Классические теории международной торговли.
Классическая школа мировой торговли (А. Смит). Это теория абсолютных преимущест в А. Смита.
Основные положения теории:
богатство нации зависит от способности производить товары;
возможность страны производить товар зависит от ее природных особенностей, которые позволяют затрачивать меньше, чем другие страны;
основой развития торговли является различие в абсолютных издержках;
страны заинтересованы в свободном развитии торговли, поскольку выигрывают от нее в любом случае;
государство не должно вмешиваться во внешнюю торговлю, а лишь обеспечивать законодательные рамки и возможности расширения рынка (свободная торговля lesser fer).
Меркантилистская теория, разработанная и проводившаяся в жизнь в XVI–XVIII вв., является первой из теорий международной торговли.
Сторонники этой теории считали, что стране нужно ограничивать импорт и стараться все производить самой, а также всячески поощрять экспорт готовых изделий, добиваясь притока валюты (золота), т. е. экономически оправданным считали только экспорт. В результате положительного торгового баланса приток золота в страну увеличивал возможности накопления капитала и тем самым способствовал экономическому росту, занятости и процветанию страны.
Меркантилисты не учитывали той выгоды, которую страны получают в ходе международного разделения труда от импорта иностранных товаров и услуг.
Согласно классической теории международной торговли подчеркивается, что «обмен благоприятен для каждой страны; каждая страна находит в нем абсолютное преимущество», доказывается необходимость и важность внешней торговли.
Впервые политика фритредерства была определена А. Смитом.
Д. Рикардо развил идеи А. Смита и утверждал, что в интересах каждой страны специализироваться на производстве, в котором относительная выгода является наибольшей, где у нее наибольшее преимущество или наименьшая слабость.
Рассуждения Рикардо нашли свое выражение в теории сравнительных преимуществ (сравнительных издержек производства). Д. Рикардо доказал, что международный обмен возможен и желателен в интересах всех стран.
Дж. С. Милль показал, что по закону спроса и предложения цена обмена устанавливается на таком уровне, что совокупный экспорт каждой страны позволяет покрывать ее совокупный импорт.
Согласно теории Хекшера-Олина страны всегда будут стремиться в скрытом виде экспортировать избыточные факторы производства и импортировать дефицитные факторы производства. Т. е. все страны стремятся экспортировать товары, требующие значительных затрат факторов производства, которыми они располагают в относительном избытке. В результате парадокс Леонтьева.
Парадокс заключается в том, что, используя теорему Хекшера-Олина, Леонтьев показал, что американская экономика в послевоенный период специализировалась на тех видах производства, которые требовали относительно больше труда, чем капитала.
Теория сравнительных преимуществ получила развитие путем учета следующих обстоятельств, влияющих на международную специализацию:
1) неоднородности факторов производства, в первую очередь рабочей силы, различающейся по уровню квалификации;
2) роли природных ресурсов, которые могут быть задействованы в производстве только вкупе с большими объемами капитала (например, в отраслях добывающей промышленности);
3) влияния на международную специализацию внешнеторговой политики государств. Государство может ограничивать импорт и стимулировать производство внутри страны и экспорт продукции тех отраслей, где интенсивно используются относительно дефицитные факторы производства.
Неоклассическая теория мировой торговли. Основывается на теории сравнительных преимуществ, но выраженных через альтернативные издержки.
Теория Хекшера-Олина, она объясняет сравнительные преимущества через обеспеченность страны факторами производства. Каждая страна специализируется на производстве тех товаров, для которых у неё имеется больше факторов производства.
Теория Хекшера-Олина-Самуэльсона. Предполагает однородность факторов производства, полную идентичность технике, совершенную конкуренцию и полную стабильность товаров. Благодаря такой однородности торговли рассматривается как необходимость выравнивание уровня развития стран. Основой этой теории является фактороинтенсивность и факторонасыщенность.
«Парадокс Леонтьева». Теория основывается на многофакторности мировой торговли.
Теория цикла жизни продукта. (Вернон). Все торговые потоки проходят стадии разработки, внедрения, расширения, зрелости и старости.
Неотехнологические теории основываются на развитии технического прогресса, как основного фактора торговли. Внешнеторговые связи напрямую связаны с уровнем затрат на научные разработки. Существуют 2 основные модели этой теории: модель технологического разрыва и модель участия отдельных фирм в международной торговле.
22. Теория конкурентных преимуществ М.Портера. В основе теории лежат четыре наиболее существенных фактора, которые можно представить в виде ромба -- детерминанты конкурентных преимуществ. Страна располагает конкурентным преимуществом только тогда, когда обладает не одним, а всеми элементами ромба.
Основные детерминанты конкурентных преимуществ:
I. Факторные условия -- наделенность страны (фирмы) следующими факторами производства: людские ресурсы -- количество, квалификация и стоимость рабочей силы, норма рабочего времени, трудовая этика;
* физические ресурсы -- количество и качество полезных ископаемых, воды, земельных участков, и т. д.;
*географическое положение и климатические условия страны; * инфраструктура -- транспортная система, система связи, система коммуникаций, здравоохранения и т. д.;
*ресурс знаний -- ресурсы, которые концентрируются в институтах и университетах, а также в научно-исследовательских институтах, банках данных;
*денежные ресурсы -- капитал, который может быть направлен в производство.
II. Условия спроса представлены тремя составляющими:
1) структура внутреннего спроса;
2) величина и характер роста внутреннего спроса;
3) интернационализация спроса.
III. Родственные и поддерживающие отрасли -- высокое развитие смежных отраслей стимулирует и является базой для развития данной отрасли. Конкурентные преимущества, в конечном итоге, складываются у кластеров смежных отраслей.
IV. Стратегия фирмы, ее структура и конкуренты -- наличие мотивации и эффективной структуры делает возможным создание и удержание конкурентного преимущества, а борьба с конкурентами стимулирует это.