Причины и условия девиантного поведения подростков

Девиантное поведение

Конспект и тест

Выполнила:

Студентка 4 курса гр. ДЛМ08-04 СФФ

Штандратенко Ольга

Девиантное поведение определяется, как отклоняющееся поведение, т.е как отдельные поступки или система поступков, противоречащих общепринятым в обществе правовым или нравственным нормам.

Выделяют четыре варианта отклоняющегося поведения:

Подростковый возраст «период бурь и страстей»

· Подростковый возраст характеризуется как переходный, сложный, трудный, критический;

· Неадекватность реакций во взаимоотношениях с окружающими;

· Неравномерное развитие костно-мышечной системы;

· дисгармония в координации движений;

· Несоответствия в развитии сердечно - сосудистой системы;

· Наибольшее влияние на духовную жизнь подростка оказывает процесс полового созревания;

· Стремление к взрослости проявляется как потребность приобщения к миру взрослых;

· с процессом самосознания подростков тесно связан процесс самоутверждения;

· Самоутверждение не может происходить без формирования и культивирования каких-то качеств личности, то есть самовоспитания;

· Потребность в общении является одной из ведущих, определяющих в подростковом возрасте.

Акцентуации характера у подростков:

Гипертимный тип Подростки этого типа отличаются большой подвижностью, общительностью, чрезмерной самостоятельностью, склонностью к озорству. В школе за этими детьми замечают неусидчивость, недисциплинированность, но в то же время живой ум и быстрая реакция позволяют им схватывать информацию на лету. Поэтому на уроке они могут получить неудовлетворительную оценку за ответ и тут же отличную при фронтальном опросе. У них всегда хорошее настроение, стремление к свободе, лидерству, верховенству, если же их активность пытаются ограничить, то возможны вспышки раздражения, гнева, агрессии.
Циклоидный тип Для него характерны резкая смена общего психического состояния, апатия, раздражительность, упадок сил. Такие подростки тяготятся людским обществом, стремятся от него скрыться. Учебные занятия, да и другие виды деятельности теряют для них интерес, настроение приобретает пессимистическую окраску. На замечания взрослых или сверстников по поводу их состояния могут отреагировать раздражением, агрессией. На этой почве возможны тенденции к суициду.
Истероидный тип Характерны беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда постоянного внимания к своей особе, которое может проявляться как восхищение, удивление, почитание, на худой конец - негодование, даже ненависть, но только не равнодушие. Ради привлечения к себе внимания истероидные подростки готовы на все.
Шизоидный тип Для них характерны замкнутость, отгороженность, некоммуникабельность, они любят проводить время одни, в своем придуманном мире фантазий, в который никого не пускают, а если кто пытается «влезть в душу», то это может вызвать у них эмоциональный взрыв.
Эпилептоидный тип Для данной категории детей характерна склонность к дисфории - злобно-тоскливому, подавленному настроению с крайней раздражительностью, доходящей при определенных обстоятельствах или в результате длительного накопления этих чувств до взрыва гнева и агрессии. Уже в детстве их поведение вызывает внимание со стороны взрослых. Эти дети капризны, себялюбивы, готовы нарочно изводить окружающих своими капризами и плачем. У них рано обнаруживают и садистские наклонности - мучить животных, исподтишка дразнить и бить младших.
Неустойчивый тип Все дурное словно липнет к ним. Склонность к имитации отличается избирательностью. Они подражают тем моделям поведения, действия которых сулят немедленные наслаждения, поэтому они довольно рано пытаются все попробовать (алкоголь, никотин, наркотики). Не умея организовать и занять самих себя, они тянутся в группы несовершеннолетних, где занимают место безвольных исполнителей желаний лидера и членов стихийных групп.

Виды неправильного воспитания:

Гипопротекция Проявляется в недостатке внимания к детям со стороны родителей. Крайняя форма гипопротекции - полная безнадзорность детей. Скрытая гипопротекция существует в виде формального контроля родителей за детьми, равнодушия к их интересам, потребностям. Ребенок живет своей жизнью, до которой никому нет дела.
Гиперпротекция Проступает в мелочной опеке, контроле за каждым шагом ребенка, постыдной слежке за его действиями и поступками, создании целой системы запретов, что ведет, особенно в подростковом возрасте, к протесту, желанию скрыться от родительского контроля.
Эмоциональное отвержение Воспитание по типу Золушки - создает ощущение или ситуацию нежелательности ребенка в семье.
Противоречивое воспитание Возникает, когда один родитель строит свои отношения в семье по принципу потворствующей протекции, а другой - по типу эмоционального отвержения.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: