Глава первая
Положение о выборах в Государственную Думу
О времени созыва новой Думы и об изменении порядка
выборов в Государственную Думу (1907 г., июня 3)
(Извлечение)
...Значительная часть состава второй Государственной Думы не оправдала ожиданий Наших. Не с чистым сердцем, не с желанием укрепить Россию и улучшить ее строй, приступили многие из присланных от населения лиц к работе, а с явным стремлением увеличить смуту и способствовать разложению государства.
Деятельность этих лиц в Государственной Думе послужила непреодолимым препятствием к плодотворной работе. В среду самой Думы внесен был дух вражды, помешавшей сплотиться достаточному числу Членов ее, желавших работать на пользу родной земли.
По этой причине выработанные Правительством Нашим обширные мероприятия Государственная Дума или не подвергала вовсе рассмотрению, или замедляла обсуждением или отвергала, не остановившись даже перед отклонением законов, каравших открытое восхваление преступ-- лений и сугубо наказывавших сеятелей смуты в войсках. Уклонившись от осуждения убийств и насилий, Государственная Дума не оказала в деле водворения порядка нравственного содействия Правительству, и Россия продолжает переживать позор преступного лихолетия.
|
|
Медлительное рассмотрение Государственной Думой Росписи Государственной вызвало затруднение в своевременном удовлетворении многих насущных потребностей, народных.
Право запросов Правительству значительная часть Думы превратила в способ борьбы с Правительством и возбуждения недоверия к нему в широких слоях населения.
Наконец свершилось деяние, неслыханное в летописях истории. Судебной властью был раскрыт заговор целой части Государственной Думы против государства и Царской Власти. Когда же Правительство Наше потребовало временного, до окончания суда, устранения обвиняемых в преступлении этом пятидесяти пяти Членов Думы и заключения наиболее уличаемых из них под стражу, то Государственная Дума не исполнила немедленного законного требования властей, не допускавшего никакого отлагательства.
Все это побудило Нас указом, данным Правительствующему Сенату 3 сего июня, Государственную Думу второго созыва распустить, определив срок созыва новой Думы на 1 ноября сего 1907 года.
Созданная для укрепления Государства Российского, Государственная Дума должна быть русскою и по духу.
Иные народности, входящие в состав Державы Нашей, должны иметь в Государственной Думе представителей нужд своих, но не должны и не будут являться в числе, дающем им возможность быть вершителями вопросов чисто (русских.
|
|
В тех же окраинах государства, где население не достигло достаточного развития гражданственности, выборы в Государственную Думу должны быть временно приоста-. новлены.
Все эти изменения в порядке выборов не могут быть проведены обычным законодательным путем через ту Государственную Думу, состав коей признан Нами неудовлетворительным, вследствие несовершенства самого способа избрания ее Членов. Только Власти, даровавшей первый избирательный закон, исторической Власти Русского Царя, довлеет право отменить опыт и заменить его новым...[244]
(1907 г., июняЗ)
(Извлечение)
Ст. 6. Избрание членов Государственной Думы... производится Губернским Избирательным Собранием. Собрание это образуется под председательством губернского предводителя дворянства или лица, его заменяющего, из выборщиков, избираемых в каждом уезде: 1) съездом землевладельцев; 2) первым съездом городских избирателей; 3) вторым съездом городских избирателей; 4) съездом уполномоченных от волостей и 5) съездом уполномоченных от казачьих станиц в губерниях, где таковые имеются. Сверх того, в губерниях, указанных в расписании, приложенном в статье 8, в избрании членов Государственной Думы, в составе Губернского Избирательного Собрания участвуют выборщики, избираемые губернскими съездами уполномоченных от рабочих в предприятиях фабрично-заводской и горнозаводской промышленности.
Ст. 7. Избрание членов Государственной Думы... 2 городов производится посредством прямой подачи голосов.
Ст. 9. В выборах не участвуют: 1) лица женского пола; 2) лица моложе двадцати пяти лет; 3) обучающиеся в учебных заведениях; 4) воинские чины армии и флота, состоящие на действительной военной службе; 5) бродячие инородцы и 6) иностранные подданные.
10. Кроме указанных в предшедшей статье (9) лиц, в выборах не участвуют также: 1) подвергшиеся суду за преступные деяния, влекущие за собой лишение или ограничение прав состояния, либо исключение из службы, а равно за кражу, мошенничество, присвоение вверенного имущества, укрывательства похищенного, покупку или принятие в заклад заведомо краденного или когда они судебными приговорами не оправданы, хотя бы после состоявшегося осуждения они и были освобождены от наказания за давно- ' стью, примирением, силою Всемилостивейшего Манифеста. или особого Высочайшего повеления; 2) отрешенные по судебным приговорам от должности — в течение трех лет со времени отрешения, хотя бы они и были освобождены от сего наказания за давностью, силою Всемилостивейшего. Манифеста или особого Высочайшего повеления; 3) состоящие под следствием или судом...; 4) подвергшиеся несостоятельности впредь до определения свойства ее; 5) состоящие под опекой; 6) несостоятельные, о которых дела сего рода приведены уже к окончанию, кроме тех, несостоятельность коих признана несчастною; 7) лишенные духовного сана или звания за пороки или же исключенные из среды общества и дворянских собраний по приговорам тех сословий, к которым они принадлежат и 8) осужденные за уклонение от воинской повинности.
Ст. 11. Не принимают участия в выборах: 1) губернаторы и вице-губернаторы, а равно градоначальники и их помощники — в пределах подведомственных им местностей, v 2) лица, занимающие полицейские должности — в губернии, области или городе, по коим производятся выборы.
Ст. 12. Никто не может иметь на выборах более одного голоса. Каждый избиратель может осуществлять свое право на участие в выборах лишь в одном съезде... или разряде...;. избирателей. Лица, владеющие избирательными цензами... осуществляют свое право на участие в выборах в съезде или разряде, ими избранном...
Ст. 13. Лица, владеющие недвижимым имуществом, в том числе и лица, указанные в пункте 4 статьи 9 сего Положения, могут предоставлять свои цензы по недвижимому имуществу для участия в выборах своим сыновьям.
|
|
Ст. 14. Лица женского пола могут предоставлять свои цензы по недвижимому имуществу для участия в выборах своим мужьям и сыновьям.
Ст. 16. Если несколько лиц имеют недвижимое имущество в общем нераздельном владении, то каждое из них считается владельцем причитающейся на его долю части имущества и согласно сему пользуется правом голоса на выборах...[245]
§ 5. Политические партии в России
в 1905-1907 гг.
Революция 1905—1907 гг. стала катализатором оформления основных политических сил в России. Манифест 17 октября 1905 г. послужил легализации нескольких десятков политических партий (общероссийских, региональных, национальных). Их можно подразделить на три политических лагеря.
Первый лагерь — консервативный, стремившийся сохранить самодержавие. Он представлен Союзом русского народа (СРН), Русской монархической партией и другими мелкими монархическими организациями. СРН возник в ноябре 1905 г. при содействии правящих кругов и объединил ряд правых (черносотенных) организаций. Численность партии составляла до 400 тыс. человек. Уже в ходе выборов во II Государственную думу (1907 г.) правые получили более 24% голосов. Социальная опора партии была крайне разнородна: от помещиков, представителей торгово-ростовщического капитала до низов населения.
Второй лагерь — либеральная оппозиция, представленная «Союзом 17 октября», Конституционно-демократической партией и др. Российские либералы добивались реформирования существовавшей политической системы в направлении парламентской монархии и подлинно правового государства, отвергали революционные методы борьбы.
«Союз 17 октября» (октябристы) сложился к середине 1906 г. Общая численность — 65—75 тыс. человек. Они ориентировались на положения Манифеста 17 октября с его обещанием ввести народное представительство и всеобщее избирательное право. Социальную опору партии составили представители крупного бизнеса: торгово-промышленные, финансовые круги, крупноцензовая интеллигенция, правые группы земских деятелей.
|
|
Конституционно-демократическая (кадетская) партия возникла в октябре 1905 г. Ее общая численность определялась в пределах от 50 до 100 тыс. человек. По своему социальному составу кадетская партия объединяла средние слои предпринимателей, либеральных помещиков, состоятельную интеллигенцию, средние городские слои. Кадеты претендовали на «общенародный», надклассовый характер партии и в 1906 г. приняли название «Конституционно-демократической партии народной свободы». Кадеты не считали возможным ограничиться положениями Манифеста 17 октября и боролись за принятие конституции, за превращение России в полноценную конституционную монархию.
Третий лагерь — революционно-демократический, социалистический, боровшийся за свержение самодержавия революционным путем и установление демократической республики. Насчитывал от 20 до 30 партий, крупнейшими и влиятельнейшими из которых считались партия эсеров и РСДРП.
Социалисты-революционеры (эсеры) являлись крупнейшей революционной партией неонароднического типа. Эсеры считали себя выразителями интересов всего трудового народа и пытались создать себе массовую опору. В период революции 1905—1907 гг. партия объединяла 65 тыс. человек. Из них более 45% составляли крестьяне, 43% — рабочие, 11% — интеллигенция. Центральное место в программе эсеров занимал аграрный вопрос. Крестьянская община рассматривалась ими как база для социализма в России.
Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП) в годы революции расширила свои ряды, и летом 1905 г. ее численность составила более 26 тыс. человек (14 тыс. большевиков и 12,5 тыс. меньшевиков). Партия ориентировалась на пролетариат, поэтому свыше 60% ее состава были рабочими, 33% — представители революционной интеллигенции. Идеологическую основу партии составлял марксизм.
Глава 13. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В ПЕРИОД МЕЖДУ ДВУМЯ БУРЖУАЗНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКИМИ РЕВОЛЮЦИЯМИ В РОССИИ (1907 - ФЕВРАЛЬ 1917 г.)
§ 1. Столыпинская реформа (1907—1910 гг.)
9 ноября 1906 г. началась столыпинская аграрная реформа — первая попытка капиталистической модернизации России через приватизацию земли. Указ разрешил крестьянам выход из общины на хутора и отруба и закрепление надела в частную собственность. Позже он был заменен гораздо более жесткими законами 14 июня 1910 г. и 29 мая 1911 г., которые предусматривали уже не добровольный выход, а принудительную приватизацию наделов. После Февральской революции 1917 г. Временное правительство постановило прекратить столыпинскую реформу как неудавшуюся.
Эта реформа — один из важнейших моментов в истории России. Каждому, кто хочет понять смысл всех главных событий XX в., разобраться в сути советского строя и причинах нашего нынешнего бедствия, надо вникнуть в замысел П. А. Столыпина и истоки его неудачи.
Видный западный историк России А. Тойнби сказал, что два политика сумели понять смысл революции 1905—1907 гг. — Столыпин и Ленин. От этой точки они пошли разными путями. Столыпин на практике проверил один из важнейших вариантов развития России. Вариант, на который возлагались большие надежды (в том числе, до 1907 г., и Лениным).
В начале XX в. Россия попала в ловушку, из которой надо было любой ценой вырваться. Была необходима индустриализация. Для этого пришлось допустить западный капитал. Россия стала терять контроль над банками, промышленностью и торговлей — превращалась в периферию западного капитализма. Как говорили тогда, России приходилось одновременно догонять капитализм и убегать от него.
Требовалось резко поднять производительность сельского хозяйства, которым было занято более 85% населения, чтобы получить из села средства для развития и рабочую силу. Для этого было три главных пути: Столыпин сделал ставку на фермера при сохранении помещичьего землевладения, кадеты (либералы-западники) — только на фермера, с ликвидацией поместий, большевики — на общинного крестьянина. Все три варианта были изложены вполне ясно и проводились при наличии политической власти у сторонников каждого: Столыпин — при царе, кадеты — придя к власти в феврале 1917 г. после Гражданской войны в форме нэпа. Все они внесли свой вклад в советский проект, который рождался в поисках и сравнении. Кстати, даже разрабатывая программу нэпа, советское правительство вновь вернулось к рассмотрению возможности продолжить реформу Столыпина (было подготовлено два альтернативных доклада, и был принят вариант А. В. Чаянова — с опорой на крестьянство).
При отмене крепостного права, чтобы закрепить крестьян на земле, заставить их выкупать землю и облегчить сбор податей, помещики и правительство ужесточили и круговую поруку — усилили власть общины, затруднили выход из нее. Но вышло так, что сама община превратилась в организатора борьбы крестьян. Тогда верхи начали уничтожать общину. В этом и была суть реформы: если принудить к выходу из общины с наделом, то произойдет быстрое расслоение крестьян, богатые скупят все наделы и станут фермерами, а остальные — батраками. Получится капитализм на селе, опора строя.
Но эта идея не соответствовала реальности. В России промышленность не соединялась с селом в одно народное хозяйство. Она не обеспечивала село машинами и удобрениями — и в то же время не вбирала из села рабочую силу. Этот порочный круг никак не могла разорвать реформа, а средств для вложений в сельское хозяйство не было. Нечем было поддержать фермера, а с сохой крестьяне могли выжить только в общине. Измученные выкупными и подушными податями крестьяне озлобились и на помещиков, и на правительство. Даже в урожайные годы крестьяне, чтобы расплатиться с налогами, подчистую продавали хлеб и питались очень скудно — на душу в сравнимых ценах приходилось в пять раз меньше, чем у английского крестьянина.
В 1902 г. во всей черноземной полосе Украины и Центра прошла волна восстаний. На их фоне наступил 1905 год. В этих условиях начать реформу по развалу общины значило пойти ва-банк. Ведь реформа должна быть создать «крепких хозяев», но при этом уничтожить общину. Потому, с одной стороны, поощрялись выход из общины и переселение безземельных в Сибирь, им давались даже небольшие ссуды, а с другой стороны, каралось всякое сопротивление крестьян разделу общины.
Разберем три вопроса: в каких масштабах была разрушена община; кто скупил землю; что дала реформа экономике России (пусть даже вопреки интересам крестьян). По данным МВД, за 1907—1915 гг. из общины вышли 1,99 млн. семей (около 10%). Более половины из этого числа вышли за первые два года, потом дело пошло на спад. Община в центре России устояла. Не удалось «расчистить» землю от «слабых» крестьян. Из тех, кто, продав надел, двинулся в Сибирь, многие разорились и вернулись озлобленными, нищими (с 1907 по 1914г. официально зарегистрировано свыше 1 млн. семей «обратников»).
Другая мера реформы — перераспределение земли. Продавалась земля через Крестьянский поземельный банк. Банк покупал землю в среднем по 45 руб. за десятину (гектар), а продавал по 150 руб. С 1907 по 1913 гг. общинами было куплено 3,06 млн. десятин, товариществами (кооперативами) — 10 млн. десятин, частными хозяевами — 3,68 млн. десятин земли. Всего в России посевных площадей было 85 млн. десятин, так что переворота реформа не сделала. Она не создала условий, чтобы процесс пошел сам, по нарастающей, чтобы он втягивал в себя крестьянство, пусть и после начального сопротивления. Более того, переселенцы в Сибири стали объединяться в общины, и сам Столыпин, посетив те места, признал, что это разумно. Он был человек умный и патриот России. Но поверил в фермерство, потому что смолоду служил в западных областях. Там, кстати, реформа прошла успешно: в Гродненской и Виленской губерниях число безземельных крестьян в 1915 г. уже составляло 2/3, в Ко-венской и Витебской — 1/2 всех дворов.
Трудовые крестьянские хозяйства, выйдя из общины и даже приобретя с большими лишениями дополнительные наделы, быстро теряли землю. Кто же скупал? Газеты того времени писали, что землю покупают в основном «несеющие» — «те деревенские богатей, которые до того времени не вели собственного хозяйства и занимались торговлей или мелким ростовщичеством». Зачем они скупали землю? Часть — для спекуляции, а главное — для сдачи ее в аренду. Аренда была кабальной — за отработки (бесплатный труд) или исполу (за половину урожая). Так, в Ефимовском уезде Тульской губернии из 105 «банковых» хуторян 52 принадлежали к мещанам и лицам крестьянского сословия (духовенство, полицейские, сидельцы и проч.), 29 — к деревенским кулакам и только 24 — к крестьянам. Так же и в северных, и в промышленных губерниях. Изъятие земли у трудовых крестьянских хозяйств, которые вышли из общины и прикупили земельные участки, происходило просто — через тот же Крестьянский банк: продавая земельные участки по невероятно вздутой цене и в то же время беспощадно взыскивая платежи, банк, в конце концов, приводил к разорению своих наименее имущих и состоятельных покупателей, и последние нередко или оказывались вынужденными добровольно продавать свои участки и оставаться совсем без земли, или насильственно удалялись, «сгонялись» самим банком за неисправный взнос платежей.
Что же дала реформа экономике? Объективные данные таковы. Площади посевов выросли за годы реформы на 10,5 млн. десятин (на 14%). Усилилась распашка целины в Сибири и Казахстане (кое-где создавая острые национальные проблемы и массовый угон скота в Китай). Производство в 1911 — 1915 гг. по сравнению с 1901 —1905 гг. выросло: пшеницы на 12%, ржи на 33,7%. Но для всего этого требовалось разрушить общину в Центре России.
Главное, что не произошло заметного улучшения техники земледелия и усугубилась общая беда русской деревни — нехватка скота. Реформа переориентировала хозяйство на товарный хлеб (на экспорт), усилилась распашка пастбищ. Вот вывод статистики того времени: «По всем без исключения видам скота наблюдается (в 1905—1914 гг.) сокращение в расчете на 100 жителей населения. Нехватка кормовых средств на содержание скота».
В целом прирост продукции села в результате реформы Столыпина упал. В 1901 — 1905 гг. он составлял 2,4% в год, а в 1909— 1913 гг. — 1,4%. Прирост продовольствия стал ниже прироста населения — Россия шла к постоянному массовому голоду. Из этой ловушки Россия вырвалась только к концу 30-х гг.
Основу политического курса председателя Совета министров П. А. Столыпина (1906—1911 гг.) составил «просвещенный консерватизм». Он предполагал проведение умеренных буржуазных реформ «сверху», т. е. силой государственного принуждения, которые бы превратили Россию в развитое правовое государство при сохранении самодержавной власти.
Сущность аграрной реформы П. А. Столыпина состояла в разрушении крестьянской общины, превращении крестьян в мелких собственников, но при условии сохранения в неизменном виде помещичьего землевладения. Юридическую основу столыпинской аграрной реформы составили указ от 9 ноября 1906 г. «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования» (14 июня 1910 г. он после переработки и одобрения Думой стал законом), закон «О землеустройстве» от 29 мая 1911 г. Аграрная реформа сводилась к следующим мерам.
Во-первых, крестьяне получили право свободного выхода из общины. Землеустроительные комиссии обладали правом выделять отдельные крестьянские хозяйства в частную собственность без согласия схода. По желанию крестьянина земли могли быть сведены в один участок в пределах села (отруб) либо могли быть вынесены за пределы деревни (хутор). За годы реформ 2,5 млн. крестьянских хозяйств вышли из общины (25% крестьян, 15% обрабатываемых земель).
Во-вторых, государство предприняло попытку решить проблему крестьянского малоземелья, так как разорение массы крестьян грозило социальными потрясениями. Указ от 27 августа 1906 г. передал Крестьянскому банку для продажи часть государственных земель. До 1914г. через банк крестьяне приобрели свыше 9 млн. га земли. Государство оказывало поддержку в переселении крестьян из Центральной России на свободные земли в Сибири, Казахстане, Дальнем Востоке. Из 3,5 млн. крестьян, переселившихся в Сибирь, 1 млн. вернулись в Европейскую Россию.
В-третьих, указом от 5 октября 1906 г. были отменены ограничения крестьян в правах: круговая порука, закон против семейных разделов, запрет свободы передвижения и избрания места жительства, телесные наказания.
В конечном итоге аграрная реформа не прижилась в России. Зачастую из общины выходили не «крепкие хозяева», а беднота, продававшая свою землю. Покупателями земли оказывались зажиточные общинники или крестьянское общество. Хутора и отруба приживались в тех губерниях, где общинные традиции были не развиты (западные губернии, Северное Причерноморье, Северный Кавказ). Помещичьи латифундии были сохранены, в то время как в условиях сохранения преимущественно общинного землепользования среди крестьян нарастали уравнительные устремления.
Помимо аграрной реформы правительство намеревалось провести ряд преобразований:
— ввести бессословную систему местного управления;
— укрепить местное самоуправление (ввести волостное земство, увеличить права земств, расширить круг земских избирателей, распространить земство в Прибалтике и Польше);
— принять меры в области рабочего законодательства (страхование рабочих по инвалидности, болезни, старости, от несчастных случаев, ограничить применение женского и детского труда);
— ввести всеобщее начальное образование;
— учредить новые министерства (труда, местного самоуправления, национальностей, социального обеспечения, здравоохранения, переселения);
— отменить чрезвычайные меры и расширить объем прав (обеспечить свободу вероисповедания, равенство всех перед законом, неприкосновенность личности);
— восстановить выборный мировой суд, европеизировать уголовный процесс (допустить защиту на этапе предварительного следствия, ввести состязательное начало в процесс предания суду, институт условного осуждения и условного досрочного освобождения).
Постепенно Столыпин утратил общественную поддержку. Преобразования встретили противодействие со стороны бюрократии и помещиков. Существуют предположения о том, что убийство Столыпина произошло при участии охранного отделения. Использование чрезвычайных, репрессивных мер оттолкнуло от правительства либеральные круги. Поэтому со смертью Столыпина 1 сентября 1911 г. были похоронены и реформы.
Реальность и успешность такого рода преобразований в России до сих пор вызывает дискуссии в литературе. Отечественные авторы склонны полагать, что программа реформ не учитывала российские особенности, психологию различных слоев населения (прежде всего крестьян), а потому была обречена на провал.
В этот период усилилась карательная политика, проводимая правительством. Суды с 1907 по 1909 г. (по неполным данным) осудили за государственные преступления более 26 тыс. человек, приговорив к смертной казни 5086 человек. Многих рабочих и крестьян уничтожали путем применения внесудебных репрессий — карательные отряды расстреливали и вешали без судебной прЬцедуры.
В этот период активизируется деятельность полицейских и жандармских учреждений. Департамент полиции тщательно следил за всеми политическими партиями и общественными организациями. В его составе организовалось специальное отделение, которое наблюдало за большевиками (вело слежку за конкретными революционерами, выявляло типографии и склады оружия, собирало сведения о предполагаемых съездах, конференциях, совещаниях партийных организаций и т. д.). Для этой цели расширялась сеть филеров — наружных наблюдателей (сыщиков-шпиков).
Департамент полиции организовывал специальные органы заграничной агентуры для наблюдения за революционерами, находившимися в эмиграции в странах Западной Европы.
В 1906—1907 гг. созданы дополнительные центры руководства политическим сыском. Возникло 10 региональных охранных отделений. В сферу деятельности каждого из них входило несколько губерний (Московского районного охранного отделения — 12 губерний, Самарского —11, Киевского — 5 и т. д.). В их подчинении находились все охранные отделения и жандармские управления, действовавшие на данной территории. Региональные охранные отделения объединяли и направляли работу местных органов политического сыска,, действуя под непосредственным руководством и контролем директора Департамента полиции.
Охранные отделения часто прибегали к провокациям, руководили деятельностью погромщиков и черносотенцев. Засылая провокаторов в политические партии, Департамент полиции организовывал политические убийства и провокационные судебные процессы.
Охранка нередко засылала своих наиболее активных секретных сотрудников (агентов-провокаторов) в местные подпольные партийные организации. Широкую огласку получило, например, дело Азефа, который занимал руководящие посты в подпольной партии эсеров, а в 1905 г. был избран даже в состав ЦК партии эсеров. Систематические неудачи в деятельности террористов еще в 1907 г. рождали слухи о том, что в партии эсеров имеются предатели. В 1908 г. из-за серии провалов (полиция и жандармерия раскрыла готовившиеся террористические акты, разгромили подпольные типографии, обнаружили хранилища взрывчатых веществ) ЦК партии эсеров начал расследование. По всем этим фактам Азеф был изобличен как секретный агент Департамента полиции. Система засылки провокаторов поощрялась правительством.
Для усиления своих позиций самодержавие сделало ставку на фермерство (по терминологии советских историков — кулачество). Царизму необходима была новая классовая опора в деревне, так как помещики оказались беспомощными перед массой крестьянства, активно участвовавшего в революции 1905— 1907 гг.
Столыпинская аграрная реформа ускорила капиталистическое развитие в сельском хозяйстве. Вместе с тем она привела к еще большему обострению классовых противоречий в деревне.
Осенью 1907 г. правительству удалось создать III Государственную думу. О ее составе свидетельствуют следующие данные: из 442 депутатов крайне правых было 146, октябристов и близких к ним групп — 155, кадетов и близких к ним групп — 108, трудовиков — 13, социал-демократов — 20.
В Думе преобладали депутаты, представлявшие явное меньшинство населения страны. Представителей рабочих и крестьян было слишком мало. Вполне естественно, что такая Дума стала послушным орудием самодержавия. Она одобрила столыпинские реформы, утвердила законопроекты, направленные на усиление полицейского аппарата и увеличение расходов на строительство тюрем.
В период реакции большевики стремились использовать Государственную думу в качестве трибуны для разоблачения политики царизма, пропаганды революционных идей.
§ 2. Накануне Первой мировой войны (1910—1914 гг.)
В середине 1910г. вновь начались рабочие забастовки. Начало политическим стачкам положило выступление пролетариата Петербурга в ноябре 1910 г. в связи со смертью Л. Н. Толстого. В память о великом русском писателе рабочие требовали отмены смертной казни. «Пролетариат, отступавший — хотя и с большими перерывами — с 1905 по 1909 год, — писал В. И. Ленин, — собирается с силами и начинает переходить в наступление»[246].
Новый революционный подъем был вызван ростом монополий и усилением ими эксплуатации трудящихся, а также увеличением численности, концентрации и сплоченности пролетариата!
Революционное движение в стране развернулось особенно широко после расстрела безоружных рабочих на Ленских приисках. В ответ на это в 1912—1914 гг. поднялась мощная волна политических стачек и забастовок, охвативших Петербург, Москву, Украину, Кавказ, Поволжье и'многие другие районы страны.
В это время большевики создали массовую газету «Правда», первый номер которой вышел 60-тысячным тиражом 22 апреля (5 мая) 1912 г. Большевистская «Правда» публиковала корреспонденции о ходе пролетарской борьбы в различных районах страны, освещала положение в деревне. По своей сути это была антиправительственная газета. Направление «Правды» определялось ленинскими статьями и письмами. Эта газета пользовалась популярностью среди трудящихся.
В конце 1912 г. в стране развернулась агитационно-пропагандистская кампания по выборам в IV Государственную думу.
Департамент полиции в это время предпринял аресты подозрительных лиц, стремясь устранить их от участия в выборной кампании. Из избирательных списков незаконно исключались крупнейшие промышленные предприятия. Активизировались черносотенцы, буржуазно-помещичьи партии, большевики и другие организации.
Первая мировая война вызвала кризис «парламентаризма» в России. 24 июля 1914 г. Совет министров был наделен чрезвычайными полномочиями. С июля 1914 г. по июнь 1915 г. правительство приняло 285 чрезвычайных указов. 26 июля 1914 г. Государственная дума вынесла правительству вотум доверия. В Думе прозвучали призывы к гражданскому миру, единению общества для отпора врагу. Кадеты и октябристы пообещали поддержку правительству, трудовики призвали подчинить интересы революции интересам обороны страны. Только социал-демократы осудили политику правительства, не приняли участия в утверждении военного бюджета и призвали использовать войну для революционного свержения самодержавия.
Однако уже в июле—августе 1915 г. Дума вновь подвергла правительство критике. Николай II не уступил Думе. Успехи на фронте летом 1916 г. послужили поводом для возврата к старым способам управления: были прерваны заседания Думы, запрещены земские съезды, принят закон об усилении полицейского надзора. В то же время в правительственных кругах усилилось противоборство различных группировок, что определило противоречивость и непоследовательность проводимой политики.
1 ноября 1916 г. лидер кадетской партии П. Н. Милюков на заседании Думы обвинил правительство в измене и подготовке сепаратного мира с Германией. Он требовал передачи Думе законодательных полномочий. Милюкова поддержало большинство думы. Публикация речи Милюкова была запрещена цензурой, но ее текст мгновенно распространился по стране.
Кризисное состояние страны и надвигающаяся революция заставили правые круги отказаться от парламентской борьбы и вступить на путь заговора. Окружение царя настаивало на разгоне Государственной думы. Дума обвинялась в том, что способствовала росту революционных настроений. Поэтому с началом массовых выступлений против самодержавия в середине февраля 1917 г. был издан указ о роспуске IV Государственной думы.
§ 3. Законодательная деятельность
В августе 1906 г. Совет министров принял Положение об учреждении военно-полевых судов. Положение фактически предусматривало изъятие дел из ведения обычных судебных инстанций и передачу их полевым судам, которые состояли из офицеров и рассматривали дело не долее двух суток. Смертная казнь была почти единственным видом приговоров и приводилась в исполнение в течение 24 суток. Только за 8 месяцев было казнено 1100 человек. Л. Н. Толстой выступил против казней со статьей «Не могу молчать», поводом к которой послужила казнь 12 крестьян в Херсоне. Статистика наказаний после 1905 г. говорит о многом. В 1907 г. число осужденных было в два раза больше, чем в 1903 г. (П,1 тыс. подсудимых против 5,7 тыс.). Удвоилось количество ссылок в каторжные работы. Появились осужденные на бессрочную каторгу. Увеличилось число приговоров к заключению в тюрьму с лишением прав. В 1889—1898 гг. такие приговоры составляли 25% от всех наказаний. В Западной Европе в это время заметны иные тенденции — замена уголовных наказаний исправительными, а последних — условным осуждением и выговорами. Это свидетельствовало о снижении преступности и росте гуманности права и общества. В России же начало XX столетия ознаменовалось ростом наиболее серьезной преступности и судебных репрессий. За 1906—1907 гг. к разным видам наказаний были приговорены 18 тыс. человек, в административном порядке, без суда высланы не менее 75 тыс. человек. Объявление военного положения во многих местностях позволяло предавать военно-окружному суду гражданское население.
Министерство юстиции, сознавая свою ответственность за законность действий властей, сделало попытку пересмотреть вопрос о военно-полевом суде. Министр направил 7 июня
1906 г. в Министерство внутренних дел отношение, в котором обосновал необходимость вернуться к «законному порядку» при рассмотрении дел в военных судах и указал на обязательность производства по таким делам предварительного следствия, не ограничиваясь актами полицейского дознания. Такой порядок перестал действовать 19 апреля 1907 г. Однако 27 июня
1907 г. был принят закон, который производство дел в военно-окружных судах по срокам и упрощенной процедуре приблизил к практике военно-полевых судов. Внесудебную расправу проводило особое совещание, образованное при Министерстве внутренних дел, куда входили два представителя от Министерства юстиции.
Существовала тесная связь прокуратуры с полицией: они фальсифицировали материалы судебных дел — Департамент полиции при содействии прокуратуры насаждал провокаторов в революционных организациях. Суд тесно взаимодействовал с жандармерией и охранкой. Типичным явлением при Министерстве юстиции была фальсификация политических процессов и прекращение дел о преступлениях, совершенных чиновниками полиции и охранки. Десять лет спустя об этом периоде в постановлении Временного правительства от 25 марта 1917 г. говорилось, что исключительный военный суд стал обычным явлением.
Министерство юстиции, возглавляя всю судебную систему, проявляло инициативу по ужесточению репрессивных мер. В 1903 г. в связи с утверждением нового Уголовного уложения министр юстиции подготовил проект закона «О некоторых изменениях в порядке производства по делам о преступных деяниях государственных и о применении к оным нового Уголовного уложения». Проект разрабатывался по соглашению с Министерством внутренних дел, был утвержден 4 июня 1904 г. и устранил возможность разрешения дел о государственных преступлениях в административном порядке. По этому закону Министерство юстиции уже не принимало непосредственного участия в решении политических дел, однако осуществляло надзор за их производством.
В 1905 г. был поднят вопрос о возложении производства предварительного следствия по делам о государственных преступлениях на участковых судебных следователей и заменяющих их мировых судей. К этим делам причислялись дела о политических демонстрациях, об участии в противоправительственных сообществах, в устной противоправительственной пропаганде. В циркуляре «О неуклонном преследовании лиц, привлеченных к ответственности за принадлежность к зловещим политическим сообществам, и применении к ним высшей меры пресечения способов уклонения от суда и следствия» Министерство в жесткой форме призвало своих чиновников к «чрезвычайной энергии в преследовании лиц, изобличенных в преступлениях», отмечая при этом, что «некоторые чины судебного ведомства проявляют излишне снисходительное отношение к обвиняемым, привлекаемым к уголовной ответственности за принадлежность к сообществам, преследующим зловредные политические цели». Лицам прокурорского надзора запрещалось принимать участие в политических союзах и обществах. Другие циркуляры и закон от 7 июня 1904 г. настаивали на непубличности судебного заседания по делам о «преступных деяниях государственных». Прокурорам предписывалось заблаговременно предлагать судебной палате закрыть двери заседания на все время слушания таких дел. Об отказе палаты прокурор должен был информировать министра юстиции, дабы он по принадлежащему ему праву приказал закрыть двери судебного заседания. С целью ускорения предварительного следствия по делам о государственных преступлениях, число которых чрезвычайно выросло в этот период, устанавливался упрощенный порядок предварительного следствия. Он был определен в циркуляре от 14 июля 1906 г. «О принятии энергических мер к тому, чтобы при производстве предварительных следствий по делам о преступлениях государственных исследование ограничить выяснением лишь самых существенных данных для определения состава преступления, изобличения лиц, виновных в совершении преступления, и оценки доказательной силы собранных по делу улик». Были изданы также циркуляры о направлении писем политзаключенных на исследования в жандармские управления, о слушании в окружных судах вне очереди дел о крестьянских беспорядках. В сложный революционный период Министерство юстиции особенно обеспокоилось составом судебного ведомства. В него подбирались чиновники, соответствующие требованиям времени. Суды пополнились монархистами. Пристальное внимание было уделено штатам тюремного ведомства, в 1906 г. увеличены оклады тюремным надзирателям.
Главное тюремное управление в годы революции и реакции играло сугубо карательную роль. Ужесточились условия содержания заключенных в суде и на каторге, а также ссыльных. Произвол тюремной администрации, применение жестоких мер воздействия на арестантов, неустроенность быта стали обычным явлением. Иные циркуляры в этот период позволяли применять оружие против арестантов. Так, Инструкция от 20 ноября 1907 г. приказывала стрелять в окна тюрьмы, если арестанты пытались вступить в разговор, портили оконные рамы и т. п. Разрешалось также применять оружие в случае беспорядков и сопротивления арестантов. Стрельба вверх или холостыми патронами запрещалась. Инструкция, изданная в 1906 г., разрешала при пересылке арестантов применять оружие в случаях неисполнения требований прекратить песни и речи. Для предупреждения побегов 7 апреля 1907 г. были введены «предупредительные связки», которые скрепляли у арестантов особым кольцом обе руки и правую руку с левой ногой. Кандалы применялись вплоть до февраля 1917 г.
Репрессивный курс проявился и в законотворческой деятельности. Так, в 1906 г. законом были сокращены сроки следствия и судебного разбирательства дел о государственных преступлениях. Предусматривался особый порядок рассмотрения уголовных дел, которые подлежали ранее решению окружных судов (без участия присяжных), мировых судей и земских начальников. Эта категория дел передавалась на рассмотрение окружных судов с участием сословных представителей. К весне 1906 г. был разработан проект реформы местного суда, предусматривающий введение института мировых судей. Их предлагалось назначать, а не избирать, как прежде. Однако недостаток кандидатов привел к решению согласиться на выборный порядок. Проект предусматривал меры, гарантирующие преимущества местному дворянству: мировым судьей мог быть избран кандидат, желательно с высшим образованием, владеющий земским цензом не ниже 7500 руб., а в столицах — 15 тыс. руб. Этот проект стал законом в июне 1912 г., когда Государственная дума и Государственный совет одобрили законопроект «О преобразовании суда в сельских местностях». Уездные земские собрания вновь стали выбирать мировых судей, председатели уездных съездов мировых судей теперь назначались Министерством юстиции, а не избирались. На окраинах империи судьи назначались царем по представлению министра юстиции. В связи с восстановлением мировых судей ликвидировался институт земских начальников. Чтобы оценить значение этой меры, надо иметь в виду, что после контрреформы 1889 г. система местной юстиции носила ярко выраженный сословный характер. Дела между крестьянами рассматривались сословным волостным судом, а он находился в полной зависимости от земского начальника. В 1906 г. Министерство юстиции вынуждено было признать, что «правовая и экономическая приниженность волостных судей ставит их в зависимость от каждого власть имущего или даже зажиточного лица, начиная с земского начальника и кончая урядником и местным кулаком, зависимость же волостных судей от земского начальника полнейшая».
В 1908—1909 гг. происходил экономический, промышленный подъем и намечались тенденции отката волны преступлений. Законы чрезвычайного времени сменились обычными нормативными актами, регулирующими мирную жизнь. Показательно в этом плане изменилась тональность и фразеология инструкций по работе с заключенными в сравнении с правилами, установленными в годы реакции: так, циркуляры 1910— 1914 гг. предлагали в качестве мер воздействия на арестантов «религиозно-нравственные беседы» (хотя практика обращения с осужденными в большинстве случаев оставалась прежней). 3 июля 1908 г. был издан очередной закон об усилении штата центрального управления Министерства юстиции, тогда же чиновникам судебного ведомства были вновь увеличены оклады.
С 1911 г. широкое распространение получили землеустроительные комиссии — административно-судебные учреждения по делам о землеустройстве.
15 июля 1912 г. вступил в силу закон о преобразовании местного суда. Упразднялись волостные суды и мировые судебные установления, должности уездного члена окружного суда и городского судьи, слагались судебные обязанности с земских участковых начальников, уездных съездов и губернских присутствий. Соответствующие обязанности возлагались на новые мировые суды, а также на учреждаемых представителей мировых съездов. Устанавливался порядок движения дел, начатых до введения в силу закона о преобразовании местного суда, и передачи оконченных дел, документов и имущества прежних судебных мест новым местным судебным установлениям. Однако выполнялся закон весьма неспешно — до 1914 г. мировые судьи были введены лишь в 13 губерниях, а к 1917 г. — в 20 из 97 губерний России.
12 декабря 1911 г. был принят закон, изменяющий нормы об изъятии из ведения суда присяжных дел против порядка управления, — где уточнялось, что речь идет о преступлениях, влекущих за собой лишение или ограничение прав состояния. По новому закону учитывались дела о насильственных действиях, влекущих лишение всех особенных прав и преимуществ, в том числе насилие против стражи, побег с места заключения и др. В связи с усилением забастовочного движения на заседании Совета министров 8 августа 1913 г. обсуждались меры борьбы с рабочими забастовками, особенно подчеркивалась роль судебного преследования.
26 июня 1908 г. был утвержден законопроект об общем публичном рассмотрении дел об угрозах. 10 мая принимается закон о введении суда присяжных в ряде губерний и уездов, в которых такой суд отсутствовал. 24 мая 1909 г. был принят закон об освобождении крестьян от некоторых платежей, пошлин и сборов. 22 июня 1909 г. утвержден закон об условном досрочном освобождении. 8 декабря 1909 г. Совет министров поручил министру юстиции выработать проект преобразования каторги. Основные положения этого проекта были опубликованы в «Тюремном вестнике» в июне 1910 г. Режим каторжной тюрьмы должен был состоять для осужденного «в возможно тяжелом лишении и дисциплине». Война помешала этому проекту стать законом.
На упрощение делопроизводства и сокращение судебных расходов был направлен закон от 7 июня 1909 г. о порядке общения с тяжущимися посредством почты — через несколько лет 2/3 всех случаев такого общения осуществлялись по почте. Экономии средств служило изменение порядка публикаций по судебным и некоторым административным делам: были отменены троекратные публикации (оставалось одноразовое информирование и публикации в иностранных газетах). Ограничивались даже публикации о розыске по уголовным делам.
Закон от 10 июня 1910 г. расширял полномочия помощников старших нотариусов и учреждал эти должности при некоторых окружных судах. Вопросы нотариата решались в законе от того же числа о порядке сношения старших нотариусов с лицами, совершающими крепостные акты. Закон от 24 мая 1911 г. упрощал процедуру ведения старшими нотариусами крепостных книг. Закон от 14 марта 1913 г. определил порядок оплаты выписок из крепостных книг, выдаваемых старшими нотариусами. Об изменении в порядке взимания судебных пошлин говорилось в законе от 6 февраля 1911 г. Закон от 15 марта 1911 г. увеличил предельный срок найма недвижимого имущества с 12 лет (установлено в 1911 г.) до 36 лет.
Показателен закон от 9 мая 1911 г. об отмене заключений прокурора по некоторым гражданским делам: весьма занятые уголовными делами прокуроры практически не имели времени заниматься делами гражданскими. Большие споры вызвал список дел, где присутствие прокурора сохранялось. Закон об авторском праве, принятый 20 марта 1911 г., предлагал коренную реформу в области, где действовали еще нормы 1830 г., которые оставляли без внимания многие стороны духовного творчества. Закон, задуманный еще в рамках подготовки Гражданского уложения, в 1897 г. был передан Минюсту для дальнейшей работы, по поводу его Государственный совет собирался четыре раза. Развернулись прения, особенно по вопросам авторского права иностранных граждан, исключительных прав на перевод и особенно о сроке действия (любопытен аргумент, что длительного срока для большинства произведений и не надо, поскольку они и сами долго не проживут). Закон значительно расширил круг вопросов, охраняемых правом, к ним были отнесены литературные произведения, как письменные, так и устные, музыкальные произведения и импровизации, художественные произведения, фотографические работы.
3 июня 1912 г. был принят закон о расширении прав наследования по закону лиц женского пола и права завещания родовых имений. Министерство юстиции выступило поборником равенства имущественных прав мужчин и женщин, что соответствовало основным принципам российского гражданского права, по которому женщина значилась правоспособным субъектом гражданских прав, а ее правомочность признавалась тождественной с правомочностью мужчин. Однако Государственный совет оказался менее прогрессивным и увеличил наследную долю женщин до 1/7 части для внегородских имуществ. В 1905 г. министру юстиции было поручено разработать предположения об условиях и порядке раздельного жительства супругов (проблема поднималась еще в 1884 и 1897 гг.). Решили, что нецелесообразно судебно решать раздельность жительства мужа и жены. Обстоятельства, делающие совместную жизнь супругов «невыносимой», определены не были, приводились только примеры. Были установлены правила, каковы в данной ситуации взаимные права и обязанности супругов и их отношение к детям. Судьба детей решалась по суду. 11 апреля 1912г. был принят закон об отношениях супругов между собой и к детям и о расширении личных и имущественных прав замужних женщин.
Закон от 11 января 1913 г. регулировал предоставление гарантий лицам, желающим принять участие в публичных торгах, он предусматривал предоставление залога до публичной продажи, что ограничивало возможности для разного рода мошенничества. Законопроект о взыскании вознаграждения за вред и убытки, причиненные распоряжениями должностных лиц, предложенный 11 января 1912 г., предусматривал цивилизованное решение вопроса ответственности начальников и чиновников за свои действия (что могло уберечь их от террористических акций со стороны обиженных). В 1912 г. Министерство юстиции разработало законопроект о правилах охранительного судопроизводства, а также законопроект об изменении подсудности гражданских дел уездного ведомства, которым регулировалось изъятие из ведения мировых судебных установлений дел казны.
К июню 1913 г. Министерство юстиции подготовило законопроект о наказуемости озорнических посягательств против личности и имущества (хулиганства). Проект в основном был нацелен на ускорение и упрощение судебной процедуры по этому виду преступлений, в качестве самой простой меры было предложено наказание в виде 10—50 ударов розгами.
Ответственным делом Министерства юстиции был циркуляр о распространении действия законов. Большое внимание уделялось закону от 6 июля 1905 г. о вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев и повреждений в здоровье мастеровых, рабочих и вольнонаемных служащих на предприятиях фабрично-заводской, горной и горнодобывающей промышленности. Этот закон был направлен, в частности, на соблюдение прав рабочих и членов их семей в случае перехода предприятия от одного лица к другому. Кроме того, министерство непосредственно следило за деятельностью судов по защите прав работников.
Циркуляры министерства регулировали вопросы военного учета нижних чинов и их призыва на военную службу (1908 г.); подсудности деяний, совершенных по политическим побуждениям (1909 г.); выполнении воинской повинности лицами, состоящими под следствием и судом (1910 г.).
Во исполнение закона от 4 июля 1913 г. об учреждении кабинетов научно-судебной экспертизы в Москве, Киеве и Одессе, позднее в 1916г. Министерство юстиции подготовило инструкцию для управляющих такими кабинетами.
§ 4. Россия в Первой мировой войне
Сложное переплетение империалистических противоречий привело к Первой мировой войне 1914—1918 гг., которую непосредственно развязали правящие круги Германии, но в ее возникновении виновны также правительства и буржуазия Англии, Франции, России, Австро-Венгрии. Россия выступала на стороне Антанты, так как экономически зависела от французского и английского капитала. Она стремилась к захвату морских проливов из Черного в Средиземное море и приобретению новых территорий.
Российское правительство надеялось на захват новых рынков сбыта, устранение своих международных конкурентов, получение сверхприбыльных военных заказов.
Россия вступила в войну неподготовленной, и русская армия стала терпеть одно поражение за другим. Обнаружилась явная неготовность военного аппарата, особенно по снабжению армии. Правительство предприняло попытки реорганизовать военный механизм и создать новые учреждения для обеспечения мобилизации сил и средств для ведения войны «до победного конца».
Главным правительственным учреждением по военным вопросам стало Особое совещание по обороне, в состав которого входили представители министерств, ведомств и различных организаций под председательством военного министра. Этот орган ведал всеми основными вопросами войны (регулирование работы промышленных предприятий, выполнение военных заказов, снабжение армии). Одновременно действовали особые совещания по продовольствию и перевозкам топлива. Однако эти бюрократические учреждения не могли обеспечить мобилизацию сил и средств на нужды войны.
Буржуазия, заинтересованная в успешном ведении Россией империалистической войны, создала общественные организации (Всероссийский земский и Всероссийский городской союзы, военно-промышленные комитеты), при помощи которых она пыталась вовлечь пролетариат в работу для нужд фронта. Однако эта деятельность буржуазии успеха не имела — пролетариат не участвовал в этих буржуазных общественных организациях.
Первая мировая война вызвала перестройку экономики и государственного аппарата. На первый план вышли военные ведомства. Для управления войсками была создана Ставка верховного главнокомандующего во главе с великим князем Николаем Николаевичем. Длительные военные действия разрушили экономические связи, что потребовало централизованного регулирования хозяйственной жизни. Формирование регулирующей системы происходило с двух сторон. G одной стороны, происходило объединение общественности для оказания помощи армии. В 1915 г. Земский и Городской союзы создали Зем-гор, который занялся организацией военных поставок и мобилизацией ресурсов мелкой промышленности. Представители предпринимательских кругов сформировали Центральный военно-промышленный комитет, занимавшийся распределением военных заказов, организацией военного производства. В августе 1915 г. было принято Положение о военно-промышленных комитетах, которое узаконило деятельность существующих органов общественной помощи правительству в деле мобилизации экономики. По инициативе меньшевиков при военно-промышленных комитетах были созданы «рабочие группы», оказывавшие содействие в разрешении назревавших трудовых конфликтов на оборонных предприятиях.
С другой стороны, в августе 1915 г. правительством были созданы специальные государственные регулирующие органы: четыре Особых совещания (по топливу, по перевозкам, по обороне, по продовольствию) во главе с Особым совещанием для обсуждения и объединения мероприятий по обороне государства. В состав совещаний входили представители министерств, члены Государственной думы, Госсовета, представители Земгора, Центрального военно-промышленного комитета. В крупных промышленных центрах Особые совещания были представлены районными уполномоченными. При них действовали заводские совещания из представителей ведомств, местных организаций Земгора и военно-промышленных комитетов. Они распределяли военные заказы и контролировали производство.
Большевики с первых же дней выступили против империалистической войны. Они занимали антипатриотическую позицию, вели борьбу за превращение империалистической войны в гражданскую. Большевик-депутат IV Государственной думы А. Е. Бадаев заявил, что рабочий класс всеми силами будет бороться против империалистической войны. К этому заявлению присоединилась большевистская фракция Думы. Депутаты-большевики были арестованы и за это выступление высланы на вечное поселение в Сибирь.
В годы войны большевики не прекращали борьбы с государственным строем, призывая массы прекратить братоубийственную войну и «повернуть оружие против эксплуататоров». Революционное движение на фронте и в тылу продолжало развиваться, несмотря на принимаемые правительством меры.
В этот период усилились оппозиционные настроения буржуазии, которая разочаровалась в царском правительстве, не сумевшем обеспечить победоносную войну. Центром буржуазной оппозиции стал «прогрессивный блок», сложившийся в августе 1915 г. Он объединил буржуазно-помещичьи фракции Государственной думы и Государственного совета. Блок стремился к соглашению с царизмом при условии, что царизм выполнит требования буржуазии (продолжение войны, предоставление буржуазии некоторых должностей в государственном аппарате).
Сначала правительство согласилось пойти на уступки буржуазии, но затем резко изменило курс: на полгода была распущена Государственная дума и смещены министры, пользовавшиеся доверием буржуазии. Этот конфликт привел к тому, что в 1916 г. «прогрессивный блок» вынашивал планы дворцового переворота с целью замены Николая II его братом Михаилом, который был связан с буржуазными кругами.
Правительство издало чрезвычайные законы о военной цензуре, особых правах министра внутренних дел и командующих, объявило отдельные местности на военном положении. Большие права предоставлялись военным судам, которые особенно жестоко карали всех, ведущих агитацию против войны. Путем усиления полицейских репрессий царизм стремился приостановить растущее революционное движение на фронте и в тылу.
Этот тяжелый для России период характеризовался «министерской чехардой»: за время Первой мировой войны сменились 4 председателя Совета министров, 6 министров внутренних дел, 4 военных министра.
Война требовала экономии во всем. Министерство юстиции приказало, например, своим органам пересылать несекретную судебную корреспонденцию «без оболочек», обновление учетных реестров и книг производить не ежегодно, а по мере необходимости. 18 августа 1914 г. вышел циркуляр министерства об экономии на услугах телефонной связи. Для этого вводились специальные сокращения часто употребляемых наименований:, Министерство юстиции — Минюст, председатель судебной палаты — предлат, прокурор судебной палаты — прокулат, председатель окружного суда — пресуд, прокурор окружного суда — прокусуд... Журнал министерства сообщал, что «ввиду встречаемых ныне исключительных затруднений технического и финансового характера при печатании» редакция вынуждена временно прекратить воспроизведение текстов объявляемых узаконений, ограничиваясь лишь публикацией одних названий. Нотариусы, как наиболее близкие к населению чиновники, обязывались министерством популяризировать и внедрять военные займы. Прокурорам поручалось следить за усилением ответственности за тайное винокурение, «представляющее серьезную опасность для народной трезвости». Военное время и тотальная экономия все же не помешали вспомнить о знаменательной дате — в ноябре 1914 г. был опубликован высочайший рескрипт в адрес Министерства юстиции по поводу 50-летия Судебных уставов Императора Александра II. В 1916 г. под председательством А. Ф. Кони Правительствующим сенатом и Министерством юстиции был организован Попечительский комитет для помощи участникам и жертвам войны.