Олигополия. Монополистическая конкуренция

Монополистическая конкуренция

Чистая монополия

Чистая конкуренция

Чистая конкуренция действует тогда, когда множество розничных торговцев предлагают стандартизированный продукт. Данная ситуация часто наблюдается на открытых рынках, важными конкурентными преимуществами здесь становятся уровень цен и месторасположение.

Чистая монополия формируется тогда, когда есть только один продавец продукта. Эта модель рынка, как правило, характерна для таких товаров и услуг, которые считаются жизненно необходимыми для сообщества, например водоснабжение, электроснабжение и телефонная связь. В условиях монопольного рынка маркетинг играет незначительную роль, поскольку рынок регулируется федеральным правительством или региональной властью. Государственное регулирование в условиях монополии обычно направлено на ценовую защиту покупателя. С точки зрения торгового маркетинга, например, подобная ситуация возможна в трудно доступных районах страны (районы Крайнего Севера).

Монополистическая конкуренция характеризуется сравнительно большим числом продавцов, которые предлагают дифференцированные продукты. Дифференциация является основой для создания благоприятных условий продажи и обновления торговых услуг. Именно в этой рыночной ситуации особенно значимым становится использование торгового маркетинга, окупаются дополнительные затраты, связанные с продвижением торговой марки магазина, его продукции (торговых услуг), необходимы сегментирование базового рынка и правильное позиционирование, брэндинг. Данная модель свойственна рынкам розничных услуг Москвы, Санкт- Петербурга и других крупных городов.

Олигополия складывается в условиях, когда несколько компаний контролируют значительную часть рынка. Действия продавцов взаимозависимы. Каждая фирма испытывает на себе влияние решений, принимаемых ее конкурентами. Продукт на данном рынке может быть дифференцирован или стандартизирован. До недавнего времени такая ситуация в России была свойственна рынку товаров повседневного спроса, ориентированному на население со средним и выше среднего уровнем дохода, который контролировался сетями «Рамстор», «Седьмой континент» и «Перекресток».

.

Таблица 9.1 Основные типы рынка
Характерная черта Тип рынка Число фирм Тип продукта Контроль над ценой Условия (барьеры) входа/выхода на рынок
Чистая конкуренция Очень большое Стандартизи­рованный Отсутствует Очень легкие, барьеры отсутствуют
Чистая монополия Одна Уникальный Значительный Вход/выход блокирован
Монополистиче ская конкуренция Много Дифференци­рованный Некоторый, но в довольно узких рамках Сравнительно легкие
Олигополия Несколько Стандартизи­рованный или дифференци­рованный Ограниченный взаимо зависимо­стью, значительный при тайном сговоре Наличие существенных препятствии

С точки зрения форматов розничной торговли обычно выделяют

три типа конкуренции:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: