Н.А. Некрасов-редактор

Одним из крупнейших редакторов своего времени был Н.А. Некрасов. Наибольший интерес представляет его деятельность в «Современнике», во главе которого он стоял двадцать лет — с 1847 по 1866 год. Как уже говорилось, это был один из лучших отечественных журналов. В годы подъёма революционного движения его тираж достигал десяти тысяч экземпляров — огромная цифра для того времени. На страницах журнала нашла отражение программа крестьянской революции.

Заслуга Некрасова в том, что он сумел сплотить вокруг редакции коллектив единомышленников — писателей, публицистов. Журнал был идейным органом, он воплощал программу, намеченную Белинским. Все материалы «Современника» выражали единое направление.

Некрасов стремился к коллективности редакторской работы. В конце 50-х годов создаётся редакционная коллегия в составе Некрасова, Панаева, Чернышевского, Добролюбова. Н.К. Михайловский так характеризовал деятельность редакции журнала: «В силу коллегиальности, индивидуальные особенности ничем не отражались на общем литературном деле, которое стояло не на темпераментах и характерах, а на убеждениях».

Некрасов не только занимался организационной работой. Он правил статьи, читал корректуры. Он писал Тургеневу в 1850 году: «Честью Вас уверяю, что я, чтоб составить первую книжку, прочел до 800 писанных листов разных статей, прочел 60-т корректурных листов (из коих пошло в дело только 35-ть), два раза переделывал роман (не мой), раз в рукописи и другой раз уже в наборе, переделывал ещё несколько статей в корректурах, наконец, написал полсотни писем...».

Некрасов так характеризует свою работу в «Современнике»: «…Вся, так сказать, черновая работа по журналу: чтение, исправление рукописей, а также добывание их, чтение корректур, объяснение с цензорами, восстановление смысла и связи в статьях после их карандашей лежали на мне, да я ещё писал рецензии и фельетоны...» (Из письма М.Е. Салтыкову).

Анализируя материалы, предлагаемые к изданию, выделял в них основные аспекты, важные именно для данной темы, формулируя четко и определенно свои замечания автору Так, автору статьи «Исследование о полной сети железнодорожных сообщений в России» А.Н. Еракову он пишет: «…В твоей статье много корректурных ошибок, которые надо выправлять; но я не проверял цифр, думаю, что там тоже есть ошибки; если они окажутся, то статья много потеряет; советую дать кому-нибудь постороннему сверить цифры с оригиналом, ибо редкий автор может быть сам корректором своего произведения — это дознано опытом...». Приведённый фрагмент письма интересен с двух точек зрения. Во-первых, Некрасов подчёркивает значение точности фактического материала для статьи. Во-вторых, он показывает специфику редакторской подготовки издания, справедливо замечая, что корректура — самостоятельный процесс и выполнять эту работу целесообразно не автору, а другому лицу.

Некрасов начал свою работу редактора в журнале Ф.А. Кош «Пантеон российских театров».

В 1845 году вышел составленный им сборник «Физиология Петербурга» в двух частях, включавший 12 статей. Среди авторов сборника — В.Г. Белинский, Д.В. Григорович, Н.А. Некрасов, А.Я. Панаева.

Сборник объединил разнородные по характеру материалы по принципу идейной направленности. «Все статьи, кроме литературного достоинства, имеют ещё и достоинство правды, весьма важное и главное в сочинениях такого рода,» - писал Некрасов.

Обязанности редактора сборника определил В.Г. Белинский: «...г. Некрасов не почёл себя вправе коснуться ни одной статьи, напечатанной в сборнике. Редактор сборника — не то, что редактор журнала. По общему мнению, быть редактором сборника, значит набрать статей, сделать им выбор и расположить их, а потом присмотреть за изданием. Так и поступил г. Некрасов».

Редакторская работа Некрасова над сборником выявила новые возможности подобного издания и такое его качество, как целостность.

Как видим из приведённого выше суждения Белинского, в это время работа и обязанности редактора занимают общественное мнение. Рассматриваются особенности подготовки изданий различных типов и видов, обязанности редактора и критерии оценки произведения, формирование авторского актива.

Некрасов обладал необходимым для редактора умением создать условия для проявления писательского дара. «Только благодаря его великому уму, высокому благородству и бестрепетной твёрдости характера я имел возможность писать, как я писал. Я хорошо служил своей родине и имею право на признательность её, но все мои заслуги перед нею — его заслуги». — писал Н.Г. Чернышевский.

В основе отбора материалов в «Современнике» Некрасова прослеживаются две линии: учёт читательского интереса и общее направление журнала. Учитывая, что летом журнал распространяется менее активно, он важные, программные материалы печатал в другие периоды года. Старался давать в журнале материалы, написанные в русле его общего направления или хотя бы не противоречащие ему.

Некрасов большое внимание уделяет языку произведений. Особенно отчётливо это проявляется в оценке переводов. Например, он пишет Н. Сатину по поводу перевода драмы В. Шекспира «Буря»: «Нам хотелось бы, чтоб этот перевод, сделанный Вами 25 лет тому назад, Вы пересмотрели и исправили... Иногда, переменив одно слово или даже сделав только перестановку в словах, видишь, что стих выигрывает; это и понятно, ибо в 25 лет русский язык и стих сделали успехи».

В этом фрагменте письма важными для рассматриваемого вопроса представляются два момента. Прежде всего обращает на себя внимание замечание поэта о чувствительности языка художественной литературы, особенно стихов, к каждому слову текста. Сам поэт, Некрасов, однако, не правит перевод, а предпочитает, чтобы его доработал сам переводчик. Тем самым он добивается цельности передачи восприятия переводчиком авторского текста. Кроме того, Некрасов подчёркивает, что русский язык постоянно развивается. Особенно активно эти процессы проходили в XIX веке. И Некрасов, выступающий в данном случае в качестве редактора, подчёркивает необходимость использования при переводе именно современной лексики.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: