Тема 1.2. Предмет и методы бухгалтерского учета

Классификация источников образования хозяйственных средств

Классификация хозяйственных средств предприятия

Состав хозяйственных средств предприятия определяется содержанием его деятельности. Но каждому предприятию для осуществления эффективной хозяйственной деятельности необходимы трудовые ресурсы, недвижимое имущество, оборудование, материалы, денежные средства и т. п. В бухгалтерском учете хозяйственные средства, которыми располагает предприятие, называют активами.

В зависимости от того, какими хозяйственными активами располагает предприятие, и как они участвуют в производственном цикле предприятия, их классифицируют по составу и размещению.

По составу активы предприятия подразделяются на оборотные и внеоборотные (рис. 3).

Оборотные активы — это средства, которые постоянно находятся в текущем процессе кругооборота средств и переходят из сферы производства в сферу обращения.

По размещению оборотные активы делятся на активы, которые используются:

в сфере производства — это предметы труда: материалы, сырье, комплектующие изделия, запасные части, топливо, инвентарь, инструменты и т. п. Эти средства, как правило, используются в одном производственном цикле и полностью переносят свою стоимость на себестоимость выпускаемой продукции;

сфере обращения — товары, готовая продукция на складах и отгруженная покупателю, денежные средства, ценные бумаги, средства в расчетах и т. п.

Внеоборотные активы — это дорогостоящие средства труда, которые используются не в одном, а в нескольких производственных циклах, а также имеют длительный срок использования (более одного года). К внеоборотным средствам относятся основные средства и нематериальные активы.

Основные средства — это средства труда, связанные с производством продукции, выполнением работ и услуг, которые служат в течение длительного времени(более 12 месяцев). К основным средствам относятся здания, сооружения, рабочие и силовые машины, оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, инструменты, автотранспорт, вычислительная техника и т. п. Основные средства постепенно по мере износа переносят свою стоимость на себестоимость готовой продукции в процессе начисления амортизации, они, как правило, не изменяют свою материальную форму в процессе эксплуатации.

Начислять амортизацию необходимо на основные средства, стоимость которых превышает 20 тыс. руб.

Хозяйственные средства (активы предприятия)

       
   


Оборотные активы   Внеоборотные активы
Материалы Сырье, материалы, инструменты, инвентарь, незавершенное производство   Здания, сооружения, машины, оборудование, передаточное устройства, измерительные и регулирующие приборы, дорогостоящий инструмент, автотранспорт, вычислительная техника и т. д. Основные средства
Готовая продукция и товары продукция и товары на складе и отгруженные покупателям
патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, документы, подтверждающие переход исключительного права (без договора и т.п.), и ноу-хау, промышленные образцы, товарные марки и знаки, деловая репутация фирмы и т.п. Нематериальные активы
Денежные средства и финансовые вложения Денежные средства в кассе, на расчетном и валютном счетах, ценные бумаги
Средства в расчетах Задолженность предприятию физических и юридических лиц (дебиторская задолженность)

Рис. 3. Состав хозяйственных средств предприятия

Нематериальные активы — это средства, которые не имеют материальной формы и физических свойств, но могут использоваться в течение длительного времени и приносить доход предприятию. К нематериальным активам относятся авторские права на интеллектуальную собственность, права на использование программ для ЭВМ, баз данных, патенты на изобретение и ноу-хау, промышленные образцы, товарные марки и знаки, деловая репутация фирмы и т.п. Нематериальные активы, подобно основным средствам, постепенно переносят свою стоимость на себестоимость выпускаемой продукции в виде амортизационных отчислений.

Основные средства и нематериальные активы так же, как и оборотные активы, могут быть использованы:

в сфере производства — здания цехов, станки, вычислительная техника, промышленные образцы и т.п.;

сфере обращения — здания складов, автотранспорт, программы складского учета и т. п.

Основные средства и нематериальные активы составляют производственную базу предприятия.

Все хозяйственные средства, которые предприятие уже имеет или собирается приобрести, были или могут быть получены за счет каких-либо источников, собственных или заемных средств, например кредитов банка. Поэтому, в зависимости от того, каковы источники поступления хозяйственных средств, их подразделяют на собственные и привлеченные, т.е. заемные (рис. 4).

Источники образования хозяйственных средств (пассивы предприятия)

 
 


Собственные источники   Заемные источники
Капитал Уставный, резервный добавочный капиталы   Долгосрочные и краткосрочные кредиты и займы Кредиты и займы
Прибыль Финансовый результат деятельности предприятия
Задолженность перед другими юридическими и физическими лицами: по оплате труда, перед бюджетом, поставщиками и т. д. (кредиторская задолженность) Обязательства, задолженность предприятия
Резервы Резервы, создаваемые на предприятии для проведения ремонта, под обесценение ценных бумаг и т. д.

Рис. 4. Состав источников образования хозяйственных средств

По аналогии с хозяйственными средствами, которые называют активами, источники образования этих средств называют пассивами.

К собственным источникам образования хозяйственных средств относятся все виды капитала, прибыль и резервы.

На предприятии могут быть образованы три вида капитала: уставный, резервный и добавочный.

Уставный капитал является обязательным для всех предприятий. Он образуется за счет взносов учредителей, которые создают это предприятие, а для бюджетных организаций — за счет средств, выделенных из бюджета. Взносы учредителей могут быть внесены не только в виде денежных средств, но и в виде какого-либо имущества. Уставный капитал является первоначальным стартовым капиталом предприятия.

Резервный капитал обычно образуется за счет собственной прибыли предприятия. Он представляет собой своеобразный резерв предприятия и необходим для разного рода непредвиденных обстоятельств, например для покрытия убытков в результате аварий, стихийных бедствий и т.д.

Добавочный капитал образуется за счет прироста стоимости имущества предприятия при проведении операций, не связанных с производственной деятельностью. Средства добавочного капитала используются на увеличение уставного капитала или могут быть направлены на расчеты с учредителями.

Прибыль — основной источник формирования собственных хозяйственных средств предприятия. Прибыль, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты налогов, направляется на пополнение хозяйственных средств, развитие производства, расчеты с учредителями и другие цели.

Резервы создаются на предприятии за счет прибыли или включения затрат в себестоимость готовой продукции. Резервы предназначаются для покрытия убытков, например при обесценении ценных бумаг, а также на проведение ремонта основных средств и т. п.

Заемные или, как их еще называют, привлеченные источники хозяйственных средств — это, прежде всего, краткосрочные и долгосрочные кредиты, предоставленные предприятию банками, или займы, полученные от юридических лиц, а также обязательства предприятия перед другими организациями или физическими лицами, например перед поставщиками, бюджетом, работниками предприятия и т.д.

Лекционные вопросы:

Предмет бухгалтерского учета. Метод бухгалтерского учета и его основные элементы. Важнейшие объекты бухгалтерского учета. Хозяйственные процессы и хозяйственные операции. Классификация хозяйственных средств по их составу и назначению. Классификация источников образования хозяйственных средств.

Бухгалтерский учет - это наука, имеющая свой предмет (что изучает?) и метод (как изучает?) Предметом бухгалтерского учета является финансово-хозяйственная деятельность предприятия. Метод бухгалтерского учета составляет совокупность способов: документация и инвентаризация, оценка и калькуляция, счета и двойная запись, бухгалтерский баланс и отчетность.

Рассмотрим их.

Документация- это первичная регистрация хозяйственных операций с помощью документов в момент и в местах их совершения. Документация позволяет осуществлять сплошное наблюдение за хозяйственными процессами.

Обязательным условием отражения хозяйственных операций в системном бухгалтерском учете является оформление их первичными документами, обладающими определенными характеристиками и отвечающими соответствующим предъявляемым к ним требованиям (они должны быть достоверными, ясными, объективными и др.). От качественного заполнения первичных документов в значительной мере зависит качество всего бухгалтерского учета.

Инвентаризация - способ проверки соответствия фактического наличия имущества данным бухгалтерского учета. Инвентаризация осуществляется с целью обеспечения достоверности показателей бухгалтерского учета и сохранности имущества.

Инвентаризации подлежат основные средства, товарно-материальные ценности, денежные средства, расчеты, незавершенное производство, незавершенное строительство, товары торговых предприятий и д.р.

Инвентаризация проводится в установленные сроки, при смене материально ответственных лиц, по требованию аудиторов, следственных органов и т. п.

Бухгалтерский баланс - способ экономической группировки и обобщения информации об имуществе и обязательствах юридического лица в денежной оценке на определенную дату. Как правило, он составляется на 1-е число месяца, квартала, года.

Средства предприятия отражаются в бухгалтерском балансе в денежном выражении в двух группировках: одна показывает, какими средствами предприятие располагает, другая – из каких источников они возникли.

Обе части бухгалтерского баланса равны между собой, так как хозяйственные средства представлены, с одной стороны,- по видам и размещению, с другой - по источникам их образования, и целевому назначению.

Таким образом, баланс позволяет осуществлять наблюдение за состоянием хозяйственных средств и их использованием у любого юридического лица.

Система счетов и двойная запись - способ, позволяющий, осуществить группировку хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета

Счет - это экономическая группировка (в виде таблицы), в которой систематизируется, накапливается текущая информация о состоянии имущества, источниках его образования, хозяйственных операциях. Счета имеют важное значение для систематизации и группировки хозяйственных операций по однородным экономическим признакам.

. Двойная запись - способ регистрации хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета. Этот способ заключается в том, что каждая хозяйственная операция записывается не менее чем в двух счетах бухгалтерского учета в равных суммах.

Оценка представляет собой способ выражения в денежном измерении имущества юридического лица и его источников. Реальность и правильность оценки имущества юридического лица и его источников важнейшее значение для построения всей системы бухгалтерского учета. В основу оценки имущества должны входить реальные затраты, выраженные в денежном измерении.

В целях сопоставимости оценка имущества и его источников для отражения в балансе должна проводиться единообразно на всех предприятиях, что достигается соблюдением установленных положений и правил оценки. Например, действующими нормативными документами установлено, что в бухгалтерском балансе основные средства, так же как и нематериальные активы, показываются по остаточной стоимости; производственные запасы оцениваются по фактической стоимости их приобретения и заготовления; готовая продукция — пофактической производственной стоимости и т. д.

Калькуляция - способ группировки затрат и определения себестоимости. Исчисление себестоимости продукции (работ, услуг) - способ определения (плановых и фактических) затрат предприятия в денежной форме на единицу продукции (работ, услуг).

Отчетность юридического лица представляет собой систему показателей, характеризующих его производственно-хозяйственную и финансовую деятельность за определенный период.

В соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" бухгалтерская отчетность - единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

Показатели отчетности используются для статистического и финансового анализа состояния предприятия, подготовки, обоснования и принятия соответствующих управленческих решений, для оценки положения предприятия (фирмы) на рынке и в других целях.

Способы и приемы бухгалтерского учета, составляющие его методологию, взаимосвязаны и взаимообусловлены. В результате их применения обеспечивается непрерывное, сплошное и документально обоснованное отражение в системном бухгалтерском учете учитываемых объектов в денежном, трудовом и натуральном измерителях (показателях), однородная группировка имущества, источников его образования, хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета. Взаимосвязанное отражение этого имущества, источников его формирования и хозяйственных операций при помощи метода двойной записи на счетах, периодическое сопоставление фактического наличия имущества и обязательств с учетными данными позволяют, получить достоверные итоговые систематизированные отчетные показатели.

Объекты бухгалтерского учета

Хозяйственные средств-а   Хозяйственные процессы   Результаты хозяйственной деятельности

Рис. 1. Объекты бухгалтерского учета

Объектами бухгалтерского учета являются имущество организации, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности. В бухгалтерском учете объекты отражаются в стоимостной (денежной) оценке. Каждый хозяйственный факт в бухгалтерском учете оформляется документом, который имеет правовую основу, т.е. согласно ему устанавливается ответственность за выполненную хозяйственную операцию, а следовательно, документ приобретает юридическую силу.

Хозяйственные средства – это средства предприятия, которые находятся в его распоряжении и используются им для осуществления своей деятельности. Они постоянно находятся в движении, так как включены в кругооборот хозяйственных операций.

В этом кругообороте можно выделить три основных процесса: снабжение, производство и реализация. Причем процессы снабжения и реализации в свою очередь составляют процесс обращения. Предприятия постоянно осуществляют процесс производства и принимают участие в процессе обращения.

В процессе снабжения у поставщиков приобретаются оборудование, сырье, материалы, которые необходимы для изготовления продукции, выполнения работ. Материальные запасы, как правило, приобретаются в больших объемах и поэтому поступают сначала на склады предприятий, а затем уже используются в производстве.

В процессе производства является основой деятельности предприятия. При его осуществлении используют:

* трудовые ресурсы;

* материальные ресурсы – сырье, материалы, топливо, запасные части т.п., которые являются предметами труда и составляют материальную основу выпускаемой продукции;

* средства труда – оборудование, машины и прочие основные средства, которые создают условия производственного процесса.

Хозяйственные процессы

Снабжение   Производство   Реализация

  Постав-щики   Склад материалов Производство продукции (работ, услуг) Склад готовой продукции Покупатели

Рис. 2. Схема основных хозяйственных процессов

Результатом процесса производства является готовая продукция, поэтому можно сказать, что уже на стадии производства закладывается будущая прибыль предприятия.

Процесс реализации представляет собой третью стадию кругооборота хозяйственных средств предприятия. Его задачей является продажа продукции покупателям в целях получения денежных средств для возмещения затрат на производство и реализацию продукции, а также прибыли в составе выручки от реализации. За счет полученной выручки предприятие приобретает новые партии материалов, выплачивает заработную плату своим работникам, вновь производит продукцию и продает ее покупателям, таким образом, повторяется цикл производственной деятельности предприятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: