Лекция 1. Государство

ТЕМА 1. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО


1. Понятие и признаки государства

2. Форма государства

3. Функции государства

4. Признаки правового государства.

Список дополнительной литературы:

  1. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М. «Интерстиль»,2004
  2. Марченко М.Н. Общая теория государства и права. М. «Зерцало», 2001
  3. Радько Т.Н. Теория государства и права. М. «Юнити-Дана», 2004
  4. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М. «Юристъ», 2004
  5. Теория государства и права: Учебник для вузов/ под ред. проф. В.М. Корельского и проф. В.Д.Перевалова – М. НОРМА, 2003
  6. Теория государства и права: Учебное пособие. Конспект лекций в схемах и определениях/ под ред. доцента Л.В. Смирнова – М. Книжный мир, 2004

1. Понятие и признаки государства. При определении понятия государства важнейшей задачей является обозначение основных признаков этого исторического явления. Наиболее общими признаками выступают:

1. Территория. Государство представляет собой единую территориальную организацию политической власти в масштабе всей страны. Государственная власть распространяется на все население определенной территории, что влечет за собой административно- национально-территориальное деление.

2. Население. Этот признак характеризует принадлежность людей к данному обществу и государству. Правовой статус лиц, составляющих население, определяется по-разному, но, в зависимости от их связи с конкретным государством, население составляют: граждане, лица без гражданства, иностранные граждане, лица с двойным гражданством и беженцы.

3. Публичная политическая власть, способная влиять на направления деятельности людей, социальных групп посредством экономического, идеологического и организационно-правового воздействия, а также при помощи авторитета, традиций, насилия.

4. Государственный суверенитет. Это такое свойство государственной власти, которое выражается в верховенстве, единстве и непререкаемости власти данного государства по отношению к любым другим властям внутри страны, а также ее независимости на международной арене при условии ненарушения принципа суверенного равенства государств и невмешательства в их внутренние дела.

5. Издание правовых норм. Государство организует общественную жизнь, создавая и используя систему специфических правил поведения, которые образуют «право» данной страны.

6. Обязательные сборы с граждан - налоги, займы и т.д. устанавливает государство для содержания публичной власти и финансирования основных направлений деятельности.

На основании вышеизложенного государство можно определить как политическую организацию общества, обладающую аппаратом управления и принуждения, устанавливающую политико-территориальное устройство территории страны, налогово-кредитную систему, осуществляющую правотворчество и обеспечивающую реализацию правовых норм, способную свободно и независимо от всякой иной власти внутри и вне границ определять направления развития внутренней и внешней политики, в целях упорядочения и согласования интересов гражданского общества.

2. Форма государства - это совокупность его внешних признаков. Она характеризуется: формой правления, формой государственного устройства и политическим режимом.

Под формой правления понимается организация верховной власти государства и степень участия населения в решении вопросов организации высших органов государственной власти. Существует две основные формы государственного правления: монархия и республика.

Монархия - это форма правления, при которой верховная государственная власть юридически принадлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке престолонаследия.

Монархии бывают абсолютные и конституционные.

В абсолютной монархии власть монарха ничем не ограничена и безраздельно принадлежит ему. Монарх является главой законодательной, исполнительной и судебной власти и ни перед кем не несет ответственности за свои действия и решения. В настоящее время абсолютные монархии существуют в Саудовской Аравии, Катаре, Омане, ОАЭ.

Конституционные монархии в свою очередь подразделяются на два вида: дуалистические и парламентарные.

В дуалистической монархии власть носит двойственный характер. При этой форме правления одновременно существуют два политических института – монарх и парламент, которые делят власть между собой. Монарх независим от парламента в сфере исполнительной власти. Парламенту предоставлены законодательные полномочия, но они сильно ограничены монархом, которому принадлежит право законодательного вето, право роспуска парламента. Дуалистическая монархия сохраняется в настоящее время в Иордании, Марокко.

В парламентарной монархии власть монарха ограничена выборным представительным органом власти (парламентом). Монарх является главой государства, но власть его настолько ограничена, что институт монарха превращается скорее в традиционный, чем в функциональный. Парламентарные монархии существуют в настоящее время в Великобритании, Швеции, Дании.

Республика - это форма правления, при которой органы власти формируются выборным путем. В зависимости от того, кто формирует правительство и кому оно подотчетно и подконтрольно, республики делятся на президентские, парламентские и смешанные (функцию формирования правительства выполняют совместно президент и парламент).

Президентская республика характеризуется тем, что во главе ее стоит президент, обладающий полномочиями главы государства и главы правительства. Правительство назначается самим президентом и не несет политической ответственности перед парламентом. Президент в то же время не имеет права роспуска парламента. Президентские республики существуют, например, в США, Аргентине, Мексике.

В парламентской республике роль президента в формировании правительства носит чисто номинальный характер. Правительство формируется партией, имеющей большинство мест в парламенте. Правительство ответственно перед парламентом. Глава государства имеет право роспуска парламента Парламентарными республиками, в частности, являются Италия, Германия, Австрия.

Смешанная (президентско - парламентская) республика сочетает в себе наиболее сильные стороны парламентской и президентской форм правления. С одной стороны президент наделен широким кругом полномочий: он является главой государства, верховным главнокомандующим, обладает правом отлагательного вето, назначает главу правительства, имеет право распустить парламент и назначить новые выборы и т. д. С другой стороны, парламент имеет возможность контролировать деятельность правительства, например, посредством выражения недоверия. Смешанную форму правления имеют Россия, Франция, Финляндия и т. д.

Форма государственного устройства характеризует территориальную организацию государственной власти. Можно выделить две основные группы:

1. Простые (унитарное государство).

Унитарное государство - это единое централизованное государство, состоящее из административно-территориальных единиц (областей, округов, штатов и т.д.), не обладающих политической самостоятельностью. Унитарное государство характеризуется единством территории, конституции, гражданства, системы права и судебной системы. Административно-территориальные единицы имеют органы местного самоуправления. Среди унитарных государств можно выделить Францию, Италию, Польшу, Испанию.

2. Сложные (федеративное государство и конфедерации).

Федеративная форма государственного устройства представляет собой сложное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности. В федерациях наряду с высшими федеративными органами и федеративным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации. Федерациями в настоящее время являются 20 стран мира: Россия, Австрия, Аргентина, Бельгия, Индия, США, Канада и т. д.

Конфедерация - это временный союз суверенных государств, образуемый для решения совместных политических, экономических, военных или иных задач. Конфедерация не образует единого государства. Конфедерации являются непрочными государственными образованиями, и, как показывает история, существуют сравнительно недолго: они либо распадаются, либо преобразуются в федеративные государства. Примером конфедерации был Швейцарский союз (1815 – 1848 гг.), который впоследствии трансформировался в федерацию. В 1982 году в союз объединились два государства – Гамбия и Сенегал: возникла конфедерация Сенегамбия, которая через несколько лет распалась.

Политический режим - это совокупность способов, методов и приемов осуществления государственной власти. Различают тоталитарный, авторитарный и демократический политические режимы.

1. Тоталитарный режим (от лат. totalis – весь, полный, целый). В первой половине 20 века тоталитарный режим был установлен в ряде стран – Германии, Италии, Испании и др. Указанный режим характеризуется следующими чертами. В политической сфере наблюдается монополия власти в руках одной партии и подчинение ей государственного аппарата. Законы ограничены политическими рамками и являются инструментом государственной власти либо представляют собой набор декларативных положений. В экономике преобладают централизованные методы управления.

2. Авторитарный режим (auctoritas – власть). Во главе государства с авторитарным режимом стоит сильный лидер. Это может быть гражданское лицо (например, Фухимора в Перу), чаще военный (генерал Пиночет в Чили, полковник Каддафи в Ливии) или духовное лицо (аятолла Хомейни в Иране). В политических отношениях складывается сильная власть диктаторского типа, опирающаяся на военные организации в решении внутренних задач. С опорой на силу правящие круги делают ставку на создание рыночной экономики, проводят реформы, поощряют частное производство. Существуют ограничения на политические свободы и политическую деятельность, избирательная система приспособлена к нуждам правящих кругов.

3. Демократический режим. Демократия - это власть народа. Народовластие осуществляется как в прямой, так и в представительной форме. В сфере осуществления государственной власти действует принцип разделения властей, между которыми существует система сдержек и противовесов как гарантия законности и недопустимости злоупотребления властью. Государство обеспечивает реализацию прав, свобод и интересов личности.

3.Функции государства - это основные направления его деятельности по решению важнейших задач, стоящих перед государством на различных этапах развития, включая механизм воздействия на развитие общественных процессов.

По времени действия функции делятся на постоянные - существующие на протяжении всего существования государства и временные - появляющиеся с возникновением специфических условий и исчезающих вместе с ними.

По принципу разделения властей: законодательные, управленческие, правоохранительные. По сферам направленности: внутренние функции государства, внешние функции государства.

Основные внутренние функции государства:

1. Экономическая. Она выражается в выработке и координации государством стратегических направлений развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме, формировании и исполнении бюджета, создании равных условий для функционирования различных форм собственности.

2. Социальная. Данная функция призвана обеспечить социальную защищенность личности, нормальные условия жизни для всех членов общества вне зависимости от их непосредственного участия в производстве материальных благ.

3. Финансово-контрольная. Она выражается в выявлении и учете государством доходов производителей, сборе налогов и иных обязательных платежей в бюджет страны.

4. Правоохранительная. Эта функция направлена на охрану правопорядка, общественной безопасности, прав и свобод граждан и соблюдение законности.

5. Экологическая. Она направлена на создание наиболее рационального и бережного отношения к окружающей среде и выражается в мерах, предпринимаемых государством по охране животного и растительного мира, атмосферы, вод, земли.

6. Культурная. Содержание этой функции в настоящее время составляет разносторонняя государственная поддержка развития культуры.

Основные внешние функции государства:

Функция интеграции в мировую экономику обусловлена процессами глобализации мировой экономики, переплетением экономических интересов различных государств, взаимной зависимостью их друг от друга.

Функция обороны - направлена на отражение вооруженной агрессии, защиту территориальной целостности государства.

Функция поддержки мирового порядка предполагает деятельность по сохранению мира, урегулированию межнациональных конфликтов, ликвидации ядерного оружия и иного оружия массового уничтожения человека, оздоровлению международной обстановки за счет укрепления взаимного доверия между государствами.

В содержание данной функции входит также сотрудничество государств в таких сферах, как борьба с организованной преступностью, международным терроризмом.

Функция сотрудничества по глобальным проблемам современности направлена на поиск взаимоприемлемых решений проблем, которые затрагивают интересы не только отдельных народов и стран, но и человечества в целом и требуют международного реагирования.

4.Понятие и признаки правового государства. Правовым государством может быть признана такая организация политической власти в стране, которая основана на верховенстве гуманного, справедливого закона, действует строго в определенных законом границах, обеспечивает социальную и правовую защищенность своих граждан. Правовое государство обладает чертами, которые присущи всякому государству. Однако, в дополнение к ним, правовое государство характеризуется следующими особенностями.

1. Верховенство закона. Жители станы, должностные лица, органы государства и общественные организации обязаны неуклонно соблюдать и исполнять законы государства.

2. Связанность государства с правом. В основе закона должна лежать воля народа страны, а правовые положения - сориентированы не только на прогрессивное развитие общества, но и на обеспечение стабильного развития в конституционно установленных нормах.

3. Реальное обеспечение прав и свобод граждан. Незыблемость прав, свобод и интересов личности должны быть закреплены в Конституции и всех нормативно-правовых актах государства, гарантированы ими.

4. Взаимная ответственность государства и личности. Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушать его предписания и несут ответственность за их нарушение. На таких же правовых началах строится ответственность личности перед государством.

5. Разделение властей. Разграничение государственной власти на три самостоятельные и независимые формы предотвращают саму вероятность произвола в управлении государством, поскольку не допускает сосредоточения власти в одних руках.

6. Построение государства на демократической основе. Органы власти должны избираться народом в рамках свободных выборов на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, а наиболее важные вопросы государственной и политической жизни общества должны быть гласными.

Лекция 2. ПРАВО

1. Понятие, сущность и происхождение права.

2. Нормы права.

3. Источники (формы) права.

4. Система права, предмет и метод правового регулирования.

5. Правонарушение и юридическая ответственность.

1.Понятие, сущность и происхождение права. Проблема возникновения права является дискуссионной. Из множества точек зрения можно выделить следующие концепции: теологическая (Фома Аквинский), естественно-правовая (Г. Гроций, Т. Гоббс, Ж.Ж. Руссо), нормативная (Г. Кельзен), социологическая (С.А. Муромцев, Е. Эрлих), психологическая (Л. Петражицкий, Г. Гурвич), теория насилия (Н. Гумплович) и другие.

В отечественной науке общепризнанно, что право возникает вместе с государством. Именно органы государства контролируют выполнение правовых предписаний и налагают санкции за их нарушение.

Правовые нормы складываются тремя основными путями:

1. Признание (санкционирование) ряда обычаев государством, что означало их превращение в правовые обычаи.

2. Издание государством нормативных правовых актов.

3. Превращение решений определенных государственных органов в общеобязательные, в прецеденты, т.е. формирование прецедентного права.

Право – это система общеобязательных, формально-определенных норм, принимаемых или санкционируемых государством, обеспечиваемых государством, в том числе, силой принуждения регулирующих общественные отношения.

Сущность права – это главная, внутренняя, относительно устойчивая качественная основа права, отражающая его истинную природу и назначение в обществе.

Право имеет общесоциальную сущность, служит интересам всех без исключения людей. Право обладает рядом признаков:

1) Общеобязательность. Этот признак означает обязательное выполнение предписаний норм права всеми участниками общественных отношений.

2) Связь права с государством выражается в том, что, во-первых, государство устанавливает нормы права, и, во-вторых, исполнение норм права обеспечивается силой государства.

3) Формальная определенность. Право всегда имеет внешнюю форму выражения.

4) Системность. Право представляет собой строго упорядоченную совокупность юридических норм.

5) Право имеет волевой характер, т.е. всегда выражает либо волю экономически господствующего класса, либо какой-то социальной группы, либо большинства населения (в демократическом государстве).

Право призвано обеспечивать организованность, упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей.

Право состоит из отдельных элементов, «кирпичиков» права, которые называются нормами права или правовыми нормами. Однако нормы права не единственные средства регулирования общественных отношений. Различают социальные нормы и технические нормы. Социальные нормы регулируют отношения между людьми, а технические нормы представляют собой правила наиболее рационального общения людей с орудиями труда, средствами производства и т.д. Основными видами социальных норм являются: нормы права, мораль, обычаи, традиции, корпоративные нормы, религиозные нормы. Однако, нормы права стоят особняком в данной группе норм. Остановимся подробнее на них.

2. Нормы права. Норма права – это общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное и обеспеченное государством, направленное на урегулирование общественных отношений. Норма права характеризуется следующими признаками:

- является разновидностью социальных норм;

- носит общеобязательный характер;

- устанавливается государством либо с его санкции негосударственными субъектами правотворчества;

- формальная определенность;

- реализация обеспечивается государственными гарантиями и принуждением;

- системность;

- регулирует общественные отношения;

- волевой характер;

- имеет структуру.

Структура нормы права – это выводимое логическим путем упорядоченное единство, взаимосвязь ее составных элементов: гипотезы, диспозиции и санкции. Гипотеза указывает на конкретные жизненные обстоятельства (условия), при наличии или отсутствии которых реализуется норма. Диспозиция содержит само правило поведения, согласно которому должны действовать участники правоотношения. Санкция указывает на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции нормы права.

Существует большое количество классификаций норм права:

по предмету правового регулирования (по отраслям) различают: нормы конституционного права, нормы уголовного права, нормы гражданского права и других отраслей права;

по их юридической силе различают: нормы законов (Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ) и нормы подзаконных актов (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ);

по кругу лиц различают: общие нормы (Конституция РФ, ФЗ «О гражданстве в РФ», Уголовный кодекс РФ) и специальные нормы (ФЗ «О ветеранах в РФ», закон РФ «О защите прав потребителей»);

по сфере действия различают: федеральные нормы (Семейный кодекс РФ, указ Президента РФ), нормы субъектов федерации (Конституция УР), нормы местного самоуправления (постановление мэра г. Ижевска) и локальные нормы (правила внутреннего трудового распорядка предприятия);

по времени действия различают: временные нормы (когда срок действия их определен) и постоянные (срок их действия заранее не определен);

по методу правового регулирования различают: императивные нормы (подлежащие неукоснительному соблюдению категорические явления), диспозитивные нормы (разрешают участникам конкретного правоотношения самостоятельно устанавливать свои субъективные права и юридические обязанности), поощрительные нормы (закрепляют виды и порядок поощрений) и рекомендательные нормы (рекомендуют варианты желательного поведения); и некоторые другие.

3.Источники (формы) права. В юридической науке существуют определенные способы выражения права, придания ему общеобязательного характера – это источники права. Источник (форма) права – это способ выражения юридических правил поведения, форма выражения государственной воли. Традиционно выделяют следующие виды источников:

- правовой обычай – исторически первая форма права, стихийно сложившееся правило поведения, соблюдаемое в силу привычки и соблюдаемое государством (например, Рождество Христово в России);

- нормативный договор – соглашение между субъектами права, в результате которого возникает новая норма права;

- священные религиозные тексты, которым государство придавало обязательную юридическую силу («Законы Ману» в Древней Индии, «Коран» в мусульманском праве и т.д.);

- судебный прецедент – положение, содержащееся в решении судебной инстанции по конкретному делу, обязательное в будущем для других судов при разрешении аналогичных дел (характерен для англосаксонской правовой системы);

- нормативно-правовой акт – официальный документ, принятый компетентным государственным органом, в установленном порядке и содержащий общеобязательные правила поведения (законы и подзаконные акты);

- доктрина (правовая наука) – теоретические положения авторитетных ученых, которым в отдельных государствах придается обязательная юридическая сила («Дигесты» в Восточной Римской империи, «иджма» в мусульманском праве);

- правосознание временно может выступать в качестве источника (формы) права в революционные периоды, когда ранее действующее право отменено новой властью, а новое право еще не создано (Россия в первые годы после Октябрьской революции) и другие.

В различных государствах могут существовать различные виды источников. Так, в современной России основным источником права является нормативно-правовой акт, а судебный прецедент и священные религиозные тексты не используются.

4. Система права. Одно из важнейших свойств права - системность. Система права – это обусловленное состоянием общественных отношений внутреннее строение права, выражающееся в единстве и согласованности всех действующих правовых норм и их логическом распределении по отраслям и правовым институтам.

Система права характеризуется следующими признаками:

- объективный характер, т.е. отражает реально существующую систему общественных отношений;

- целостность, т.е. согласованность, непротиворечивость и взаимодействие всех норм права;

- дифференцированность, т.е. подразделяется на относительно самостоятельные части – отрасли, подотрасли и институты права;

- наличие связей между элементами системы права;

- устойчивость и динамизм.

Структурными элементами системы права являются: норма права, институт права, подотрасль права, отрасль права.

Институт права – это часть отрасли права, сравнительно небольшая, устойчивая группа правовых норм, регулирующая однородную группу общественных отношений. Например, институт собственности в гражданском праве или институт трудового договора в трудовом праве.

Подотрасль права – целостное образование, которым регламентируется специфический вид общественных отношений в пределах сферы правового регулирования соответствующей отрасли права. Например, авторское право или жилищное право в рамках отрасли гражданского права.

Отрасль права – совокупность правовых норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений, присущим ей методом правового регулирования. Примерами отрасли права являются конституционное право, гражданское право и т.д. Существуют критерии выделения отраслей в системе права. Это материальный критерий - предмет правового регулирования и юридический критерий - метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования – это обособленная сфера качественно однородных общественных отношений, который регулирует отрасль права, а метод правого регулирования – это совокупность юридических приемов и средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование качественно однородных, обособленных общественных отношений. Наиболее распространенными методами правового регулирования являются: императивный, диспозитивный, рекомендательный, поощрительный.

5. Правонарушение и юридическая ответственность. Поведение человека в обществе отражает его поступки, деятельность. Поведение может быть правомерным, если оно соответствует правовым предписаниям и неправомерным, если оно противоречит им. Результатом неправомерного поведения являются правонарушения, и вследствие этого наступает юридическая ответственность.

Правонарушение – это противоправное общественно вредное виновное деяние, влекущее за собой юридическую ответственность. Выделяют следующие признаки правонарушения:

1. Деяние.

2. Противоправность.

3. Общественная вредность (опасность).

4. Виновность.

5. Наступление в качестве последствия юридической ответственности.

Всякое правонарушение – это деяние, т.е. действие или бездействие. Действие – акт активного поведения (кража, драка, взятка и т.п.). Бездействие является противоправным в том случае, если на лицо было возложено выполнение обязанности по совершению каких-либо действий, а оно эту обязанность не выполнило (прогул, неоказание помощи больному, уклонение от прохождения военной службы и т.п.). Правонарушением признаётся только такое деяние, которое каким-либо образом выражено вовне. Невозможно привлечь человека к ответственности за мысли или чувства.

Любое правонарушение противоправно, так как представляет собой нарушение установленного запрета.

Правонарушением является только то деяние, которое совершено виновно, т.е. по умыслу или по неосторожности. Лицо не может быть привлечено к ответственности за деяние, которое совершено им невиновно.

Все правонарушение в зависимости от характера и степени общественной вредности можно подразделить на два вида: преступления и проступки.

Преступления – это общественно опасные деяния, запрещенные уголовным законом. Общественная опасность преступлений состоит в том, что они причиняют или создают угрозу причинения вреда наиболее важным общественным отношения (жизни и здоровью человека, государственному строю, общественной безопасности). За преступления предусмотрены законом наиболее строгие виды наказаний – арест, обязательные работы, лишение свободы и т.д.

Остальные правонарушения (проступки) в зависимости от того, в какой сфере общественных отношений они совершаются, можно подразделить на административные, гражданские и дисциплинарные.

Административные проступки – это правонарушения, посягающие, главным образом, на порядок государственного управления (нарушение правил дорожного движения, противопожарной безопасности и др.).

Гражданские проступки состоят в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договору, в причинении имущественного внедоговорного вреда, в заключении противоправных сделок и т.д.

Дисциплинарные проступки – это правонарушения в сфере трудовой, служебной или учебной дисциплины (прогул, опоздание и др.).

Каждый из рассмотренных видов правонарушений влечет особый вид юридической ответственности.

Юридическая ответственность заключается в применении к правонарушителю мер государственно-правового воздействия в установленном процессуальном порядке.

Виды юридической ответственности соответствуют видам правонарушений. Таким образом, выделяют:

· уголовную ответственность;

· административную ответственность;

· гражданско-правовую ответственность;

· дисциплинарную ответственность.

Кроме того, дополнительно выделяют также материальную ответственность. Материальная ответственность выражается в возмещении ущерба, причиненного работником предприятию, учреждению, организации, а также в возмещении ущерба, причиненного работнику работодателем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: