Фомы эмоциональных состояний

Фазность эмоций характеризует эмоции в их динамике с количественной стороны. В пределах одного и того же эмоционального состояния отчётливо обнаруживаются колебания его интенсивности по типу напряжения- разрядки (чаще при негативных эмоциях) и возбуждения – успокоения (при позитивных эмоциях).

Эмоции обладают полярностью, т.е. положительным или отрицательным знаком: радость – печаль, удовольствие – неудовольствие, веселье – грусть и т.д. Полярность эмоций связана с процессом удовлетворения или неудовлетворения потребностей человека. Если потребность удовлетворена, то мы испытываем положительные эмоции, а если нет – отрицательные. Знак эмоций характеризует отношение к объекту – его приятие и неприятие с различными оттенками. Эмоции также зависят от нашей информированности об окружающем мире. Отрицательные эмоции возникают, когда мы не располагаем достаточным количеством информации, а положительные – когда информация оказывается в избытке. Оба эмоциональных полюса не являются взаимоисключающими. В переживаниях человека они могут образовывать противоречивое единство – амбивалентность. Как, например, слёзы радости.

Субъективный характер эмоций выражается в том, что одно и то же событие у разных людей может вызвать различные, а возможно, и противоположные эмоции. Но и сходные переживания у разных людей всегда будут чем-то отличаться.

Эмоции.

Практическое занятие № 4

Эмоции – это психический процесс субъективного отражения наиболее общего отношения человека к предметам и явлениям действительности, к другим людям, самому себе соотносительно удовлетворения или неудовлетворения его целей и потребностей.

Эмоции одновременно проявляются:

1. Во внутренних переживаниях, которые субъективны, и единственный способ ознакомиться с ними – спросить у субъекта, что он испытывает. Но передать словами то, что действительно чувствуешь, бывает трудно

2. В поведении (мимика, позы, жесты, интонации речи и т.д.). Оно могло бы на первый взгляд восприниматься как объективный факт. Но и этот показатель не особенно надёжен. К тому же выражение данной эмоции очень часто бывает связано с культурой, к которой принадлежит человек.

3. На физиологическом уровне при переживании эмоций происходят резкие изменения вегетативных реакций (изменения пульса, тонуса сосудов и мышц, дыхания, потоотделения и других вегетативных функций), а также биохимические сдвиги в организме (типа выделения в кровь адреналина, глюкозы и других биологически активных веществ).

Основные свойства эмоций:

Функции эмоций:

На сегодняшний день выделяют пять основных функций эмоций:

1) Контрольная или оценочная (если деятельность успешна, то возникают положительные эмоции, если нет успеха – отрицательные. Все формы поведения, вызывающие положительные эмоции подкрепляются).

2) Направляющая, побуждающая и предохраняющая (всё, что раньше вызывало положительные эмоции вызывает поведение в направлении этих объектов)

3) Коммуникативная (эмоционально-выразительные движения указывают на внутреннее состояние человека, его отношение к тому, что в данный момент происходит. Они могут так же оказывать влияние и на окружающих людей)

4) Регуляция гомеостаза и вегетативных функций. (Различные эмоции по-разному внешне выражаются и по-разному влияют на деятельность отдельных внутренних органов. Эмоции могут мобилизовать или дезоргонизовать деятельность человека)

5) Отражение (отношение человека к значимым для него объектам)

1.Аффект – сильная, бурная, но относительно кратковременная эмоциональная реакция на внешний стимул, которая быстро овладевает человеком и характеризуется утратой самообладания, нарушением контроля за действиями, а также изменениями всей жизнедеятельности человека.

2.Собственно эмоции это непосредственное, временное эмоциональное переживание какого-либо отношения человека к различным внешним или внутренним событиям. Эмоция, так же как и аффект, возникает как реакция на ситуацию, но в отличие от аффекта эмоция более длительна и менее интенсивна.

Эмоция возникает как реакция не только на события совершившиеся, но и на вероятностные и вспоминаемые. Кроме положительных и отрицательных эмоций можно выделить ещё и стенические (стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение человека, побуждают его к поступкам и высказываниям) и астенические (обуславливают пониженную активность человека, неуверенность, сомнения и бездеятельность) эмоции (Кант Э.).

3.Чувства ещё более, чем эмоции, длительные психические состояния, имеющие чётко выраженный предметный характер. Они выражают устойчивое отношение к каким либо конкретным объектам (реальным или воображаемым). По своему происхождению чувства являются продуктом общественной жизни, т.е. носят социальный характер. Можно выделить чувства моральные (чувства, которые испытывает человек при восприятии явлений действительности и сравнений этих явлений с нормами, категориями морали, выработанными обществом), эстетические (это переживание прекрасного или безобразного в окружающем мире), интеллектуальные (переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности. Открытие нового, нахождение новых способов решения задач, выстраивание умозаключений и т.д. вызывает в человеке целую гамму переживаний: удивление, недоумение, любопытство, любознательность, догадку, радость и т.д.) и праксические (чувства, сопровождающие все сферы практической деятельности человека: труд, учение, спорт, игры.

4.Страсть – сильное и глубокое переживание, захватывающее всего человека, подчиняющее себе основную направленность его мыслей и действий. По силе страсть приближается к аффекту, а по длительности ближе к чувствам.

5.Настроение – это более или менее длительное общее эмоциональное состояние, придающее определённую окраску поведению человека. Одно настроение может сохраняться неделями, а иногда и месяцами. Настроение вызывается как различными событиями, имеющими определённое значение для человека, так и физическим самочувствием. Причина настроения не всегда осознаётся. Настроения очень разнообразны: радостные или печальные, бодрые или подавленные, весёлые или грустные, а также ликование, скука, восторг и т.д.

6.Стресс (в переводе с английского стресс – это давление, нажим, напряжение, а дистресс – горе, несчастье, недомогание, нужда.) - неспецифический (т.е. один и тот же на различные воздействия) ответ организма на любое предъявленное ему требование, который помогает ему приспособиться к возникшей трудности, справиться с ней. Всякая неожиданность, которая нарушает привычное течение жизни, может быть причиной стресса. Само возникновение и переживание стресса зависит не столько от объективных, сколько от субъективных факторов, от особенностей самого человека: оценки им ситуации, сопоставления своих сил и способностей с тем, что от него требуется, и т.д.

«Стресс- это не то, что с вами случилось, а то, как вы это воспринимаете» Г. Селье. На фоне стресса возникает перераспределение резервов организма. Решение главной задачи обеспечивается за счёт второстепенных. Когда в сложной стрессовой ситуации человек отождествляет себя только с частью своих проблем, изолируясь временно от других частей, это сберегает силы. Поэтому нередко в тяжёлой стрессовой ситуации человек ведёт себя сдержанно, полностью контролирует своё психическое состояние, принимает точные и ответственные решения, однако при этом его адаптационный резерв снижается и вместе с тем повышается риск подвергнуться различным заболеваниям.

Фазы стресса (по Г.Селье):

1)фаза тревоги. Это боевая встряска организма «К оружию!». Осуществляется мобилизация всех защитных сил организма, повышающая его устойчивость. При этом организм функционирует с большим напряжением. Однако на первой фазе он справляется с нагрузкой ещё с помощью поверхностной, функциональной мобилизации резервов, без глубинных структурных перестроек. Физиологически первичная мобилизация проявляется, как правило, в следующем: кровь сгущается, содержание ионов хлора в ней падает, происходит повышенное выделение азота, фосфатов, калия, отмечается увеличение печени или селезёнки и т.д. У большинства людей к концу первой фазы отмечается некоторое повышение работоспособности. 2)Фаза стабилизации. Все параметры, выведенные из равновесия на первой фазе, закрепляются на новом, более высоком уровне. При этом обеспечивается мало отличающееся от нормы реагирование, всё как - будто бы налаживается, однако, если стресс продолжается долго, то в связи с ограниченностью резервов организма неизбежно наступает следующая стадия.

3)Фаза истощения. Характеризуется истощением и сломом всех регулирующих механизмов организма вплоть до необратимых изменений в органах

Стресс является составной частью жизни каждого человека, и его нельзя избежать так же, как еды и питья. Но стрессовые воздействия не должны превышать приспособительные возможности человека, ибо в этих случаях возникает ухудшение самочувствия и даже заболевание – соматическое или невротическое.

7.Фрустрация (термин в переводе с латинского означает – обман, тщетное ожидание) переживается как напряжение, тревога, отчаяние, гнев, которые охватывают человека, когда на пути к достижению цели он встречается с неожиданными помехами, которые мешают удовлетворению потребности. Самой распространенной реакцией на фрустрацию является возникновение генерализованной агрессивности, направленной чаще всего на препятствия. Адекватная реакция на препятствие состоит в том, чтобы преодолеть или обойти его, если это возможно; агрессивность, быстро переходящая в гнев, проявляется в бурных и неадекватных реакциях: оскорбление, физические нападки на человека (щипать, бить, толкать, кричать) или объект (сломать его). В некоторых случаях субъект реагирует на фрустрацию уходом (например, выходит из комнаты), сопровождаемый агрессивностью, которая не проявляется открыто. Фрустрация влечет за собой эмоциональные нарушения лишь тогда, когда возникает препятствие для сильной мотивации. Если у ребенка, начавшего пить, отнять соску, он реагирует гневом, однако в конце сосания- никаких эмоциональных проявлений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: