Основные тенденции в развитии человеческих ресурсов.
Человеческие ресурсы в мировом хозяйстве.
Человеческие ресурсы является наиболее важной составляющей мирового хозяйства. Прогноз ООН по мировому населению на 2015г. 7469 млн. чел. Фактически на 2010 год 6985 млн. чел.
Население можно характеризовать:
1) по этническому составу. сегодня землю населяют 4 расы: Европеоидная; монголоидная; мигроидная и автралоидная; но есть смешанная: мулаты, самбо – негры+ индейцы; молокосийцы - негры и австралийцы. Насчитывается 4-5 тыс народов мира, при этом существуют гос-ва имеющие несколько гос. языков. (например: Сингапур 4 языка.). основные религии: христианство, буддизм, и т. д.
2) по возрастному
3) по гендерному (половому) (страны с преимущественно мужским или женским населением: а) мужское население (Китай, Индия) б) равное кол-во (Латинская Америка) в) женская (Европа). В конце 20 века мужчины превышали женское население на 20 млн.
4) по профессиональному составу. (наиболее высоко квалифицированная рабочая сила размещена в Европе и Северной Америке. Наименее: африканский регион, Азия и Океания.
5)по экономику отраслевому: трудоспособные, нетрудоспособные, дотрудоспособные.
1. Рост населения продолжается.
2. Неравномерность размещения по территории земного шара.
3. Интенсивные иммиграционные процессы.
4. Абсолютное и относительное старение населения.
5. Увеличение нагрузки на трудоспособное население по содержанию престарелого поколения.
6. Рост доли населения стран с низкими показателями индексов развития человеческих ресурсов.
57. Мировая транспортная система. – это все пути сообщения, транспортные предприятия и транспортные средства в совокупности. Общая длина транспортной сети мира (без морских путей) превышает 35 млн км.
Изменение транспортоемкости мирового хозяйства характеризуется известной устойчивостью за послевоенный период — и суммарный грузооборот, и общий пассажирооборот росли примерно такими же темпами (с некоторым отставанием), как и внутренний валовой продукт. За 40 лет удельный мировой грузооборот на тонну произведенной продукции вырос на 1/3, а душевой грузооборот и километрическая подвижность населения увеличились в 3, 5—4 раза.
Общая протяженность транспортной сети по видам путей сообщения в последние десятилетия существенно стабилизировалась. В то же время происходит значительное качественное изменение сети: растет протяженность электрифицированных железных дорог, автомагистралей с усовершенствованным покрытием, трубопроводов с крупным диаметром труб. Данные о перевозках показывают масштабность выполняемой транспортной работы: душевой грузооборот
В регионе сформировался свой особый тип транспортной системы, для которого характерны многосторонность, многовидимость, сбалансированность, высокий уровень развития всех или почти всех видов транспорта.
58. Международные транспортные организации и их значение в регулировании транспортной системы. Международная транспортная инфраструктура чаще всего создаётся за счёт государства и контролируется государством. Транспортные средства, как правило, находятся в частной собственности, а на рынке транспортных услуг оперируют чаще всего транспортные компании. Международные перевозки и международные транспортные пути не отделены от внутренних и одни и те же транспортные фирмы могут заниматься внутренними и международными перевозками.
Международные перевозки регулируются многосторонними соглашениями на региональном и обще – мировом уровнях. В этой сфере действует многочисленные около 100 межгосударственные организации, в том числе и органы ООН: Международная морская организация (ИМО), международная организация по гражданской авиации (ИКАО) Россия участвует в этих организациях
59. Тенденции развития мирового рынка транспортных услуг. Международные транспортные услуги включают в себя и перевозную деятельность и сопутствующие операции. К ним относятся погрузка, перегрузка, выгрузка, перевозимых товаров и багажа. Временное хранение грузов в промышленных пунктах, охрана и сопровождение грузов, оформление и переоформление документов страхования грузов.
В сфере транспортных услуг входят 100 межгосударственных организации, самые крупные: - международная морская организация и международная организация гражданской авиации.
Развитие за вторую половину 20 века произошло относительное сокращение железнодорожных и морских перевозок в пользу автомобильного транспорт, при этом дороги увеличились в 2 раза, а воздушные пути в 3 раз, Трубопровод транспорт увеличился 4,2. раза. Объем перевозок международным транспортом составляет 50 трлн. т – км. Лидером международных перевозок является морской транспорт. Потому что у него боле низкая себестоимость перевозок, в среднем составляет 60% от себестоимости ж.д. перевозок. Россия занимает 16 место 2-3% тонножа г.п. судов.
60. Роль транспорта РФ в мировой транспортной системе. В условиях формирования новой модели развития мировой экономики, транспорт является инструментом реализации национальных интересов России, обеспечения достойного места страны в мировой хозяйственной системе. Основными направлениями международной интеграции в области транспорта являются:
• поэтапное приведение законодательной и нормативной правовой базы в области транспорта, в том числе, на региональном уровне, в соответствие с нормами и правилами ВТО;
•формирование и развитие общего транспортного пространства стран СНГ и ЕврАзЭС;• активное участие в создании общеевропейского транспортного пространства;
• развитие сотрудничества с ЕС в целях обеспечения эффективного взаимодействия транспортных систем России и Евросоюза;
• расширение и углубление сотрудничества России с международными организациями и в реализации межгосударственных соглашений в области транспорта, принимаемых на многосторонней и двусторонней основе;
Экспорт транспортных услуг развивается в следующих основных направлениях:
• повышение доли российских транспортных организаций в доставке импортных грузов, перевозках транзитных грузов, грузов третьих стран
Государственная поддержка отечественных транспортных организаций, работающих на международных рынках транспортных услуг, осуществляется в следующих основных направлениях:
• активная поддержка международных норм и правил в области транспортной деятельности,
• в период вступления России в ВТО - обеспечение необходимой защиты наиболее слабо развитых сегментов рынка транспортных услуг
• разработка и реализация мер, стимулирующих перевозку экспортных грузов отечественными транспортными организациями