Ошибки и порицаемые вещи во время хутбы

1. Громко читать Куран перед азаном – бидаа.

2. Бидаа является то, что люди начинают кричать, вопить, восклицать что-либо и делать дуа в то время, как имам поднимается на минбар.

3. Джума в последнюю неделю Рамадана не является какой-либо особенной, и нет на это никакого далиля и это является бидаа.

4. Также бидаа является то, что на фаджр в день джума некоторые имамы читают именно ту суру, где надо делать саджда, и это деяние противоречит сунне и является харам.

5. Не надо перешагивать через других.

Сообщается, что Сальман аль-Фариси, да будет доволен им Аллах, сказал: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует сказал: “Если человек совершит в пятницу полное омовение, очистится (так тщательно), как только сможет, смажет (волосы) или умастит (тело) благовониями (, которые найдутся у него) дома, после чего отправится (на пятничную молитву), и не будет расталкивать сидящих рядом (в мечети), и помолится столько, сколько было (угодно Аллаху), а потом будет хранить молчание, внимательно слушая слова имама, ему обязательно простятся (грехи, совершённые им) между этой и предыдущей пятницей”». (Сахих аль-Бухари, 883)

Передаётся, что Абдуллах ибн Буср (радиа ллаху анху): «Мужчина пришел в мечеть, и начал переходить через людей в пятницу, когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) призносил хутбу, и Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал его: «Сядь, ты потревожил (людей)». Абу Дауд №1118 и Ибн Маджа №1115. Оценен как «сахих», шейхом аль-Албани в «Сахих Абу Дауд».

Ханбалиты сказали, что это макрух.

Другие сказали, что это харам, и это мазхаб аш-Шафии, с ним согласились ан-Науауи и Шейх аль-Ислам Ибн Теймийа, как об этом сказано в «аль-Ихтиярат аль-Фикхийа,, стр. 81.

Из современников этого мнения придерживался шейх Ибн Усеймин.

Ан-Науауи сказал: «Переступать через людей – харам, потому что на этот счет имеется хадис». См. «Роудат ат-Толибин» (11/224).

Шейх ибн Усеймин сказал: «Переступать через людей харам во время хутбы и в другое время, потому что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал человеку, переступающему через людей: «Сядь, ты причиняешь неудобство». Это еще более запретно во время хутбы, потому что это отвлекает людей от слушания хутбы, даже если человек идет занять пустое место»

См. «аль-Фатава уа Раса’иль аш-Шейх Ибн Усеймин, 16/147».

Исключение составляет имам.

Также, допустим, ты зашёл и увидел впереди место, но до него никак не добраться, кроме как если переступить через людей, то тогда это дозволено, ибо те места должны были занять эти люди, но они так не поступили.

6. Не разговаривать вообще и не играть с чем-либо во время хутбы.

К хутбе относится то, что произноситься непосредственно до пятничной молитвы, по завершении которой сразу же начинается джумуа-намаз. Это и есть хутба, во время которой разговаривать запрещено и разговор во время которой становится причиной потери награды.

Абу ад-Дарда рассказывал: «Однажды пророк (мир ему и благословение Аллаха), сидя на минбаре читал людям хутбу (проповедь) и прочитал один аят. Рядом со мной сидел Убай ибн Ка’б и я сказал ему: “О Убай, когда был ниспослан этот аят?” Однако он не ответил мне. Затем я снова спросил его, и он снова не ответил мне. Когда же посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) закончил хутбу, Убай сказал мне: “Нет тебе ничего от твоей пятничной молитвы!” Затем я подошел к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и сообщил ему об этом, а он сказал: «Убай прав! Если ты услышишь, что имам твой говорит, то молчи, пока он не закончит!» Ахмад 5/274, Ибн Маджах 1111, ат-Таялиси 2365. Достоверность хадиса подтвердили хафиз аль-Мунзири, аль-Бусайри, имам ас-Синди, шейх аль-Альбани и Шу’айб аль-Арнаут. См. “ат-Таргъиб” 1/257, “Тамамуль-минна” 338.

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если ты скажешь находящемуся рядом с тобой человеку: “Слушай (внимательно)!” — в пятницу во время произнесения имамом хутбы, то скажешь нечто неподобающее». (Сахих Муслим 851 и аль-Бухари 934)

Также запрещено отвлекаться во время хутбы, играясь со своей бородой, перебирать камешки или ключи т.д., т.е. заниматься всем тем, что отвлекает от слушания хутбы.

Но, можно разговаривать до тех пор, пока имам не встанет и не начнёт говорить. Молчать следует обе хутбы, пока имам не закончит. Хадис приводит аш-Шафии в своём аль-Муснаде.

И разногласия в том, когда можно начинать разговаривать.

Абу Ханифа и аш-Шаукани сказали, что разговаривать макрух.

Но можно разговаривать с имамом по необходимости и имаму можно даже прервать хутбу, чтобы ответить, а после продолжить. Имаму можно спросить кого-либо о чём-либо или сделать увещевание самому.

Это основывается на хадисах, когда посланника Аллаха, алейхи саляту уа салям, попросили во время хутбы попросить ниспослать дождь (Сахих аль-Бухари №933), а также когда он, алейхи саляту уа салям, прервал хутбу и начал учить человека религии Аллаха (Сахих Муслим №876), также он, алейхи саляту уа салям, делал замечения, если кто-то входил в мечеть и не делал 2 ракаата (Сахих аль-Бухари №930, 931 и Муслим №875)

Что касается тех вещей, к которым приходит побуждение в хадисах, например, сказать чихнувшему «ЙархамукяЛлах», ответить на салям или произнести саляват на пророка, алейхи саляту уа салям, когда произносится его, алейхи саляту уа салям, имя.

В этом вопросе разногласие, но точно определить кто прав, это трудно, пусть каждый определится с мнением, на основании доводов, и не порицает другого за другой выбор.

Одни сказали, что надо делать и это исключение из общего запрета, а другие ответили, что в хадисе идёт запрет на любой разговор.

Шейх аль-Аззази склонился к запретности любых разговоров.

Можно тихо, про себя, сделать дуа за пророка, алейхи саляту уа салям.

7. Запрещено поднимать человека, чтобы затем сесть на его место.

Сообщают от Ибн Умара, от Пророка, алейхи саляту уа салям, сказавшего: «Да не поднимет мужчина мужчину из его сиденья, чтобы после сесть на него самому. Однако дайте простора и рассядьтесь просторнее». В хадисе Ибн Джариджа он добавляет: «Я спросил: «По пятницам?» Он ответил: «И по пятницам и в остальные дни». (Сахих Муслим №2177)

Также высказался и шейх Ибн Усеймин в «аш-Шарх аль-Мумти», указав на запретность подобных действий.

Запрет общий и не стоит ограничивать только днём джума и хутбой, это действует в любом собрании.

Это касается и женщин, и стариков и детей, потому, что все эти люди равны в хукме, и если пришёл приказ только мужчинам, то на них также всё это распространяется, кроме как если на обратное не придёт далиль.

Как видно из хадиса, что можно попросить подвинуться, но во время хутбы надо дать знать только рукой, не произнося слов.

Если же человек пришёл пораньше и сел, а после захотел в туалет и вышел, то по возвращению можно сесть, и даже ты более достоин, сесть, даже если твоё место займут.

Кидать коврики, шапочки и прочее, на места поклонения, тем самым как бы «занять» место, и далее уходить и занимать посторонними вещами, то это воспрещается, как сказал аль-Аззази.

Сказал шейх АбдурРахман ас-Саади: «Подобные действия не позволительны. В таком случае тот, кто пришёл, может спокойно убрать эти коврики или шапочки и занять это место». См. «аль-Мухтаратуль-Джалийа»

Но, если ты знаешь или предполагаешь, что, скорее всего тот, кто придёт, будет кричать или скандалить в мечети, то лучше не делать этого, а сесть в стороне, в надежде, что все деяния оцениваются по намерениям. И это в том случае, если это (место) было (занято) не по праву и без причин, а если по необходимости человек занял место, то можно положить или вернуться и попросить освободить своё место.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: