Лекция 7. Систематизация законодательства 6 страница

Такое же сквозное значение имеют дозволения, обязывание и запрет, свойственные в различных комбинациях всему правовому регулированию. Разрешая (дозволяя) одни действия, предписывая в обязательном порядке другие, запрещая под угрозой санкций третьи, право тем самым придает поведению субъектов строго целенаправленный характер, вводит общественные отношения в нужное русло.

В административном праве действует метод субординации и властного приказа, позволяющий эффективно регулировать управленческую, служебную, оперативную и иную деятельность государственных органов и должностных лиц. Исполнительская дисциплина, строгая подчиненность одних субъектов другим, обязательность решений и распоряжений вышестоящих звеньев госаппарата для нижестоящих – характерные черты указанного метода.

Поощрения свойственны в основном трудовому праву, где действуют разного рода премиальные системы, направленные на стимулирование моральной и материальной заинтересованности в росте производительности труда, повышение работниками своей квалификации, приобретение новых профессий и т.д. Нормы, устанавливающие порядок награждения граждан орденами и медалями, присвоения почетных званий, также считаются поощрительными, но они относятся к административному праву.

Метод автономии и равенства сторон типичен для процессуальных отраслей права, где истец и ответчик, другие участники судебного разбирательства находятся в одинаково процессуальном положении друг перед другом, законом и судом, их отношения характеризуются самостоятельностью. Равенством субъектов отличаются также многие гражданские отношения.

В сельскохозяйственном праве применяется метод рекомендаций, обусловленный тем, что крестьянские (фермерские) хозяйства, колхозы – не государственные организации и по отношению к ним властно-императивные средства воздействия неприемлемы. Государство оказывает на них свое влияние лишь путем разрешений, содействия, организационной помощи, рекомендательных актов, советов.

В качестве особых методов правового регулирования используются убеждение и принуждение, характерные как для права в целом, так и отдельных его отраслей, разумеется, в разных сочетаниях.

Все рассмотренные выше методы тесно взаимосвязаны, переплетены, действуют не изолированно, а в сочетании друг с другом. Вместе с тем они относительно самостоятельны, имеют свои особенности, что и позволяет их классифицировать.

3. ЧАСТНОЕ И ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО

Характеристика системы права была бы неполной без рассмотрения вопроса о делении права на частное и публичное.

Это деление, имеющее принципиальное значение, сложилось в юридической науке и практике давно, его проводили еще римские юристы. Сейчас оно в той или иной форме существует во всех развитых правовых системах. Правда, в некоторых странах деление словесно выражается иначе. Например, в английском праве различаются общее право и право справедливости. Не столь четко оно выражено в юриспруденции США. Однако сама идея двух срезов права сохраняется везде.

Суть указанного разделения состоит в том, что в любом праве есть нормы, призванные обеспечивать прежде всего общезначимые (публичные) интересы, т.е. интересы общества, государства в целом (конституционное право, уголовное, процессуальное, административное, финансовое, военное) и нормы, защищающие интересы частных лиц (гражданское право, трудовое, семейное, торговое, предпринимательское, кооперативное и т.д.).

Публичное право связано с публичной властью, носителем которой является государство. Частное право “обслуживает” в основном потребности частных лиц (физических и юридических), не обладающих властными полномочиями и выступающих в качестве свободных и равноправных собственников.

В основе этой градации лежат две в известной мере самостоятельные сферы социальных отношений, иными словами, – предмета правового регулирования. Публичное право – это область государственных дел, а частное право – область частных дел.

Частное право связано в первую очередь с возникновением и развитием института частной собственности и теми отношениями, которые зарождаются на его основе.

Частное право – это совокупность правовых норм, охраняющих и регулирующих отношения частных собственников в процессе производства и обмена, их интересы как свободных субъектов рынка.

Публичное право составляют нормы, закрепляющие и регулирующие порядок деятельности органов государственной власти и управления, формирования и работы парламентов, других представительных и правительственных учреждений, осуществления правосудия, борьбу с посягательствами на существующий строй.

Разумеется, указанные функции в конечном счете тоже отвечают интересам всех. Поэтому частное право не может существовать без публичного, ибо последнее призвано охранять и защищать первое. Частное право опирается на публичное, без которого оно могло бы быть обесценено. В общей правовой системе они тесно взаимосвязаны и их разграничение до некоторой степени условно.

Советская правовая доктрина не только не признавала концепцию частного права, но и всячески критиковала и отвергала ее как несовместимую с природой “социалистического строя”, где безраздельно господствует общественная, и прежде всего государственная, собственность, функционирует плановая экономика.

В настоящее время, когда признана и законодательно закреплена частная собственность, когда Россия взяла курс на рыночные отношения, легализация частного права стала естественной и неизбежной. Без этого условия невозможно формирование гражданского общества, правового государства, стимулирование частнопредпринимательской деятельности.

Анализ мирового опыта показывает, что рассматриваемый институт играл и играет позитивную роль в налаживании и поддержании разумного баланса социальных интересов, более гибком опосредовании динамично развивающихся общественных отношений, защите и реализации прав и свобод человека. Было бы неправильно отказываться от этого опыта. Частное право – основа предпринимательства, рыночной экономики.

В России принят новый Гражданский кодекс, который сориентирован на рыночные отношения, равенство всех форм собственности, отражает идеи гражданского общества. Государство сознательно ограничивает свое “присутствие” в сфере хозяйственных отношений, оно устанавливает лишь общие основы свободной конкурентной экономики.

4. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОТРАСЛЕЙ РОССИЙСКОГО ПРАВА

Правовые отрасли – основные наиболее крупные структурные подразделения системы права, регулирующие соответственно и наиболее обширные сферы (области) общественных отношений. Каждая отрасль имеет свою специфику, свой предмет и метод, занимает особое положение в общей системе, отличается от других отраслей и тем самым доказывает и оправдывает свое право на самостоятельное существование.

1. Конституционное право. Это первая и ведущая отрасль, определяемая как совокупность юридических норм и институтов, опосредующих наиболее важные, исходные государственные отношения. В круг ее “ведения” входят такие вопросы, как формирование и структура представительной, исполнительной и судебной власти, принципы их деятельности, политическая система, экономическая основа, формы собственности, федеративное устройство, административно-территориальное деление, избирательная система, правовое положение (статус) граждан, их права, свободы и обязанности, общественный строй и др.

Главным нормативным актом этой отрасли, естественно, является Конституция (Основной Закон) государства, выступающая основополагающей базой для всего текущего правотворчества. Исходные государственные отношения - предмет данной отрасли. Методом же выступает главным образом учредительно-закрепительный в сочетании с общим (базовым) регулированием без установления конкретных санкций за нарушения, хотя многие конституционные нормы имеют прямое действие.

2. Административное право. Регулирует сферу управленческой, исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов, общественных организаций и должностных лиц (правительства, министерств, ведомств, президентских структур, предприятий, учреждений, местных администраций). Для осуществления своих оперативных функций все субъекты указанной деятельности наделяются необходимыми полномочиями, компетенцией. Объектами управления выступают экономика, наука, культура, образование, здравоохранение, оборона, правопорядок, охрана прав граждан и т.д. Основной метод – власть и подчинение, императивные приказы, указания, иерархия и субординация по службе, ответственность за порученный участок.

3. Финансовое право. Предмет данной отрасли – финансовые отношения (формирование и использование госбюджета, денежное обращение, банковские операции, кредиты, займы, налоги). Субъектами этих отношений выступают все юридические и физические лица. Нормы финансового права тесно связаны с государственным и административным правом, так как сферы этих трех отраслей во многом переплетаются. Финансовая деятельность в значительной мере носит исполнительно-распорядительный характер. Методы регулирования - контроль, ревизия, властные предписания. Однако в условиях перехода к рынку все более раздвигаются рамки самостоятельности, возникла система коммерческих банков.

4. Земельное право. Отрасль призвана регулировать вопросы землепользования и землеустройства, сохранения и распределения земельного фонда, определения правового режима различных видов земли в соответствии с их административно-хозяйственным назначением (государственные, колхозные, фермерские, арендные, городские и т.д.). Подотраслями данной отрасли выступают лесное право, водное и горное. Основной нормативный акт – Земельный кодекс. Методы регулирования – дозволения, разрешения, запреты.

5. Сельскохозяйственное право. Регулирует порядок организации и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств, колхозов, акционерных обществ, арендаторов, их взаимоотношения с другими субъектами (госорганами, предприятиями, учреждениями, членами самих этих хозяйств); порядок использования и оплаты труда, распределения доходов; отражает особенности сельскохозяйственного производства.

Колхозные общественные отношения имеют свою специфику, связанную с тем, что колхозы – не государственные организации, многое в них основано на саморегуляции, самоуправлении. Право опосредствует эти отношения не императивными, а главным образом диспозитивными методами (а также закреплением, охраной, рекомендациями, содействием, помощью и т.д.). Основные нормативные акты – Примерный устав сельскохозяйственной артели и уставы конкретных колхозов, законодательство о собственности, аренде и др.

6. Трудовое право. Предмет данной отрасли – сфера трудовых отношений (форма рациональной организации труда, его оценка и оплата, определение тарифных ставок, разрядов, окладов, норм выработки; рабочее время, отпуска; прием на работу и увольнение; порядок заключения трудовых соглашений). Субъектами трудовых отношений выступают рабочие и служащие, государственные, общественные и кооперативные организации, профсоюзы. Метод регулирования – поощрение, стимулирование, придание соответствующим договорам нормативного значения.

7. Гражданское право. Наиболее крупная отрасль, регулирующая обширную область имущественных и личных неимущественных отношений (имя, честь, достоинство, авторство). Весь гражданский оборот, хозяйственная деятельность предприятий, организаций, учреждений и граждан осуществляются на основе норм гражданского права (владение, пользование и распоряжение собственностью, ее приобретение и отчуждение, купля, продажа, дарение, наследование, передача в аренду, на хранение, в залог; пересылка, транспортировка, взаимные поставки сырья и продукции производителями и потребителями).

Однако не все имущественные отношения регулируются гражданским правом, а только такие, в которых стороны юридически равны (истец – ответчик; должник – кредитор; заказчик – подрядчик) и которые не строятся по принципу власти и подчинения, как это имеет место в административном, финансовом, земельном праве. Последние также регламентируют в известных пределах имущественные отношения, но с помощью иных методов.

В силу своей обширности и комплексности гражданское право как отрасль имеет многочисленные подотрасли: право собственности и другие вещные права, обязательственное право, личные неимущественные права, право на результаты творческой деятельности, наследственное право. Основной нормативный акт – Гражданский кодекс РФ. Некоторые юридические институты кодифицированы (Кодекс торгового мореплавания, Воздушный кодекс, Устав железных дорог). В условиях становления рыночных отношений роль гражданского права возрастает. Главный метод регулирования – метод юридического равенства сторон.

8. Семейное право. Примыкает и тесно связано с гражданским правом. Тем не менее это самостоятельная отрасль, регулирующая порядок заключения и расторжения брака, отношения между супругами, родителями и детьми, вопросы патронирования, усыновления, опеки и попечительства, имущественного положения членов семьи, их взаимных прав и обязанностей. Основной нормативный акт – Кодекс о браке и семье. Ведущие методы – равенство сторон и диспозитивный.

9. Уголовное право. Совокупность норм, определяющих, какие общественно опасные (вредные) действия и поступки следует считать уголовно наказуемыми; правомочия компетентных органов по отношению к лицам, совершившим преступления, основания и условия привлечения их к ответственности; принципы карательной политики государства, виды и систему санкций, составы конкретных деяний, формы и степень вины и т.д. Основной нормативный акт – Уголовный кодекс. Метод регулирования – императивно-запретительный.

10. Уголовно-исполнительное право. Включает в себя нормы, регламентирующие порядок отбывания наказания лицами, осужденными судом к лишению свободы, а также деятельность соответствующих государственных органов и учреждений по перевоспитанию правонарушителей в местах заключения. Уголовно-исполнительное право является как бы продолжением уголовного права, что дает основание некоторым ученым считать УИП подотраслью уголовного права. Однако, по мнению большинства специалистов в данной области, это все же самостоятельная отрасль, имеющая свой предмет, своих субъектов и свой специфический метод регулирования - воспитание, поощрение в сочетании с методом власти и подчинения. Основной нормативный акт – Уголовно-исполнительный кодекс.

11. Уголовно-процессуальное право. Отрасль, регулирующая деятельность суда, прокуратуры, органов предварительного следствия и дознания по раскрытию и рассмотрению уголовных дел, определяет процессуальные формы этой деятельности, права и обязанности участвующих в ней субъектов (подследственных, подсудимых, свидетелей, потерпевших, экспертов, представителей обвинения и защиты), их правовое положение. Основополагающий нормативный акт – Уголовно-процессуальный кодекс. Ведущие методы регулирования – императивный и метод равенства сторон, которые тесно взаимосвязаны между собой.

12. Гражданско-процессуальное право. Совокупность норм, регулирующих деятельность органов правосудия и других участников процесса при разрешении споров о праве гражданском, а также по трудовым, семейным, личным, финансовым и иным делам. В гражданском процессе действуют в основном те же субъекты, что и в уголовном. Различия заключаются в предмете и методах регулирования. В состав данной отрасли входят также нормы, регламентирующие работу арбитражных и нотариальных органов. Главный нормативный акт – Гражданско-процессуальный кодекс. Строгое соблюдение всех процессуальных норм служит важной гарантией реализации норм материальных.

В литературе выделяются также комплексные отрасли: хозяйственное право, природоохранительное (экологическое), военное, торговое, прокурорско-надзорное и другие, соединяющие в себе разнородные нормы и институты, регулирующие соответственно сложные, “конгломеративные” отношения. Кроме того, в настоящее время формируются новейшие правовые отрасли, вызванные развитием современного научно-технического прогресса: космическое право, атомное, компьютерное и др.

Международное право не входит ни в одну национальную систему права, поэтому ни одно государство мира не может считать его своим. Оно занимает особое (наднациональное) место, поскольку регулирует не внутригосударственные, а межгосударственные отношения. В нем выражается коллективная воля народов, выступающих субъектами данного права. Его нормы и институты закрепляются в различных международных договорах, соглашениях, уставах, конвенциях, декларациях, документах ООН. Эти акты определяют взаимные права и обязанности государств – участников мирового сообщества, принципы их взаимоотношений, поведение на международной арене.

Россия признала приоритет международного права над внутригосударственным, особенно в гуманитарной области (права человека, правосудие, свобода личности, информации и т.д.). В Конституции РФ записано, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ст.15 ч.4).

Заметим, что международное право является, как сказано в Конституции, составной частью российской правовой системы, но это не значит, что оно входит в систему права РФ в качестве самостоятельной отрасли. Да и в правовую систему оно включается не в полном объеме, а лишь в той мере, в какой выступает источником права страны и не противоречит ее национальным интересам. Речь идет прежде всего о таких нормах, которые направлены на поддержание правопорядка и стабильности в мире.

Лекция 9. ЗАКОННОСТЬ И ПРАВОПОРЯДОК

Понятие и требования законности. Гарантии законности. Понятия правопорядка.

1. ПОНЯТИЕ И ТРЕБОВАНИЯ ЗАКОННОСТИ

Несмотря на то, что в теории государства и права определению законности уделяется значительное внимание, единства мнений в данном вопросе нет. В литературе законность определяется как всеобщий принцип поведения, как принцип деятельности государства, как общественно-политический режим, как принцип права, как претворение в жизнь норм участниками правовых отношений, как конституционная обязанность правомерного поведения субъектов права и др.

Такая множественность определений не должна смущать. Законность сложное явление, имеющее очень много сторон.

Наибольший интерес представляет определение законности как государствоведческой категории, поскольку неисполнение законов органами государства и его должностными лицами превращает ее в фикцию. Она подрывается самым непосредственным образом. Другие субъекты права подорвать законность не могут.

Среди юристов, рассматривающих законность именно в данном качестве, также нет единства в определении ее понятия. Если все они отмечают, что законность – это основное начало, на котором построена политика в области государственного строительства, важнейший принцип поведения, выражающийся в том, что все без исключения органы государственной власти и управления должны в своей деятельности руководствоваться требованиями закона, осуществлять ее только на основе и во исполнение закона, в рамках, очерченных им, то в том, что касается содержания законности, объема нормативной базы и круга субъектов, они расходятся.

Обоснованной представляется точка зрения, согласно которой нормативную базу законности составляют не только нормы законов, но и подзаконных актов, если последние приняты на основании и во исполнение законов. Законами ограничиваться нельзя, ибо по сложившейся практике правотворчества они в большинстве случаев не являются актами прямого действия. Но даже, если бы все законы и были таковыми, нельзя исключать вероятность возникновения потребности в обеспечении точной реализации воли законодателя посредством издания соответствующего подзаконного нормативного акта.

В отношении субъектов законности как принципа деятельности государства следует сказать, что к ним относятся только государственные органы и их должностные лица. Что касается граждан и их объединений, то они не входят в структуру государства, а поэтому и не могут быть субъектами законности как принципа его функционирования.

О содержании законности. Анализ приводимых в литературе дефиниций, вне зависимости от аспекта рассмотрения законности, позволяет выделить три основных концептуальных подхода к разработке ее определения:

1. Рассмотрение содержания законности через систему нормативных требований (законность – требование соблюдения законов).

2. Рассмотрение содержания законности через процесс осуществления нормативных требований (законность – безусловное и точное соблюдение законов).

3. Рассмотрение содержания законности через процессы издания норм права и их выполнения (законность – это издание законов и основанных на них подзаконных нормативных актов и безусловное их выполнение).

Имея в виду первый из отмеченных выше концептуальных подходов к содержанию законности, следует сказать, что само по себе требование соблюдения закона, взятое в отрыве от практики реализации субъектами своих полномочий, превращается просто в формальный долг. Кроме того, понимание законности как требования исполнения норм закона ведет к отождествлению ее с законодательством. Ведь закон всегда содержит в себе определенные требования.

Неудачным представляется и взгляд на законность как на процесс соблюдения норм. Авторы, стоящие на этой позиции, неизбежно приходят к отождествлению законности и правопорядка.

Нельзя признать удачным и утверждение, что законность – это, во-первых, издание, во-вторых, безусловное исполнение юридических предписаний. Правотворчество – это все-таки самостоятельное правовое явление, характеризующееся своими специфическими чертами и закономерностями. Суть его состоит не в соблюдении законов, а в их совершенствовании и создании новых норм. К этому можно добавить, что законность весьма активно воздействует на правотворчество, в частности, обеспечивает его соответствие конституционному и текущему законодательству, создает условия для выработки наиболее эффективных юридических норм.

Сказанное дает основание говорить о необходимости преодоления рамок приведенных концептуальных подходов, поиска иных решений в вопросе выработки определения законности.

Отметим, что законность как правовое явление охватывает сферу между требованиями норм законодательства и практической деятельностью по их осуществлению и как бы включает в себя соотношение между первым и вторым. Но это означает лишь одно, что законность может выступать показателем правомерности поведения. Сделав такой вывод, мы должны выявить требования, реализация которых обеспечит правомерное поведение исполнителей.

Эти требования должны предъявляться субъектам во всех областях правовой действительности, а именно: в области правосознания (правовая идеология и правовая психология) и юридической практики (правотворчество и правореализация). В связи со сказанным можно вычленить следующие сферы бытия законности (выражения ее требований): идеологическую, психологическую, правотворческую и правореализующую.

При решении вопроса о требованиях законности в каждой из названных сфер, необходимо исходить из двух групп присущих ей закономерностей: внутренних и внешних. Внутренние закономерности дают представление о структуре законности как правовом явлении, внешние – указывают на ее функциональные связи с другими явлениями базиса и надстройки.

Идеологическая сфера или сфера правовой идеологии включает взгляды и представления людей на сущность и роль законности в общественной жизни, систему идей – требований, которые, будучи выражены в форме понятий, раскрывают ее содержание, характеризуют отдельные ее стороны.

К структурным идеологическим требованиям законности относятся: верховенство закона в системе правовых актов, всеобщность законности, единство законности, недопустимость противопоставления законности и целесообразности, неотвратимость ответственности за правонарушение.

Функциональные требования законности в свою очередь состоят в связях с экономикой, политикой, демократией, культурой.

Отсюда ясно, что структурные требования законности являются ее основными требованиями, так как устанавливают качественную определенность данного правового образования; функциональные – отражают зависимость внутреннего содержания законности от внешних факторов, влияющих на ее укрепление или ослабление, в зависимости от присущих этим факторам характеристик в тех или иных конкретных условиях.

Психологическая сфера или сфера правовой психологии охватывает чувства, эмоции, переживания, настроения людей по поводу необходимости соблюдения законов и основанных на них нормативных актов, практики реализации предоставленных им прав и возложенных на них обязанностей, правоприменительной деятельности государственных органов и их должностных лиц, мероприятий по укреплению законности, дисциплины, организованности и т.д.

С точки зрения законности чувственно-эмоциональная сфера представляет интерес лишь в той мере, в какой позволяет изыскать возможность для оказания воздействия на личность в целях побуждения ее действовать правомерно. Это предполагает рассмотрение чувств, эмоций, переживаний, настроений человека в контексте формирования “социально-психологического механизма” правомерного поведения. Требования, вытекающие из необходимости формирования названного механизма, и будут психологическими требованиями законности. Последние различаются в зависимости от уровня отдельной личности и той или иной их общности.

На уровне психологии индивида требования законности (а следовательно, и требования формирования “социально-психологического механизма” правомерного поведения) состоят в адекватном усвоении правовой информации, выработке правовых интересов, мотивов, чувств, установок, ориентаций, принятии правильного правового решения[49]. На уровне психологии социальной общности речь должна идти о следующих требованиях законности: утверждение высокого общественного престижа права; господство убежденности в необходимости общепринятых стандартов поведения в правовой действительности, решения возникающих правовых вопросов только в рамках действующего законодательства, уважительного отношения ко всем без исключения субъектам права. Отмеченные требования целесообразно выразить в таких понятиях, как: “атмосфера законности” (для государства в целом) и “микросреда законности” (для малых групп людей, их коллективов, организаций, органов государства и подразделений государственных органов).

Представляется, что применительно к психологической сфере бытия законности в качестве ее основных (внутренних) требований следует рассматривать только те из них, которые относятся к личности, ибо именно от нее зависит непосредственная реализация права. Что касается требований, рассчитанных на социальные общности людей, то их следует рассматривать в качестве внешних требований законности, ибо в зависимости от своего воплощения на практике, они лишь положительно или отрицательно сказываются на готовности субъектов соблюдать право.

Правотворческая и правореализующая сферы бытия законности характеризуются реальными процессами и способами создания и осуществления законодательства. Требования, обращенные к процессам правотворчества и правореализации, можно назвать юридическими требованиями законности.

По отношению к процессу правотворчества основные юридические требования предполагают отражение в нормативных актах социально полезных целей; обеспечение их достижения адекватными средствами и методами; обеспечение равных прав, обязанностей и ответственности участников правовых отношений. Реализация названных требований позволит разработать справедливые нормативные акты.

Далее необходимо обеспечить: соответствие создаваемых нормативных актов нормативным предписаниям высшей по сравнению с ними юридической силы, издание научно обоснованных, эффективных нормативных актов, соблюдение установленной процедуры разработки и издания нормативных актов, постоянное их совершенствование в соответствии с меняющимися условиями жизни.

По отношению к правореализации основные юридические требования законности состоят в определении норм, адекватно описывающих ту или иную жизненную ситуацию, правильном толковании этих норм; выявлении путей наиболее целесообразной и справедливой их реализации.

Перечисленные требования являются основными внутренними требованиями законности, поскольку игнорирование любого из них ничего от законности не оставляет. Этим свойством не обладают такие, например, требования, как использование высокой законодательной техники; исключение противоречивых нормативных актов, обеспечение их стабильности и др. (для процесса правотворчества); использование оптимальной системы гарантий претворения норм законодательства в жизнь (для процесса правореализации). Нечеткое выполнение последних, хотя и скажется на уровне законности, однако не разрушит ее полностью. Это и позволяет отнести их к разряду требований, характеризующих внешние связи законности.

Все сказанное об основных идеологических, психологических и юридических требованиях законности подводит к выводу, что они представляют из себя систему. Данный вывод базируется на следующих посылках.

1. Совокупность рассматриваемых требований является отграниченным множеством взаимодействующих элементов. Признаками названного множества являются:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: