Тема 2. Конституционное право

1. Понятие, предмет и метод конституционного права Российской Федерации.

2. Понятие и виды конституций.

3. Общая характеристика Конституции РФ 1993 года.

4. Основы конституционного строя РФ.

5. Права и свободы человека и гражданина. Основные конституционные обязанности граждан РФ.

6. Понятие и принципы гражданства РФ. Приобретение и прекращение гражданства РФ.

7. Федеративное устройство России.

8. Система органов государственной власти в РФ,

Список дополнительной литературы:

1. Конституция РФ. – М.: Юридическая литература, 1995.

2. Баглай М.Б., Конституционное право РФ, учебник для вузов - М.: НОРМА, 2002.

3. Габричидзе и др., Конституционное право, Б.Н. учебник для вузов – М: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003.

4. Стрекозов В.Г., Казанчев Ю.Д., Конституционное право России: Учебник - М.: Новый юрист, 2002.

Нормативные акты:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993).

2. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации».

3. Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 г. № 1-ФКЗ «О государственном флаге Российской Федерации» (ред.).

4. Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 г. № 2-ФКЗ «О государственном гербе Российской Федерации» (ред.).

5. Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 г. № 3-ФКЗ «О государственном гимне Российской Федерации» (ред.).

6. Федеральный конституционный закон «О Правительстве РФ» от 17.12.97 г. №2-ФКЗ (с изм. и доп.).

7. Федеральный конституционный закон «О судебной системе РФ» от 31.12.96 г. №1-ФКЗ (с изм. и доп.)

8. Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде РФ» от 21.07.94 г. №1-ФКЗ (с изм. и доп.).

9. Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы и Федерального собрания РФ» от 18.05.2005 г. №51-ФЗ (с изм. и доп.).

10. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 г. №131-ФЗ.

11. Федеральный закон «О выборах Президента РФ» от 10.01. 2003 г. №19-ФЗ.

12. Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 г. №62-ФЗ (с изм. и доп.).

13. Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ» от 08.05.94 г. №3-ФЗ (с изм. и доп.).

14. Конституция Удмуртской Республики. – Ижевск: Алфавит, 2006.

1. Понятие, предмет и метод конституционного права Российской Федерации. Конституционное право Российской Федерации представляет собой ведущую отрасль национальной системы права Российской Федерации, нормы которой регулируют наиболее важные, принципиальные общественные отношения, связанные с организацией основ конституционного строя нашей страны, взаимоотношениями между государством и личностью, федеративным устройством России, порядком формирования и деятельностью системы органов государственной власти и местного самоуправления.

Для уяснения понятия конституционного права необходимо определить его предмет и метод. Предметом правового регулирования конституционного права как отрасли российского права являются общественные отношения, возникающие в связи с закреплением и регулированием:

- основ конституционного строя Российской Федерации, суверенитета народа и форм его осуществления, принципов государственного устройства и разделения властей, социального и светского характера государства, идеологического многообразия, верховенства конституции в государстве;

- взаимоотношений между государством и личностью, правовых основ статуса граждан, лиц без гражданства и иностранных граждан, находящихся на территории России, прав и свобод человека и гражданина и гарантий их реализации;

- федеративного устройства России, состава и компетенции ее субъектов, исключительной компетенции федерации и предмета совместного ведения федерации и субъектов и т.д.;

- организации и функционирования системы высших органов государственной власти РФ и органов местного самоуправления.

Метод правового регулирования конституционного права многоаспектен, что обусловлено многообразием содержания и сложным характером общественных отношений, объединяемых предметом конституционного права. В отличие от гражданского права, где преимущественно используется диспозитивный метод регулирования, т.е. возможность выбора того или иного поведения, в конституционном праве доминирует императивный (повелительный) метод. Большинство норм конституционного права имеют предписывающий, запрещающий, обязывающий характер. Они повелевают лишь определенное поведение. Реже, но тоже довольно часто, используются в конституционном праве нормы-дозволения, они широко применяются при регулировании прав личности. Имеются также диспозитивные нормы, но чаще они оставляют выбор вариантов поведения не сторонам (по соглашению), а лишь одной стороне. Таков, например, п.3 ст. 117 Конституции РФ, согласно которому, в случае выражения государственной Думой недоверия Правительству РФ, Президент РФ вправе объявить об отставке Правительства РФ или не согласиться с решением Государственной Думы.

Основу конституционного права РФ представляет Конституция РФ. Прежде чем остановиться на характеристике Конституции России рассмотрим общее понятие конституции и приведем несколько классификаций конституции.

3. Понятие и виды конституций. Конституция – это основной закон (свод законов) государства, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Современная юридическая наука классифицирует конституции по различным критериям:

· По форме действия конституции бывают писаные и неписаные. Под писаной конституцией обычно понимается единый основной закон, кодифицирующий правовые нормы, закрепляющие важнейшие общественные и государственные институты и изложенные по определенной системе. Неписаная – это такая конституция, которая представляет собой совокупность нескольких законов, конституционных обычаев и традиций (примером такой конституции служит конституция Великобритании).

· По времени действия конституции разделяются на имеющие ограниченный и неограниченный срок действия – временные и постоянные. Большинство конституций являются постоянными. Зачастую временный характер конституций обусловлен нестабильностью политической ситуации в стране, неустойчивостью в соотношении политических сил в обществе.

· В зависимости от способа принятия или изменения конституции делятся на гибкие (изменяемые в обычном законодательном порядке) и жесткие (принимаемые и изменяемые в порядке усложненной процедуры по сравнению с обычным законодательным процессом). К гибким конституциям относятся конституции Великобритании, Индии, Новой Зеландии. Конституция России является жесткой.

· По форме правления, определенной самой конституцией, они делятся на монархические и республиканские.

· В зависимости от формы государственного устройства конституции классифицируются на унитарные и федеративные.

· По закрепленному политическому режиму конституции делятся на демократические, авторитарные и тоталитарные.

В Российском государстве основы конституционного строя и первые законодательные акты, которые носили конституционный характер, возникли в начале двадцатого века. За время существования российского государства было принято 5 конституций. Остановимся более подробно на общей характеристике ныне действующей Конституции РФ.

3. Общая характеристика конституции РФ 1993 г. В декабре 1993 года путем всенародного голосования была принята новая Конституция российской Федерации, которая явилась завершением очередного исторического этапа развития России, стала началом нового этапа конституционного развития страны.

Необходимость принятия этой конституции была обусловлена коренными преобразованиями в жизни Российского общества. Сущность этих преобразований состоит в переходе от социалистической системы хозяйства к рыночной экономике, от авторитарной политической системы к многопартийности, от всевластия советов к разделению властей, к построению демократического правового государства.

Структурно Конституция РФ состоит из преамбулы и 2 разделов. Преамбула представляет собой вводную часть, предшествующую тексту Конституции. Она не содержит правовых норм и носит декларативный характер. Первый раздел состоит из 9 глав и в содержательном плане является основным. В главе первой закреплены основы конституционного строя Российской Федерации, глава вторая закрепила права и свободы человека и гражданина, гарантии их осуществления, а также конституционные обязанности. В главе третьей нашло отражение федеративное устройство России. В главах с 4 по 7 определен конституционно-правовой статус высших органов государственной власти: Президента РФ, Федерального Собрания, Правительства РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Конституционного суда РФ. Глава 8 закрепила основы местного самоуправления в России, а глава 9 – порядок принятия конституционных поправок и пересмотр Конституции РФ. Второй раздел содержит заключительные и переходные положения.

Сущность Конституции РФ проявляется через ее основные юридические свойства, т.е. характерные признаки, определяющие качественное своеобразие этого документа. К юридическим свойствам Конституции относятся:

1. Особая юридическая сила, которая заключается в верховенстве и непререкаемости Конституции. Непререкаемость означает, что действующее законодательство должно строиться в соответствии с Конституцией. Верховенство, в свою очередь, означает высшее положение в системе нормативных актов.

2. Особое юридическое содержание, т.е. Конституция регулирует основные общественные отношения и, таким образом, является основным законом.

3. Особый порядок разработки, принятия и отмены.

Для Конституции РФ характерны следующие черты и особенности:

- Конституция выступает в качестве юридической базы для развития всех отраслей права.

- Конституция закрепляет приоритет норм международного права по отношению к внутригосударственному. Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ являются составной частью правовой системы РФ.

- Конституция закрепила фундаментальные принципы в области прав и свобод человека и гражданина.

- В Конституции заложены принципы плюрализма (политического многообразия), многопартийности, исключается установление какой-либо идеологии в качестве государственной или обязательной.

- Конституция РФ действует прямо и непосредственно.

4. Основы конституционного строя РФ. Основы конституционного строя Российской Федерации изложены в первой главе Конституции РФ. Основы конституционного строя – это центральные идеи и принципы, определяющие развитие общества в целом и обеспечивающие реальное осуществление народом его суверенной воли. Основные характеристики конституционного строя РФ можно отразить в следующих положениях:

1. Россия есть демократическое федеративное государство с республиканской формой правления (ст. 1).

2. Человек, его права и свободыявляются высшей ценностью (ст. 2).

3. Единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональныйнарод (ст. 3).

4. Государственная власть в России разделяется на законодательную, исполнительную и судебную, органы которых самостоятельны (ст. 10).

5. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют: Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ (ст. 11).

6. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные правовые акты, применяемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ (ст. 15).

5. Права и свободы человека и гражданина. Основные конституционные обязанности граждан РФ. Существуют различные классификации прав и свобод человека и гражданина. По содержанию права и свободы подразделяют на личные, политические, социальные, экономические и культурные.

Личные права и свободы человека составляют основу его статуса. К данной группе конституционных прав и свобод относятся: право на жизнь (ст. 20 Конституции РФ); достоинство личности (ст. 21); право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22); право на частную жизнь (ст. 23); право на тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных, почтовых и иных сообщений (п.2 ст. 23); право на защиту своей чести и доброго имени; неприкосновенность жилища (ст. 25); право определять свою национальность (ст. 26); право пользоваться родным языком, на выбор языка общения, воспитания, обучения, творчества (ст. 26); свобода передвижения и выбор места жительства (ст. 27); свобода совести и вероисповедания (ст. 28) и др.

Реализуя политические права и свободы, граждане Российской Федерации участвуют в общественно-политической жизни общества, в управлении государством. Это - свобода мысли и слова (ст. 29); свобода информации (ст. 29); право на объединения, включая право создавать профессиональные союзы; свобода собраний, митингов, демонстраций (ст. 31); право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ст. 32); право избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, участвовать в референдуме (ст. 32); право на равный доступ к государственной службе; право участвовать в отправлении правосудия и др.

Социально-экономические права и свободы по существу являются основой всех иных прав и свобод. Их реализация составляет основу материальной жизни общества, государства и каждого человека. К данной группе можно отнести: право на предпринимательскую деятельность (ст. 34); право на частную собственность (ст. 35); право на землю; право на свободный труд (ст. 37); право на отдых (ст. 37); защита семьи (ст. 38); право на социальное обеспечение (ст. 39); право на жилище (ст. 40); право на охрану здоровья (ст. 41); право на благоприятную окружающую среду; право на образование (ст. 43)и др.

Наряду с комплексом прав и свобод Конституция РФ предусматривает ряд важнейших обязанностей граждан. Без них не может быть подлинной демократии в государстве. К числу основных конституционных обязанностей относятся:

1) соблюдение Конституции РФ и законов (ч.2 ст.15);

2) уважение прав и свобод других лиц (ч.3 ст. 17);

3) забота о детях и нетрудоспособных родителях (ст. 38);

4) обязанность получения основного общего образования (ч.4 ст. 43);

5) забота о памятниках истории и культуры (ч.3 ст. 4);

6) уплата законно установленных налогов и сборов (ст. 57);

7) обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду (ст. 58);

8) защита Отечества (п.1 ст. 59);

9) обязанность военной службы (п.2 ст. 59).

Конституция РФ выделяет наиболее существенные обязанности граждан. Без них не может быть подлинной демократии в государстве. Они являются составной частью конституционно-правового статуса личности. Еще один элемент, определяющий конституционно-правовой статус личности – это гражданство.

6. Гражданство – это устойчивая правовая связь физического лица с определенным государством, в силу которой на данное лицо распространяется суверенная государственная власть, как на территории данного государства, так и вне его границ. Статус граждан РФ регламентируется в Федеральном законе от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации».

Статья 4 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» закрепляет следующие принципы гражданства:

- принципы гражданства и правила, регулирующие вопросы гражданства, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;

- гражданство РФ является единым и равным независимо от оснований его приобретения;

- проживание гражданина РФ за пределами РФ не прекращает его гражданства РФ;

- гражданин РФ не может быть лишен гражданства РФ или права изменить его;

- гражданин РФ не может быть выслан за пределы РФ или выдан иностранному государству;

- РФ поощряет приобретение гражданства РФ лицами без гражданства, проживающими на территории РФ.

Федеральный закон предусматривает следующие основания приобретения гражданства. Согласно ст. 11 ФЗ «О гражданстве РФ» гражданство Российской Федерации приобретается:

1) по рождению (это касается детей);

2) в результате приема в гражданство Российской Федерации (в зависимости от определенных условий гражданство может быть приобретено в общем порядке или в упрощенном порядке);

3) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;

4) по иным основаниям, предусмотренным федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Например, при изменении Государственной границы РФ в соответствии с международным договором РФ лица, проживающие на территории, государственная принадлежность которой изменена, имеют право на выбор гражданства (оптацию) в порядке и сроки, установленные международным договором Российской Федерации.

Основания прекращения гражданства РФ определены в ст. 18 ФЗ «О гражданстве РФ». Гражданство Российской Федерации прекращается:

1) вследствие выхода из гражданства РФ (выход возможен в общем порядке и в упрощенном порядке);

2) по иным основаниям, предусмотренным федеральным законом или международным договором Российской Федерации (например, при оптации).

Решения по вопросам приобретения или прекращения гражданства принимаются полномочными органами, ведающими делами о гражданстве РФ. К ним относятся: Президент РФ; федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, и его территориальные органы; федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами РФ.

7. Федеративное устройство России. Конституция РФ провозглашает Россию федеративным государством. Федеративное устройство России - это его национально-территориальная организация. В Конституции РФ закреплены следующие принципы федеративного устройства России:

1. Государственная целостность. Проявлениями данного принципа являются единство территории Российской Федерации, распространение суверенитета РФ на всю территорию России, единое экономическое и правовое пространство и т.д.

2. Единство системы государственной власти. Данный принцип проявляется в суверенитете РФ, наличии общефедеральных органов государственной власти, верховенстве Конституции.

3. Равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации, и равноправие членов федерации между собой. Принцип самоопределения народов не означает право выхода какого – либо субъекта из состава России. Реализуя своё право на самоопределение, народы РФ могут, в частности, изменить статус субъекта РФ, на территории которого они проживают, объединиться с другим субъектом РФ или разъединиться на несколько территорий, создать национально-культурную автономию и т.д. При этом должны соблюдаться два условия: реализация указанных прав может происходить только в существующих границах России и не может посягать на основы конституционного строя РФ.

4. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти её субъектов. Конституция РФ определяет перечень вопросов ведения Российской Федерации, которые правомочны решать только федеральные органы государственной власти; предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, а также предметы собственного ведения субъектов Федерации.

Перечень предметов ведения Российской Федерации (ст. 71) определен в Конституции как закрытый и, следовательно, не подлежит расширительному толкованию. К ведению Федерации отнесены права, в совокупности обеспечивающие реализацию государственного суверенитета, единство прав и свобод человека и гражданина и единую государственную политику. Перечень предметов совместного ведения так же, как и перечень предметов ведения Федерации, является по российской Конституции закрытым (ст. 72). Перечень предметов ведения Российской Федерации и совместного ведения, как правило, воспроизводится в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации. Предметы ведения субъектов Российской Федерации в федеральной Конституции четко не определяются, и по остаточному принципу сюда относятся все те вопросы, которые не входят в перечни предметов ведения РФ и предметов совместного ведения (ст. 73 Конституции РФ).

Состав Российской Федерации конституционно закреплен в части 1 статьи 65 Основного закона, в которой поименованы все субъекты – 21 республика, 7 краев, 48 областей, 2 города федерального значения, автономная область и 7 автономных округов. Конституция РФ предусматривает возможность изменения состава РФ, причем как в связи с изменением (увеличением) территории Российской Федерации, так и в рамках существующих границ. В первом случае речь идет о принятии в состав Российской Федерации нового субъекта (ч. 2 ст. 65). Изменение же состава Российской Федерации в существующих границах возможно в силу двух обстоятельств: в связи с образованием в составе России нового субъекта Федерации (ч. 2 ст. 65); в связи с изменением статуса каким-либо субъектом (ч. 5 ст. 66).

Условия и процедура всех способов изменения состава Российской Федерации должны быть урегулированы на уровне федерального конституционного закона. В частности, в развитие конституционных положений был принят федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 года «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации». В соответствии с установленной процедурой в составе Российской Федерации были образованы следующие субъекты: Пермский край (в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа); Красноярский край (в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа). Кроме того, с 1 июля 2007 года в составе РФ образуется новый субъект – Камчатский край (в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа), а также с 1 января 2008 года – Иркутская область (в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа).

7. Система и принципы деятельности органов государственной власти в РФ. Российская Федерация осуществляет свои многообразные функции через государственные органы, которые представляют собой единую систему. Под системой органов государственной власти РФ понимается совокупность ее высших и местных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, осуществляющих в присущих им организационно-правовых формах функции единой государственной власти. В основе организации и деятельности органов государственной власти лежат определенные принципы, т.е. основополагающие начала их построения и функционирования. Основными принципами являются:

1) суверенность государственной власти, т.е. независимость и самостоятельность государственной власти и ее органов (п.4 ст.3 и ст.10 Конституции РФ);

2) принцип единства системы государственной власти (п.3 ст.5 Конституции РФ);

3) принцип разделения властей (ст. 10 Конституции РФ);

4) принцип разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов (п.3 ст.5, п.3 ст.11 Конституции РФ);

5) принцип выборности органов государственной власти. Данный принцип применим в отношении формирования представительных (законодательных) органов и ограничен в отношении судебной власти. В основе формирования исполнительных органов государственной власти лежит принцип назначения.

6) участие граждан в формировании (выборах) и деятельности органов государственной власти. Участие граждан достигается не только посредством выборов, важными формами влияния на процесс формирования органов являются референдумы, опросы, а также социологические методы (анкетирование, интервьюирование и т.д.).

7) принцип государственной службы и равного доступа к ней граждан РФ распространяется не только на органы исполнительной власти, но и на аппараты органов законодательной и судебной власти;

8) открытость (гласность) деятельности органов государственной власти;

9) право обжалования решений и действий (или бездействий) органов государственной власти в суд.

Органы законодательной власти (представительные органы государственной власти) – это представительные и законодательные учреждения, образуемые путем выборов. Главная их задача - законотворческая деятельность, а также рассмотрение и решение других важных вопросов их компетенции. Высшим законодательным и представительным органом РФ является Федеральное Собрание – парламент РФ. Характеристика Федерального Собрания дана в главе 5 Конституции РФ.

Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 4 года. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.

Органы исполнительной власти в отличие от органов законодательной власти, как правило, назначаемые органы. Их деятельность направлена на реализацию Конституции РФ, федеральных законов, иных нормативных правовых актов. Кроме того, данные органы выполняют и распорядительную, правотворческую деятельность, которая состоит в издании нормативных и индивидуальных (административных) правовых актов, направленных на исполнение законов и всего обширного объема полномочий этих органов. Органами исполнительной власти РФ являются - Правительство РФ, федеральные министерства, федеральные агентства, федеральные службы, органы исполнительной власти субъектов РФ.

Глава 6 Конституции РФ посвящена Правительству РФ. Правительство РФ состоит из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров. Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Председатель Правительства РФ предлагает Президенту РФ кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.

Специфическую разновидность органов государственной власти представляют органы судебной власти, т.е. суды. В Конституции РФ статусу судебной власти посвящена глава 7, в которой определены основы правового положения судов и судей. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Существует три высших судебных органа РФ: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ.

Конституционный Суд РФ обладает следующими полномочиями: разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, иных федеральных нормативных правовых актов и нормативных правовых актов субъектов, договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов, а также не вступивших в законную силу международных договоров РФ; разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, между высшими государственными органами субъектов РФ; по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле; дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президенту РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, а также осуществляет иные полномочия, предоставленные ему Конституцией РФ, Федеративным договором и федеральными конституционными законами.

Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ.

Особое место в системе органов государственной власти РФ занимает Президент РФ. Глава 4 Конституции РФ закрепляет правовой статус главы государства. Президент РФ не отнесен ни к одной из ветвей власти, он является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Президент РФ избирается на четыре года гражданами РФ на основе равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Требования к кандидату в Президенты РФ: гражданство РФ, возраст не моложе 35 лет и постоянное проживание в РФ не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд. Конституция РФ закрепляет полномочия Президента РФ, а также правила, по которым глава государства приступает к исполнению своих полномочий и прекращает их.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: