Общие положения. Положение о выборах в Государственную Думу

Глава первая

Положение о выборах в Государственную Думу

О времени созыва новой Думы и об изменении порядка

выборов в Государственную Думу (1907 г., июня 3)

(Извлечение)

...Значительная часть состава второй Государственной Думы не оправдала ожиданий Наших. Не с чистым серд­цем, не с желанием укрепить Россию и улучшить ее строй, приступили многие из присланных от населения лиц к ра­боте, а с явным стремлением увеличить смуту и способ­ствовать разложению государства.

Деятельность этих лиц в Государственной Думе послу­жила непреодолимым препятствием к плодотворной работе. В среду самой Думы внесен был дух вражды, помешавшей сплотиться достаточному числу Членов ее, желавших рабо­тать на пользу родной земли.

По этой причине выработанные Правительством На­шим обширные мероприятия Государственная Дума или не подвергала вовсе рассмотрению, или замедляла обсужде­нием или отвергала, не остановившись даже перед откло­нением законов, каравших открытое восхваление преступ-- лений и сугубо наказывавших сеятелей смуты в войсках. Уклонившись от осуждения убийств и насилий, Государ­ственная Дума не оказала в деле водворения порядка нрав­ственного содействия Правительству, и Россия продолжает переживать позор преступного лихолетия.

Медлительное рассмотрение Государственной Думой Росписи Государственной вызвало затруднение в своевре­менном удовлетворении многих насущных потребностей, народных.

Право запросов Правительству значительная часть Думы превратила в способ борьбы с Правительством и возбуждения недоверия к нему в широких слоях населения.

Наконец свершилось деяние, неслыханное в летописях истории. Судебной властью был раскрыт заговор целой ча­сти Государственной Думы против государства и Царской Власти. Когда же Правительство Наше потребовало вре­менного, до окончания суда, устранения обвиняемых в преступлении этом пятидесяти пяти Членов Думы и зак­лючения наиболее уличаемых из них под стражу, то Государственная Дума не исполнила немедленного законного требования властей, не допускавшего никакого отлагатель­ства.

Все это побудило Нас указом, данным Правительству­ющему Сенату 3 сего июня, Государственную Думу второ­го созыва распустить, определив срок созыва новой Думы на 1 ноября сего 1907 года.

Созданная для укрепления Государства Российского, Государственная Дума должна быть русскою и по духу.

Иные народности, входящие в состав Державы Нашей, должны иметь в Государственной Думе представителей нужд своих, но не должны и не будут являться в числе, да­ющем им возможность быть вершителями вопросов чисто (русских.

В тех же окраинах государства, где население не достиг­ло достаточного развития гражданственности, выборы в Государственную Думу должны быть временно приоста-. новлены.

Все эти изменения в порядке выборов не могут быть проведены обычным законодательным путем через ту Го­сударственную Думу, состав коей признан Нами неудов­летворительным, вследствие несовершенства самого спо­соба избрания ее Членов. Только Власти, даровавшей пер­вый избирательный закон, исторической Власти Русского Царя, довлеет право отменить опыт и заменить его но­вым...[244]

(1907 г., июняЗ)

(Извлечение)

Ст. 6. Избрание членов Государственной Думы... производится Губернским Избирательным Собранием. Собрание это образуется под председательством губернского предводителя дворянства или лица, его заменяющего, из выборщиков, избираемых в каждом уезде: 1) съездом землевладельцев; 2) первым съездом городских избирателей; 3) вторым съездом городских избирателей; 4) съездом уполномо­ченных от волостей и 5) съездом уполномоченных от каза­чьих станиц в губерниях, где таковые имеются. Сверх того, в губерниях, указанных в расписании, приложенном в ста­тье 8, в избрании членов Государственной Думы, в составе Губернского Избирательного Собрания участвуют выбор­щики, избираемые губернскими съездами уполномочен­ных от рабочих в предприятиях фабрично-заводской и гор­нозаводской промышленности.

Ст. 7. Избрание членов Государственной Думы... 2 горо­дов производится посредством прямой подачи голосов.

Ст. 9. В выборах не участвуют: 1) лица женского пола; 2) лица моложе двадцати пяти лет; 3) обучающиеся в учеб­ных заведениях; 4) воинские чины армии и флота, состоя­щие на действительной военной службе; 5) бродячие ино­родцы и 6) иностранные подданные.

10. Кроме указанных в предшедшей статье (9) лиц, в выборах не участвуют также: 1) подвергшиеся суду за пре­ступные деяния, влекущие за собой лишение или ограниче­ние прав состояния, либо исключение из службы, а равно за кражу, мошенничество, присвоение вверенного имуще­ства, укрывательства похищенного, покупку или принятие в заклад заведомо краденного или когда они судебными приговорами не оправданы, хотя бы после состоявшегося осуждения они и были освобождены от наказания за давно- ' стью, примирением, силою Всемилостивейшего Манифеста. или особого Высочайшего повеления; 2) отрешенные по судебным приговорам от должности — в течение трех лет со времени отрешения, хотя бы они и были освобождены от сего наказания за давностью, силою Всемилостивейшего. Манифеста или особого Высочайшего повеления; 3) со­стоящие под следствием или судом...; 4) подвергшиеся несостоятельности впредь до определения свойства ее; 5) со­стоящие под опекой; 6) несостоятельные, о которых дела сего рода приведены уже к окончанию, кроме тех, несостоятельность коих признана несчастною; 7) лишен­ные духовного сана или звания за пороки или же исклю­ченные из среды общества и дворянских собраний по при­говорам тех сословий, к которым они принадлежат и 8) осужденные за уклонение от воинской повинности.

Ст. 11. Не принимают участия в выборах: 1) губернато­ры и вице-губернаторы, а равно градоначальники и их помощники — в пределах подведомственных им местностей, v 2) лица, занимающие полицейские должности — в губер­нии, области или городе, по коим производятся выборы.

Ст. 12. Никто не может иметь на выборах более одного голоса. Каждый избиратель может осуществлять свое право на участие в выборах лишь в одном съезде... или разряде...;. избирателей. Лица, владеющие избирательными цензами... осуществляют свое право на участие в выборах в съезде или разряде, ими избранном...

Ст. 13. Лица, владеющие недвижимым имуществом, в том числе и лица, указанные в пункте 4 статьи 9 сего По­ложения, могут предоставлять свои цензы по недвижимому имуществу для участия в выборах своим сыновьям.

Ст. 14. Лица женского пола могут предоставлять свои цензы по недвижимому имуществу для участия в выборах своим мужьям и сыновьям.

Ст. 16. Если несколько лиц имеют недвижимое имуще­ство в общем нераздельном владении, то каждое из них считается владельцем причитающейся на его долю части имущества и согласно сему пользуется правом голоса на выборах...[245]

§ 5. Политические партии в России

в 1905-1907 гг.

Революция 1905—1907 гг. стала катализатором оформления основных политических сил в России. Манифест 17 октября 1905 г. послужил легализации нескольких десятков политичес­ких партий (общероссийских, региональных, национальных). Их можно подразделить на три политических лагеря.

Первый лагерь — консервативный, стремившийся сохра­нить самодержавие. Он представлен Союзом русского народа (СРН), Русской монархической партией и другими мелкими монархическими организациями. СРН возник в ноябре 1905 г. при содействии правящих кругов и объединил ряд правых (черносотенных) организаций. Численность партии составляла до 400 тыс. человек. Уже в ходе выборов во II Государственную думу (1907 г.) правые получили более 24% голосов. Социальная опора партии была крайне разнородна: от помещиков, представителей торгово-ростовщического капитала до низов насе­ления.

Второй лагерь — либеральная оппозиция, представленная «Союзом 17 октября», Конституционно-демократической парти­ей и др. Российские либералы добивались реформирования су­ществовавшей политической системы в направлении парла­ментской монархии и подлинно правового государства, отвер­гали революционные методы борьбы.

«Союз 17 октября» (октябристы) сложился к середине 1906 г. Общая численность — 65—75 тыс. человек. Они ориенти­ровались на положения Манифеста 17 октября с его обещани­ем ввести народное представительство и всеобщее избиратель­ное право. Социальную опору партии составили представители крупного бизнеса: торгово-промышленные, финансовые кру­ги, крупноцензовая интеллигенция, правые группы земских деятелей.

Конституционно-демократическая (кадетская) партия воз­никла в октябре 1905 г. Ее общая численность определялась в пределах от 50 до 100 тыс. человек. По своему социальному со­ставу кадетская партия объединяла средние слои предпринима­телей, либеральных помещиков, состоятельную интеллиген­цию, средние городские слои. Кадеты претендовали на «общенародный», надклассовый характер партии и в 1906 г. приняли название «Конституционно-демократической партии народной свободы». Кадеты не считали возможным ограничиться поло­жениями Манифеста 17 октября и боролись за принятие кон­ституции, за превращение России в полноценную конституци­онную монархию.

Третий лагерь — революционно-демократический, социа­листический, боровшийся за свержение самодержавия револю­ционным путем и установление демократической республики. Насчитывал от 20 до 30 партий, крупнейшими и влиятельней­шими из которых считались партия эсеров и РСДРП.

Социалисты-революционеры (эсеры) являлись крупнейшей революционной партией неонароднического типа. Эсеры счи­тали себя выразителями интересов всего трудового народа и пытались создать себе массовую опору. В период революции 1905—1907 гг. партия объединяла 65 тыс. человек. Из них более 45% составляли крестьяне, 43% — рабочие, 11% — интелли­генция. Центральное место в программе эсеров занимал аграрный вопрос. Крестьянская община рассматривалась ими как база для социализма в России.

Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП) в годы революции расширила свои ряды, и летом 1905 г. ее численность составила более 26 тыс. человек (14 тыс. большевиков и 12,5 тыс. меньшевиков). Партия ориентировалась на пролетариат, поэтому свыше 60% ее состава были рабочи­ми, 33% — представители революционной интеллигенции. Идеологическую основу партии составлял марксизм.


Глава 13. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В ПЕРИОД МЕЖДУ ДВУМЯ БУРЖУАЗНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКИМИ РЕВОЛЮЦИЯМИ В РОССИИ (1907 - ФЕВРАЛЬ 1917 г.)

§ 1. Столыпинская реформа (1907—1910 гг.)

9 ноября 1906 г. началась столыпинская аграрная реформа — первая попытка капиталистической модернизации России че­рез приватизацию земли. Указ разрешил крестьянам выход из общины на хутора и отруба и закрепление надела в частную собственность. Позже он был заменен гораздо более жесткими законами 14 июня 1910 г. и 29 мая 1911 г., которые предусмат­ривали уже не добровольный выход, а принудительную прива­тизацию наделов. После Февральской революции 1917 г. Вре­менное правительство постановило прекратить столыпинскую реформу как неудавшуюся.

Эта реформа — один из важнейших моментов в истории России. Каждому, кто хочет понять смысл всех главных собы­тий XX в., разобраться в сути советского строя и причинах на­шего нынешнего бедствия, надо вникнуть в замысел П. А. Сто­лыпина и истоки его неудачи.

Видный западный историк России А. Тойнби сказал, что два политика сумели понять смысл революции 1905—1907 гг. — Столыпин и Ленин. От этой точки они пошли разными путями. Столыпин на практике проверил один из важнейших вариан­тов развития России. Вариант, на который возлагались боль­шие надежды (в том числе, до 1907 г., и Лениным).

В начале XX в. Россия попала в ловушку, из которой надо было любой ценой вырваться. Была необходима индустриализа­ция. Для этого пришлось допустить западный капитал. Россия стала терять контроль над банками, промышленностью и тор­говлей — превращалась в периферию западного капитализма. Как говорили тогда, России приходилось одновременно дого­нять капитализм и убегать от него.

Требовалось резко поднять производительность сельского хозяйства, которым было занято более 85% населения, чтобы получить из села средства для развития и рабочую силу. Для этого было три главных пути: Столыпин сделал ставку на фер­мера при сохранении помещичьего землевладения, кадеты (ли­бералы-западники) — только на фермера, с ликвидацией по­местий, большевики — на общинного крестьянина. Все три ва­рианта были изложены вполне ясно и проводились при наличии политической власти у сторонников каждого: Столы­пин — при царе, кадеты — придя к власти в феврале 1917 г. после Гражданской войны в форме нэпа. Все они внесли свой вклад в советский проект, который рождался в поисках и срав­нении. Кстати, даже разрабатывая программу нэпа, советское правительство вновь вернулось к рассмотрению возможности продолжить реформу Столыпина (было подготовлено два аль­тернативных доклада, и был принят вариант А. В. Чаянова — с опорой на крестьянство).

При отмене крепостного права, чтобы закрепить крестьян на земле, заставить их выкупать землю и облегчить сбор пода­тей, помещики и правительство ужесточили и круговую пору­ку — усилили власть общины, затруднили выход из нее. Но вышло так, что сама община превратилась в организатора борьбы крестьян. Тогда верхи начали уничтожать общину. В этом и была суть реформы: если принудить к выходу из об­щины с наделом, то произойдет быстрое расслоение крестьян, богатые скупят все наделы и станут фермерами, а остальные — батраками. Получится капитализм на селе, опора строя.

Но эта идея не соответствовала реальности. В России про­мышленность не соединялась с селом в одно народное хозяй­ство. Она не обеспечивала село машинами и удобрениями — и в то же время не вбирала из села рабочую силу. Этот порочный круг никак не могла разорвать реформа, а средств для вложе­ний в сельское хозяйство не было. Нечем было поддержать фермера, а с сохой крестьяне могли выжить только в общине. Измученные выкупными и подушными податями крестьяне озлобились и на помещиков, и на правительство. Даже в уро­жайные годы крестьяне, чтобы расплатиться с налогами, под­чистую продавали хлеб и питались очень скудно — на душу в сравнимых ценах приходилось в пять раз меньше, чем у анг­лийского крестьянина.

В 1902 г. во всей черноземной полосе Украины и Центра прошла волна восстаний. На их фоне наступил 1905 год. В этих условиях начать реформу по развалу общины значило пойти ва-банк. Ведь реформа должна быть создать «крепких хозяев», но при этом уничтожить общину. Потому, с одной стороны, поощрялись выход из общины и переселение безземельных в Сибирь, им давались даже небольшие ссуды, а с другой сторо­ны, каралось всякое сопротивление крестьян разделу общины.

Разберем три вопроса: в каких масштабах была разрушена община; кто скупил землю; что дала реформа экономике Рос­сии (пусть даже вопреки интересам крестьян). По данным МВД, за 1907—1915 гг. из общины вышли 1,99 млн. семей (око­ло 10%). Более половины из этого числа вышли за первые два года, потом дело пошло на спад. Община в центре России усто­яла. Не удалось «расчистить» землю от «слабых» крестьян. Из тех, кто, продав надел, двинулся в Сибирь, многие разорились и вернулись озлобленными, нищими (с 1907 по 1914г. офици­ально зарегистрировано свыше 1 млн. семей «обратников»).

Другая мера реформы — перераспределение земли. Продава­лась земля через Крестьянский поземельный банк. Банк покупал землю в среднем по 45 руб. за десятину (гектар), а продавал по 150 руб. С 1907 по 1913 гг. общинами было куплено 3,06 млн. де­сятин, товариществами (кооперативами) — 10 млн. десятин, ча­стными хозяевами — 3,68 млн. десятин земли. Всего в России по­севных площадей было 85 млн. десятин, так что переворота ре­форма не сделала. Она не создала условий, чтобы процесс пошел сам, по нарастающей, чтобы он втягивал в себя кресть­янство, пусть и после начального сопротивления. Более того, переселенцы в Сибири стали объединяться в общины, и сам Столыпин, посетив те места, признал, что это разумно. Он был человек умный и патриот России. Но поверил в фермерство, по­тому что смолоду служил в западных областях. Там, кстати, ре­форма прошла успешно: в Гродненской и Виленской губерниях число безземельных крестьян в 1915 г. уже составляло 2/3, в Ко-венской и Витебской — 1/2 всех дворов.

Трудовые крестьянские хозяйства, выйдя из общины и даже приобретя с большими лишениями дополнительные наделы, быстро теряли землю. Кто же скупал? Газеты того времени пи­сали, что землю покупают в основном «несеющие» — «те дере­венские богатей, которые до того времени не вели собственного хозяйства и занимались торговлей или мелким ростовщиче­ством». Зачем они скупали землю? Часть — для спекуляции, а главное — для сдачи ее в аренду. Аренда была кабальной — за отработки (бесплатный труд) или исполу (за половину урожая). Так, в Ефимовском уезде Тульской губернии из 105 «банко­вых» хуторян 52 принадлежали к мещанам и лицам крестьян­ского сословия (духовенство, полицейские, сидельцы и проч.), 29 — к деревенским кулакам и только 24 — к крестьянам. Так же и в северных, и в промышленных губерниях. Изъятие земли у трудовых крестьянских хозяйств, которые вышли из общины и прикупили земельные участки, происходило просто — через тот же Крестьянский банк: продавая земельные участки по не­вероятно вздутой цене и в то же время беспощадно взыскивая платежи, банк, в конце концов, приводил к разорению своих наименее имущих и состоятельных покупателей, и последние нередко или оказывались вынужденными добровольно прода­вать свои участки и оставаться совсем без земли, или насиль­ственно удалялись, «сгонялись» самим банком за неисправный взнос платежей.

Что же дала реформа экономике? Объективные данные та­ковы. Площади посевов выросли за годы реформы на 10,5 млн. десятин (на 14%). Усилилась распашка целины в Сибири и Ка­захстане (кое-где создавая острые национальные проблемы и массовый угон скота в Китай). Производство в 1911 — 1915 гг. по сравнению с 1901 —1905 гг. выросло: пшеницы на 12%, ржи на 33,7%. Но для всего этого требовалось разрушить общину в Центре России.

Главное, что не произошло заметного улучшения техники земледелия и усугубилась общая беда русской деревни — не­хватка скота. Реформа переориентировала хозяйство на товар­ный хлеб (на экспорт), усилилась распашка пастбищ. Вот вы­вод статистики того времени: «По всем без исключения видам скота наблюдается (в 1905—1914 гг.) сокращение в расчете на 100 жителей населения. Нехватка кормовых средств на содер­жание скота».

В целом прирост продукции села в результате реформы Сто­лыпина упал. В 1901 — 1905 гг. он составлял 2,4% в год, а в 1909— 1913 гг. — 1,4%. Прирост продовольствия стал ниже прироста населения — Россия шла к постоянному массовому голоду. Из этой ловушки Россия вырвалась только к концу 30-х гг.

Основу политического курса председателя Совета мини­стров П. А. Столыпина (1906—1911 гг.) составил «просвещен­ный консерватизм». Он предполагал проведение умеренных буржуазных реформ «сверху», т. е. силой государственного при­нуждения, которые бы превратили Россию в развитое правовое государство при сохранении самодержавной власти.

Сущность аграрной реформы П. А. Столыпина состояла в разрушении крестьянской общины, превращении крестьян в мелких собственников, но при условии сохранения в неизмен­ном виде помещичьего землевладения. Юридическую основу столыпинской аграрной реформы составили указ от 9 ноября 1906 г. «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и земле­пользования» (14 июня 1910 г. он после переработки и одобре­ния Думой стал законом), закон «О землеустройстве» от 29 мая 1911 г. Аграрная реформа сводилась к следующим мерам.

Во-первых, крестьяне получили право свободного выхода из общины. Землеустроительные комиссии обладали правом выделять отдельные крестьянские хозяйства в частную соб­ственность без согласия схода. По желанию крестьянина земли могли быть сведены в один участок в пределах села (отруб) либо могли быть вынесены за пределы деревни (хутор). За годы реформ 2,5 млн. крестьянских хозяйств вышли из общины (25% крестьян, 15% обрабатываемых земель).

Во-вторых, государство предприняло попытку решить про­блему крестьянского малоземелья, так как разорение массы крестьян грозило социальными потрясениями. Указ от 27 авгус­та 1906 г. передал Крестьянскому банку для продажи часть го­сударственных земель. До 1914г. через банк крестьяне приобре­ли свыше 9 млн. га земли. Государство оказывало поддержку в переселении крестьян из Центральной России на свободные земли в Сибири, Казахстане, Дальнем Востоке. Из 3,5 млн. кре­стьян, переселившихся в Сибирь, 1 млн. вернулись в Европейс­кую Россию.

В-третьих, указом от 5 октября 1906 г. были отменены огра­ничения крестьян в правах: круговая порука, закон против се­мейных разделов, запрет свободы передвижения и избрания места жительства, телесные наказания.

В конечном итоге аграрная реформа не прижилась в России. Зачастую из общины выходили не «крепкие хозяева», а бедно­та, продававшая свою землю. Покупателями земли оказывались зажиточные общинники или крестьянское общество. Хутора и отруба приживались в тех губерниях, где общинные традиции были не развиты (западные губернии, Северное Причерномо­рье, Северный Кавказ). Помещичьи латифундии были сохране­ны, в то время как в условиях сохранения преимущественно общинного землепользования среди крестьян нарастали урав­нительные устремления.

Помимо аграрной реформы правительство намеревалось провести ряд преобразований:

— ввести бессословную систему местного управления;

— укрепить местное самоуправление (ввести волостное зем­ство, увеличить права земств, расширить круг земских избира­телей, распространить земство в Прибалтике и Польше);

— принять меры в области рабочего законодательства (стра­хование рабочих по инвалидности, болезни, старости, от не­счастных случаев, ограничить применение женского и детского труда);

— ввести всеобщее начальное образование;

— учредить новые министерства (труда, местного самоуп­равления, национальностей, социального обеспечения, здра­воохранения, переселения);

— отменить чрезвычайные меры и расширить объем прав (обеспечить свободу вероисповедания, равенство всех перед за­коном, неприкосновенность личности);

— восстановить выборный мировой суд, европеизировать уголовный процесс (допустить защиту на этапе предваритель­ного следствия, ввести состязательное начало в процесс преда­ния суду, институт условного осуждения и условного досроч­ного освобождения).

Постепенно Столыпин утратил общественную поддержку. Преобразования встретили противодействие со стороны бю­рократии и помещиков. Существуют предположения о том, что убийство Столыпина произошло при участии охранного отделения. Использование чрезвычайных, репрессивных мер оттолкнуло от правительства либеральные круги. Поэтому со смертью Столыпина 1 сентября 1911 г. были похоронены и ре­формы.

Реальность и успешность такого рода преобразований в Рос­сии до сих пор вызывает дискуссии в литературе. Отечествен­ные авторы склонны полагать, что программа реформ не учи­тывала российские особенности, психологию различных слоев населения (прежде всего крестьян), а потому была обречена на провал.

В этот период усилилась карательная политика, проводимая правительством. Суды с 1907 по 1909 г. (по неполным данным) осудили за государственные преступления более 26 тыс. чело­век, приговорив к смертной казни 5086 человек. Многих рабо­чих и крестьян уничтожали путем применения внесудебных репрессий — карательные отряды расстреливали и вешали без судебной прЬцедуры.

В этот период активизируется деятельность полицейских и жандармских учреждений. Департамент полиции тщательно следил за всеми политическими партиями и общественными организациями. В его составе организовалось специальное отде­ление, которое наблюдало за большевиками (вело слежку за конкретными революционерами, выявляло типографии и склады оружия, собирало сведения о предполагаемых съездах, конференциях, совещаниях партийных организаций и т. д.). Для этой цели расширялась сеть филеров — наружных наблюдате­лей (сыщиков-шпиков).

Департамент полиции организовывал специальные органы заграничной агентуры для наблюдения за революционерами, находившимися в эмиграции в странах Западной Европы.

В 1906—1907 гг. созданы дополнительные центры руковод­ства политическим сыском. Возникло 10 региональных охран­ных отделений. В сферу деятельности каждого из них входило несколько губерний (Московского районного охранного отде­ления — 12 губерний, Самарского —11, Киевского — 5 и т. д.). В их подчинении находились все охранные отделения и жан­дармские управления, действовавшие на данной территории. Региональные охранные отделения объединяли и направляли работу местных органов политического сыска,, действуя под непосредственным руководством и контролем директора Де­партамента полиции.

Охранные отделения часто прибегали к провокациям, руко­водили деятельностью погромщиков и черносотенцев. Засылая провокаторов в политические партии, Департамент полиции организовывал политические убийства и провокационные су­дебные процессы.

Охранка нередко засылала своих наиболее активных секрет­ных сотрудников (агентов-провокаторов) в местные подполь­ные партийные организации. Широкую огласку получило, на­пример, дело Азефа, который занимал руководящие посты в подпольной партии эсеров, а в 1905 г. был избран даже в состав ЦК партии эсеров. Систематические неудачи в деятельности террористов еще в 1907 г. рождали слухи о том, что в партии эсеров имеются предатели. В 1908 г. из-за серии провалов (поли­ция и жандармерия раскрыла готовившиеся террористические акты, разгромили подпольные типографии, обнаружили хра­нилища взрывчатых веществ) ЦК партии эсеров начал рассле­дование. По всем этим фактам Азеф был изобличен как секрет­ный агент Департамента полиции. Система засылки провокато­ров поощрялась правительством.

Для усиления своих позиций самодержавие сделало ставку на фермерство (по терминологии советских историков — кула­чество). Царизму необходима была новая классовая опора в де­ревне, так как помещики оказались беспомощными перед мас­сой крестьянства, активно участвовавшего в революции 1905— 1907 гг.

Столыпинская аграрная реформа ускорила капиталистичес­кое развитие в сельском хозяйстве. Вместе с тем она привела к еще большему обострению классовых противоречий в деревне.

Осенью 1907 г. правительству удалось создать III Государ­ственную думу. О ее составе свидетельствуют следующие дан­ные: из 442 депутатов крайне правых было 146, октябристов и близких к ним групп — 155, кадетов и близких к ним групп — 108, трудовиков — 13, социал-демократов — 20.

В Думе преобладали депутаты, представлявшие явное мень­шинство населения страны. Представителей рабочих и крестьян было слишком мало. Вполне естественно, что такая Дума стала послушным орудием самодержавия. Она одобрила столыпин­ские реформы, утвердила законопроекты, направленные на усиление полицейского аппарата и увеличение расходов на строительство тюрем.

В период реакции большевики стремились использовать Го­сударственную думу в качестве трибуны для разоблачения по­литики царизма, пропаганды революционных идей.

§ 2. Накануне Первой мировой войны (1910—1914 гг.)

В середине 1910г. вновь начались рабочие забастовки. Нача­ло политическим стачкам положило выступление пролетариата Петербурга в ноябре 1910 г. в связи со смертью Л. Н. Толстого. В память о великом русском писателе рабочие требовали отме­ны смертной казни. «Пролетариат, отступавший — хотя и с большими перерывами — с 1905 по 1909 год, — писал В. И. Ле­нин, — собирается с силами и начинает переходить в наступле­ние»[246].

Новый революционный подъем был вызван ростом моно­полий и усилением ими эксплуатации трудящихся, а также увеличением численности, концентрации и сплоченности про­летариата!

Революционное движение в стране развернулось особенно широко после расстрела безоружных рабочих на Ленских при­исках. В ответ на это в 1912—1914 гг. поднялась мощная волна политических стачек и забастовок, охвативших Петербург, Москву, Украину, Кавказ, Поволжье и'многие другие районы страны.

В это время большевики создали массовую газету «Правда», первый номер которой вышел 60-тысячным тиражом 22 апреля (5 мая) 1912 г. Большевистская «Правда» публиковала коррес­понденции о ходе пролетарской борьбы в различных районах страны, освещала положение в деревне. По своей сути это была антиправительственная газета. Направление «Правды» опреде­лялось ленинскими статьями и письмами. Эта газета пользова­лась популярностью среди трудящихся.

В конце 1912 г. в стране развернулась агитационно-пропаган­дистская кампания по выборам в IV Государственную думу.

Департамент полиции в это время предпринял аресты подо­зрительных лиц, стремясь устранить их от участия в выборной кампании. Из избирательных списков незаконно исключались крупнейшие промышленные предприятия. Активизировались черносотенцы, буржуазно-помещичьи партии, большевики и другие организации.

Первая мировая война вызвала кризис «парламентаризма» в России. 24 июля 1914 г. Совет министров был наделен чрезвы­чайными полномочиями. С июля 1914 г. по июнь 1915 г. правительство приняло 285 чрезвычайных указов. 26 июля 1914 г. Го­сударственная дума вынесла правительству вотум доверия. В Думе прозвучали призывы к гражданскому миру, единению общества для отпора врагу. Кадеты и октябристы пообещали поддержку правительству, трудовики призвали подчинить ин­тересы революции интересам обороны страны. Только социал-демократы осудили политику правительства, не приняли учас­тия в утверждении военного бюджета и призвали использовать войну для революционного свержения самодержавия.

Однако уже в июле—августе 1915 г. Дума вновь подвергла правительство критике. Николай II не уступил Думе. Успехи на фронте летом 1916 г. послужили поводом для возврата к ста­рым способам управления: были прерваны заседания Думы, запрещены земские съезды, принят закон об усилении поли­цейского надзора. В то же время в правительственных кругах усилилось противоборство различных группировок, что опре­делило противоречивость и непоследовательность проводимой политики.

1 ноября 1916 г. лидер кадетской партии П. Н. Милюков на заседании Думы обвинил правительство в измене и подготовке сепаратного мира с Германией. Он требовал передачи Думе за­конодательных полномочий. Милюкова поддержало большин­ство думы. Публикация речи Милюкова была запрещена цензу­рой, но ее текст мгновенно распространился по стране.

Кризисное состояние страны и надвигающаяся революция заставили правые круги отказаться от парламентской борьбы и вступить на путь заговора. Окружение царя настаивало на раз­гоне Государственной думы. Дума обвинялась в том, что спо­собствовала росту революционных настроений. Поэтому с на­чалом массовых выступлений против самодержавия в середине февраля 1917 г. был издан указ о роспуске IV Государственной думы.

§ 3. Законодательная деятельность

В августе 1906 г. Совет министров принял Положение об учреждении военно-полевых судов. Положение фактически предусматривало изъятие дел из ведения обычных судебных инстанций и передачу их полевым судам, которые состояли из офицеров и рассматривали дело не долее двух суток. Смерт­ная казнь была почти единственным видом приговоров и при­водилась в исполнение в течение 24 суток. Только за 8 месяцев было казнено 1100 человек. Л. Н. Толстой выступил против казней со статьей «Не могу молчать», поводом к которой по­служила казнь 12 крестьян в Херсоне. Статистика наказаний после 1905 г. говорит о многом. В 1907 г. число осужденных было в два раза больше, чем в 1903 г. (П,1 тыс. подсудимых против 5,7 тыс.). Удвоилось количество ссылок в каторжные работы. Появились осужденные на бессрочную каторгу. Увели­чилось число приговоров к заключению в тюрьму с лишением прав. В 1889—1898 гг. такие приговоры составляли 25% от всех наказаний. В Западной Европе в это время заметны иные тен­денции — замена уголовных наказаний исправительными, а последних — условным осуждением и выговорами. Это свиде­тельствовало о снижении преступности и росте гуманности права и общества. В России же начало XX столетия ознамено­валось ростом наиболее серьезной преступности и судебных репрессий. За 1906—1907 гг. к разным видам наказаний были приговорены 18 тыс. человек, в административном порядке, без суда высланы не менее 75 тыс. человек. Объявление воен­ного положения во многих местностях позволяло предавать военно-окружному суду гражданское население.

Министерство юстиции, сознавая свою ответственность за законность действий властей, сделало попытку пересмотреть вопрос о военно-полевом суде. Министр направил 7 июня

1906 г. в Министерство внутренних дел отношение, в котором обосновал необходимость вернуться к «законному порядку» при рассмотрении дел в военных судах и указал на обязатель­ность производства по таким делам предварительного след­ствия, не ограничиваясь актами полицейского дознания. Такой порядок перестал действовать 19 апреля 1907 г. Однако 27 июня

1907 г. был принят закон, который производство дел в военно-окружных судах по срокам и упрощенной процедуре прибли­зил к практике военно-полевых судов. Внесудебную расправу проводило особое совещание, образованное при Министерстве внутренних дел, куда входили два представителя от Министер­ства юстиции.

Существовала тесная связь прокуратуры с полицией: они фальсифицировали материалы судебных дел — Департамент полиции при содействии прокуратуры насаждал провокаторов в революционных организациях. Суд тесно взаимодействовал с жандармерией и охранкой. Типичным явлением при Мини­стерстве юстиции была фальсификация политических процес­сов и прекращение дел о преступлениях, совершенных чи­новниками полиции и охранки. Десять лет спустя об этом пе­риоде в постановлении Временного правительства от 25 марта 1917 г. говорилось, что исключительный военный суд стал обычным явлением.

Министерство юстиции, возглавляя всю судебную систему, проявляло инициативу по ужесточению репрессивных мер. В 1903 г. в связи с утверждением нового Уголовного уложения министр юстиции подготовил проект закона «О некоторых из­менениях в порядке производства по делам о преступных дея­ниях государственных и о применении к оным нового Уголов­ного уложения». Проект разрабатывался по соглашению с Ми­нистерством внутренних дел, был утвержден 4 июня 1904 г. и устранил возможность разрешения дел о государственных пре­ступлениях в административном порядке. По этому закону Ми­нистерство юстиции уже не принимало непосредственного участия в решении политических дел, однако осуществляло надзор за их производством.

В 1905 г. был поднят вопрос о возложении производства предварительного следствия по делам о государственных пре­ступлениях на участковых судебных следователей и заменяю­щих их мировых судей. К этим делам причислялись дела о по­литических демонстрациях, об участии в противоправитель­ственных сообществах, в устной противоправительственной пропаганде. В циркуляре «О неуклонном преследовании лиц, привлеченных к ответственности за принадлежность к злове­щим политическим сообществам, и применении к ним выс­шей меры пресечения способов уклонения от суда и следствия» Министерство в жесткой форме призвало своих чиновников к «чрезвычайной энергии в преследовании лиц, изобличенных в преступлениях», отмечая при этом, что «некоторые чины су­дебного ведомства проявляют излишне снисходительное отно­шение к обвиняемым, привлекаемым к уголовной ответственности за принадлежность к сообществам, преследующим зло­вредные политические цели». Лицам прокурорского надзора запрещалось принимать участие в политических союзах и обще­ствах. Другие циркуляры и закон от 7 июня 1904 г. настаивали на непубличности судебного заседания по делам о «преступных деяниях государственных». Прокурорам предписывалось забла­говременно предлагать судебной палате закрыть двери заседа­ния на все время слушания таких дел. Об отказе палаты проку­рор должен был информировать министра юстиции, дабы он по принадлежащему ему праву приказал закрыть двери судеб­ного заседания. С целью ускорения предварительного следствия по делам о государственных преступлениях, число которых чрезвычайно выросло в этот период, устанавливался упрощен­ный порядок предварительного следствия. Он был определен в циркуляре от 14 июля 1906 г. «О принятии энергических мер к тому, чтобы при производстве предварительных следствий по делам о преступлениях государственных исследование ограни­чить выяснением лишь самых существенных данных для опре­деления состава преступления, изобличения лиц, виновных в совершении преступления, и оценки доказательной силы со­бранных по делу улик». Были изданы также циркуляры о на­правлении писем политзаключенных на исследования в жан­дармские управления, о слушании в окружных судах вне очере­ди дел о крестьянских беспорядках. В сложный революционный период Министерство юстиции особенно обеспокоилось соста­вом судебного ведомства. В него подбирались чиновники, соот­ветствующие требованиям времени. Суды пополнились монар­хистами. Пристальное внимание было уделено штатам тюрем­ного ведомства, в 1906 г. увеличены оклады тюремным надзирателям.

Главное тюремное управление в годы революции и реакции играло сугубо карательную роль. Ужесточились условия содер­жания заключенных в суде и на каторге, а также ссыльных. Произвол тюремной администрации, применение жестоких мер воздействия на арестантов, неустроенность быта стали обычным явлением. Иные циркуляры в этот период позволяли применять оружие против арестантов. Так, Инструкция от 20 ноября 1907 г. приказывала стрелять в окна тюрьмы, если арестанты пытались вступить в разговор, портили оконные рамы и т. п. Разрешалось также применять оружие в случае бес­порядков и сопротивления арестантов. Стрельба вверх или хо­лостыми патронами запрещалась. Инструкция, изданная в 1906 г., разрешала при пересылке арестантов применять ору­жие в случаях неисполнения требований прекратить песни и речи. Для предупреждения побегов 7 апреля 1907 г. были введе­ны «предупредительные связки», которые скрепляли у арес­тантов особым кольцом обе руки и правую руку с левой ногой. Кандалы применялись вплоть до февраля 1917 г.

Репрессивный курс проявился и в законотворческой дея­тельности. Так, в 1906 г. законом были сокращены сроки след­ствия и судебного разбирательства дел о государственных пре­ступлениях. Предусматривался особый порядок рассмотрения уголовных дел, которые подлежали ранее решению окружных судов (без участия присяжных), мировых судей и земских на­чальников. Эта категория дел передавалась на рассмотрение ок­ружных судов с участием сословных представителей. К весне 1906 г. был разработан проект реформы местного суда, предус­матривающий введение института мировых судей. Их предлага­лось назначать, а не избирать, как прежде. Однако недостаток кандидатов привел к решению согласиться на выборный поря­док. Проект предусматривал меры, гарантирующие преимуще­ства местному дворянству: мировым судьей мог быть избран кандидат, желательно с высшим образованием, владеющий земским цензом не ниже 7500 руб., а в столицах — 15 тыс. руб. Этот проект стал законом в июне 1912 г., когда Государствен­ная дума и Государственный совет одобрили законопроект «О преобразовании суда в сельских местностях». Уездные земс­кие собрания вновь стали выбирать мировых судей, председате­ли уездных съездов мировых судей теперь назначались Мини­стерством юстиции, а не избирались. На окраинах империи су­дьи назначались царем по представлению министра юстиции. В связи с восстановлением мировых судей ликвидировался ин­ститут земских начальников. Чтобы оценить значение этой меры, надо иметь в виду, что после контрреформы 1889 г. систе­ма местной юстиции носила ярко выраженный сословный ха­рактер. Дела между крестьянами рассматривались сословным во­лостным судом, а он находился в полной зависимости от земс­кого начальника. В 1906 г. Министерство юстиции вынуждено было признать, что «правовая и экономическая приниженность волостных судей ставит их в зависимость от каждого власть иму­щего или даже зажиточного лица, начиная с земского началь­ника и кончая урядником и местным кулаком, зависимость же волостных судей от земского начальника полнейшая».

В 1908—1909 гг. происходил экономический, промышлен­ный подъем и намечались тенденции отката волны преступле­ний. Законы чрезвычайного времени сменились обычными нормативными актами, регулирующими мирную жизнь. Пока­зательно в этом плане изменилась тональность и фразеология инструкций по работе с заключенными в сравнении с прави­лами, установленными в годы реакции: так, циркуляры 1910— 1914 гг. предлагали в качестве мер воздействия на арестантов «религиозно-нравственные беседы» (хотя практика обращения с осужденными в большинстве случаев оставалась прежней). 3 июля 1908 г. был издан очередной закон об усилении штата центрального управления Министерства юстиции, тогда же чи­новникам судебного ведомства были вновь увеличены оклады.

С 1911 г. широкое распространение получили землеустрои­тельные комиссии — административно-судебные учреждения по делам о землеустройстве.

15 июля 1912 г. вступил в силу закон о преобразовании мест­ного суда. Упразднялись волостные суды и мировые судебные установления, должности уездного члена окружного суда и го­родского судьи, слагались судебные обязанности с земских участковых начальников, уездных съездов и губернских присут­ствий. Соответствующие обязанности возлагались на новые ми­ровые суды, а также на учреждаемых представителей мировых съездов. Устанавливался порядок движения дел, начатых до введения в силу закона о преобразовании местного суда, и пе­редачи оконченных дел, документов и имущества прежних су­дебных мест новым местным судебным установлениям. Однако выполнялся закон весьма неспешно — до 1914 г. мировые судьи были введены лишь в 13 губерниях, а к 1917 г. — в 20 из 97 гу­берний России.

12 декабря 1911 г. был принят закон, изменяющий нормы об изъятии из ведения суда присяжных дел против порядка уп­равления, — где уточнялось, что речь идет о преступлениях, влекущих за собой лишение или ограничение прав состояния. По новому закону учитывались дела о насильственных действи­ях, влекущих лишение всех особенных прав и преимуществ, в том числе насилие против стражи, побег с места заключения и др. В связи с усилением забастовочного движения на заседании Совета министров 8 августа 1913 г. обсуждались меры борьбы с рабочими забастовками, особенно подчеркивалась роль судеб­ного преследования.

26 июня 1908 г. был утвержден законопроект об общем пуб­личном рассмотрении дел об угрозах. 10 мая принимается за­кон о введении суда присяжных в ряде губерний и уездов, в которых такой суд отсутствовал. 24 мая 1909 г. был принят закон об освобождении крестьян от некоторых платежей, пошлин и сборов. 22 июня 1909 г. утвержден закон об условном досрочном освобождении. 8 декабря 1909 г. Совет министров поручил ми­нистру юстиции выработать проект преобразования каторги. Основные положения этого проекта были опубликованы в «Тюремном вестнике» в июне 1910 г. Режим каторжной тюрь­мы должен был состоять для осужденного «в возможно тяже­лом лишении и дисциплине». Война помешала этому проекту стать законом.

На упрощение делопроизводства и сокращение судебных расходов был направлен закон от 7 июня 1909 г. о порядке об­щения с тяжущимися посредством почты — через несколько лет 2/3 всех случаев такого общения осуществлялись по почте. Экономии средств служило изменение порядка публикаций по судебным и некоторым административным делам: были отменены троекратные публикации (оставалось одноразовое информирование и публикации в иностранных газетах). Огра­ничивались даже публикации о розыске по уголовным делам.

Закон от 10 июня 1910 г. расширял полномочия помощни­ков старших нотариусов и учреждал эти должности при некото­рых окружных судах. Вопросы нотариата решались в законе от того же числа о порядке сношения старших нотариусов с лица­ми, совершающими крепостные акты. Закон от 24 мая 1911 г. упрощал процедуру ведения старшими нотариусами крепост­ных книг. Закон от 14 марта 1913 г. определил порядок оплаты выписок из крепостных книг, выдаваемых старшими нотариу­сами. Об изменении в порядке взимания судебных пошлин го­ворилось в законе от 6 февраля 1911 г. Закон от 15 марта 1911 г. увеличил предельный срок найма недвижимого имущества с 12 лет (установлено в 1911 г.) до 36 лет.

Показателен закон от 9 мая 1911 г. об отмене заключений прокурора по некоторым гражданским делам: весьма занятые уголовными делами прокуроры практически не имели времени заниматься делами гражданскими. Большие споры вызвал спи­сок дел, где присутствие прокурора сохранялось. Закон об ав­торском праве, принятый 20 марта 1911 г., предлагал корен­ную реформу в области, где действовали еще нормы 1830 г., которые оставляли без внимания многие стороны духовного творчества. Закон, задуманный еще в рамках подготовки Граж­данского уложения, в 1897 г. был передан Минюсту для даль­нейшей работы, по поводу его Государственный совет соби­рался четыре раза. Развернулись прения, особенно по вопросам авторского права иностранных граждан, исключительных прав на перевод и особенно о сроке действия (любопытен аргумент, что длительного срока для большинства произведений и не надо, поскольку они и сами долго не проживут). Закон значи­тельно расширил круг вопросов, охраняемых правом, к ним были отнесены литературные произведения, как письменные, так и устные, музыкальные произведения и импровизации, ху­дожественные произведения, фотографические работы.

3 июня 1912 г. был принят закон о расширении прав насле­дования по закону лиц женского пола и права завещания ро­довых имений. Министерство юстиции выступило поборни­ком равенства имущественных прав мужчин и женщин, что соответствовало основным принципам российского граждан­ского права, по которому женщина значилась правоспособ­ным субъектом гражданских прав, а ее правомочность призна­валась тождественной с правомочностью мужчин. Однако Государственный совет оказался менее прогрессивным и уве­личил наследную долю женщин до 1/7 части для внегородс­ких имуществ. В 1905 г. министру юстиции было поручено раз­работать предположения об условиях и порядке раздельного жительства супругов (проблема поднималась еще в 1884 и 1897 гг.). Решили, что нецелесообразно судебно решать раз­дельность жительства мужа и жены. Обстоятельства, делаю­щие совместную жизнь супругов «невыносимой», определены не были, приводились только примеры. Были установлены правила, каковы в данной ситуации взаимные права и обя­занности супругов и их отношение к детям. Судьба детей решалась по суду. 11 апреля 1912г. был принят закон об отноше­ниях супругов между собой и к детям и о расширении личных и имущественных прав замужних женщин.

Закон от 11 января 1913 г. регулировал предоставление га­рантий лицам, желающим принять участие в публичных тор­гах, он предусматривал предоставление залога до публичной продажи, что ограничивало возможности для разного рода мо­шенничества. Законопроект о взыскании вознаграждения за вред и убытки, причиненные распоряжениями должностных лиц, предложенный 11 января 1912 г., предусматривал циви­лизованное решение вопроса ответственности начальников и чиновников за свои действия (что могло уберечь их от террори­стических акций со стороны обиженных). В 1912 г. Министер­ство юстиции разработало законопроект о правилах охрани­тельного судопроизводства, а также законопроект об измене­нии подсудности гражданских дел уездного ведомства, которым регулировалось изъятие из ведения мировых судебных установлений дел казны.

К июню 1913 г. Министерство юстиции подготовило законо­проект о наказуемости озорнических посягательств против личности и имущества (хулиганства). Проект в основном был нацелен на ускорение и упрощение судебной процедуры по этому виду преступлений, в качестве самой простой меры было предложено наказание в виде 10—50 ударов розгами.

Ответственным делом Министерства юстиции был цирку­ляр о распространении действия законов. Большое внимание уделялось закону от 6 июля 1905 г. о вознаграждении потерпев­ших вследствие несчастных случаев и повреждений в здоровье мастеровых, рабочих и вольнонаемных служащих на предприя­тиях фабрично-заводской, горной и горнодобывающей про­мышленности. Этот закон был направлен, в частности, на со­блюдение прав рабочих и членов их семей в случае перехода предприятия от одного лица к другому. Кроме того, министер­ство непосредственно следило за деятельностью судов по за­щите прав работников.

Циркуляры министерства регулировали вопросы военного учета нижних чинов и их призыва на военную службу (1908 г.); подсудности деяний, совершенных по политическим побужде­ниям (1909 г.); выполнении воинской повинности лицами, со­стоящими под следствием и судом (1910 г.).

Во исполнение закона от 4 июля 1913 г. об учреждении ка­бинетов научно-судебной экспертизы в Москве, Киеве и Одес­се, позднее в 1916г. Министерство юстиции подготовило инст­рукцию для управляющих такими кабинетами.


§ 4. Россия в Первой мировой войне

Сложное переплетение империалистических противоречий привело к Первой мировой войне 1914—1918 гг., которую не­посредственно развязали правящие круги Германии, но в ее возникновении виновны также правительства и буржуазия Ан­глии, Франции, России, Австро-Венгрии. Россия выступала на стороне Антанты, так как экономически зависела от француз­ского и английского капитала. Она стремилась к захвату морс­ких проливов из Черного в Средиземное море и приобретению новых территорий.

Российское правительство надеялось на захват новых рын­ков сбыта, устранение своих международных конкурентов, по­лучение сверхприбыльных военных заказов.

Россия вступила в войну неподготовленной, и русская ар­мия стала терпеть одно поражение за другим. Обнаружилась яв­ная неготовность военного аппарата, особенно по снабжению армии. Правительство предприняло попытки реорганизовать военный механизм и создать новые учреждения для обеспече­ния мобилизации сил и средств для ведения войны «до побед­ного конца».

Главным правительственным учреждением по военным воп­росам стало Особое совещание по обороне, в состав которого входили представители министерств, ведомств и различных организаций под председательством военного министра. Этот орган ведал всеми основными вопросами войны (регулирова­ние работы промышленных предприятий, выполнение воен­ных заказов, снабжение армии). Одновременно действовали особые совещания по продовольствию и перевозкам топлива. Однако эти бюрократические учреждения не могли обеспечить мобилизацию сил и средств на нужды войны.

Буржуазия, заинтересованная в успешном ведении Россией империалистической войны, создала общественные организа­ции (Всероссийский земский и Всероссийский городской со­юзы, военно-промышленные комитеты), при помощи которых она пыталась вовлечь пролетариат в работу для нужд фронта. Однако эта деятельность буржуазии успеха не имела — проле­тариат не участвовал в этих буржуазных общественных органи­зациях.

Первая мировая война вызвала перестройку экономики и государственного аппарата. На первый план вышли военные ведомства. Для управления войсками была создана Ставка вер­ховного главнокомандующего во главе с великим князем Ни­колаем Николаевичем. Длительные военные действия разруши­ли экономические связи, что потребовало централизованного регулирования хозяйственной жизни. Формирование регулиру­ющей системы происходило с двух сторон. G одной стороны, происходило объединение общественности для оказания помо­щи армии. В 1915 г. Земский и Городской союзы создали Зем-гор, который занялся организацией военных поставок и моби­лизацией ресурсов мелкой промышленности. Представители предпринимательских кругов сформировали Центральный во­енно-промышленный комитет, занимавшийся распределением военных заказов, организацией военного производства. В авгус­те 1915 г. было принято Положение о военно-промышленных комитетах, которое узаконило деятельность существующих ор­ганов общественной помощи правительству в деле мобилиза­ции экономики. По инициативе меньшевиков при военно-про­мышленных комитетах были созданы «рабочие группы», ока­зывавшие содействие в разрешении назревавших трудовых конфликтов на оборонных предприятиях.

С другой стороны, в августе 1915 г. правительством были со­зданы специальные государственные регулирующие органы: четыре Особых совещания (по топливу, по перевозкам, по обороне, по продовольствию) во главе с Особым совещанием для обсуждения и объединения мероприятий по обороне госу­дарства. В состав совещаний входили представители мини­стерств, члены Государственной думы, Госсовета, представи­тели Земгора, Центрального военно-промышленного комитета. В крупных промышленных центрах Особые совещания были представлены районными уполномоченными. При них действо­вали заводские совещания из представителей ведомств, мест­ных организаций Земгора и военно-промышленных комитетов. Они распределяли военные заказы и контролировали произ­водство.

Большевики с первых же дней выступили против империа­листической войны. Они занимали антипатриотическую пози­цию, вели борьбу за превращение империалистической войны в гражданскую. Большевик-депутат IV Государственной думы А. Е. Бадаев заявил, что рабочий класс всеми силами будет бо­роться против империалистической войны. К этому заявлению присоединилась большевистская фракция Думы. Депутаты-большевики были арестованы и за это выступление высланы на вечное поселение в Сибирь.

В годы войны большевики не прекращали борьбы с государ­ственным строем, призывая массы прекратить братоубийствен­ную войну и «повернуть оружие против эксплуататоров». Рево­люционное движение на фронте и в тылу продолжало разви­ваться, несмотря на принимаемые правительством меры.

В этот период усилились оппозиционные настроения буржу­азии, которая разочаровалась в царском правительстве, не су­мевшем обеспечить победоносную войну. Центром буржуазной оппозиции стал «прогрессивный блок», сложившийся в августе 1915 г. Он объединил буржуазно-помещичьи фракции Государ­ственной думы и Государственного совета. Блок стремился к со­глашению с царизмом при условии, что царизм выполнит тре­бования буржуазии (продолжение войны, предоставление бур­жуазии некоторых должностей в государственном аппарате).

Сначала правительство согласилось пойти на уступки бур­жуазии, но затем резко изменило курс: на полгода была распу­щена Государственная дума и смещены министры, пользовав­шиеся доверием буржуазии. Этот конфликт привел к тому, что в 1916 г. «прогрессивный блок» вынашивал планы дворцового переворота с целью замены Николая II его братом Михаилом, который был связан с буржуазными кругами.

Правительство издало чрезвычайные законы о военной цен­зуре, особых правах министра внутренних дел и командующих, объявило отдельные местности на военном положении. Боль­шие права предоставлялись военным судам, которые особенно жестоко карали всех, ведущих агитацию против войны. Путем усиления полицейских репрессий царизм стремился приоста­новить растущее революционное движение на фронте и в тылу.

Этот тяжелый для России период характеризовался «мини­стерской чехардой»: за время Первой мировой войны сменились 4 председателя Совета министров, 6 министров внутрен­них дел, 4 военных министра.

Война требовала экономии во всем. Министерство юстиции приказало, например, своим органам пересылать несекретную судебную корреспонденцию «без оболочек», обновление учет­ных реестров и книг производить не ежегодно, а по мере необ­ходимости. 18 августа 1914 г. вышел циркуляр министерства об экономии на услугах телефонной связи. Для этого вводились специальные сокращения часто употребляемых наименований:, Министерство юстиции — Минюст, председатель судебной па­латы — предлат, прокурор судебной палаты — прокулат, пред­седатель окружного суда — пресуд, прокурор окружного суда — прокусуд... Журнал министерства сообщал, что «ввиду встреча­емых ныне исключительных затруднений технического и фи­нансового характера при печатании» редакция вынуждена вре­менно прекратить воспроизведение текстов объявляемых узако­нений, ограничиваясь лишь публикацией одних названий. Нотариусы, как наиболее близкие к населению чиновники, обязывались министерством популяризировать и внедрять во­енные займы. Прокурорам поручалось следить за усилением от­ветственности за тайное винокурение, «представляющее серь­езную опасность для народной трезвости». Военное время и то­тальная экономия все же не помешали вспомнить о знаменательной дате — в ноябре 1914 г. был опубликован высо­чайший рескрипт в адрес Министерства юстиции по поводу 50-летия Судебных уставов Императора Александра II. В 1916 г. под председательством А. Ф. Кони Правительствующим сенатом и Министерством юстиции был организован Попечительский комитет для помощи участникам и жертвам войны.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: