Тема: «Предпринимательство в современных условиях. Фирма (предприятие, как субъект микроэкономики)»

Вопросы:

Вопрос 1. Предпринимательство и его основные виды.

Вопрос 2. Понятие предприятия(фирмы)

Вопрос 1. Предпринимательство – это хозяйственная деятельность с использованием новизны, риска, изобретательства с целью получения прибыли.

В широком смысле, предпринимательство – это предприимчивость, инициативность активность в сфере экономике; пуском – экономическая деятельность собственника или хозяйствующего субъекта. (В ГК РФ ст.2 ч.3 Предпринимательство характеризуется: «Предпринимательской является самостоятельная осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли, лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Предпринимательство характеризуется следующими чертами:

Новаторство

Ответственность за принимаемые решения и их последствия и сопряженный с этим риск.

Ориентация на достижение экономического и может быть морального успеха.

Реализация особой функции: обеспечение развития и совершенствование экономики, ее постоянное обновление, создание инновационной среды.

Классификация форм бизнеса:

Потребительский – домашнее хозяйство

Трудовой – сделка наемного труда

2.С учетом размеров предприятия:

Мельчайший – ювериная мастерсая – один ювелир.

Мелкий – фирма 7-12, до 50 человек.

Средний – 50-200 человек

Крупный – от 300 и выше.

3.По формам собственности:

Частный

Государственный

Коллективный

В зависимости от содержания в предпринимательской деятельности различаются следующие виды:

Производственное предпринимательство – сам предприниматель, используя рабочую силу производит продукцию услуги, работу и информацию, духовные ценности для последующей продажи потребителю (промышленность, строительство, сельское хозяйство).

Коммерческое предпринимательство – предприниматель выступает в роли коммерсанта, продавая готовые товары, приобретенные у других лиц, покупателю по цене, превышающей цену их приобретения (сфера услуг, туристический сервис, профессиональный спорт, концертные выступления)

Финансовое предпринимательство – разновидность коммерческого, в котором в качестве предмета купли-продажи выступают деньги и ценные бумаги, продаваемые и предоставляемые в кредит, прибыль возникает в результате взимания процентов (банки, биржи)

Посредническое предпринимательство – предприниматель сам не покупает и не производит товар, а выступает в роли посредника связующего звена в процессе товаро и обмена, товарных денежных операций. Главная его задача – соединить две заинтересованные во взаимной сделки стороны. За что и выплачивается вознаграждение (риэлтерские конторы).

Страховое предпринимательство – предприниматель за определенную плату гарантирует компенсацию возможной потери имущества, здоровья, жизни, в результате непредвиденных обстоятельств, т.к вероятность таких наступлений не велика, то оставшаяся часть взносов образует предпринимательский доход.

К новейшим видам предпринимательской деятельности можно отнести:

Лизинг – своеобразное сочетание аренды и кредита для реализации средств производства.

Факторинг – деятельность ускоряющая торговые сделки.

Инжиниринг – проэктное сопровождение строительства.

Консалтинг

Франчайзинг – лицензия, дающая право частной компании, функционировать как части большой торгой сети известных брендов.

Домашнее задание на 29. 03. 2011 года – написать доклад на тему «Франчайзинг

Вопрос №2. Предприятие (фирма) – основная форма организации предпринимательской деятельности. Фирмы пытаются удовлетворить безграничные потребности общества и одновременно наиболее рационально использовать ограниченные факторы производства. Таким образом, реализуются экономические проблемы, что, как, для кого производить. Обычно фирмы создают люди, реализующие некую идею, для этого им приходится добыть некоторые ресурсы.

Различают 5 типов фирм:

1.Единоличную

2.Портнерство (фирмы, находящиеся в собственности группы лиц – двух или нескольких совладельцев)

3.Кооператив (в собственности большого числа пайщиков)

4.Корпорация (основанная на акционерной собственности крупная фирма)

5.Государственные предприятия

Схема №1. Структура корпорации

Акционеры  
     
Совет директоров  
     
Президент
             
Вице-президент
Вице-президент
Вице-президент
Отделы Отделы
Отделы Отделы
Отделы Отделы

В соответствии с ГК РФ в России существуют следующие организационно-правовые форм предпринимательства:

Индивидуальное предпринимательство

Совместное предпринимательство

Производственные кооперативы

Корпоративное предпринимательство (акционерные общества открытого и закрытого типа)

Государственное предпринимательство

Цели (формы) предпринимательства:

1.По характеру деятельности (целей) предпринимательство включает несколько форм:

Коммерческие организации – цели реализации прибыли (рентабельности), дохода, производительности труда.

Ассоциации (фонды) – деятельность этих организаций не направлена на получение прибыли, имеют социальную направленность – защита прав, развитие научного направления, поддержка культуры региона.

Государственные (муниципальные) организации - получение прибыли не является доминирующей целью, преобладают цели поддержки, существования, развития государства (региона) – развитие среднего образования; поддержка общественного питания; строительство медицинских комплексов. Организации развиваются в рамках установленного бюджета, получение прибыли может иметь большое значение, но инвестируются заработанные деньги в значимые для государства.

Тема: «Затраты и результаты производственной экономической деятельности»

Вопросы:

1.Издержки производства и их виды(постоянные и переменные издержки производства)

2.Себестоимость, ее виды.

3.Прибыль и доход предприятия

4.Рентабельность и фиктивность производства.

5.Маркетинг и его роль в предпринимательской деятельности

Вопрос №1. Фирма в процессе производства своей продукции несет затраты – издержки производства.

Издержки делятся на зависящие и независящие от объема произведенной продукции.

Постоянные издержки производства – не зависят от величины производства, они существуют и при нулевом объеме производства (стоимость оборудования, выплата арендной платы, налога на недвижимость, расходы по охране, зарплата управленческого аппарата).

Переменные издержки производства – зависят от количества произведенной продукции складываются из затрат на сырье, материалы, топливо, электроэнергию, зарплата рабочим.

Совокупность постоянных издержек производства образуют валовые издержки производства.

При увеличении масштабов производства издержки снижаются:

Полностью реализовано преимущество разделения труда

Возможность приобретать ресурсы в объемах, дающих возможность получить оптовые скидки на сырье

Возможность покупки специализированного оборудования для снижения затрат на единицу продукции

Инвестиции в НИОКР (научно-исследовательские опытно конструкторские работы) дающие возможность компании уменьшить издержки производства и выпускать новые улучшенные продукты.

Альтернативные издержки - хозяйствующий субъект сталкиваясь с ограниченностью ресурсов должен сделать выбор между альтернативными способами использования этих ресурсов – так называют альтернативные издержки – затраты ресурсов при наилучшем альтернативном варианте их применения. Предприниматель принимая решения об использовании ресурсов, отказывается от производства других товаров и услуг, т.е. жертвует альтернативными возможностями. Например, увеличение армии вызывает затраты военного бюджета, альтернативные издержки равны затратам на производство количества продукции гражданского назначения, которое не будет получено в результате отвлечение средства на увеличение армии.

Внутренние (неявные) издержки – затраты равные денежным платежам, которые могут быть получены предприятием за самостоятельное использование собственно-экономические ресурсы, включая предпринимательство.

Внешние (явные) издержки – это затраты которые несет предприятие, оплачивая экономические ресурсы, принадлежащие внешним субъектам, не относящимся к владельцам предприятия (фирмам).

Денежные расходы на оплату труда, приобретение сырья и материалов, амортизацию основных фондов, оплату транспортных расходов – составляют явные издержки предприятия.

Рассчитываются на основе финансовых отчетов, их называются – бухгалтерскими.

Экономические издержки – это совокупность явных и неявных издержек.

Предельные издержки – расходы на выпуск дополнительной единицы продукции.

Вопрос №2. Себестоимость – денежное выражение части стоимости.

Суммарные затраты на производство продукции составляют фабрично заводскую себестоимость, а затраты на производство и реализацию продукции – полную себестоимость. В себестоимость включаются прямые и косвенные затраты.

Прямые затраты – затраты непосредственно связанные с созданием единицы товара. Стоимость сырья, материалов, электроэнергии, зарплаты рабочим.

Косвенные затраты – затраты необходимые для общего осуществления производственного процесса, данного вида продукции на предприятия. Управление и другие.

Если общую величину себестоимости в промышленной продукции принять за 100%, то в ее составе:

Амортизация составила 6%

Материальные затраты – 62% (сырье, материалы, топливо, энергия)

Оплата труда и социальные нужны – 14% (ПФР, медицинское страхование, зарплата)

Прочие расходы – 18% (оплата услуг транспорта, оплата командировок сотрудников, канцтоваров, маркетинг, упаковка и расфасовка, хранение товара).

Цена = Себестоимость + Прибыль

Доход – деньги, в размере цены, умноженной на количество реализованного товара, которое фирма получает от реализации своих товаров или услуг. Прибыль определяется как разность между доходами и производственными затратами (издержками). П = Д-И

Прибыль подразделяется на следующие виды:

Валовая(балансовая) прибыль – представляет собой сумму прибыли от реализации продукции (работ, услуг) и новое имущество предприятия и вне реализационных операций;

Чистая прибыль – образуется после уплаты налогов арендной платы, процентов за кредиты из валовой прибыли. Чистая прибыль остаётся в полном распоряжении предприятия но не в кармане собственника.

В современных условиях валовая прибыль на большинстве предприятий распределяется.

Схема.

Валовая прибыль
Арендная плата за пользование землей (зданиями) Процент за кредит, за заемные денежные средства Налоги в бюджет государства Благотворительные фонды Чистая прибыль
Чистая прибыль
Накопление средств на расширение производства Экология Подготовка кадров (повышение и увеличение квалификации сотрудников) Социальные фонды, программы (социальная ответственность в бизнесе – добровольное использование прибыли для повышения качества продукции, задачи для повышения качества жизни; развитие инфраструктуры; Доход собственника.

Вопрос № 4. Рентабельность – определяется отношением прибыли к затратам, благодаря которым получена эта прибыль.

R=прибыль\затраты 100%

Эффективность – главная характеристика деятельности фирмы.

Э=конечные результаты производства\затраты факторы производства

Показателем эффективности производства может быть производительность труда, фондоотдача.

Вопрос № 5. Маркетинг – система деятельности предприятий (фирм), в основе хозяйственных решений лежат требования рынка, реальные запросы покупателя, а также производственно-сбытовые возможности отдельных фирм.

Маркетинг включает в себя:

Исследование рынка – информация для прогнозирования возможных продаж;

Планирование номенклатуры изделий

Куплю и продажу

Транспортировку и складирование

Продвижение товара на рынке

Обслуживание потребителя

Финансирование

Страхование

Существует 4 (п маркетинга):

Продукт (product) – предприниматель должен определить какого рода продукт необходим потенциальным потребителям

Продажная цена (prize) –компании должны выбирать цену продажи, которая будет покрывать все затраты и приносить прибыль. Эти величины используется для подсчета границы самоокупаемости – момента, когда доход от продаж равен сумме расходов. Находясь ниже этой границы, компания будет нести убытки, а выше – получать чистую прибыль.

Продвижение (promotion) – ключевой момент маркетинга, поддержание постоянного и растущего спроса.

Позиция (position) – для того что бы продукт стал полезным, он должен оказаться в том месте и тогда, где и когда он необходим.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: