Открытые» модели организаций

Рядом исследователей были предложены следующие «открытые» модели организаций.

Социотехническая модель. Предложена Тавистокской школой. Основывается на зависимости внутригрупповых связей от технологии производства. Исследования, проведенные в 50-х годах группой анг­лийских социологов на угольных шахтах в Уэльсе, на текстильных фабриках в Ахмедабаде, показали также и обратное влияние социально- психологических качеств группы на производительность. В той степе­ни, в какой это позволяют особенности оборудования и технологиче­ского процесса, организации следует учитывать и допускать нефор­мальное регулирование на отдельных участках. По мере развития тех­нической базы производства эти допуски могут варьировать вплоть до исчезновения.

Интернационистская модель. Начиная от Ч. Бернарда, далее у Г. Саймена, Дж. Марча и др., организация рассматривается как система длительных взаимодействий между работниками. Причем индивиды вносят в организацию собственные ожидания и ценности, руко­водствуются своим представлением о ситуациях. Поскольку цели, структура и т. д. являются в некоторой мере продуктом этих взаимо­действий (наряду с формальными), возникают большая неопределен­ность для управления, риск при принятии решений. Рациональность руководителя также ограничена: знание его об организации неполно, все последствия своих решений он не предвидит, порядок предпочте­ний у него неустойчив. Важный способ поддержания контроля — сис­темный анализ и построение организации с учетом границ ее формали­зации и неформальных последствий внутригрупповых отношений.

«Естественная» организация — концепция, идущая от Т. Пар- сонса, Р. Мертона, А. Этциони и др. Функционирование организации рассматривается как объективный, самосовершающийся процесс, в кото­ром субъективное начало хотя и присутствует, но не преобладает. Орга­низованность — состояние системы, позволяющее ей самонастраиваться при воздействии извне или изнутри. Цель — лишь один из возможных результатов функционирования, отклонение от цели — не ошибка или просчет, а естественное свойство системы, следствие большой роли в ней принципиально непланируемых, стихийных факторов. Такой подход из­бегает взгляда на организацию с позиций управления, видит ее как спе­цифическое социальное явление, развивающееся по своим собственным закономерностям. Эти закономерности известны лишь отчасти, отчего возникают многочисленные непредвиденные ситуации.

В современных подходах выделяют также две следующие модели организации.

Модель как сложная иерархическая система, тесно взаимодействующая с внешней средой

Эта модель основана на общей теории систем (А. Чандлер, П. Лоуренс, Дж. Лоршем и др., в нашей стране это И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин, В. В. Дружинин и др.). Организация в этой модели рас­сматривается в единстве ее составных частей, которые неразрывно свя­заны с внешней средой.

Ключевые факторы ее успеха находятся в двух сферах: во внешней (из которой она получает все виды ресурсов, включая информацию, т. е. знание) и во внутренней (сильные и слабые стороны ее создают те или иные предпосылки для преобразования ресурсов в продукцию и ус­луги).

Внешняя среда характеризуется как совокупность переменных, ко­торые находятся за пределами организации, не являются сферой непо­средственного воздействия со стороны его менеджмента. Это, прежде всего, все те организации, а также люди, которые связаны с данным предприятием в силу выполняемых им целей и задач: поставщики, по­требители, акционеры, кредиторы, конкуренты, профессиональные союзы, торговые организации, общества потребителей, правительст­венные органы и др. Кроме того, существует как бы второй ряд пере­менных внешней среды — социальные факторы и условия, которые, не оказывая прямого воздействия на оперативную деятельность организа­ции, предопределяют стратегически важные решения, принимаемые ее менеджментом. Важнейшая роль здесь принадлежит экономическим, политическим, правовым, социально-культурным, технологическим, экологическим, физико-географическим факторам и переменным. Зна­чение факторов внешней среды резко повышается в связи с возрастани­ем сложности всей системы общественных отношений (социальных, экономических, политических и пр.), составляющих среду менеджмен­та. Именно внешнее окружение диктует стратегию организаций.

Внутренняя среда каждой организации формируется под воздейст­вием переменных, оказывающих непосредственное влияние на процесс преобразований (производства продукции, услуг). Это структура пред­приятия, его культура и ресурсы.

Общественная модель организации.

Вторая современная модель представляет организацию как обще­ственную организацию, в деятельности которой заинтересованы раз­личные группы как внутри, так и вне ее границ. Взаимосвязь организа­ций заключается в том, что они для коллективного, основанного на раз­делении труда, производства товаров и услуг используют ресурсы, пре­доставляемые поставщиками, интересы которых, в свою очередь, удов­летворяются продукцией предприятий. Таким образом, цели предпри­ятий трактуются не столько в плане производства и сбыта каких-либо продуктов и получения прибыли, сколько с позиций удовлетворения различных запросов связанных с ними групп: потребителей, поставщи­ков, конкурентов, инвесторов, общества в целом.

Основу этой модели составляет теоретическая концепция заинте­ресованных групп, в соответствии с которой организации должны при­нимать во внимание разные интересы партнеров (круг их может быть довольно широким). В качестве границы учета их интересов принима­ется превышение стоимости приобретаемых организацией услуг по сравнению с ее ресурсными затратами. Такой подход практически оз­начает принятие за основу стратегии ограниченной оптимизации, при которой достижение какой-либо одной цели организации лимитируется требованием выполнять и другие цели на приемлемом уровне. Это при­водит к необходимости соблюдения продленного баланса между таки­ми разными по значению целями, как, например, объем продаж, при­быль, доходы, интересы персонала и местных органов власти, защита окружающей среды и т. д.

Типы организационных структур управления (ОСУ)

Формы и методы реализации принципов формирования организа­ционных структур позволяют выделить несколько типов организацион­ных структур. Так, по уровню (степени) дифференциации и интеграции функций управления выделяются два класса структур:

- механистические (бюрократические), пирамидальные, основан­ные на нейтралистском типе интеграции;

- органические или адаптивные, многомерные, основанные на со­четании централистского и свободных типов интеграции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: