Социально-экономическое развитие Каз-на в 1965-1985гг

Лист регистрации изменений в рабочей программе дисциплины

СОГЛАСОВАНО

Устанавливаемый кафедрой коэффициент соотношения результатов текущего контроля и промежуточного контроля по итогам освоения дисциплины

Промежуточный контроль и оценивания результатов освоения дисциплины

Текущий контроль и оценивание результатов освоения дисциплины

Сведения об оснащенности дисциплины специализированным и лабораторным оборудованием

VI.РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

Электронные образовательные ресурсы:

Не предусмотрено

Программное обеспечение:

Не предусмотрено

Фонд оценочных средств (средства контроля учебных достижений студентов и аттестационно-педагогические измерительные материалы):

-тесты;

-задания (для практических работ);

-экзаменационные билеты.

Материально-техническое оснащение дисциплины:

Общие требования:

Наличие мультимедийного оборудования.

Не предусмотрено

VII. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Контролируемые мероприятия, утвержденные кафедрой по согласованию с преподавателем Раздел, тема дисциплины Сроки – семестр, учебная неделя Максимальная оценка в рейтинговых баллах, утвержденная кафедрой
Письменные развёрнутые ответы на вопросы Р.1 – Р.6 4 - 7  
Выполнение самостоятельных практических работ Р.2 – Р.6 12 - 14  
Итого:  
Форма промежуточного контроля Максимальная оценка в рейтинговых баллах
Экзамен  
Коэффициент результата текущего контроля 0,5
Коэффициент результата промежуточного контроля 0,5

________________

«____»____________________2012 г.

«История государственного учреждений России. Ч.1.»

  1. На титульном листе название высшего учебного заведения читать:

ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина

Председатель Учебно-методического совета

Института гуманитарных наук и искусств И.В.Шалина

«_____»_________________2012 г.

Заведующий кафедрой

архивоведения и истории

государственного управления А.В. Черноухов

«_____»_________________2012 г.

Одобрено на заседании кафедры

«_____» ________________2012 г.

Протокол № ________

На октябрьском 1964 года Пленуме ЦК КПСС произошла смена руковод­ства страны. Пленум освободил Н. С. Хрущева от обязанностей Первого секрета­ря ЦК партии. Им стал Л. И. Брежнев, главой правительства — А.И. Косыгин. В середине 60-х годов были проведены хозяйственные реформы. Сентябрьский 1965 года Пленум ЦК партии осудил административные подходы в управлении экономикой и предложил предоставить большую самостоятельность предприятиям, развивать хозяйственный расчет, сделать ставку на экономи­ческое, материальное стимулирование. Все это привело к тому, что в годы восьмой пятилетки (1966-1970) народнохозяйственный комплекс достиг наи­высшего со времени введения плановой экономики индекса роста, эту пяти­летку даже называли "золотой". В 60-е годы в Казахстане было осуществлено широкомасштабное промышленное строительство, но вследствие сырьевого характера экономики респуб­лики преимущественное развитие получили добывающие отрасли. За период с 1961 по 1970 год в Казахстане вступили в строй новые предприятия, пеха, а также были реконструированы и технически перевооружены 1709 объектов. Ускоренное развитие получили черная металлургия Соколовско-Сарбайского и Карагандинского комбинатов, Ермаковского завода ферросплавов; цветная металлургия на Лениногорском, Жезказганском, Павлодарском, Усть-Каме­ногорском комбинатах; нефтяные месторождения на Мангышлаке, который стал одним из значительных нефтяных районов. Крупнейшим поставщиком химической продукции был признан горно-химический комбинат Каратау. Казахстан давал около 90% общесоюзного выпуска желтого фосфора, 40% — кормовых фосфатов, до 70% — меди, цинка, свинца. Он занимал первое место в СССР по добыче хрома, третье — по добыче угля, железных и марганцевых руд. В марте 1965 года состоялся Пленум ЦК партии, на котором была пред­принята попытка разработки эффективной аграрной политики. Были под­няты цены на сельхозпродукцию, введены надбавки за ее сверхплановую продажу, укреплена материальная база колхозов и совхозов, изменена на­логовая политика. Были также приняты меры для внедрения хозрасчета в сельском хозяйстве. Хотя они и носили половинчатый характер, тем не менее, дали ощутимый результат. Как уже отмечалось, восьмая пятилетка стала одной из лучших. В 1970 году прирост промышленной продукции за счет повышения эффективности производства составил 70%. Во второй половине 60-х годов прирост валовой продукции сельского хозяйства со­ставил 28%. В основе экономики лежал принцип директивного управления и диктат центра. Около 50% промышленности Казахстана находились в ведении союз­ных министерств. Союзные министерства игнорировали интересы республи­ки, развитие ее социальной сферы, подготовки национальных кадров, охра­ны окружающей среды (примерами экологических катастроф могут служить Семипалатинский полигон, Арал). Например, уровень Аральского моря понизился на 14 м, площадь акватории сократилась на 40%, объем воды — на 65%. Высохшее морское дно превратилось в очаг зарождения солепыле-вых бурь. Это вызвало рост эпидемических заболеваний, таких как гепа­тит, туберкулез, а количество онкологических заболеваний в этом регионе превышало союзный показатель в 15 раз. Не менее острой экологической проблемой стал космодром Байконур, расположенный на территории 6717 км, а также находящиеся под его воздействием 4,6 млн. га территории Казахстана, куда приземлялись отработанные ступени ракет по трассе их движения. Кроме того, Семипалатинский атомный полигон насчитывал около 200 штолен. На нем было произведено 470 ядерных взрывов из 715, произведенных в СССР. 17 подземных ядерных взрывов было произведено на полигоне Азгир в Прикаспийской низменности, еще 21 взрыв — в дру­гих местах республики.Сырьевая направленность экономики Казахстана привела к тому, что в 70-80-е годы оставались слаборазвитыми перерабатывающая промышленность и производство товаров народного потребления. Около 60% непродовольствен­ных товаров народного потребления поступало из других союзных респуб­лик, причем часто они изготавливались из казахстанского сырья. Нарастание кризисных явлений в экономике выражалось в снижении тем­пов прироста промышленной продукции, уменьшении национального дохо­да. Планы развития страны не выполнялись. Если в 1970-1975 годы среднего­довой прирост промышленной продукции составил 8,4%, то в 1980-1985 годы — 3,8%, а прирост национального дохода за эти же годы сократился с 4,4 до 1,4%. На этом фоне в 1977 году была принята новая Конституция СССР, в которой говорилось, что в СССР общество вступило в стадию "развитого социализма". Командно-административные методы управления экономикой, иг­норирование экономических стимулов, экстенсивное развитие, господство государственной формы собственности, отчуждение работников от средств производства, диктат центра привели экономику Казахстана в середине 80-х годов к кризису. Кризисные явления нарастали и в сельском хозяйстве. Достаточно приве­сти тот факт, что в 1981-1985 годы фактически не произошло прироста вало­вой продукции сельского хозяйства. Посевные площади в республике были огромны, только зерновыми засеивалось более 25 млн. га., но в указанные годы стала проявляться устойчивая тенденция снижения их урожайности. В животноводстве производство продукции, за исключением птицы, было убы­точным. Если в 1970 году удельный вес убыточных совхозов и колхозов со­ставлял 15%, то в 1985 году — 51%. Например, поголовье овец с 1971 по 1981 год выросло на 3,4 млн. голов, а в 1981-1985 годы рост поголовья почти прекратился; производство баранины в 1970-1985 годы сократилось на 19%, сни­зилась ее упитанность, в 80-е годы был широко известен так называемый "тощак", за которым выстраивались длинные очереди. Кризис системы производства в СССР привел к тому, что в 1981-1985 годах, имея самое большое в мире поле сельхозугодий — 603 млн. га (к приме­ру, в США оно составляло 431,5 млн. га, в Канаде — 78 млн. га), стал крупней­шим импортером продуктов питания. Ежегодно СССР закупал за рубежом продовольствия на 3,8 млрд. долларов США. В 1985 году в СССР каждая тре­тья булка хлеба, каждая вторая пачка макарон была из импортного зерна, закупленного в США, Канаде, Аргентине, Турции. В то же время СССР, исходя из интересов укрепления своего меж­дународного влияния, политического доминирования, 27 декабря 1979 года ввел войска в Афганистан. В ответ на эту акцию США наложили эмбарго на поставки зерна в СССР, призвали бойкотировать Олимпийские игры в Мос­кве, а в ООН 104 государства проголосовали за осуждение вооруженного втор­жения СССР в Афганистан. "Ограниченный контингент" советских войск, а по сути дела, 80-тысячная советская армия находилась в Афганистане до 15 февраля 1989 года. Всего СССР потерял в Афганистане, согласно официаль­ным данным, более 13 тыс. убитыми, 37 тыс. солдат и офицеров получили различные ранения и увечья. Тысячи казахстанцев прошли через афганскую войну, сотни из них не вернулись. 100. Негативные тенденции в социальном положении казахстанского общества в 80-е годы XXв. Задача повышения благосостояния народа провозглашалась главной в экономической политике: • Улучшение организации здравоохранения и лечебно-профилактической работы. Если в 1975 г. в республике функционировало 1770 больничных учреждений, то за один 1980 г. было введено 570 больниц, а за 1985 г. - 322. Увеличилось число врачей. Так, в 1985 г. на 10 тыс. человек приходилось уже более 37 врачей. • В декабре 1976 г. была повышена оплата труда работникам непроизводственной сфе­ры. Отдельной мерой было повышение зар­платы рабочих совхозов, и в среднем в 1985 г. она составляла 186,5 руб. • Росла сеть предприятий общественного питания. За 1970-1985 гг. открылись десятки тысяч новых столовых. • Решение жилищных проблем. С 1970 г. по 1985 г. было построено 887,7 тыс. квартир, в которые вселились более 3 млн. человек. • Вырос объем реализации бытовых услуг населению - если в 1980 г. этот показатель равнялся 390,7 млн. рублей, то в 1985 г. - 575,5 млн. рублей. • Труд людей облегчали построенные прачечные, пункты проката, предприятия химической чистки одежды. • Сельские труженики стали больше приобре­тать ковры, бытовые холодильники, стираль­ные и легковые машины, телевизоры, мото­циклы. Например, если в 1971 г. ими было приобретено 193 тыс. холодильников, то в 1975 г. - 248 тыс., магнитофонов 48 тыс.- 104 тыс. штук, легковых автомобилей соот­ветственно 19 тыс. и 44 тыс. На каждые 100 семей в среднем приходилось по республике 85 радиоприемников, 75 телевизоров, 74 холодильника, 93 стиральные машины, 17 электропылесосов, 50 велосипедов и мопедов. Однако подъем благосостояния выглядел внушительным только в сопоставлении с уровнем жизни 30-40-х гг. По сравнению с развитыми капиталистическими странами наблюдалось существенное отставание по ряду показателей - оплата труда, автоматизация быта, жилье, питание, здравоохранение и др. Основные причины отставания социальной сферы: • Сохранение остаточного принципа распреде­ления в развитии социальной сферы • Полное игнорирование «человеческого факто­ра», его интересов и потребностей способствовало безраздельному господству государственно-монополистической собственности. • Полный приоритет общественной собственности деформировал производственные отно­шения, уничтожил нравственное отношение человека к труду. • Повышение жизненного уровня людей произ­водилось за счет опережающего роста денеж­ных доходов населения и платежеспособного спроса по сравнению с ростом товарной массы и услуг. Расхождение в количестве денег и количестве качественных товаров неизбежно привело к тотальному дефициту. Так, экономические противоречия породили социальные, а те, в свою очередь, серьезные нравственные проблемы. Уравнительные тен­денции распределения заработной платы не могли не привести к снижению заинтере­сованности трудящихся в результатах труда. 101. Тенденции экономического развития Каз-на в годы «перестройки». В марте 1985 г., после смерти Черненко К.У, Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран самый молодой член Политбюро Горбачев М.С. В апреле 1985 г. под его руководством состоялся очередной Пленум ЦК КПСС, с которого начинается отсчет период крупнейших политических, экономических, идеологических и социальных потрясений в самой большой стране мира. Этот период продлился 7 лет и вошел в историю как «Перестройка». В истории перестройки явственно различимы 4 периода: 1 этап (март 1985 январь 1987 гг.) Основые лозунги этого периода «ускорение» и «больше социализма». 2 этап (1987-1988 гг.) Основные лозунги этого периода «большедемократии» и «гласность». 3 этап (1989-1990 гг) Период «разброда и шатания». Для него характерен раскол в едином лагере перестройки, пере­ход к открытому политическому, национальному противостоянию. 4 этап (1990-1991 гг.) Период ознамено­ван крахом миро­вой социалисти­ческой системы, политическим банкротством КПСС и распадом СССР. Первая акция нового руководства - это обсуждение проблем структурной перестройки экономики на основе научно-технического прогресса. В апреле 1985 г. на Пленуме ЦК КПСС был провозглашен - курс на ускорение социально-экономического развития, за счет преодоления снижения темпов экономического роста и сосредоточения основных усилий в этом направлении. Курс на ускорение был поддержан и развит XXVII съездом КПСС (февраль 1986 г.). На съезде: • Партия заявила, что именно она является носителем программных целей общества, той реальной силой, которая может повести страну по пути обновления. • Радикальные изменения в производительных силах и производственных отношениях рассматривались как средство совершенствования социализма, как условие раскрытия огромных преимуществ и возможностей социалистического строя. • Подчеркивалось, что «мировой социализм — мощное международное образование, он опирается на высокоразвитую экономику, солидную научную базу, надежный военно-политический потенциал». Источники торможения курса на ускорение: • Курс был взят без глубоко осмысленной научной концепции, без четкой и ясной программы.• Существование прежней командно-административной системы.• Неэффективность и отчужденность от народа ее политических институтов.• Нежизненность экономических структур системы, когда человеку в целом было невыгодно хорошо трудиться.• Отставание от потребностей развития общества и науки.• Новому руководству виделось, что экономи­ческое и социальное положение можно поправить с помощью отдельных мер, повышения идейно-воспитательной работы, а не путем пересмотра всей государственной системы.• Виновниками неудач ускорения объявлялись отдельные руководители-коммунисты, например, Гришин В. В. в Москве, Романов Г. В. в Санкт-Петербурге, Кунаев Д. А. и Г. Алиев в национальных республиках. • В стране очень слабо звучали голоса ученых-обществоведов, подвергнувших серьезному научному анализу причины и истоки кризиса. Раньше других в этот период о пороках системы заговорили писатели. Например, о закостенелости административной системы, ломающей человека, заставляющего его становиться «винтиком», говорилось в романе А. Бека «Новое назначение». 102. Общественно-политическая изнь в годы «перестройки» (1985-1991гг.). Демократические процессы привели к созданию в союзных республиках массовых объединений трудящихся: • Одним из первых и наиболее массовых движений в Казахстане было экологическое движение «Невада-Семипалатинск», со­зданное по инициативе поэта О. Сулейменова весной 1989 г. Цель - закрытие Семипалатинского и других полигонов, функционировавших на территории Ка­захстана. Движение «Невада-Семипалатинск» потребовало от военных ведомств снятия покрова «секретности» ядерных испытаний, возмещения убытков населению. С этой целью активисты движения организовали пикеты, демонстрации, научные конференции -международные и республиканские. По инициативе Мухтара Шаханова для оказания помощи жителям Приаралья был организован комитет по проблемам Бал­хаша и Арала. Комитет сделал очень многое для привлечения внимания мировой общественности и правительства СССР к экологической катастрофе Аральского моря. Во многих городах - Усть-Каменогорске, Алматы были созданы движения, выступающие за экологическую чистоту региона.• В апреле 1989 г. создано казахстанское добровольное историко-просветительское общество «Адилет» - «Справедливость», членов которого объединяют гуманистические нравственные принципы, неприятие беззакония, дискриминации, попрания прав человека и народов, стремление способствовать формированию гражданского достоинства людей, осуждение произвола и насилия как средства решения общественных проблем и социальных конфликтов. • В июле 1990 г. оформилось гражданское движение «Азат». Главная цель – обретение государственного суверенитета Казахстана. Осенью 1991 г. гражданское движение создало свою политическую партию. • Осенью 1991 г. в Алматы организовалась новая общественно-политическая орга­низация - социал-демократическая партия Казахстана (СДПК). • Из небольшой группы молодых людей образовалась партия «Алаш». • В августе 1990 г. было создано межнацио­нальное движение «Единство». Организаторы - представители научно-технической интеллигенции предприятий союзного значения. • Люди, осужденные за декабрьские события 1986 г., организовали свою партию «Желтоксан». • Созданы союзы, общества, объединяющие своих членов по социальному, профессиональному и другим признакам -организация воинов-афганцев, «Адилет», мемориал-ассоциация молодых строителей «Союз независимых студентов», «Азамат», «Акикат», Лига женщин-мусульманок Казахстана и т.д. • Наиболее многочисленной политической силой являлась Коммунистическая партия Казахстана, в рядах которой к концу 1990 г. насчитывалось около 800 тысяч коммунистов. Однако ощутимо падал авторитет партии, за1990 г. численность республиканской партий­ной организации уменьшилась на 49 тысяч коммунистов. Нередкими стали примеры массового выхода из рядов КПСС. Например, за 1990 г. добровольно из рядов КПСС вышли более 35 тысяч человек, что составило 4,2% от общего числа коммунистов республики. В начале 1991 г. выход из рядов партии увеличился. Среди депутатов Советов всех уровней коммунисты составляли 52,7%.• Решение некоторых руководителей уральского казачества отметить 15 сентября1991 г. в г. Уральске 400-летие своего служения царю и отечеству, вызвало недовольство лидеров движении «Азат», «Желтоксан», «Парасат» оценившее это, как ущемление достоинства казахского народа. Были организовали на центральной площади г. Уральска митинги с пикетами и плакатами. • Всего к началу ноября 1990 г. в Казахстане насчитывалось более 100 политизированных общественных формирований, из них около 40 - в Алматы. В целях упорядочения деятельности политических движений на IV сессии (4-27 июня) Верховного Совета Казахской ССР был принят закон «Об общественных объединениях». В нем на основе «Декларации о государственном суверенитете Казахской ССР» гражданам республики была гарантирована свобода создания общественных объединений и условий для выполнения ими уставных задач, реализация которых отвечала бы интересам общества. 103. Исторические и соц.-эк-кие пичины декабрьских событий 1986года. Значение.. Эти события произошли именно тогда, когда административно-командная система окончательно сформировалась, а великодержавно-шовинистическая политика, выдаваемая за торжество марксизма-ленинизма, достигла своего апогея. Это движение, продемонстрировавшее силу националь­ного духа, неустрашимое стремление подрастающего поколения к свободе и справедливости, до сих пор не получили справедливой оценки. В свое время его окрестили "хулиганскими выходками группы пьяниц и наркоманов", а в официальных высших партийных органах как проявление "казахского национализма". Союзное и республи­канское руководство всячески старались скрыть от демократической общественности истину о Декабрьских событиях в Алматы. За годы независимости Казахстана появилась возможность для раскрытия характера, оценки исторического значения Декабрьских событий. Многое было сделано в этом направлении в связи с 20-летием этих событий. В течение 2006 г. было проведено много конференций, дискуссий, круглых столов. В ноябре 2006 г. в г.Алматы был открыт памятник участникам Декабрьских событий, где Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев в своем выступлении всесторонне раскрыл историческое значение этого события. В восстановлении исторической роли Декабрьских событий значительную работу проделал акимат г. Алматы. Был проведен ряд встреч, создана авторитетная комиссия, способная дать объективную историческую оценку этим событиям. 17—18 декабря были проведены городское и районные торжественные собрания. Героизм участников был по достоинству оценен. Многим из них была оказана моральная и материальная поддержка, некоторые получили квартиры. Множатся ряды общественных деятелей, ученых, писателей, журналистов, изучающих историю Декабрьских событий, их значе­ние, судьбу активных участников движения. Причины и характер событий 17—18 декабря 1986 г. в г. Алматы. В материалах, посвященных теме движений и восстаний, имевших место в 70—80-х годах XX в., были подробно рассмотрены их причины. Главными причинами, несомненно, являются политика советского правительства и коммунистической партии, направленные на уничтожение культуры, национальных обычаев и традиций, языка и менталитета. Все это вызвало недовольство народа, особенно молодежи. Годами накапливалось негодование, протест и возмущение произволом компартии и советской власти. В народе назревал стихийный протест против такой политики. Поводом для начала воссстания в Алматы послужило назначение на пост первого секретаря ЦК Компартии Казахстана Г. Колбина, человека, не знакомого республиканской общественности. По характеру Декабрьские события — это закономерное продол­жение многовекового национально-освободительного движения казахского народа за свободу и независимость. Основные их движущие силы — студенты и учащиеся алматинских вузов и средних специальных учебных заведений и рабочая молодежь заводов и фабрик. Разгон мирной демонстрации молодежи силой оружия и кровавая расправа над демонстрантами превратили мирное выступление в восстание. Вначале это было мирное шествие. В руках молодежи были плакаты с надписями "Да здравствуют идеи Ленина!", "Каждому народу — своих вождей!", "Никаких привилегий никакому народу!", "Да здравствует наш Казахстан!". Собравшиеся на площади выразили недовольство кадровой политикой Центра. Они потребовали соблюдения принципов ленинской национальной политики, прояв­ления заботы о развитии национального языка и культуры, доста­точного количества национальных политических деятелей в руководящих органах. Молодежь хотела высказаться по наболевшим проблемам. Но поскольку кадровые вопросы решались в Москве, никто не имел права спорить с Центром ни по какому вопросу. В самом начале руководители партийных и государственных органов нап­равляли к молодежи известных авторитетных деятелей, пытаясь с их помощью уговорить ее разойтись. Однако люди не расходились, к вечеру 17 декабря количество их достигло 15 тыс. человек. Для подавления восстания были привлечены курсанты погранич­ного училища КГБ СССР, специальные воинские подразделения Министерства внутренних дел, расквартированные в различных городах—Челябинске, Новосибирске, Ташкенте, Тбилиси, Свердловске, Уфе. Против безоружной казахской молодежи применялись саперные лопатки, специально дрессированные собаки, бронетранспортеры, пожарные машины. Схваченных юношей и девушек заставляли в течение многих часов лежать на земле, покрытой снегом и льдом, били прикладами винтовок. Часть демонстрантов погрузили в машины, отвезли на 20—50 км за черту города и раздетыми оставили в поле. Таким образом, демонстрация была жестоко подавлена начались гонения на участников. Председатель комиссии Верховного Совета Казахской ССР но расследованию Декабрьских событий М. Шаханов привел следующие данные: "Арестовано и наказано 8000 человек, участвовавших в Декабрьских событиях. По некоторым сведениям, ранено 1720 человек. В этот счет не входят люди, получившие ранения, увечья и заболевания в результате обливания их ледяной водой, замерзания на холодной земле. Из системы МВД были изгнаны 1200 человек, сняты с работы 12 ректоров вузов, 246 студентов отчислены из вузов, 99 человек осуждены, из них двое приговорены к смертной казни". Несколько участников событий погибли. Образ одного из них — молодого демократа Кайрата Рыскулбекова — превратился б символ борьбы за национальную свободу. Ему было предъявлено ложное обвинение в убийстве дружинника Савицкого. Кайрат умер в тюремной камере. Подробности его смерти пока еще не раскрыты. Как бы ни старались руководители КПСС и Советского государства фальси-фицировать Декабрьские события, мир о них узнал в тот же день, об этом писали практически все газеты. Мировая общественность выразила протест против приговора в отношении Кайрата Рыскулбекова. Поступило письмо с протестом от общественных деятелей, представителей интеллигенции Чехословакии, Польши, Венгрии, США и других стран. Комиссия по расследованию Декабрьских событий 1986 г. оценила их как продолжение многовековой борьбы казахского народа за незави­симость,как начало движения за демократию в Советском Союзе. 104. Казахстан на пути к независимости: основные этапы. Дата нашего Дня независимости связана с событиями 16–17 декабря 1986 годаВ своей книге «На пороге ХХI века» Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев отмечает: «Декабрьские события 1986 года показали, насколько выросло национальное самосознание казахской молодежи… Молодежь перед всем миром доказала, что национальная гордость, присущая каждому народу, не может дальше терпеть любое проявление насилия».На пути к свободеТакже особой датой на пути нашей независимости является 25 октября 1990 года: она символизирует завершение старого этапа истории и начало новой страницы развития республики. Это День суверенитета, ставший переломным в отечественной истории. Первый основополагающий законодательный акт страны – Декларация независимости: правовой, политический и идеологический документ, отражающий основные принципы общественности, прав и свобод человека, собственности, политического плюрализма и разделения власти. Данные фундаментальные положения легли в основу нашей Конституции. 16 декабря 1991 года в Казахстане был принят конституционный закон о независимости в Республике Казахстан. Радикально преобразована и система экономики: сегодня мы живем в стране с развивающейся рыночной экономикой, способной интегрироваться в мировую экономическую систему. Казахстан стал лидирующим государством среди стран СНГ и Восточной Европы по привлечению иностранных инвестиций. Наряду с этим были проведены существенные реформы в социальной и пенсионной сферах.Сегодня в нашей стране существует 9 политических партий и 18000 неправительственных организаций, обеспечивающих политическое многообразие и социальную стабильность.Казахстан добровольно отказался от применения ядерного оружия на своей территории и провозгласил себя страной, свободной от ядерного оружия.Международная политика Казахстана направлена на достижение международных гарантий суверенитета и независимости нашего государства. Для установления дружественных отношений с зарубежными странами была проведена огромная плодотворная работа. Свыше 120 стран официально признали и установили с Казахстаном дипломатические отношения. Казахстан является полноправным и активным членом ООН, мы укрепляем сотрудничество с наиболее влиятельными международными организациями, такими как Евросоюз, Европейский банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд, МАГАТЭ, Красный Крест, ЮНИСЕФ и ЮНЕСКО. Казахстан присоединился более чем к 40 многосторонним и 700 двусторонним соглашениям и договорамЭтапы большого путиИтак, 2 октября 1991 года – полет первого казахстанского космонавта Тохтара Аубакирова в космос.1 декабря 1991 года – первые всенародные выборы Президента Республики Казахстан, где Главой государства избран Нурсултан Назарбаев.10 декабря 1991 года – Казахская Советская Социалистическая Республика переименована в Республику Казахстан.21 декабря 1991 года – собравшиеся в Алма-Ате по инициативе Нурсултана Назарбаева руководители 11 бывших советских республик подписали декларацию, ставшую основополагающим документом нового объединения – Содружества Независимых Государств.3 марта 1992 года – вступление Казахстана в Организацию Объединенных Наций (ООН).4 июня 1992 года – Глава государства подписывает законы «О Государственном флаге Республики Казахстан», «О Государственном гербе Республики Казахстан», «О музыкальной редакции Государственного гимна Республики Казахстан».18 октября 1992 года – в Алма-Ате открывается первый Всемирный конгресс духовного согласия, куда прибыли представители мировых религиозных конфессий, известные духовные лидеры, деятели просвещения из США, Великобритании, Германии, Австрии, Италии, Швейцарии, Индии, государств СНГ.18 апреля 1993 года – в Алма-Ате проходит Всемирный экономический форум, собравший более 100 руководителей крупнейших международных и национальных компаний, фирм и банков из 30 стран мира.30 августа 1993 года – Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев обращается к правительствам ядерных держав с инициативой о продлении до 2005 года моратория на испытания ядерного, химического, биологического и всех других видов оружия массового поражения.15 ноября 1993 года – введена национальная валюта Республики Казахстан – тенге.1 марта 1995 года – в целях укрепления общественной стабильности и межнационального согласия в республике создана Ассамблея народов Казахстана.27 мая 1995 года – уничтожен последний ядерный заряд на бывшем Семипалатинском полигоне.15 сентября 1995 года – издан указ Президента, в соответствии с которым столицей страны будет город Акмола.6 февраля 1996 года – в Алматы проходит встреча представителей 15 стран в рамках СВМДА.3 апреля 1996 года – граждане Казахстана казахской национальности получают возможность привести написание своих фамилий и отчеств в соответствие с исторически сложившимися народными традициями.30 сентября 1996 года – Казахстан подписывает Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний.16 декабря 1996 года – в Алматы открыт монумент Независимости.10 октября 1997 года – Президент Республики Казахстан выступает с ежегодным Посланием народу Казахстана «Казахстан-2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев».10 июня 1998 года – международная презентация новой столицы Казахстана – Астаны.10 января 1999 года – на альтернативной основе Н.Назарбаев вновь избран Президентом Республики Казахстан на семилетний срок, получив 79,78% голосов казахстанцев, принявших участие в голосовании.1 марта 1999 года – создана республиканская партия «Отан» (в нее объединились Демократическая партия, партия «Народное единство Казахстана», Либеральное движение Казахстана и движение «За Казахстан-2030»).29 июля 2000 года – уничтожена последняя штольня для ядерных испытаний на бывшем Семипалатинском ядерном испытательном полигоне.22 сентября 2001 года – начинается государственный визит в Казахстан Папы Римского Иоанна Павла II. Его принимает Нурсултан Назарбаев.26 марта 2002 года – в Вашингтоне объявлено о присвоении Казахстану статуса страны с рыночной экономикой.23 февраля 2003 года – в Москве президенты четырех стран – Беларуси, Казахстана, России и Украины – подписывают заявление об образовании единого экономического пространства.17 декабря 2003 года Нурсултан Назарбаев подписывает указ «О введении в Республике Казахстан моратория на смертную казнь»… Признание мирового сообщества Сегодня многие западные политики удивляются, как удалось Первому Президенту Казахстана за столь короткий по историческим меркам срок провести в своей стране столь масштабные изменения, превратить государство с разваливающейся экономикой во флагман региона. По этому поводу сам Нурсултан Назарбаев говорил: «Было немало критических, резких, порой доходящих до абсурда мнений, суждений, прогнозов относительно будущего нашей страны со стороны политиков, экспертов, наблюдателей всевозможного толка. Поэтому прежде всего мы приняли стратегическую программу устойчивого и независимого развития государства. В дальнейшем, последовательно осуществляя намеченное, мы год за годом ставили перед собой новые задачи и достигли тех высот, которыми сейчас по праву гордимся».Поздравляя в прошлом году Нурсултана Назарбаева с Днем независимости, председатель Китайской Народной Республики Ху Цзиньтао отмечал: «За прошедшие 18 лет под Вашим руководством казахстанский народ приложил неустанные усилия по государственному строительству, уверенно двигаясь по выбранному им пути развития, который наиболее соответствует реальным условиям страны. Благодаря этому сегодня в Казахстане наблюдается прочная политическая стабильность, устойчивое социально-экономическое развитие, непрерывное повышение уровня жизни народа и постоянное укрепление авторитета страны на международной арене». 105. Первые годы незаисимости Каз-на: политическая система, вооруженные силы, основной закон. 16 декабря 1991 года был принят Конституционный закон "О государственной независимости Республики Казахстан", этот день был объявлен Днем независимости. В декабре 1991 года шел сложный процесс создания Содружества Незави­симых Государств (СНГ). Сначала 8 декабря в г. Минске (Беловежская пуща) главами государств Республики Беларусь, Российской Федерации (РСФСР) и Украины было подписано "Соглашение о создании Содружества Незави­симых государств". В нем говорилось о том, что названные выше государ­ства, как "учредители Союза ССР, подписавшие Союзный договор 1922 года, констатируют, что Союз ССР как субъект международного права и геополи­тическая реальность прекращает свое существование". Вместе с тем, "осно­вываясь на исторической общности наших народов и сложившихся между ними связях, учитывая двусторонние договоры, стремясь построить демок­ратические правовые государства...Высокие Договаривающиеся стороны об­разуют Содружество Независимых Государств". То есть это Соглашение аннулировало Договор 1922 года об образовании СССР и одно­временно образовывало СНГ. Затем 13 декабря лидеры республик Средней Азии и Казахстана на встрече в г. Ашхабаде проанализировали беловежское Соглашение и выразили готов­ность к полноправному участию в формировании нового содружества. И, наконец, 21 декабря 1991 года в Алма-Ате на встрече глав 11 независи­мых государств, входивших в состав бывшего Союза ССР, был подписан "Про­токол к Соглашению о создании Содружества Независимых Государств", под­писанному в г.Минске. В нем, в частности, говорилось: "Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казах­стан, Республика Кыргызстан, Республика Молдова, Российская Федерация (РСФСР), Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина на равноправных началах и как Высокие Договаривающиеся Сторо­ны образуют Содружество Независимых Государств". Становление Республики Казахстан как независимого государства потребовало в качестве неотложной задачи принятия государственных символов. После всенародного обсуждения сессия Верховного Совета республики в мае 1992 г. утвердила новый Государственный флаг и герб. 7 января 2006 г. глава государства подписал Указ "О внесении дополнений и изменений в конституционный закон" "О государст­венных символах Республики Казахстан". В соответствии с ним был утвержден новый государственный гимн (музыка Ш. Калдаякова, слова Ж. Нажимедонова, Н. Назарбаева). В 1992 году Казахстан выходит на мировую арену. Наше государство принято в члены ОБСЕ, ОИК, Совет Сотрудничества НАТО, Всемирный банк, МВФ, Европейский банк реконструкции и развития, ОЭС и другие международные организации. Достигнуто самое большое привлечение инвестиционного фонда из всех центрально-азиатских государств. Подписана Хартия о демократическом партнерстве в США, ведущей капиталистической страной, что также создало прецедент в Центральной Азии и является несомненным достижением сравнительно молодого государства. Казахстан первым сделал ещё один шаг, закрыв 30 августа 1991 года Семипалатинский ядерный полигон. Республика еще раз обратила на себя пристальное внимание со стороны цивилизованного мира. 106. Конституция РК. Историческое значение. Основным правовым документом яв Конституция РК 1995 г. Она обобщила основные положения конституц-х законов, принятых в рес-ке за годы неза-ти.Провозглашение власти народа. Един-ым источ-ом госуд-ой власти является народ. Народу предоставлено право в конечном счете определять внутреннюю политику государства. В Конст-ии Р К содержатся основные признаки суверенности. Таковыми яв наличие собст-ой тер, которая объявлена целостной, неделимой и неприкосновенной, и наличие самостоятельной системы госу­-ых органов; наличие собст-ой Конст-ии, своих законов, принимаемых Пар­ламентом, Президентом, Правит-ом; наличие собс-о­го гражд-ва; равноправное положение РК в системе госу-в мира. Независимость не означает, что Каз абсолютно независим от соседних государств, от дру­гих стран. Все госуд-ва мира в какой-то мере зависимы друг от друга, признают определенные принципы взаимоотношений, мирного сосуществования, сотрудничества, уважения прав че­ловека.Конституция РК полностью отвечает тре­бованиям международно-правовых документов о правах и сво­бодах человека. Конс-я РК закрепляет приоритет прав ч/ка и граж/на. Об этом свидетельству­ет то, что ч/к и граж/н в Конституции выдвинут на первый план. Почти '/3 статей Кон-и РК посвящены воп­росам прав и свобод человека и гражданина. Конст-я РК яв Основным за­коном госу-ва. Она юридически оформляет основные вопросы жизни госу-ва и общества: основные права, свободы и обязанности ч/ка и граж/на, устройства госу/ва, а также закрепляет экономическую основу общества. Конс/я является основным источником законов и др. нормативных актов, принимаемых органами госу/ва. Любой закон, указ Президента, постановления правительства, приказы министерств, решения местных государственных органов должны принимать­ся на основе и в полном соответствии с нормами, идеями, прин­ципами Конс/и и не могут им противоречить. Если они противоречат нормам Конст-и, они считаются антиконсти­туционными и должны быть отменены. Требования соблюдения норм, положений Конституции относятся не только к государ­ственным органам, должностным лицам, но и к гражданам, объ­единениям. 107. Приватизация – основы эк-ких реформ в РК.. Приватизация-одно из важных направлений экон-й реформы. Основой рыночных экон-их отношений яв отделение собст от госу-ва, приват-я, форми-ние различных форм собст-ти. Рыночная эко-ка способствует укреплению связей между товаропроизводителями и потребителями. Процесс разгосударствления собственности в республике начался с первых дней независимости. В 1992 г. было приват-ано 6200, в 1993 г.-2700 предп-ий. На первом этапе приват-и преимущественно образовывались коллективные предп-я. С 1993 г. особое внимание уделялось созданию акцион-х пред­п-ий. Их доля в общем количестве предп-й в 1993 г. составила 57%. Эта форма приват-и в сфере промыш-ти и строи-ва сост-ла 73% всех приватиз-х предп-й. В эти годы в основном были приват-ы малые предпр-я торговли, быт-го обслуж-я и общепита. Прогр-а приват-и была продолжена в 1994-96 гг. В 1996 г. поступление в бюджет составило 19359 898 тенге. За два первых месяца 1997 г. за счет проданных предпр-й в бюджет поступило свыше 2 млрд. тенге.В 2001 г. доля отечественного частного сектора производства превысила 74%, рабочих, занятых в нем, насчитывалось более 60%, они производили 83% продукции республики.На селе прива-я агропромышленного сектора в основном завершилась. Вместо распущенных колхозов и совхозов форми­ровались различные виды крестьянских хозяйств –индив-ные. Коллек-ые, смеша-е в форме коллективно-паевых, крупных с/х кооп-ов и индивидуальных фермерских хозяйств. Полностью приват-ны жилищные и коммунально-бытовые хозяйства, они объединились в акцио-ые общ-ва, товарщ-ва, осуществляющие свою деятельность на договорной основе. Таким образом, к маю 1997 г. приватизация всех отраслей экономики респу-и в основном завершилась, в незначительном объеме сохра-ась госуд-я собст-сть. В тяж-й промыш-и новые рыночные отнош-я утвердились оконч-но. В частн-и, принятие спец-ых законов по вопросам приватизации, налог-й реформы и др-х законов и законод-ных актов по вопросам промыш-ти привело к значительным сдвигам. На первом этапе приват-и подавляющая часть промыш-х предп-й из-за физически и морально устаревшего оборудования и технол-х систем функ-ла только после ремонта. На сегод-ий день доля устаревшего основного фонда на заводах и фабриках цветной метал-и составляет 40-70%, а черной металлургии50-60%.В связи с этим отдельные компании проводят работу по модер­низации оборудования и технологических систем. Например, компания "Испат-Кармет" инвестировала 640 млн. долларов США в модер­низацию оборуд-я, тех-ки и техн-ких систем пред­п-й. На такие же цели АО "Казахмыс" выделило 570 млн. долларов США. В г. Балхаше начато строит-о завода по производству цинка. Значительное количество предп-й тяж промыш-и размещено на тер Вос-о Каз. ОАО "Казцинк" с каждым годом наращивает производство цинка, на предпр-х объединения занято свыше 24 тыс. человек. 108. Интеграция РК в мировое сообщество: ООН, СНГ и др. объединения. Место и роль Казахстана в международных отношениях опре­деляются его географическим, геополитическим и геоэкономическим положением и возможностями. Самое главное - это расположение Казахстана в районе стыковки путей, связывающих Европу и Азию. Ближайшие соседи нашей страны - Россия, Китай и исламские государства Средней Азии. Через территорию Казахстана в древности проходил легендарный Великий Шелковый путь. В связи с этим многие страны мира проявляют заинтересованность в установлении и развитии разносторонних связей с Казахстаном. Главный интерес — это природные богатства, огромные запасы полезных ископаемых. В целом по Казахстану ежегодно осваивается свыше 1,5 млрд. т полезных ископаемых.Мировое сообщество смотрит на Казахстан как на один из основных источников энергии в XXI в. Казахстан занимает ведущее место в мире по запасам нефти, газа, угля и урановых руд. Кроме того, сельское хозяйство республики производит достаточное количество зерна на экспорт. При определении основных направлений своей внешне­политической деятельности руководство страны в первую очередь старается извлечь пользу из всех этих геополитических факторов. Признание независимой Республики Казахстан мировым сообществом. За годы независимости в качестве суверенного государства Казахстан признали свыше 120 государств мира, В Алматы и Астане, как уже было сказано выше, функционируют около 70 посольств и дипломатических представительств. Казахстан является членом 70 международных организаций, в 100 с лишним странах мира имеются посольства и консульства Казахстана. В наследство от СССР республике досталась "грозная" сила - ядерное оружие. В результате длительных и сложных переговоров с руководителями США, России и Франции в целях обеспечения спокойствия и безопасности человечества Н. А. Назарбаев дал согласие в 1994 г. на вывоз ядерного оружия из Казахстана. Ядерные державы (США, Россия, Китай и Франция) заявили о своем признании суверенитета и независимости Казахстана, приняли на себя обязательства о непосягательстве на независимость, территориальную целостность Казахстана, о неприменении экономического давления. В 1995 г. ядерное оружие было вывезено с территории республики. Казахстан стал первым государством в истории, добровольно отказавшимся от смертоносного оружия. Исключительное значение во внешней политике Казахстана имеет членство в ООН. Решением 46-й сессии ООН от 2 марта 1992 г. Казахстан единогласно был принят в члены этой авторитетной всемирной организации. Он стал 168-м членом ООН. При ООН было открыто постоянное представительство Казахстана. 5 декабря 1992 г. является историческим днем во внешнеполи­тической деятельности республики. В тот день с трибуны ООН впервые выступил Президент независимого Казахстана Н. А. Назарбаев, выд­винувший ряд важных вопросов. С особым вниманием члены ООН выслушали предложение Назарбаева о созыве Совета по мерам взаимного сотрудничества и доверия в Азии. Насколько значительным и своевременным была инициатива казахстанского Президента, показало заседание этого Совета, состоявшееся в 2002 г. в Алматы. Особое значение для республики имело членство в Международном банке реконструкции и развития, в Европейском банке реконструкции и развития, Международном валютном фонде, ЮНЕСКО. Значительный шаг по вхождению в мировое сообщество был сделан в 1992 г.в столице Финляндии — Хельсинки. Заключительный Акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, переданный для хранения финляндскому правительству, в числе глав новых независимых государств, образовавшихся после распада СССР и Югославской Федерации, был подписан и Президентом нашей республики Н. А. Назарбаевым. Сотрудничество Казахстана с зарубежными странами в области внешней политики. После получения независимости Казахстан приступил к осуществлению основного принципа Конституционного Закона о независимости Республики Казахстан от 16 декабря 1991 г.: "Республика установит свои взаимоотношения со всеми государствами на основе принципов международного права". В первую очередь было принято во внимание расположение Казахстана на территории, связывающей Европу с Азиатско-Тихо­океанским регионом. Для использования этого внешнеполитического и стратегического выгодного фактора необходимо было укрепить дальнейшее сотрудничество с соседними странами — Россией и Китаем. В 1992 г. с Россией был подписан Договор о вечной дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. В этом документе были затронуты все вопросы — от экономических до сотрудничества в области внешнеполитических мер. Особое значение имеет пункт о незыблемости нынешних границ между двумя странами.Взаимоотношения Казахстана с Китайской Народной Республикой тоже строятся на принципах международного права. Между двумя странами было подписано около 50 договоров, соглашений и протоколов, на основе этих документов появилась возможность для развития разносторонних связей между двумя странами на самом высоком уровне. В этой сфере за последние годы достигнуты значительные успехи. Впервые между двумя сторонами урегулирован вопрос о границе. Навсегда сняты с повестки дня проблемы границ в казахско-китайских отношениях. В настоящее время взаимоотношения с Китаем достигли самого высокого уровня. В 1994 г. Н.А.Назарбаев выступил с инициативой о создании Евразийского союза. После неоднократных встреч, обсуждений и консультаций эта идея осуществилась. Осенью 2002 г. был создан Евразийский экономический союз (ЕвразЭс) в составе пяти государств. В 1996 г. в Шанхае (КНР) Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Россия и Китай подписали договор по вопросам доверия. Позже к "Шанхайской пятерке" присоединился Узбекистан, и организация стала называться "Шанхайской организацией содружества" (ШОС). Члены организации координируют свои усилия по борьбе с органи­зованной преступностью, терроризмом и наркобизнесом, расширяя экономическое сотрудничество, совместно осуществляют проект по созданию системы воздушных, автомобильных и железных дорог и трубопроводов. 109. Тенденции социально-политического развития Каз-на на современном этапе. Для решения вопросов, обозначившихся в духовно-идеологической сфере, был создан Национальный Совет по государственной политике при Президенте Республики Казахстан, основной задачей которого стала выработка концептуальных основ государственной политики. В работе Совета на общественных началах участвовали известные ученые, писатели, политики республики. Основными направлениями деятельности Совета были оценка современного состояния, тенденций развития и вероятных перспектив социально-политических процессов, формирование системы государственных ценностей, адекватных статусу независимого государства. Принятая в 1995 г. на очередном заседании Совета «Концепция становления исторического сознания в Республике Казахстан» стала очередной попыткой в определении идеологической основы государства.В концепции были обоснованы принципы и подходы к историческому воспитанию молодого поколения. Одними из основополагающих были названы следующие: осторожный подход при оценке тех или иных событий, ненавязывание какой-либо точки зрения, отход от идеологических догм.в казахстанском о бществе существовало два подхода к определению государственной идеологии: с одной стороны, это возврат к прошлому, обращение к традициям; с другой стороны, это способность к развитию, изменению, наполнению новым историческим содержанием.Безусловно, в условиях Казахстана, переживающего транзитный период, подобное смешение было неизбежно. Кроме того, как показывают многочисленные примеры, успешная идеологическая модернизация почти всегда выдвигает в центр категории традиции, а затем делает их содержательными. Однако в этом есть и положительные моменты, с помощью традиций можно сохранить цивилизационное наследие в качестве бесценного духовного источника для политической и идеологической рационализации, отвечающей нынешним и будущим задачам. 110. Основные приоритеты в послании Президента Н. А. Назарбаева «Казахстан – 2030». В 1997 г. принято решение о переносе столицы из г. Алма-Аты в г. Акмолу (вскоре переименован в Астану), связанное с геополитическими, экономическими особенностями развития Казахстана. Была разработана и принята к реализации Програм­ма «О мерах по реализации стратегического развития Казахстана до 2030 года». Цель — добиться экономического процветания и стабильности, войти в число развитых государств Азии. Был проведен тщательный анализ нынешнего состояния, определе­ны слабые места и недостатки. В Программе акцент сделан на преимуществах стратегического, геополитического положения Казахстана. Президент поставил задачи на будущее во всех областях жизни, определил экономические и политические при­оритеты на ближайшее время. Изложена «миссия Казахстана», определены долгосрочные цели: национальная безопасность, внутриполитическая стабильность и консолидация общества, экономический рост на базе рыночной экономики, рост иност­ранных инвестиций, развитие здравоохранения, образования, здо­рового образа жизни, развитие инфраструктуры (транспорт и связь), профессиональное государство, ограниченное до основ­ных функций. В послании Президента страны народу Казахстана «Казах-стан-2030» поставлена задача завершить процесс приватиза­ции, включая объекты недвижимости и агропромышленный комплекс. В 1997 г. была обнародована Стратегическая программа развития страны «Казахстан-2030». В программе были утверждены семь долгосрочных приоритетов страны до 2030 г.: 1.Национальная безопасность Обеспечить развитие Казахстана как независимого суверенного государства присохранении полной территориальной целостности. Для обеспечения своей независимости и территориальной целостности мы должны быть сильным государством и иметь надежные и дружественные отношения с соседями. 2. Внутрнполитическая стабильность и консолидация общества. Сохранить и укрепить внутриполитическую стабильность и национальное единство, что позволит Казахстану претворить в жизнь национальную стратегию в течение нынешнего и последующих десятилетий. 3. Экономический рост, базирующийся на открытой рыночной экономике с высоким уровнем иностранных инвестиций и внутренних сбережений. 4. Здоровье, образование и благополучие граждан Казахстана Постоянно улучшать условия жизни, здоровье, образование и возможности всех казахстанцев, улучшать экологическую среду. 5. Энергетические ресурсы. Эффективно использовать энергетические ресурсы Казахстана путем быстрого увеличения добычи и экспорта нефти и газа с целью получения доходов, которые будут способствовать устойчивому экономическому росту и улучшению жизни народа.6. Инфраструктура, в особенности транспорт и связь. Развивать эти ключевые сектора таким образом, чтобы способствовать укреплению национальной безопасности, политической стабильности и экономическому росту. 6. Инфраструктура, в особенности транспорт и связь. Развивать эти ключевые сектора таким образом, чтобы способствовать укреплению национальной безопасности, политической стабильности и экономическому росту. 7. Профессиональное государство Создать эффективный и современный корпус государственных служащих Казахстана, преданных делу и способных выступать представителями народа в достижении наших приоритетных целей. 111. Духовное развитие в РК. Программа «Культурное наследие». С приобретением независимости основными приоритетными деятельности государства в культурной сфере были объявлены:• Обеспечение высокого уровня развития образования и науки, спорта и туризма;• Сохранение и развитие национальной культуры и культур народов и этносов, населяющих Республики Казахстан;• Сохранение историко-культурного наследия;• Проведение широкомасштабных культурных акций, направленных на пропаганду лучших достижений и образцов культурно-духовного развития Казахстана;• Расширение и углубление международного культурного сотрудничества;• Формирование отечественного рынка культурной продукции и услуг.В этих целях были разработаны:1. Государственная программа поддержки культуры на 1998-2000 гг.; 2. Концепция развития и поддержки театральной деятельности в Республике Казахстан; 3. Программа развития культурной инфраструктуры г. Алматы до 2005 г.; 4. Государственная программа «Культурное наследие 2004-2006 гг.». Изменения в области образования. В 1991 г. появились школы нового образца и специальные средние учебные заведения: лицеи, гимназии, профессионально-техническиешколы, колледжи. В 1995 г. в Казахстане принята новая Конституция, в которой объявлено о всеобщем обязательном бесплатном среднем образовании. В законе РК "Об образовании" (принятом 7 июня 1999г.) в общеобразовательных школах утверждены три ступени обучения: начальная (1-4 кл.), основная (5-9 кл.), верхняя (10-12 кл.).В рамках Государственной программы "Дарын" образован республиканский научно-практический центр "Дарын", имеющий в 8 областях специализированные школы и школы-интернаты для одаренных детей. В конце 1996 г. принята государственная программа поддержки зарубежных соотечественников. Сюда входит также обучение и переобучение оралманов, вернувшихся на историческую родину. В 1997 г. принята Государственная программа информатизации системы среднего образования в целях обеспечения школ республики компьютерными классами. В 2008-09 гг. школы страны перейдут на новую модель образования, ориентированную на результат. Сокращается количество предметов Госстандарта, уменьшена нагрузка, сделан акцент на развитие компетенции школьника. Программа "О подготовке и издании для общеобразовательных школ учебников и учебно-методических комплексов" предусматривает введение новых технологий, компьютерных программ для эффективного обучения казахскому языку.В 2003 г. в Казахстане функционировали 8160 государственных общеобразовательных школ, из них 2016 городских и 6144 сельских. Численность учащихся школ, где преподавание велось на: - казахском языке - 1 млн. 683 тыс. 700 чел.; - русском языке-1 млн. 300 тыс. 200 чел.; - узбекском языке - 87 тыс. 300 чел.; - уйгурском - 21 тыс. 500 человек. Высшее образование. На начало 2002/03 учебного года в стране насчитывалось 177 высших учебных заведений, в которых обучалось 597 тыс. 489 студентов. Частных высших учебных заведений было 127, в них обучались 257 тыс. юношей и девушек.В октябре 2004 г. состоялся III съезд работников образования и науки. В 2005-10 гг. средние школы Казахстана перейдут на 12-летнее обучение, система профобразования будет реструктизирована в соответствии с международными критериями. В вузах будет введена трехступенчатая модель подготовки кадров: бакалавриат - магистратура -докторантура. 112. Развитие культуры современного Каз-на. В целом, современные культурные процессы в Казахстане отражают происходящие в стране позитивные перемены, связанные с углублением демократических реформ. Безусловно, развитие отечественного образования, науки и культуры не происходит без сложностей, трудностей и негативов, о которых нередко говорится в специальной литературе, средствах массовой информации. Среди них чаще называются такие: упало финансирование учреждений культуры, науки, образования; усилилась их коммерциализация; вследствие экономических трудностей увеличилась социальная незащищенность работников этих сфер и др.Говоря о задачах и перспективах развития общеказахстанской, в том числе и собственно культурной казахской модели Президент нашего государства Н.А.Назарбаев в своей работе «В потоке истории» сказал: «Задача скорее состоит в освоении нового культурного опыта, в национально-культурной интерпретации ежедневно возникающих артефактов… Выстраиваемая общеказахстанская культурная реальность не должна быть замкнутой в пределах нашего государства культурной системой. Её базовая характеристика – принципиальная открытость и направленность на диалог с другими культурными потоками».Выступление Президента Н.А. Назарбаева на расширенном заседании Общественного совета по реализации государственной программы «Культурное наследие» (Астана, 13 июня 2008 г.) является наиболее полным ответом на вопрос о перспективах и значении данного проекта. В тоже время нижеприводимые слова Главы государства характеризуют современный процесс взаимодействия государства и общества в Казахстане. Президент акцентировал внимание на том, что в наши дни все большую актуальность приобретает современная история Казахстана. О древности будут писать всегда, она привлекает и ученых, и людей искусства. Теперь пришло время задуматься, что мы, сегодняшние созидатели, оставим нашим детям и внукам. Каждому поколению надо уметь сохранять свое культурное достояние. Мы смогли создать свободное суверенное государство, и мы должны быть озабочены тем, какие произведения мы напишем о нашей эпохе, какие артефакты создадим. Культура - очень емкое понятие, объединяющее широкий спектр дисциплин: это этика, этикет, наука, язык и искусство. Видение Нурсултаном Назарбаевым культурного наследия именно в формате его современности, в связи с днем нынешним, раскрывает новые перспективы развития программы «Мадени мура». Овладение культурным наследием – это основа исторической памяти народа, без которой, в свою очередь, не бывает истинного патриотизма. Преодоление этой инерции исторического беспамятства особенно важно для воспитания подрастающего поколения. В этой связи Президент сказал: «С обретением независимости Казахстан укрепил экономику, признан в мире. В стране растет активное и целеустремленное молодое поколение, свободно владеющее несколькими языками, освоившее современные информационные технологии. Но где гарантия, что это не будут чуждые чаяниям народа технократы, не знающие родной истории, своих корней, не осознающие себя наследниками и продолжателями великой степной культуры? Молодое поколение, не усвоившее духовные ценности своего народа, уроки родной истории, может захлебнуться волной глобализации и пойти на поводу различных догматических течений. Это означает, что наш долг воспитать молодых казахстанцев в духе патриотизма, любви к родному народу, - сказал Президент. Он обязал Министерство образования и науки для всестороннего обсуждения этого вопроса и принятия соответствующего решения составить планы работ на долгосрочную перспективу и начать их реализацию».Комплексное решение обозначенных выше проблем в рамках Государственной программы «Культурное наследие» продолжает способствовать дальнейшему развитию системы изучения, сохранения и популяризации культурного наследия народа Казахстана.Объявление государственного суверенитета и независимости Республики Казахстан внесли коренные изменения в понимание задач культурного строительства в новых условиях и перспектив дальнейшего развития отечественной культуры. «Развитие культуры Казахстана должно служить идее консолидации казахстанского общества, где наряду с утверждением межнационального согласия очень важным является укрепление внутринационального единства… задача состоит в том, чтобы национальная идея сыграла объединяющую, конструктивную роль». Последние годы в развитии различных жанров и направлений отечественной культуры были отмечены новым рывком в понимании задач культурного развития, как со стороны государства, так и народа Казахстана. Успехи Казахстана в области социально-экономических и политических реформ неминуемо сказались на культурных процессах. Если в первые годы независимости историческая миссия культуры была направлена на укрепление основ возрожденной государственности казахского народа, то сейчас ее задачи состоят в определении места Казахстана в системе современных мировых культурных процессов. Стратегия страны на вхождение в число 50-ти наиболее развитых стран мира определяет и горизонты перспектив культуры современного Казахстана. На протяжении 15-ти лет в нашей республике строится демократическое общество с многоукладной, рыночной экономикой, открывающей человеку возможности для реализации его экономических, социальных, национальных, политических и культурных интересов в общемировой цивилизации. В дело утверждения и укрепления процессов суверенизации и независимого развития нашего государства вносят посильную лепту все без исключения отрасли культуры и жанры искусства Казахстана. 113. Демографические тенденции в современном казахстанском обществе. Демографическая характеристика населения Восточно-Казахстанской областиВажным элементом социальной структуры региона является демографическая её составляющая, которая за последние годы претерпела существенные изменения. Восточный Казахстан в этом плане является достаточно типичным среди регионов республики, и тенденции изменения демографической ситуации в области во многом схожи с процессами, происходящими в соседних областях. Анализ, проведённый за 5 лет на материалах государственной статистики, охватывал следующие аспекты демографической структуры региона: плотность населения, численность и возрастной состав населения, рождаемость, смертность, брачность и разводимость. 114. Работа Н.А.Назарбаева «Эпицентр мира». после распада Советского союза на территории Казахстана остался четвертый в мире по мощности арсенал ядерного оружия. Несмотря на все соблазны, молодое казахстанское государство приняло твердое решение отказаться от обладания этим смертоносным оружием и окончательно закрыть крупнейший в мире Семипалатинский ядерный полигон. "Народ, который пережил более четырехсот пятидесяти атомных и термоядерных взрывов, не мог поступить иначе", подчеркнул глава казахстанского государства. Название книги говорит само за себя, продолжил Н. Назарбаев. Казахстан стал своеобразным "эпицентром мира", то есть местом, где впервые в истории люди, обладая разрушительной силой, добровольно отказались от нее. "Этим решением мы на деле подтвердили свое желание жить в мире, дружбе и добрососедстве со всеми государствами и народами". Вместе с тем, президент подчеркнул, что решение Казахстана получило понимание и поддержку государств "ядерного клуба", которые предоставили Казахстану гарантии безопасности, в том числе и добрый сосед -- КНР. Н. Назарбаев выразил надежду, что эта книга найдет в Китае своих благодарных читателей. На презентации присутствовали заместитель председателя Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей Темур Давамади, заместитель министра иностранных дел КНР Лю Гучан и дипломатические представители различных стра


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: