Неоплатонический период

Для мыслителей, причисляемых к неоплатонической традиции, характерно внимание к постановке и решению онтологических вопросов, опираясь на философское наследие Платона и неоплатоников поздней античности и раннего средневековья. В центре их внимания находятся проблемы бытия Бога и мира, соотношение божественного и земного, происхождение мира, соотношение свободы воли и необходимости.

Наиболее известные мыслители: Марсилио Фичино, Николай Кузанский, Пико делла Мирандолла.

Марсилио Фичино (1433-1499)

Разработал философию, представляющую оригинальную переработку неоплатонизма и мистических учений поздней античности, согласовав их с основными догматами христианства. Философия понимается как ученая религия, открывающая разуму истины, содержащиеся в вере.

Бытие имеет иерархическую структуру, состоящую из пяти ступеней, высшей из которых является Бог, а низшей - телесные качества. Единство и взаимосвязь ступеней бытия обеспечивается душой. Именно она придает жизнь и движение всему космосу.

В соответствие с духом Ренессанса Фичино обожествляет человека, считая его самым прекрасным из творений. Главным признаком человека является его стремление к свободе.

Николай Кузанский (1401-1464)

Центральные проблемы его философии: богопознание, соотношение единого и многого, учение о бытии, христология. Вопрос об отношениях Бога и мира изложен в труде: "Об ученом незнании". В нем говорится, что полнота бытия не может быть выражена средствами схоластической философии. Толкование сущности Бога опирается на средневековую концепцию, а не на неоплатоническую. Бог понимается как единство противоположностей, а переход от Бога к миру интерпретируется как диалектический процесс.

Интересно то, что Кузанский предвосхитил открытие Коперника, высказав предположение, что Земля не есть центр Вселенной, а таковым может быть только Бог.

Человек является высшим и наиболее значимым творением Бога, микрокосмом. В ней также заключено единство противоположностей, обеспечивающее полноту человеческого бытия. Человек подобен Богу, но не в абсолютном смысле, а как потенциальная возможность.

Кузанский - пантеист, а в вопросе о соотношении веры и разума принимает позицию "двух истин".

Пико делла Мирандолла (1463-1494)

Использовал в своей философии мотивы мусульманской и иудейской философии. У него сильны пантеистические тенденции.

Мироздание он представляет как иерархию трех миров: ангельского, небесного и элементарного.

Гармония и красота чувственного мира достигается соединением противоположных частей. Единство и связь в иерархии миров объясняется их стремлением к Богу как источнику всего сущего.

Будучи пантеистом, призывал обратиться к познанию конкретных конечных вещей и процессов. Истинное познание - это познание непосредственных причин.

Широкую известность получила "Речь о достоинстве человека", в которой нашел выражение гуманистический идеал человека. Человек понимается как свободное существо, самостоятельно реализующее свое истинное предназначение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: