double arrow

Поэзия Н.А. Некрасова в детском чтении


Лекция 6. Родная природа в изображении русских поэтов

Поэзия Николая Алексеевича Некрасова (1821-1878) наполнена идеями подлинного демократизма и гражданственности, а тема детства в его понимании неотделима от судьбы России и русского народа. «Вспоминает ли поэт свое детство («На Волге»), задумывается ли над судьбой крестьянского мальчика («Школьник») – все проникнуто «мыслью народной», - пишет Н.Зуев в книге «Очерки о русских поэтах XIXв». Действительно, впервые в русской поэзии именно Некрасов будущее России увидел в просвещении народа и с оптимизмом призывал детей крестьян учиться:

Не бездарна та природа, Столько добрых, благородных,

Не погиб еще тот край, Сильных любящей душой

Что выводит из народа Посреди тупых, холодных

Столько славных то и знай, - И напыщенных собой!

Опубликовав в 1864 г. «Железную дорогу», поэт в подзаголовке прямо указал: «Посвящается детям». «Умному Ване» адресует поэт рассказ о тяжести и подвиге народного труда и призывает с надеждой:

Эту привычку к труду благородную

Нам бы не худо с тобой перенять.

Благослови же работу народную

И научись мужика уважать.




Проблематика этого стихотворения явно не детская, а «взрослая»: строительство железной дороги между Петербургом и Москвой сопровождалось тяжелым трудом и большими жертвами его рядовых строителей, крестьян и рабочих. Однако официальная слава досталась не им, а руководителю стройки – генералу Клейнтмихелю. Поэт правдиво рисует картины каторжного труда, обмана и унижения простых тружеников.

Мир детства в понимании Некрасова – это идеальная пора человеческой жизни. Отношением к ребенку, к детству измеряет поэт значимость личности, состоятельность взрослого героя (привести примеры из поэм «Саша», «Крестьянские дети», «Дедушка»). Новаторство и демократизм Некрасова проявились не только в проблематике, но и в форме, близкой к устному рассказу, и языке, близкому к народной разговорной речи.

Лиро-эпическая поэма «Крестьянские дети» (1861) – это гимн деревенскому детству, цепь сменяющих друг друга картин, сцен, эпизодов детства, объединенных задушевными размышлениями лирического героя. Своеобразной завязкой сюжета является рассказ поэта о жизни в деревне, охоте и неожиданной встрече с крестьянскими ребятишками. Фоном служит чудная природа как воплощение земной гармонии:

…в широкие щели сарая

Глядятся веселого солнца лучи.

Воркует голубка; над крышей летая,

Кричат молодые грачи.

Картины природы органично вплетены в авторское повествование: на фоне солнечного радостного пейзажа возникает предчувствие встречи с крестьянскими детьми:

... шепот какой-то… а вот вереница

Вдоль щели внимательных глаз!



Все серые, карие, синие глазки –

Смешались, как в поле цветы.

Центральная часть поэмы включает воспоминания лирического героя о своем детстве, проведенном среди деревенских приятелей в играх и грибных «набегах». Поэт с нежностью и восхищением рисует образы крестьянских детей: девочку, что ловит лукошком лошадку, резвого постреленка Ванюшу, обстоятельного «мужичка» Власа.

Классическим примером особого отношения Некрасова к крестьянским детям является отрывок о встрече с семилетним Власом, помогающим отцу перевозить из леса срубленные отцом бревна. Этот отрывок знаком каждому, он начинается словами: «Однажды в студеную зимнюю пору…». Диалог автора с «мужичком-с-ноготок» имеет шуточную окраску: автор видит в нем ребенка, а сам Влас считает, что в его большой семье «всего мужиков-то: отец мой да я». Совсем не соответствует возрасту мальчика не только его труд, но и одежда с отцова плеча: «в больших сапогах, в полушубке овчинном, в больших рукавицах – а сам с ноготок». Нелегкий труд с детства не вызывает у автора жалости или гнева на его социальные причины, а побуждает его снова говорить о трудолюбии народа, «привычке к труду», воспитанной с детства.



Непосредственно детям адресованы были два стихотворных цикла Некрасова: в 1868 г. опубликованы стихотворения – «Дядюшка Яков», «Пчелы», «Генерал Топтыгин», в 1870-1873 гг. – «Дедушка Мазай и зайцы», «Соловьи», «Накануне Светлого праздника». Можно сказать, что в каждом из них есть урок добра и красоты, формирующий гражданские чувства юных читателей: смех на чинопоклонничеством в «Генерале Топтыгине», забота о животных как «братьях меньших», гармония природы и человека.

Итак, обаянием поэзии детства согрето все творчество Некрасова, обращенное к детям. Сострадание и любовь к народу, вера в его силы воодушевляли поэта. Он рассказывал детям правду о жизни, не скрывая «зрелища смерти и печали», учил уважать труд и людей труда. Задача учителя – не нарушить целостного восприятия юными читателями гражданственности и красочности, многозвучности и гармонии его поэзии.

Самостоятельная работа: выписать цитаты из стихотворений Некрасова, знать наизусть и уметь анализировать отрывок «Однажды в студеную зимнюю пору…».







Сейчас читают про: