Для того чтобы оценить перспективы развития предпринимательства в России, целесообразно рассмотреть факторы такого развития.
Г.Б. Кочетков приводит пять факторов, которые обеспечивают положение США как признанного лидера в развитии предпринимательства в мире.
1. Одним из наиболее важных из них является половозрастная структура населения и ее динамика в ближайшем будущем. Именно от демографической ситуации зависят изменения потребностей в товарах и услугах, а также реакция населения на эти изменения.
Наиболее перспективным для бизнеса считается население в возрасте 25–44 лет. Страны с наивысшим развитием предпринимательства имеют более четверти населения в этой возрастной группе.
2. Следующим по важности фактором, влияющим на уровень предпринимательства, считается уровень общего и специального предпринимательского образования.
3. На уровень предпринимательства влияет возможность значительно повысить свой личный доход. Показатель разброса доходов граждан измеряется отношением суммарных доходов 10% наиболее богатых налогоплательщиков к суммарным доходам 10% беднейшего населения.
Интересно отметить, что если в большинстве промышленно развитых стран этот показатель находится в пределах 5–10, то в США он достигает 17; показатель России близок к показателю США.
4. Важным фактором, способствующим развитию предпринимательства, является политика государства в сфере экономики, в частности общий уровень налогообложения и размер так называемого социального налога.
5. Важную роль в развитии предпринимательства играет такой фактор, как отношение к нему общества.
6. Высокому уровню развития предпринимательства в США способствует хорошо развитая деловая инфраструктура услуг – юридических, бухгалтерских, других консультативных, специализирующихся на предпринимательстве.
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Предпринимательская деятельность – целесообразная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, имеющая своей целью производство и реализацию определенных видов продукции, работ и услуг и получение прибыли от этой деятельности.
По характеру деятельности предпринимательство включает несколько форм:
– коммерческое предпринимательство. Предприниматель выступает в роли коммерсанта, торговца, который продает готовые товары, купленные им у других лиц, потребителю, покупателю;
– финансовое предпринимательство. Это форма коммерческого предпринимательства, в котором в качестве предмета купли-продажи выступают деньги или ценные бумаги;
– некоммерческое предпринимательство. Этот вид предпринимательства не связан с продажей продукции ради обогащения. Сюда относятся: благотворительная деятельность, деятельность различных фондов, общественных и религиозных организаций;
– производственное предпринимательство. Предприниматель сам производит продукцию, товары для последующей продажи потребителям или торговым организациям;
– страховое предпринимательство. При данном виде предпринимательства страховые компании в соответствии с законодательством и договором гарантируют страхователям возмещение ущерба при возникновении риска потери имущества, здоровья, жизни и других видов потерь;
– посредничество. Предприниматель сам не производит и не продает товар, а выступает в роли посредника, в качестве которого выступают оптовые снабженческо-сбытовые организации, брокеры, дилеры, дистрибьюторы, биржи и коммерческие организации. Предпринимательская деятельность классифицируется по различным характерным признакам:
– по форме собственности – на частную и государственную;
– по признакам законности – на законное, незаконное предпринимательство, лжепредпринимательство. Незаконное предпринимательство – это осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или с нарушением правил регистрации.
Лжепредпринимательство – это создание коммерческой организации без намерения осуществлять предпринимательскую или банковскую деятельность, имеющей целью получение кредитов, освобождение от налогов, извлечение иной имущественной выгоды или прикрытие запрещенной деятельности, причинившее крупный ущерб гражданам и организациям;
– по географическому признаку – на местное, региональное, национальное, международное, мировое;
– по составу учредителей – на женское и молодежное;
– по темпу развития, уровню прибыльности и доходности – на быстрорастущие, медленно наращивающие темпы развития компании, высокоприбыльные, низкорентабельные;
– по масштабам инициативной деятельности предпринимательство подразделяется на индивидуальное (любая созидательная деятельность одного человека и его семьи) и коллективное (когда инициативным делом занят какой-то коллектив), оно включает мелкий, средний и крупный бизнес;
– по численности персонала – на малое и среднее;
– по формам ответственности – на организации с полной солидарной и субсидиарной ответственностью;
– по механизму создания, процессам функционирования и управления – на простые и сложные предпринимательские организации.