Система законодательных и нормативных актов, регулирующих предпринимательскую и хозяйственную деятельность предприятий

3). Экономический потенциал предприятия (ЭПП): понятие и значение в условиях конкуренции. ЭПП - это совокупность ресурсов (трудовых, материальных, нематериальных, финансовых и др.), имеющихся в распоряжении предприятия, и способности его сотрудников и менеджеров к использованию ресурсов с целью создания товаров, услуг и получения максимального дохода. Для ЭПП характерны четыре основные черты: 1). определяется его реальными возможностями в той или иной сфере экономической деятельности; 2). возможности любого предприятия во многом зависят от имеющихся у него ресурсов и резервов (экономических, социальных), не задействованы в производстве. 3). обладание ресурсами является необходимым, но недостаточным условием для успеха в любом бизнесе. 4). уровень и результаты реализации потенциала предприятия (объем созданной продукции или доходов) определяются также выбранной формой предпринимательства и соответствующей ей организационной структурой предприятия. Модель ЭПП преуспевающей фирмы выглядит так: человеческий капитал + основной капитал + оборотный капитал = ЭПП. Модель ЭПП определяется след. факторами: а). объемом и качеством имеющихся у него ресурсов: численностью занятых, основными производственными и непроизводственными фондами, оборотными фондами или материальными запасами, финансовыми и нематериальными ресурсами - патентами, лицензиями, информацией, технологией); б). способностями сотрудников (специалистов, рабочих, вспомогательного персонала) к созданию какой-либо продукции, т.е. их образовательным, квалификационным, психофизиологическим и мотивационным потенциалом; в). способностями менеджмента оптимально использовать имеющиеся у предприятия ресурсы, подготовкой, талантом и профессиональной адаптацией менеджеров, умением создавать и обновлять организационные структуры предприятия; г). инновационными способностями, т.е. способностями предприятия к обновлению производства, смене технологии и т. п.; д). информационными способностями, т.е. способностями обрабатывать и "переваривать" информацию для использования ее в производстве; е). финансовыми способностями: кредитоспособностью предприятия, внутренней и внешней задолженностью и др. В сумме они образуют совокупную способность предприятия, котор при сравнении с аналогичной способностью других предприятий отражает уровень его конкурентоспособности. Конкурентоспособность потенциала предприятия - сравнительная характеристика, содержащая комплексную оценку состояния его важнейших параметров относительно каких-либо выбранных стандартов - мировых, национальных, отраслевых, другого предприятия.

4). Предприятие в конкурентной среде. Внешняя среда функционирования предприятия. Среда предприятия - совокупность «не поддающихся контролю» сил, с учетом которых фирмы и должны разрабатывать свою деятельность. Будучи изменчивой, налагающей ограничения и полной неопределенности, среда глубоко затрагивает жизнь фирмы. Макросреда (внешняя среда) представлена силами более широкого социального плана, которые оказывают влияние на микросреду, такими как факторы демографического, экономического, природного, технического, политического и культурного характера. Кроме того, в макросреду входят взаимоотношения предприятия с клиентами, поставщиками, посредниками, конкурентами и контактными аудиториями. Внешняя среда предприятия - это все условия и факторы, которые возникают независимо от деятельности предприятия и оказывают существенное воздействие на него. Внешние факторы. 1. Факторы прямого воздействия (ближайшее окружение) - оказывают непосредственное влияние на деятельность предприятия: поставщики ресурсов, потребители, конкуренты, трудовые ресурсы, государство, профсоюзы, акционеры (если предприятие является акционерным обществом). 2. Факторы косвенного воздействия (макроокружение) - не оказывают прямого действия на деятельность предприятия, но учет их необходим для выработки правильной стратегии. Политические (методы реализации государственной политики), экономические (инфляция, занятость, производительность труда и др.), социальные (население, менталитет), технологические (развитие науки и техники).

5). Предприятие в конкурентной среде. Внутренняя среда функционирования предприятия. Среда предприятия - совокупность «не поддающихся контролю» сил, с учетом которых фирмы и должны разрабатывать свою деятельность. Будучи изменчивой, налагающей ограничения и полной неопределенности, среда глубоко затрагивает жизнь фирмы. Микросреда (внутренняя среда) представлена силами, имеющими непосредственное отношение к самой фирме, так как формируется внутри нее. Внутренняя среда предприятия как совокупность трудовых, технологических, экономических факторов в большей степени управляема и регулируема, чем внешняя среда. Внутренняя среда предприятия определяет технические и организационные условия работы предприятия и является результатом управленческих решений. Целью анализа внутренней среды предприятия является выявление слабых и сильных сторон его деятельности, так как, чтобы воспользоваться внешними возможностями, предприятие должно иметь определенный внутренний потенциал. Элементы внутренней среды: 1) производство (объем, структура, темпы, обеспеченность сырьем и материалами, контроль качества и др.); 2) персонал (квалификация, производительность труда, текучесть кадров, стоимость рабочей силы и др.); 3) организация управления (структура, методы управления, уровень менеджмента, квалификация, интересы высшего руководства, престиж и имидж предприятия.); 4) маркетинг (доля рынка, каналы распределения и сбыта продукции, маркетинговый бюджет и его исполнение, маркетинговые планы и программы, стимулирование сбыта, реклама, ценообразование), 5) финансы (вся производственно-хозяйственная деятельность предприятия), 6) культура и имидж (привлечение работников высокой квалификации, стимулирование потребителей к покупке товаров и т. п.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: