Тема №10. Система права и систематизация законодательства

10.1. Понятие системы права.
10.2. Отрасли права и правовые институты.
10.3. Критерии подразделения системы права на отрасли. Краткая характеристика основных отраслей права.
10.4. Способы систематизации законодательства. Общеправовой классификатор.

10.1. Система права – это: а) элемент правовой системы государства(на ряду с доктриной права, юридической практики);
б) подразделение всей совокупности правовых норм на отрасли права и правовые институты, на основе объективных критериев.

10.2. Отрасли права и правовые институты – основные структурные элементы системы права, которые выделяются на основе объективных критериев.

Правовой институт – совокупность социальных норм, регулирующих одно общественное отношение(институт брака в семейном праве).

Правовая отрасль – упорядоченная совокупность правовых норм, регулирующих группу однородных общественных отношений, которые выделяются на основе объективных критериев(семейное право, уголовное право).

В зависимости от функций отрасли права в системе права они делятся на:

а) отрасли материального права(уголовное право);
б) отрасли процессуального права(гражданский процесс).

В крупных отраслях могут выделяться комплексные правовые институты являющиеся промежуточным звеном между правовой отраслью и правовым институтам(их называют подотраслями права).

Пример: в рамках отрасли гражданского права можно выделить подотрасль коммерческого права, в рамках отрасли финансового права можно выделить подотрасль бюджетного права.

10.3. Выделяются 2 основных объективных критерия подразделения системы права на отрасли:

1. предмет правового регулирования
2. метод правового регулирования

Предмет правового регулирования – группа однородных общественных отношений регулируемых данной правовой отраслью.

Метод правового регулирования – способы государственного воздействия на предмет правового регулирования, те на общественные отношения.

Среди методов правового регулирования выделяются 2 основных:

Ÿ Императивный метод (метод власти и подчинения) – используется преимущественно в отраслях публичного права(типичной отраслью публичного права является административное право);

Ÿ Диспозитивный метод (метод равенства сторон и автономии субъектов) – используется преимущественно в отраслях частного права(типичной отраслью частного права является гражданское право. К частным отраслям относится и семейное право).

По предмету правового регулирования отрасли права характеризуются следующим образом:

Конституционное право регулирует самый широкий круг общественных отношений:

Ÿ Между государством и обществом

Ÿ Государством и личностью

Ÿ Обществом и личностью

Ÿ Внутригосударственные отношения

Ÿ Межгосударственные отношения

Административное право регулирует общественные отношения в сфере государственного управления, те в деятельности прежде всего органов исполнительно власти

Гражданское право регулирует имущественные и связанные с ними неимущественные отношения

Семейное право регулирует личные неимущественные и связанные с ними имущественные отношения

Трудовое право регулирует общественные отношения в процессе «живого» труда в то время как гражданское право имеет дело с имуществом – трудом общественным

Финансовое право регулирует общественные отношения в сфере государственных и муниципальных финансов(сфера частных финансов регулируется другими отраслями право: гражданским, семейным, трудовым, правом социального обеспечения).

10.4. Если систематизация права идёт по объективным критериям, то классификация законодательства идёт по субъективному критерию – воле законодателя.

Для того чтобы упорядочить процедуру подготовки и принятия законов и связать их с отраслями права президента России периодически издаёт специальный акт, который называется общеправовой классификатор.

Систематизация законодательства на его основе идёт тремя основными способами:

Ÿ Инкорпорация

Ÿ Консолидация

Ÿ Кодификация

Инкорпорация – лишь внешняя обработка правового материала, те расположение его в сборнике по какому0либо критерию(алфавиту, виду акта, дате и номеру акта, предмету правового регулированию).

Консолидация – промежуточное звено между инкорпорацией и кодификацией, представляющей собой такой вид систематизации законодательства, когда из него изымаются повторы и противоречия.

Кодификация – не только внешняя обработка правового материала, но и его глубокая внутренняя переработка, которая завершается принятием нового обобщающего законодательства акта – кодекса(или основ законодательства).

Кодификация всегда официальна, а инкорпорация и консолидация могут быть как официальными таи и не официальными(справочными).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: