Тема 4 Политические партии и партийные системы в зарубежных странах

Республика

 
 


президентская парламентарная смешанная прочие виды

(полупрезидентская)

2 Различают абсолютную и конституционную (ограниченную) монархию. Абсолютная монархия характеризуется всевластием главы государства. В правовом отношении монарх – источник любой власти, и только он определяет ее пределы в нормативных актах, которые дарует своим поданным. Поданные изначально юридически бесправны, поскольку монарх не наделил их какими-то правами и не отобрал эти права.

Абсолютная монархия получила наибольшее распространение в эпоху позднего феодализма. В современных условиях абсолютная монархия – раритет (Саудовская Аравия, Оман, Катар, Бруней). Для абсолютной монархии характерен авторитарный политический режим, а государственный режим именуется абсолютизмом.

Конституционная монархия – такая форма правления, при которой власть монарха осуществляется на основе и в рамках конституции. В зависимости от степени ограничения различают дуалистическую и парламентарную монархии.

Дуалистическая монархия характеризуется разделением власти монарха с парламентом, однако, тем не менее, власть монарха явно преобладает. Существует выборный представительный орган – парламент. Исполнительная власть принадлежит монарху. Он назначает главу правительства, который несет ответственность только перед монархом. Института парламентской ответственности правительства в дуалистической монархии нет. Законы принимаются парламентом, однако монарх пользуется правом абсолютного вето, т.е. без его утверждения закон в силу не вступит.

Парламентарная монархия характеризуется тем, что монарх не обладает реальными полномочиями по управлению государством. Его полномочия носят в основном представительский характер, своего рода функции государственного нотариуса – скреплять своей подписью все важнейшие государственные акты (Великобритания, Испания, Япония, Швеция и др.). Тем не менее, действует принцип: «монарх не ответственен», подпись монарха обязательно нуждается в контрассигнации (т.е. должна предварительно скрепляться подписью премьер-министра или ответственного министра).

Главный отличительный признак парламентарной монархии – политическая ответственность правительства перед парламентом (нижней палатой) за свою деятельность.

Монарх не получает заработную плату. Деньги на содержание монарха и его семьи ежегодно выделяются отдельной строкой в государственном бюджете, и эта строка именуется «цивильным листом».

В странах, где сохраняются структуры феодального и традиционного общества, существует выборная монархия (Малайзия, Лесото, Объединенные Арабские Эмираты).

Следует выделить теократическую монархию, где глава государства – монарх является одновременно главой того или иного религиозного культа, представляющего одну из мировых религий. Папа является одновременно главой государства Ватикан.

Республика и ее разновидности.

Известны 3 разновидности республиканской формы правления:

- президентская республика;

- парламентская республика;

- полупрезидентская (смешанная) республика.

Президентская республика характеризуется следующими признаками:

1) глава государства – президент избирается непосредственно населением путем прямых (Латиноамериканские страны, Казахстан и др.), либо косвенных выборов (США);

2) президент обладает обширными полномочиями: он одновременно является главой государства, главой исполнительной власти и главнокомандующим вооруженными силами;

3) в президентских республиках правительство формируется внепарламентским путем, члены правительства назначаются на должность и освобождаются от должности президентом (в США при назначении необходимо согласие верхней палаты Конгресса – Сената).

Главный признак данной формы правления – отсутствие ответственности исполнительной власти перед парламентом за проводимую политику.

Парламентская республика характеризуется следующими признаками:

1) парламент наряду с законодательной деятельностью и вотированием бюджета обладает учредительными функциями и правом контроля за деятельностью правительства. Главным из учредительных функций является формирование правительства на парламентской основе;

2) глава государства – президент занимает в системе государственных органов парламентской республики достаточно скромное место. Президент избирается парламентом (например, в Италии) или особой избирательной коллегией (как в ФРГ);

3) вся исполнительная власть в парламентарной республике находится в руках правительства.

Главный признак парламентарной республики, как и парламентарной монархии, - политическая ответственность правительства перед парламентом.

Парламентарными республиками являются сегодня ФРГ, Италия, Греция, Индия, Эстония и др.

Полупрезидентская республика – такая форма правления сочетает в себе признаки и президентской, и парламентарной республики.

К характерным признакам полупрезидентской республики относятся следующие:

1) президент избирается непосредственно населением в ходе прямых выборов. Выборы могут проводиться в один (мажоритарная система относительного большинства) и в два тура (мажоритарная система абсолютного большинства);

2) президент наделяется обширными властными полномочиями: он является главой государства, ему принадлежат основные прерогативы в сфере исполнительной власти, он является верховным главнокомандующим;

3) в полупрезидентской республике существует правительство как самостоятельный орган исполнительной власти, работающий под общим руководством президента. Правительство назначается президентом, но нуждается в доверии парламента. Вынесение вотума недоверия может повлечь либо отставку правительства, либо роспуск парламента президентом.

Глава правительства подчас выступает в роли «мальчика для битья»: если что не получается, то причина не в политическом курсе президента, а в плохом проведении этого курса правительством (Франция, Португалия, большинство государств СНГ).

Особая разновидность республиканской формы правления – теократическая республика.

3 Форма государственного устройства – это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными, региональными и местными органами государственной власти.

Основными видами форм государственного устройства являются:

- унитарное государство;

- федерация;

- конфедерация.

Унитарное государство имеет единую территорию и единую (централизованную) систему государственной власти.

Можно выделить следующие признаки унитарного государства:

- единство и однородность территории;

-отсутствие внутри государства частей, обладающих признаками государства (то есть государств в государстве);

-административные единицы не обладают политической самостоятельностью, не имеют признаков государства;

-наличие только одной общегосударственной конституции;

-наличие единой системы законодательства;

-наличие единых для всей страны высших органов государственной власти;

-органы власти административно-территориальных образований подчиняются центральной власти;

-единое гражданство для всей страны;

-единая денежная система;

-общая для всех административных единиц финансово-кредитная и налоговая политика.

Особой разновидностью унитарных государств можно считать унитарные государства с автономиями, в которых при наличии единой территории имеются автономные образования.

Федеративное государство (федерация) – сложное союзное государство, части которого (республики, штаты, земли, кантоны и т.д.) являются государствами или государственными образованиями, обладающими суверенитетом. Федерация строится на началах децентрализации.

Можно выделить следующие признаки федерации:

-территорию федерации составляют территории её субъектов;

-субъекты федерации обладают признаками государства – имеют свою конституцию, высшие органы государственной власти (главу субъекта, парламент, правительство), символику;

-в стране имеется единая союзная конституция, в которой, в частности, разграничиваются полномочия между субъектами федерации и федеральным центром;

-высшая (для всей страны) законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит общефедеральным органам – федеральному президенту (в президентской республике), парламенту, правительству, судам;

-наличие единых вооружённых сил, полиции, службы безопасности, таможни, подчиняющихся центральному правительству;

-парламент, как правило, имеет двухпалатную структуру – нижняя палата представляет интересы всей страны, верхняя – интересы субъектов.

Федерации могут быть:

- территориальными;

- национальными;

- национально-территориальными.

В основу территориальной федерации положен принцип разделения страны по территориальному признаку. Это делается в целях удобства управления, как правило, в очень больших по территории государствах. Примерами территориальных федераций являются: США, Бразилия, Мексика.

В национальных федерациях субъекты создаются на основе проживающих в них национальностей. Например, Чехословакия (Союз Чехии и Словакии, распавшийся в 1993 г.).

Особый вид федерации – национально-территориальные, в основу формирования субъектов которых положен и национальный, и территориальный принципы. Примером может служить Российская Федерация.

Конфедерация – это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов (военных, экономических и т.д.).

Для конфедерации характерны:

-слабый уровень интеграции составляющих её частей;

-наличие у них государственного суверенитета и иных признаков государства – собственной армии, гражданства, законодательства;

-отсутствие единых высших органов государственной власти либо наделение их (при их наличии) минимумом полномочий;

-право свободного выхода из конфедерации.

Примерами конфедераций являются: Швейцария в 1815-1848 гг. (объединилась в федерацию), Сенегамбия (после попытки в 1982 г. объединить Сенегал и Гамбию распалась в 1989 г. на независимые государства).

4 Форма государственного режима представляет собой совокупность способов и методов осуществления власти государством. Государственный режим – важнейшая составная часть политического режима, существующего в обществе. Политический режим – понятие более широкое, поскольку оно включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партий, движений, союзов и т.д.).

Государственные режимы могут быть:

- демократическими;

- недемократическими (авторитарными, тоталитарными, фашистскими).

Контрольные вопросы:

1. Что означает понятие «форма государства»?

2. Назовите элементы формы государства.

3. Дайте определение понятию «форма правления».

4. Какие различают формы правления?

5. Дайте характеристику монархической форме правления, в том числе абсолютной (неограниченной), дуалистической и конституционной (ограниченной) монархии.

6. Что означает республиканская форма правления?

7. Назовите виды республик.

8. Охарактеризуйте вкратце президентскую, парламентарную, смешанную (полупрезидентскую) республики.

9. В каких государствах существует монархическая форма правления?

10. В каких государствах существует республиканская форма правления?

Цель: уяснить правовое положение политических партий в зарубежных странах, партийные системы зарубежных стран, роль политических партий в политической системе общества.

План:

1 Политические партии в зарубежных странах, их задачи и функции

2 Классификация политических партий

3 Партийные системы зарубежных стран

4 Институционализация политических партий

1 Слово «партия» происходит от латинского слова «pars» и означает «часть». Политическая партия – это активная и организованная часть общества, объединённая общими интересами, целями или идеалами и стремящаяся овладеть государственной властью или решающим образом влиять на её осуществление.

Партии существовали и в Древней Греции, и в Древнем Риме, и в Средние века, но, как правило, лишь там, где режим управления государством имел сколько-нибудь выраженные демократические признаки. Лишь при этих условиях партии могли выражать какие-то социальные интересы.

Политические партии в современном понимании этого термина впервые возникли в Европе в непосредственной связи с буржуазными революциями, в ходе которых создавалось народное представительство – система власти народа, осуществляемой через выборных представителей.

От других общественных объединений, действующих на политической арене (групп давления, профессиональных и предпринимательских союзов и т.п.) партии отличаются тем, что открыто борются за места в парламенте и правительстве, дающие возможность осуществлять управление государством, а через него – всем обществом.

По самой своей сути политическая партия имеет двойственный характер. С одной стороны, это общественная организация, означающая, что членство в партии – дело добровольное. С другой стороны, партия – это общественная организация особого рода: она имеет декларированный политический характер.

Конституционно-правовая сущность политических партий заключается в том, что они создаются и функционируют во имя одной важнейшей цели – завоевания прямого, открытого контроля над рычагами власти с тем, чтобы использовать государственный механизм для реализации своих программных установок.

Лишь политические партии могут создавать свои фракции в парламенте (создание партийных групп на профессиональной основе в большинстве зарубежных стран юридически запрещено), предопределяя и направляя функционирование представительного органа власти. Лишь политические партии могут формировать правительство, ориентируя его политический курс.

Сторонники партии, голосующие за выдвинутых ею кандидатов на выборах в государственные органы, образуют её электорат (от англ. «elector», франц. «electeur» - «избиратель»). Те социальные слои или региональные общности, к которым принадлежит основная масса электората, составляют социальную базу партии.

Функции политических партий – основные стороны или направления их деятельности, обусловленные стоящими перед ними целями и задачами. При этом следует говорить о двух основных группах функций, отражающих две сферы деятельности политических партий: во-первых, о функциях, связанных с деятельностью политических партий как медиатора, посредника между обществом и государством; и во-вторых, о функциях, обусловленных их важнейшей ролью в жизнедеятельности государственного механизма.

2 Существует множество вариантов возможной классификации партий в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу классификации. Преобладающим в зарубежных странах является распределение политических партий по шкале: правые, центристские и левые партии. Эта классификация ведёт своё происхождение от размещения партий в послереволюционном французском парламенте, где консерваторы сидели по правую сторону от председателя, а сторонники реформ – по левую. В центре – право и левоцентристские партии.

Партии, выступающие за «резкие движения» власти, связанные с полным или частичным отказом от демократии в интересах достижения провозглашаемых ими целей, именуются радикальными (бывают правые и левые радикалы), а склонные к незаконным средствам борьбы – экстремистскими (т.е. допускающими крайности), среди которых тоже различаются правые и левые.

На правом фланге находятся консервативные партии. Они делают ставку на частнопредпринимательскую инициативу. К ним относятся Республиканская партия США, Консервативная партия Великобритании, Либерально-демократическая партия Японии и т.д.

Центр политического спектра традиционно занимают либеральные партии. Суть их позиции – экономика, основанная на рыночных отношениях при минимальном участии государства. К ним относятся Свободная демократическая партия Германии, Либеральная партия Великобритании, Партия центра в Швеции, итальянская Либеральная партия и др.

Левый фланг представлен социал-демократическими партиями. Они выступают за активное вмешательство государства в экономику. Кроме того, выступают за непосредственное участие государства в экономической деятельности. К ним относятся Лейбористская партия Великобритании, Социалистическая партии Франции, Италии, Испании, Австрии, социал-демократические партии Германии и скандинавских стран.

На левом фланге находятся также коммунистические партии. У этих партий принципиально негативное отношение к частной собственности.

В качестве дополнительных критериев классификации политических партий можно выделить учет методов действия политических партий: демократические, радикальные, экстремистские. Экстремистские партии – это партии неофашистского, националистического, расистского характера.

По отношению политических партий к религии выделяют конфессиональные и клерикальные партии. К конфессиональным партиям относятся, например, христианско-демократический союз Германии, христианско-социальные партии Бельгии и Люксембурга, христианско-демократические партии Италии, ряда латиноамериканских стран и др. Указанные партии существуют на основе общности веры, совмещая с демократией. Клерикальные партии претендуют на контроль как общества, так и государства, институтов власти.

Бывают партии, связанные с национальной принадлежностью граждан. Такие партии, как правило, националистического толка, например, шведская народная партия в Финляндии, шотландская и уэльская националистические партии в Великобритании и др. Усилия шотландской националистической партии, в частности, привели к созданию в Шотландии в конце 90-х г.г. своего собственного парламента.

Партии, акцентирующие на требованиях защиты окружающей среды в сочетании с провозглашением общедемократических и социальных ценностей – это партия «зеленых». Такие партии активно действуют в Германии, Франции, Испании, Нидерландах, США и др., имея в ряде случаев собственное представительство в парламенте.

Известны и такие партии, которые иначе, как курьезными охарактеризовать невозможно. Например, одной из крупных фракций в польском Сейме, избранном в 1991 г., располагала Партия любителей пива.

3 Партийная система – это политический институт, который характеризует политическую организацию общества и сам характеризуется, с одной стороны, отношениями между партиями и государством, а с другой – взаимоотношениями партий с другими общественными элементами политической системы и гражданами.

С этой точки зрения различают следующие основные разновидности партийных систем: многопартийные, двухпартийные и однопартийные.

Партийная система – важнейший компонент механизма власти. Однако в отличие от самих политических партий, партийная система в демократических странах, как правило, не является и не может являться предметом конституционно-правового регулирования (исключение составляют диктаторские режимы, юридически фиксирующие однопартийность, либо некоторые развивающиеся страны, где закон определяет конкретное число партий и где ограничение носит временный, переходный характер).

Примерно в двух десятках развивающихся стран легальные политические партии отсутствуют. Это прежде всего феодально-монархические государства, где ранее политических партий не было и их создание запрещено законом. Это в таких государствах, как Бутан, Иордания, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия.

Многопартийная система. Следует проводить различие между многопартийной системой и многопартийностью, или множественностью партий. О многопартийной системе мы можем говорить только в том случае, когда в избирательной борьбе за власть участвуют более двух политических партий и все они имеют шансы принять участие в формировании правительства. Многопартийные системы могут быть различными. Существует многопартийные системы в Бельгии, Дании, Нидерландах. При многопартийных системах формируются коалиционные правительства.

Есть многопартийные системы с одной доминирующей партией. Такая система существовала во Франции с 1958по 1974 год, когда доминировала голлистская партия «Объединение в поддержку республики» (ОПР). До 1993 г. (38 лет) в Японии доминировала Либерально-демократическая партия.

Система фиксированного законом числа партий – встречается в развивающихся странах, имеет временный переходный характер. Искусственная двухпартийная система существовала в 1966-1979 г.г. в Бразилии, трехпартийная – в 1976-1990 г.г. в Сенегале, в 1977-1980 г.г. в Буркина-Фасо (бывшая Верхняя Вольта).

Двухпартийная система существует в Великобритании, США. Такая система вовсе не предполагает наличия в той или иной стране обязательно двух партий. В Великобритании, например, существует несколько партий: Консервативная, Лейбористская, Либеральная, Социал-демократическая, Коммунистическая и др. Классический пример двухпартийной системы – США, где действует Республиканская и Демократическая партия.

Однопартийные системы характерны для стран с авторитарными и тоталитарными режимами. При однопартийной системе:

1) институт выборов полностью выхолащивается, потому что никакой реальной альтернативы избирателю не предлагается;

2) происходит сращивание партийного и государственного аппарата;

3) в условиях однопартийной системы само понятие «партия» утрачивает смысл. Это уже не партия, а само государство. Точнее, сверхгосударство, для которого собственно государство – лишь административный инструмент;

4) фактически теряется различие между государственным и партийным бюджетами;

5) общественные организации теряют самостоятельность, огосударствляются;

6) выхолащивается понятие законности;

7) вводится официальная идеология, обязательная для всех учебных программ;

8) разрушается институт прав и свобод человека, потому что безусловным приоритетом объявляется партийный интерес.

Однопартийные системы существовали в нацистской Германии и фашистской Италии, а также до недавних пор в странах Восточной Европы и в бывшем СССР.

Все диктаторские режимы обладают немалыми средствами самозащиты. Свергнуть их сложно. Сегодня однопартийные системы в классическом варианте сохраняются в странах с авторитарным и тоталитарным политическим режимом.

4 Институционализация политических партий – это процесс превращения политических партий из обычной ассоциации граждан в полноценный конституционно-правовой институт.

Институционализация политических партий проявляется в двух взаимосвязанных процессах:

- конституционализации, т.е. включении в конституции основных принципов их статуса; и

- законодательной институционализации, в результате которой правовое положение партий определяется законом достаточно детально.

Кроме того, статус и порядок деятельности политических партий регламентируется в рамках органических законов и в форме судебных решений, т.е. решений, затрагивающих конкретные аспекты деятельности партий, создавая тем самым прецеденты, являющиеся источником конституционного права.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение понятию «политическая партия»?

2. Чем отличаются политические партии от других общественных объединений?

3. Для чего создаются и функционируют политические партии?

4. Что означает термин «электорат»?

5. Что составляют социальную базу политической партии?

6. Назовите функции политических партий.

7. По каким основаниям классифицируются политические партии?

8. Что означает правые, центристские и левые партии?

9. Назовите позиции консервативных, либерально-демократических, социал-демократических и коммунистических партий.

10. Какие выделяют политические партии по отношению к религии?

11. Какую цель преследует партия «зеленых»?

12. Что означает партийная система?

13. Назовите разновидности партийных систем.

14. В чем различие между терминами «многопартийная система» и «многопартийность»?

15. Назовите государства, где существует многопартийная система.

16. Назовите государства, где существует двухпартийная система.

17. Для каких государств характерна однопартийная система и однопартийность?

18. Что означает дефиниция «институционализация политических партий»?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: