Проблема вредных привычек и зависимостей учащихся

В последние несколько лет этой проблеме посвящается все боль­ше работ — научных, учебно-методических, публицистических, по­пулярных. Заметно вырос профессиональный уровень специалистов, работающих в этом направлении, научная обоснованность и эффек­тивность используемых программ. Но параллельно возросла и акту­альность проблемы, обусловленная ростом числа людей, главным образом детей, подростков, молодежи, употребляющих одурмани­вающие (психоактивные) вещества, вовлеченных в деятельность различных сект и тоталитарных сообществ, т.е. сохраняется тен­денция к росту числа россиян, ставших зависимыми от химических или социально-психологических факторов. Вопросам профилакти­ки зависимостей в образовательной среде целиком посвящен один из разделов второй части книги. Здесь же мы обрисуем только общий контур работы, связывающий эту проблему со здоровьесберегающи­ми технологиями, тезисно перечислим основные уровни противосто­яния школы этой страшной угрозе всей цивилизации.

На внутришкольном уровне определяющими являются органи­зационные аспекты: координация отдельных форм, методов, направ­лений работы, объединение их в единое целое. Главная задача в этой связи — создание в школе обстановки, психологического климата нетерпимости к употреблению любых видов психоактивных веществ (ПАВ), формирование альтернативной «моды» на здоровый образ жизни, гордости за свою способность противостоять этим соблаз­нам. С этой целью проводятся различные классные и общешколь­ные мероприятия: тематические вечера, конкурсы, викторины, дни здоровья, широко используются средства наглядной агитации. Но все это должно: а) быть гармонично и системно встроено в обще­школьную программу противодействия распространению вредных привычек; б) осуществляться психологически грамотно, не «в лоб», с доминирующей позитивной ориентацией (не «против вредных при­вычек», а «за полезные привычки»; не «против наркотиков», а «за счастливую жизнь и крепкое здоровье» и т.п., иначе легко перейти грань, когда профилактический эффект замещается стимулирую­щим, что нередко и происходит); в) не опускаться до уровня худших образцов советского санпросвета — формального и глупого, а пото­му совершенно неэффективного. Необходимо исключить возмож­ность распространения в школе и вокруг нее наркотиков, стараться пресекать курение учащихся.

Отдельная задача — защитить учащихся от пропаганды различ­ных религиозных сект и экзистенциальных тоталитарных движе­ний («дианетиков», «кришнаитов», «баптистов», «мунистов», раз­личных «братств» и т.п.), от «добровольно-принудительного» во­влечения детей в деятельность религиозных конфессий. С этих же позиций можно рассматривать профилактику правонарушений под­ростков, так как часто правонарушения и преступления совершают­ся в организованной группе, чему предшествует этап попадания в психологическую зависимость от лидеров криминальных сообществ.

Отвечает за организацию работы в этом направлении и ее резуль­таты директор школы.

Медико-профилактические аспекты решения данной проблемы обеспечивают медицинские работники школы. В их задачу входит выявление (в рамках закона!) учащихся, употребляющих наркоти­ческие вещества и токсиканты; решение (совместно с родителями) вопроса об их лечении и реабилитации; совместно с администрацией школы решение вопроса о допустимости посещения ими общеобра­зовательной школы. В настоящее время в продаже появились диаг­ностические комплекты, позволяющие легко и быстро, используя небольшое количество мочи человека, определить, употреблял ли он в последнее время наркотики, а если — да, то из какой группы. Принятие решения о проведении такой процедуры в старших клас­сах может быть подготовлено Советом школы. Для многих подрост­ков это будет иметь и воспитательное значение.

Учитывая степень распространения наркозависимости и злоупот­ребления алкоголем, необходимо предусмотреть возможность ока­зания учащемуся в медицинском кабинете школы соответствующей первой помощи, что требуется все чаще и чаще.

Наконец, поскольку отравление алкоголем, токсическими пре­паратами, наркомания являются заболеваниями, школьный врач должен на консультационном уровне обеспечить и сопровождать все школьные программы по этой проблематике, не являясь, однако, их главным идеологом (иначе неизбежен неоправданный медицинс­кий уклон всей работы).

Воспитательные аспекты стратегически самые важные. Имен­но от них зависит формирование в школе среды, способствующей или противодействующей распространению курения, наркотиков, употребления алкоголя. Важно осознавать, что нейтрального вари­анта нет: если активно и целенаправленно не формируется анти- наркотическая среда, неизбежно, рано или поздно, произойдет «за­волакивание» школы одурманивающими веществами. Подчеркнем, что это задача не только социального педагога и классных руководи­телей, а всех педагогов, всего педагогического коллектива, от кото­рых требуются грамотные и слаженные действия, направленные на воспитание у каждого школьника психологического иммунитета к употреблению ПАВ. Причем эту работу следует проводить в одном ключе, хотя воздействия на учащегося должны осуществляться с разных сторон. Таким образом, у него должно быть выработано пред­ставление (внутренняя психологическая картинка), что у всех зна­чимых в школе людей однозначно негативное отношение к употреб­лению ПАВ. Поэтому особое внимание необходимо направить на лидеров ученических сообществ, входящих в референтные группы учащихся, ибо от их позиции (даже в большей степени, чем от учите­лей) зависит воспитательный эффект всех усилий.

Успешным результатом такой работы станет твердая установка у каждого школьника на отказ от приема наркотиков, вступления в различные секты и противоправные сообщества, негативное отно­шение к курению, употреблению алкоголя (в том числе пива).

Задача, связанная с учебно-информационными аспектами, — обеспечить всех учащихся, в каждом классе — с первого по выпуск­ной — необходимой и соответствующей возрасту информацией, по­зволяющей избежать неосторожных и рискованных шагов (прием наркотиков из любопытства), четко представлять опасность попа­дания как в химическую, так и в социально-психологическую зави­симость, вероятные последствия этого как для здоровья, так и для всей жизни, т.е. необходимо сформировать у подростков психоло­гические компетенции, позволяющие им успешно отказаться от соблазнительных предложений сигареты, алкоголя, наркотиков, владеть приемами и технологиями копинг-преодолевающего пове­дения, так как именно трудные, стрессогенные жизненные ситуации часто толкают к приему одурманивающих веществ и т.п.

К настоящему времени разработано немало достаточно эффек­тивных программ для разных классов по проблемам профилактики вредных привычек и наркозависимости. Важно понимать, что для их реализации требуется не столько медицинский, сколько психолого-педагогический профессионализм, владение приемами и тех­нологиями превентивной работы с учащимися разных классов.

Учитывая распространившуюся за последние годы порочную практику ограничения работы по этой проблематике проведением отдельных занятий недостаточно подготовленными учителями, вра­чами, тем более медицинскими сестрами, подчеркнем фундаменталь­ное положение, которого следует придерживаться при планирова­нии и осуществлении учебной работы в этой области: «Лучше вооб­ще не проводить антинаркотическую работу, чем доверять ее не­подготовленным людям (даже имеющим диплом педагога)».

Из вышеизложенного вытекают и задачи, связанные с кадровы­ми аспектами. Если для проведения воспитательной работы всеми учителями достаточно общепедагогической профессиональной под­готовки (к сожалению, и она не всегда присутствует!), то для прове­дения тематических учебных занятий необходимо, чтобы учитель прошел специальный курс подготовки (в рамках получения специа­лизации по ОБЖ, валеологии, культуре здоровья, правоведению). Это же касается и социальных педагогов, медиков, психологов, за­вучей по воспитательно-оздоровительной работе, на которых ложит­ся основная ответственность за содержание проводимых в школах профилактических программ. В настоящее время лишь на несколь­ких факультетах вузов страны студентов целенаправленно обучают технологиям превентивной работы со школьниками.

Экономические аспекты решения проблемы связаны с матери­альными затратами на приобретение диагностических комплектов и диагностику, проведение массовых тематических мероприятий, а также с защитой территории школы от проникновения наркодиле­ров. Но главное и самое эффективное вложение средств — в подго­товку кадров и повышение компетентности и квалификации в этих вопросах всех педагогов и специалистов школы.

Значительная часть задач, связанных с решением этой пробле­мы, неизбежно переносится на уровень внешкольной работы. Без взаимопонимания и помощи семьи добиться заметного результата сложно, часто — просто невозможно. Кроме того, нередко семья под­ростка сама оказывается главным источником опасности для своего ребенка: начиная с самой безобидной вредной привычки, реально угрожающей здоровью, — табакокурения, пример которого родите­ли подают своим детям, и заканчивая приобщением своих детей к потреблению алкоголя, наркотиков, вовлечения их в деятельность религиозных сект и тоталитарных сообществ. Задача филигранной сложности, стоящая при этом перед учителями (главным образом — перед социальными педагогами и классными руководителями), — помочь подростку выстроить взвешенную позицию своих взаимоот­ношений с «проблемными» родителями, позволяющую ему, прини­мая своих родителей в целом, критически и дистанцированно отно­ситься к их вредным привычкам и зависимостям. (По содержанию и методам это — психокоррекционная, психотерапевтическая рабо­та, причем очень квалифицированная. Пока лишь немногие школы работают над решением проблем коррекции взаимоотношений сво­их воспитанников с их родителями.)

Просвещение родителей по вопросам вредных привычек и зави­симостей базируется на фундаменте существующей у большинства из них мотивации заботы о здоровье своих детей, оправданного бес­покойства о риске приобщения их ребенка к наркотикам. Необходи­мо, чтобы родители понимали, что делает школа, а учителя знали, в чем и на кого из родителей учащихся они могут положиться.

На общегосударственном уровне школа может принимать учас­тие в выработке норм и традиций в обществе, исключающих упо­требление наркотиков, злоупотребление алкоголем, в формирова­нии тенденции к отказу от использования каких-либо одурманива­ющих средств, ведении здорового образа жизни.

От школ как центров социокультурной политики своего района, города в немалой степени зависит принятие правоохранительными органами действенных мер по ликвидации известных очагов нарко­торговли (цыганские семьи и таборы, кавказские, негритянские груп­пировки), привлечение к ответственности лиц, пособничающих нар­которговцам. Для этих целей можно использовать средства массо­вой информации, возможности родителей учащихся, проводить мас­совые акции городского масштаба, дающие общегосударственный эффект, а также оказывающие (при правильной их организации) мощное воспитательное воздействие на школьников.

Отслеживание достигаемых результатов проводится в следую­щих вариантах: 1) по динамике случаев констатации употребления наркотиков учащимися, фактов курения в школе и тому подобных «ЧП»; 2) по сравнительным результатам анонимного анкетирова­ния учащихся по вопросам, связанным с отношением к одурманива­ющим веществам, в специальных анкетах, или группе вопросов (в общих анкетах), касающихся проблем здоровья; 3) поданным опро­сов «экспертов» (учителей, специалистов школы, родителей учащих­ся) о распространении в школе вредных привычек, динамике проис­ходящих изменений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: