Девиантное поведение
Конспект и тест
Выполнила:
Студентка 4 курса гр. ДЛМ08-04 СФФ
Штандратенко Ольга
Девиантное поведение определяется, как отклоняющееся поведение, т.е как отдельные поступки или система поступков, противоречащих общепринятым в обществе правовым или нравственным нормам.
Выделяют четыре варианта отклоняющегося поведения:
Подростковый возраст «период бурь и страстей»
· Подростковый возраст характеризуется как переходный, сложный, трудный, критический;
· Неадекватность реакций во взаимоотношениях с окружающими;
· Неравномерное развитие костно-мышечной системы;
· дисгармония в координации движений;
· Несоответствия в развитии сердечно - сосудистой системы;
· Наибольшее влияние на духовную жизнь подростка оказывает процесс полового созревания;
· Стремление к взрослости проявляется как потребность приобщения к миру взрослых;
· с процессом самосознания подростков тесно связан процесс самоутверждения;
· Самоутверждение не может происходить без формирования и культивирования каких-то качеств личности, то есть самовоспитания;
|
|
· Потребность в общении является одной из ведущих, определяющих в подростковом возрасте.
Акцентуации характера у подростков:
Гипертимный тип | Подростки этого типа отличаются большой подвижностью, общительностью, чрезмерной самостоятельностью, склонностью к озорству. В школе за этими детьми замечают неусидчивость, недисциплинированность, но в то же время живой ум и быстрая реакция позволяют им схватывать информацию на лету. Поэтому на уроке они могут получить неудовлетворительную оценку за ответ и тут же отличную при фронтальном опросе. У них всегда хорошее настроение, стремление к свободе, лидерству, верховенству, если же их активность пытаются ограничить, то возможны вспышки раздражения, гнева, агрессии. |
Циклоидный тип | Для него характерны резкая смена общего психического состояния, апатия, раздражительность, упадок сил. Такие подростки тяготятся людским обществом, стремятся от него скрыться. Учебные занятия, да и другие виды деятельности теряют для них интерес, настроение приобретает пессимистическую окраску. На замечания взрослых или сверстников по поводу их состояния могут отреагировать раздражением, агрессией. На этой почве возможны тенденции к суициду. |
Истероидный тип | Характерны беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда постоянного внимания к своей особе, которое может проявляться как восхищение, удивление, почитание, на худой конец - негодование, даже ненависть, но только не равнодушие. Ради привлечения к себе внимания истероидные подростки готовы на все. |
Шизоидный тип | Для них характерны замкнутость, отгороженность, некоммуникабельность, они любят проводить время одни, в своем придуманном мире фантазий, в который никого не пускают, а если кто пытается «влезть в душу», то это может вызвать у них эмоциональный взрыв. |
Эпилептоидный тип | Для данной категории детей характерна склонность к дисфории - злобно-тоскливому, подавленному настроению с крайней раздражительностью, доходящей при определенных обстоятельствах или в результате длительного накопления этих чувств до взрыва гнева и агрессии. Уже в детстве их поведение вызывает внимание со стороны взрослых. Эти дети капризны, себялюбивы, готовы нарочно изводить окружающих своими капризами и плачем. У них рано обнаруживают и садистские наклонности - мучить животных, исподтишка дразнить и бить младших. |
Неустойчивый тип | Все дурное словно липнет к ним. Склонность к имитации отличается избирательностью. Они подражают тем моделям поведения, действия которых сулят немедленные наслаждения, поэтому они довольно рано пытаются все попробовать (алкоголь, никотин, наркотики). Не умея организовать и занять самих себя, они тянутся в группы несовершеннолетних, где занимают место безвольных исполнителей желаний лидера и членов стихийных групп. |
Виды неправильного воспитания:
|
|
Гипопротекция | Проявляется в недостатке внимания к детям со стороны родителей. Крайняя форма гипопротекции - полная безнадзорность детей. Скрытая гипопротекция существует в виде формального контроля родителей за детьми, равнодушия к их интересам, потребностям. Ребенок живет своей жизнью, до которой никому нет дела. |
Гиперпротекция | Проступает в мелочной опеке, контроле за каждым шагом ребенка, постыдной слежке за его действиями и поступками, создании целой системы запретов, что ведет, особенно в подростковом возрасте, к протесту, желанию скрыться от родительского контроля. |
Эмоциональное отвержение | Воспитание по типу Золушки - создает ощущение или ситуацию нежелательности ребенка в семье. |
Противоречивое воспитание | Возникает, когда один родитель строит свои отношения в семье по принципу потворствующей протекции, а другой - по типу эмоционального отвержения. |