо направить на лидеров ученических сообществ, входящих в референтные группы учащихся, ибо от их позиции (даже в большей степени, чем от учителей) зависит воспитательный эффект всех усилий.
Успешным результатом такой работы станет твердая установка у каждого школьника на отказ от приема наркотиков, вступления в различные секты и противоправные сообщества, негативное отношение к курению, употреблению алкоголя (в том числе пива).
Задача, связанная с учебно-информационными аспектами, — обеспечить всех учащихся, в каждом классе — с первого по выпускной — необходимой и соответствующей возрасту информацией, позволяющей избежать неосторожных и рискованных шагов (прием наркотиков из любопытства), четко представлять опасность попадания как в химическую, так и в социально-психологическую зависимость, вероятные последствия этого как для здоровья, так и для всей жизни, т.е. необходимо сформировать у подростков психологические компетенции, позволяющие им успешно отказаться от соблазнительных предложений сигареты, алкоголя, наркотиков, владеть приемами и технологиями копинг-преодолевающего поведения, так как именно трудные, стрессогенные жизненные ситуации часто толкают к приему одурманивающих веществ и т.п.
|
|
К настоящему времени разработано немало достаточно эффективных программ для разных классов по проблемам профилактики вредных привычек и наркозависимости. Важно понимать, что для их реализации требуется не столько медицинский, сколько психолого-педагогический профессионализм, владение приемами и технологиями превентивной работы с учащимися разных классов.
Учитывая распространившуюся за последние годы порочную практику ограничения работы по этой проблематике проведением отдельных занятий недостаточно подготовленными учителями, врачами, тем более медицинскими сестрами, подчеркнем фундаментальное положение, которого следует придерживаться при планировании и осуществлении учебной работы в этой области: «Лучше вообще не проводить антинаркотическую работу, чем доверять ее неподготовленным людям (даже имеющим диплом педагога)».
Из вышеизложенного вытекают и задачи, связанные с кадровыми аспектами. Если для проведения воспитательной работы всеми учителями достаточно общепедагогической профессиональной подготовки (к сожалению, и она не всегда присутствует!), то для проведения тематических учебных занятий необходимо, чтобы учитель прошел специальный курс подготовки (в рамках получения специализации по ОБЖ, валеологии, культуре здоровья, правоведению). Это же касается и социальных педагогов, медиков, психологов, завучей по воспитательно-оздоровительной работе, на которых ложится основная ответственность за содержание проводимых в школах профилактических программ. В настоящее время лишь на нескольких факультетах вузов страны студентов целенаправленно обучают технологиям превентивной работы со школьниками.
|
|
Экономические аспекты решения проблемы связаны с материальными затратами на приобретение диагностических комплектов и диагностику, проведение массовых тематических мероприятий, а также с защитой территории школы от проникновения наркодилеров. Но главное и самое эффективное вложение средств — в подготовку кадров и повышение компетентности и квалификации в этих вопросах всех педагогов и специалистов школы.
Значительная часть задач, связанных с решением этой проблемы, неизбежно переносится на уровень внешкольной работы. Без взаимопонимания и помощи семьи добиться заметного результата сложно, часто — просто невозможно. Кроме того, нередко семья подростка сама оказывается главным источником опасности для своего ребенка: начиная с самой безобидной вредной привычки, реально угрожающей здоровью, — табакокурения, пример которого родители подают своим детям, и заканчивая приобщением своих детей к потреблению алкоголя, наркотиков, вовлечения их в деятельность религиозных сект и тоталитарных сообществ. Задача филигранной сложности, стоящая при этом перед учителями (главным образом — перед социальными педагогами и классными руководителями), — помочь подростку выстроить взвешенную позицию своих взаимоотношений с «проблемными» родителями, позволяющую ему, принимая своих родителей в целом, критически и дистанцированно относиться к их вредным привычкам и зависимостям. (По содержанию и методам это — психокоррекционная, психотерапевтическая работа, причем очень квалифицированная. Пока лишь немногие школы работают над решением проблем коррекции взаимоотношений своих воспитанников с их родителями.)
Просвещение родителей по вопросам вредных привычек и зависимостей базируется на фундаменте существующей у большинства из них мотивации заботы о здоровье своих детей, оправданного беспокойства о риске приобщения их ребенка к наркотикам. Необходимо, чтобы родители понимали, что делает школа, а учителя знали, в чем и на кого из родителей учащихся они могут положиться.
На общегосударственном уровне школа может принимать участие в выработке норм и традиций в обществе, исключающих употребление наркотиков, злоупотребление алкоголем, в формировании тенденции к отказу от использования каких-либо одурманивающих средств, ведении здорового образа жизни.
От школ как центров социокультурной политики своего района, города в немалой степени зависит принятие правоохранительными органами действенных мер по ликвидации известных очагов наркоторговли (цыганские семьи и таборы, кавказские, негритянские группировки), привлечение к ответственности лиц, пособничающих наркоторговцам. Для этих целей можно использовать средства массовой информации, возможности родителей учащихся, проводить массовые акции городского масштаба, дающие общегосударственный эффект, а также оказывающие (при правильной их организации) мощное воспитательное воздействие на школьников.
Отслеживание достигаемых результатов проводится в следующих вариантах: 1) по динамике случаев констатации употребления наркотиков учащимися, фактов курения в школе и тому подобных «ЧП»; 2) по сравнительным результатам анонимного анкетирования учащихся по вопросам, связанным с отношением к одурманивающим веществам, в специальных анкетах, или группе вопросов (в общих анкетах), касающихся проблем здоровья; 3) поданным опросов «экспертов» (учителей, специалистов школы, родителей учащихся) о распространении в школе вредных привычек, динамике происходящих изменений.