Для достижения определенной цели развития национальной экономики нужна программа ее реализации. А для составления программы необходимо прогнозирование определенных показателей.
В этом заключается связь социально-экономического программирования и прогнозирования.
Программирование – это процесс ориентации экономики органами государственного управления путем регулярного и комплексного воздействия на ее структуру в соответствии с поставленной целью социально-экономического развития на определенный период времени. Основной задачей программирования является поддержка экономического равновесия, влияние на качественные изменения экономики, стимулирование ее развития.
Особенностями программирования как формы воздействия на экономику являются:
- вмешательство государства в экономику не ликвидирует стихийности рыночных преобразований, а лишь корректирует этот процесс;
- государство ориентирует субъекты рынка в поведении, обеспечивая их самостоятельность;
|
|
- в основе программирования лежит структурное динамическое регулирование;
- программирование – это системное и комплексное явление.
Основные виды государственных программ приведены на
рисунке 11.1.
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ
Целевые комплексные программы Специальные программы
развития экономики развития
социально-экономические отраслевые территориальные
производственные секторные
экологические
региональные
научно-технические
институциональные
Рисунок 11.1 – Виды государственных программ
Целевая комплексная программа – это директивный, адресный, плановый документ, в котором предусмотрен комплекс экономических, технико-производственных, организационных и научно-исследовательских мероприятий, а также ресурсы, сроки и исполнители, объединенные целью решения народнохозяйственной проблемы.
Примерами целевых комплексных программ могут быть государственная программа приватизации, национальная программа развития топливно-энергетического комплекса, государственная программа занятости населения, программа «Образование Украины
21 века», программа борьбы с инфляцией, поддержки предприятий, «Доступное жильё» и т.д.
Целевые комплексные программы финансируются из бюджета. Преимущества и недостатки целевых комплексных программ указаны на рисунке 11.2.