Методические рекомендации. Игровые технологии успешно входят в практику школьного образования, позволяя активизировать процесс обучения

Игровые технологии успешно входят в практику школьного образования, позволяя активизировать процесс обучения. Игра стимулирует умственную деятельность, развивает познавательный интерес к предмету, это один из способов преодоления пассивности учеников. Так, урок «Неизвестные поэты XIX века: С.Я. Надсон, А.Н. Апухтин, К.К. Случевский» в 10 классе можно организовать в форме деловой игры. Учителем задаются правила, пишется сценарий, обозначаются требования к конечному продукту – сборнику стихотворений поэта, распределяются роли, составляется график работы. Также разрабатываются способы оценки результатов игры для ее участников.

Цель игры: познакомиться с этапами жизненного и творческого пути поэтов XIX века; выявить основные темы, мотивы, жанровое своеобразие, стилевые особенности их поэзии; представить сборник стихотворений одного из поэтов.

На организационном этапе учитель знакомит учеников с разными изданиями поэтических сборников, обращает внимание на их построение: содержание (аннотация, вступительная статья, подборка стихотворений, примечания, оглавление); оформление (портреты писателя, иллюстрации к стихотворениям, титульный лист); форматирование (формат сборника, виды и формы шрифтов, заголовков, наличие обложки, суперобложки, форзаца, расположение материала, виды и формы иллюстраций). Работе над структурой сборника посвящено отдельное занятие. Важный момент организационного этапа – определить, для какой читательской аудитории предназначено издание, так как именно это будет определять как содержание материала, так и его оформление.

Класс делится на несколько групп (редколлегий); в каждой редколлегии распределяются роли: литературовед, комментатор, художник-оформитель, составитель, редактор, корректор. Правилами игры определены основные разделы поэтического сборника: 1) обложка книги, ее название; 2) аннотация, в которой прописана цель данного издания, указано, для какой читательской аудитории предназначен сборник; 3) вступительная статья, включающая основные этапы биографии и творчества поэта, обозначены ведущие темы лирики, выявлено ее своеобразие; 4) 10 стихотворений поэта, наиболее полно передающие главную идею сборника; 5) комментарий непонятных слов и выражений; 6) оглавление. Также обозначены требования к оформлению сборника: 1) иллюстрированная обложка; 2) наличие иллюстраций в разделе биографии; 3) схемы, таблицы – в разделе творчества; 4) иллюстрация к каждому стихотворению.

На этапе сбора и систематизации материала учитель следит за выполнением работы, направляет деятельность ученических групп (редколлегий), помогает в поиске и обработке материала.

После того, как составление сборника завершено, начинается следующий этап деловой игры – представление сборника «книжному издательству» (можно назвать «Детская литература», «Наука» «Художественная литература» и т.д.) с целью заинтересовать своей работой, доказать необходимость его издания в настоящее время. Предложена инструкция по проведению представления-презентации: 1) название издания; 2) цель, возрастная аудитория; 3) анализ содержания сборника; 4) отличительные особенности издания; 5) выступление сопровождается слайд-программой, позволяющей сделать выступление более зрелищным; 6) время представления 15 минут.

Таким образом, презентация сборника «книжному издательству» – последний этап деловой игры. Роли расписаны, деятельность каждого участника определена. К началу урока (заседания) книги стихов распечатаны и находятся на столе членов «книжного издательства». Ученики рассаживаются по группам (редколлегиям), у каждой группы – табличка с названием сборника (у каждого ученика – бейджик). За отдельным столом сидят члены «книжного издательства» (в него входит учитель, ученики из параллельного класса, учащиеся данного класса). В руках у председателя (это может быть учитель) – колокольчик. Представление каждой группы (редколлегии) сопровождается ритуальными оборотами: «Уважаемые члены книжного издательства, вашему вниманию предлагается поэтический сборник…», «Мы надеемся, что ваше издание будет заинтересовано в нашем проекте» «Спасибо за внимание» и т.д. Обязательны вопросы выступающим. Вопросы могут задавать не только члены «издательства», но и члены редколлегий. Для создания атмосферы игры обращение друг к другу на «вы», предельно корректное и уважительное.

На этапе рефлексии необходимо дать возможность выступить каждой группе (редколлегии) по следующему плану: 1) чей сборник понравился больше всего и почему; 2) что бы я добавил в собственное издание.

Чтобы привнести дух соревновательности, можно объявить, что в план издательства на текущий год будет включен только один (два) сборник. Для удобства оценивания 1) выступления и 2) сборника каждой группе учащихся (редколлегии) и членам «книжного издательства» выданы оценочные листы, в которых фиксируются по пятибальной шкале все параметры презентации и сборника. На основании этих листов и определяется победитель. Для эмоционального поощрения учеников можно вручить «сертификат участника» как память о деловой игре.

Ход урока (заседания)

Вступительное слово учителя (председателя)

Уважаемые гости, члены редакционных коллегий, сегодня вашему вниманию будут предложены сборники стихотворений забытых поэтов XIX: Семена Яковлевича Надсона, Алексея Николаевича Апухтина, Константина Константиновича Случевского. Мы познакомимся с содержанием представленных изданий: этапами жизненного и творческого пути поэтов, основными темами, мотивами, жанровым своеобразием, стилевыми особенностями их поэзии. Прозвучат стихотворения, романсы, написанные на их стихи. Задача – решить, какие из представленных сборников наше издательство возьмется издавать.

Выступление группы (редколлегии) сборника стихотворений С. Я. Надсона «Как мало прожито, как много пережито».

Сборник стихотворений С. Я. Надсона «Как мало прожито, как много пережито» предназначен для учеников старших классов, студентов-филологов и всех любителей поэзии. Структура нашего сборника традиционна.

Выступление биографа. Во вступительной статье, даны основные события короткой жизни, рисующие трагический облик поэта. В стихотворении «Мать» поэт так отзовется о своем детстве:

Я рос одиноко… я рос позабытым

Пугливым ребенком – угрюмый, больной,

С умом, не по-детски печально развитым.

И с чуткой, болезненно-чуткой душой…

Литературный дар Надсона проявился рано, в первом классе он уже мечтал о писательстве и сочинял рассказы, во втором классе начал писать стихи. Первая публикация относится к 1878 г., когда будущему поэту было 16 лет. В марте 1885 г. вышел первый и единственный прижизненный сборник стихотворений поэта, принесший ему шумную славу. При жизни поэта книга выдержала 5 изданий, а до 1917 г. ее успели переиздать 29 раз. Этот сборник был удостоен Пушкинской премии Академии наук. После смерти Надсона его творчество получило еще большую известность.

Выступление литературоведа. В творчестве поэта можно выделить гражданскую, философскую, любовную лирику, темы поэта и поэзии, природы.

Первостепенной является тема назначения поэта и поэзии. В стихотворениях «Не презирай толпы: пускай она порою...» (1881), «В толпе» (1881) и ряде других выражена идея гражданского долга поэта перед отечеством и народом. Нередки в его произведениях мотивы борьбы и протеста против существующего строя: «Моя заря омрачена борьбой», «в минуты унынья, борьбы и ненастья». Борьба для Надсона тесно связана со страданием.

Философская лирика Семена Надсона – о смысле жизни и разочарованиях.

В своих стихах поэт оправдывал разочарованность и унылое бессилие современников. Это отчетливо проявилось в стихотворениях «Не вини меня, друг мой…» (1883), «С тех пор, как я прозрел, разбуженный грозою…» (1883), «Наше поколение юности не знает…» (1884).

В духовном облике героя поэзии Надсона есть черты внутреннего родства с передовыми людьми как сороковых годов, так и шестидесятых. Подобно своим предшественникам он понимает личное счастье только в связи с общественным благом. Любовь он воспринимает не как стихийную силу, порабощающую человека, а как идейное содружество и братство. Любовная поэзия Надсона вся пронизана этой идеей. В нее он вносит раздумья и нравственные тревоги, характерные для разночинца и демократа его времени:

Жизнь – не праздник, не цепь наслаждений,

А работа, в которой таится подчас

Много скорби и много сомнений...

(«Позабытые шумным их кругом – вдвоем...»)

Выступление редактора-составителя. Нами выбраны 10 стихотворений поэта, посвященные теме любви, т.к., на наш взгляд, именно это чувство остается актуальным во все времена. Эти стихотворения раскрывают феномен поэта и его востребованность для нас, его потомков.

Выступление художника-оформителя, который обосновывает связь иллюстраций с содержанием стихотворений поэта, доказывает правильность своего выбора. Для оформления сборника нами были использованы картины художников-импрессионистов, ибо именно их творчество наиболее близко по духу поэзии Надсона. Это работы А. Сеслея, К. Писсаро, О. Ренуара, П. Сезана, К.-О. Моне, Э. Мане, Э. Дега.

Выступление текстолога, который рассказывает о проделанной работе и объясняет значение устаревших слов в стихотворениях Надсона.

Выступление культуролога. Стихотворения поэта отличаются музыкальностью, поэтому более ста их было положено на музыку. К его произведениям обращались такие выдающиеся композиторы, как А.Г. Рубинштейн, С.В. Рахманинов... Не обходят вниманием поэзию Надсона и современные композиторы. Так, Н. Миронов написал цикл романсов на стихи Надсона.

Звучит песня «Я не тому молюсь…»

Таким образом, сборник стихотворений С.Я. Надсона «Как мало прожито, как много пережито», несомненно, будет востребован современными читателями. Благодарим за внимание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: