Лекция 7. Систематизация законодательства 7 страница

- наличие общей цели – претворение в жизнь выраженной в законодательстве воли;

- ориентация всей совокупности требований на правомерное осуществление законов и основанных на них нормативных актов;

- адресованность всем без исключения субъектам права;

- изъятие из системы любого из требований разрушает законность в целом;

- реальность выполнения требований проявляется в правомерном поведении субъектов права.

2. Основные требования законности имеют определенную структуру и организацию, а также ведущие взаимодействия между ними:

- структурность указанным требованиям придает их подразделение на идеологические, психологические и юридические в соответствии со сферами проявления законности;

- организация элементов в рамках всей совокупности основных требований достигается выдвижением единого основания, которое их объединяет, а именно: сохранение качественной определенности законности;

- ведущую роль между основными требованиями законности играют идеологические требования, определяющие общую направленность формирования социально-психологических предпосылок правомерного поведения личности и деятельности по созданию и непосредственной реализации законодательства.

3. Основные идеологические, психологические и юридические требования законности имеют единую функцию – придание деятельности субъектов права признака правомерности.

С учетом сказанного определение законности как государствоведческой категории должно нацеливать на системность в работе по ее укреплению, на использование в этих целях не только идеологических и правовых, но и психологических ресурсов, на реальное воплощение требований правомерного поведения в повседневной практике.

Как представляется, этим пожеланиям отвечает следующее определение: законность – это принцип деятельности государства, выражающийся в соответствии функционирования всех звеньев его аппарата и их должностных лиц системе идеологических, психологических и юридических требований правомерного поведения.

2. ГАРАНТИИ ЗАКОННОСТИ

Гарантия законности – это обусловленная закономерностями общественного развития система условий и средств, обеспечивающая процесс реализации законности и тем самым формирующая такую упорядоченность социальных отношений, которая способствует движению страны к состоянию демократии.

Гарантии законности выражают все многообразие и богатство связей, существующих в обществе. Поэтому в литературе их подразделяют на две группы: общие и специальные. К первому виду относятся экономические, политические, духовные гарантии; ко второму – собственно юридические гарантии.

Экономические гарантии:

- наличие различных форм и видов собственности;

- бескризисное развитие хозяйственного комплекса;

- высокий уровень занятости населения в общественно полезном труде.

Политические гарантии:

- наличие политической системы, обеспечивающей преодоление конфликтов в обществе и государстве, поддержание консенсуса;

- наличие демократического политического режима;

- наличие политических свобод;

- высокий уровень политической культуры субъектов политической жизни;

- многопартийность;

- легально действующая оппозиция.

Духовные гарантии:

- высокий уровень культуры общества;

- развитие национальных традиций;

- культивирование высоких моральных ценностей.

Общие гарантии составляют материальную базу использования специальных мер по охране законности. Вопрос о них непростой, имеет свои особенности. Являясь непосредственными способами защиты законности, они в то же время производны от первых, которые тем самым приобретают еще и качество предпосылок; специальные гарантии должны быть закреплены в нормативных актах.

Таким образом, юридические гарантии законности - это обусловленная особенностями экономического и общественного строя система условий и средств, закрепленных в действующем законодательстве и непосредственно направленных на обеспечение законности.

На основании изложенного можно сформулировать их общие черты: они обусловлены социально-экономическим и государственно-правовым развитием общества и природой законности; носят непосредственный и целевой характер; закреплены в действующем законодательстве; нормативно-юридической основой их применения является п р а в о.

В монографической и учебной литературе довольно подробно охарактеризован количественный и качественный состав специальных юридических гарантий законности. Укажем наиболее существенные из них:

а) полнота и эффективность юридических норм, которые адекватно отражают основные закономерности и тенденции развития общества;

б) высокий уровень контроля и надзора за реализацией законности, направленной на своевременное выявление, предупреждение и пресечение правонарушений;

в) эффективность мер юридической ответственности и защиты, ведущих к восстановлению нарушенных прав и обязанностей и оказанию воздействия на правонарушителей;

г) качественная работа компетентных органов власти по обеспечению законности в различных сферах жизнедеятельности общества;

д) постоянное совершенствование и улучшение юридической деятельности;

е) развитое правовое сознание и высокая правовая культура населения страны.

Совокупность вышеперечисленных условий и средств составляет систему гарантий. Сами по себе, в разрозненном виде, они малоэффективны. Их практический результат может быть достигнут только в комплексе с другими элементами единого механизма реализации идей и принципов законности, функционирование которого создает реальные предпосылки для формирования в обществе высокого уровня правопорядка – неотъемлемого “спутника” законности.

3. ПОНЯТИЕ ПРАВОПОРЯДКА

В различных энциклопедических словарях порядок толкуется как правильное, налаженное состояние, расположение чего-нибудь; правило, по которому совершается что-нибудь; существующее устройство; режим чего-нибудь.

В нашем контексте прилагательное правовой указывает на то, что правовой порядок образуется в связи с правом и базируется на нем. Следовательно, одной из предпосылок возникновения правопорядка можно считать юридическую норму и механизмы, обеспечивающие ее издание и претворение в жизнь. В этой связи для определения правопорядка решающее значение имеет понятие “право”.

В то же время анализируемая категория не сводится только к праву. Не менее важную роль здесь играет объяснение такого понятия, как законность, так как правопорядок – результат действия права и законности. Содержанием правопорядка является такая упорядоченность общественных отношений, которая выражается в правомерном поведении их участников, совершаемом в пределах правовых отношений.

Таким образом, правовой порядок – комплексное образование, отдельные части которого придают ему юридическую форму и определенность. К основным элементам правопорядка относятся:

1. Право и законность – его нормативно-юридическая основа.

2. Правомерное поведение, совершаемое субъектами в пределах правовых отношений, как фактический результат действия права и осуществления идей и требований законности – содержание правового порядка.

3. Участники правовых отношений, наделенные субъективными правами и юридическими обязанностями.

Такая конструкция правового порядка отражает структурные взаимосвязи экономического, политико-идеологического, нравственного, культурного и национального характера, которые могут быть в полной мере упорядочены и организованы только в условиях законности и на основе права. А его фактическое состояние – проявление уровня и эффективности правового регулирования общественных отношений.

С учетом изложенного можно выделить факторы, определяющие масштаб и социальное назначение правопорядка: его пригодность для общественного прогресса на основе справедливости; способность гарантировать основные права и свободы человека; возможность обеспечения и соблюдения групповых интересов, а также степень их упорядоченности посредством правовых форм.

Основные свойства правового порядка: выступает следствием функционирования права и законности; юридически оформляет фактически сложившуюся упорядоченность общественных отношений как итог действия норм права; организует социальные отношения, выраженные только через правомерное поведение их участников; пределы его функционирования обусловлены содержанием конкретного вида правовых отношений; охраняется государством; носит объективный характер.

Правовой порядок – основанная на праве и сложившаяся в результате осуществления идей и требований законности такая упорядоченность общественных отношений, которая выражается в правомерном поведении их участников.

Отсюда вывод: правопорядок имеет ярко выраженную социально-правовую природу, которая определяется сознательной волевой деятельностью человека, приобретающей посредством регулирующего воздействия юридических норм черты упорядоченности, и характеризуется правомерным поведением участников общественных отношений. Но для более полного выявления его содержания необходимо одновременно прояснить ход целенаправленного формирования общественного порядка.

Термин “общественный порядок” употребляется в литературе и действующем законодательстве не менее часто, чем правовой. Его анализ позволяет сформулировать следующее определение.

Общественный порядок – обусловленная закономерностями социального развития система правил и институтов, обеспечивающая упорядоченность общественных отношений и придающая им определенную организационную форму.

Такое понятие имеет двоякий смысл: в широком – оно идентично общественному строю и означает совокупность всех правил, регламентирующих протекающие в обществе процессы и отношения между его отдельными частями; в узком – институты и нормы, определяющие положение индивида и социальных групп в обществе в той мере, в которой это обусловлено их интересами и закономерностями развития самого общества, а также научно обоснованные отношения между членами общества и его структурными элементами.

В данном случае речь прежде всего идет о реализации принципа справедливости посредством установления общественного порядка. Это позволяет свести к минимуму социальные конфликты, объективно обусловленные различными экономико-политическими интересами населения страны.

Перед общественным порядком ставятся задачи: обеспечение социального мира и справедливости; защита всех слоев общества от негативных последствий; гарантированность таких социально-экономических условий жизни народа, благополучие которого будет только возрастать; гуманизация всех сфер жизнедеятельности общества.

Между общественным и правовым порядком существует тесная взаимосвязь, которая выражается в их обусловленности закономерностями и целями общественного развития, единой социальной природой; государственной охраной. Эти понятия представляют собой фактически сложившийся результат упорядоченности общественных отношений; имеют юридическую форму выражения и носят нормативный характер.

В то же время между ними есть и различия. Прежде всего у них разная социально-нормативная основа: если для общественного порядка требуется вся совокупность существующих в обществе правил и институтов, их обеспечивающих, то для правопорядка – право и законность. Они не совпадают также по своему генезису (происхождению): правопорядок возник позже, вместе с государством и правом; по-разному обеспечиваются; правопорядок и общественный порядок соотносятся как часть и целое.

С учетом изложенного можно сформулировать две главные задачи, которые решаются посредством общественного и правового порядка – обеспечение эффективного поступательного развития общества; целенаправленная координация всех видов общественных отношений в интересах реализации идеи социальной справедливости.

Лекция 10. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА

Формы реализации права. Применение права как особая форма его реализации.

Стадии правоприменительного процесса. Акты применения права: понятие и виды. Пробелы в праве и пути их преодоления в практике применения. Аналогия закона и аналогия права. Юридические коллизии и способы их разрешения.

1. ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА

Социальное назначение права состоит в том, чтобы регулировать поведение людей. Однако установленные государством правовые нормы не могут выполнять регулирующей роли без сложного механизма их реализации.

Под реализацией права понимают претворение, воплощение предписаний юридических норм в жизнь путем правомерного поведения субъектов общественных отношений (государственных органов, должностных лиц, общественных организаций и граждан).

Реализация права всегда связана только с правомерным поведением людей, т.е. таким поведением, которое соответствует правовым предписаниям. В одном случае это активные положительные действия (использование права или исполнение обязанности); в другом – это бездействие субъектов (воздержание от совершения противоправных действий). Следовательно, правомерное поведение субъектов общественных отношений реализует норму права, неправомерное – нарушает.

Правовые нормы реализуются в различных формах. Это обусловливается рядом обстоятельств: а) разнообразием содержания и характера общественных отношений, регулируемых правом; б) различием средств воздействия права на поведение людей; в) спецификой содержания норм права; г) положением того или иного субъекта в общей системе правового регулирования, его отношением к юридическим предписаниям; д) формой внешнего проявления правомерного поведения.

В литературе классификация форм реализации права проводится по различным основаниям.

По субъектному составу различают индивидуальную и коллективную формы реализации. Некоторые правовые требования нельзя провести в жизнь иначе, как объединяясь друг с другом, выступая коллективным субъектом права.

По характеру действий субъектов, степени их активности и направленности выделяют соблюдение, исполнение, использование и применение.

Соблюдение норм права имеет место тогда, когда субъекты воздерживаются от совершения действий, запрещаемых правом. Это пассивная форма поведения субъектов в сфере правового регулирования. В этой форме реализуются запрещающие нормы.

Исполнение норм права происходит, когда субъекты исполняют возложенные на них юридические обязанности. В этих случаях они действуют активно. В данной форме реализуются обязывающие нормы права.

Использование норм права происходит тогда, когда субъекты по своему усмотрению, желанию используют предоставленные им права. В отличие от соблюдения и исполнения, связанных с реализацией запретов и юридических обязанностей, использование представляет собой совершение дозволенных правом действий. Путем использования реализуются управомочивающие нормы.

Эти три формы реализации права, в ходе которых юридические нормы претворяются в жизнь непосредственно действиями самих субъектов общественных отношений, принято называть формами непосредственной реализации права. В таких формах реализуются многие нормы права, но не все.

Есть немало случаев, когда соблюдение, исполнение и использование оказываются недостаточными для обеспечения полной реализации юридических норм и требуется вмешательство в этот процесс компетентных органов, наделенных государственно-властными полномочиями.

2. ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВА КАК ОСОБАЯ ФОРМА ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ

Применение права – одна из форм государственной деятельности, направленная на реализацию правовых предписаний в жизнь.

Путем применения права государство в своей деятельности осуществляет две основные функции: а) организацию выполнения предписаний правовых норм, позитивное регулирование посредством индивидуальных актов; б) охрану и защиту права от нарушения.

На этом основании в литературе выделяют две формы применения права: оперативно-исполнительную и правоохранительную.

Оперативно-исполнительная форма применения права – это властная оперативная деятельность государственных органов по реализации предписаний норм права путем создания, изменения или прекращения конкретных правоотношений на основе норм права. Указанная форма деятельности есть основной способ организации исполнения положительных велений права.

Правоохранительная деятельность – это деятельность компетентных органов по охране норм права от каких бы то ни было нарушений. Цель правоохраны – контроль за соответствием деятельности субъектов права юридическим предписаниям, за ее правомерностью, а в случае обнаружения правонарушения – принятия соответствующих мер для восстановления нарушенного правопорядка, применения государственного принуждения к правонарушителям, создания условий, предупреждающих правонарушения.

Применение права как особая форма реализации отличается от соблюдения, исполнения и использования рядом характерных черт.

Во-первых, по своей сущности применение права выступает как организующая властная деятельность государства, посредством которой упорядочивается общественная жизнь.

Во-вторых, применение права осуществляется всегда в рамках конкретных правовых отношений. Правовое положение участников в подобных правоотношениях различно. Активная и определяющая роль принадлежит субъекту, обладающему в данном конкретном отношении властными полномочиями, он обязан использовать их на удовлетворение не своих собственных интересов, а интересов других участников правового отношения в направлении разрешения конкретной жизненной ситуации.

В-третьих, правоприменительная деятельность осуществляется в особых, установленных процессуальным законом формах. Это способствует укреплению законности и правопорядка в обществе, обеспечению защиты интересов личности.

В-четвертых, применение права как самостоятельная форма реализации – сложная, поскольку ее осуществление проявляется в сочетании с иными формами реализации (исполнением, соблюдением, использованием) и во взаимном проникновении друг в друга.

В-пятых, применение права – это не одноактное действие, а определенный процесс, имеющий начало и окончание и состоящий из ряда последовательных стадий реализации права (установление фактических обстоятельств дела, юридической основы дела и т.д.).

В-шестых, применение права сопровождается всегда вынесением индивидуального правового акта (акта применения права), исходящего от субъекта правоприменения.

Необходимость применения права в определенных сферах общественных отношений диктуется природой и характером этих отношений. В частности:

а) когда правоотношение не может появиться без властного веления государственного органа или должностного лица (призыв граждан на действительную военную службу, назначение пенсии и т.д.);

б) когда возникает спор о праве, и стороны сами не могут прийти к согласованному решению (раздел судом имущества), или существует препятствие для реализации субъективных прав и юридических обязанностей;

в) когда требуется официально установить наличие или отсутствие конкретных фактов и признать их юридически значимыми. Только в судебном порядке, например, можно признать гражданина умершим или безвестно отсутствующим;

г) когда общественное отношение в силу его особой социальной или личной значимости должно пройти контроль со стороны соответствующих органов государства с целью проверки его правильности и законности (регистрация избирательной комиссией кандидата в депутаты, регистрация автотранспорта в органах ГАИ, нотариальное удостоверение купли-продажи домостроения и т.д.);

д) когда совершено правонарушение и лицо привлекается к юридической ответственности.

Под применением права следует понимать осуществляемую в специально установленных законом формах государственно-властную, организующую деятельность компетентных органов по реализации норм права в конкретном случае и вынесении индивидуально-правовых актов (актов применения права).

3. СТАДИИ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Применение права – единый и вместе с тем сложный процесс, имеющий начало и окончание. Он состоит из нескольких логически связанных друг с другом стадий, в рамках каждой из которых разрешаются конкретные организационные и исследовательские задачи по реализации права.

В юридической литературе нет единства мнений о количестве стадий правоприменения. Разные авторы называют неодинаковое число. Наиболее убедительным представляется мнение о трех основных стадиях процесса применения права:

- установление фактической основы дела;

- установление юридической основы дела;

- принятие решения по делу.

Установление фактической основы дела. Применение права связано с конкретными жизненными обстоятельствами, образующими в своей совокупности фактическую основу разрешаемого дела. Поэтому процесс применения права всегда начинается с установления и исследования фактических обстоятельств дела, являющихся его фактической основой, в отношении которой и применяется юридическая норма.

В ходе этой стадии устанавливаются и исследуются только те факты и обстоятельства, которые предусмотрены нормой права и являются юридически значимыми – правомерными либо неправомерными, поскольку право не может применяться к обстоятельствам, не имеющим юридического характера.

Установление и анализ фактических обстоятельств, необходимых в дальнейшем для разрешения дела, осуществляются не любыми доступными средствами, а при помощи юридических доказательств, фактов (предметов, показаний свидетелей и очевидцев, документов, заключений сведущих лиц и т.д.), добытых в установленных законом формах и порядке.

Всестороннее и полное исследование фактических обстоятельств, собранных в соответствии с требованиями закона, способствуют достижению объективной истины по делу и правильному принятию решения.

Установление юридической основы дела. На этой стадии правоприменительного процесса дается правовая квалификация (юридическая оценка) установленным фактическим обстоятельствам дела, т.е. решается вопрос, какая норма права распространяется на данный случай, подпадает ли этот факт под ее действие.

Установление юридической основы дела начинается с выбора нормы права, подлежащей применению. При этом полномочный орган вначале определяет отрасль права, регулирующую подобные отношения, а затем в этой отрасли отыскивает юридический институт и конкретную норму, распространяемую на данный жизненный случай.

После этого осуществляется проверка выбранной нормы на предмет ее действия во времени, пространстве и кругу лиц. В частности, устанавливают:

а) действует ли она на момент разрешения конкретного дела;

б) действует ли она на той территории, где решается дело;

в) распространяется ли ее действие на субъектов, являющихся участниками возникающего правоотношения.

Здесь же необходимо руководствоваться общим положением – "закон обратной силы не имеет", согласно которому нельзя применять норму права, хотя и действующую в данный момент, но которой не было, когда рассматриваемые отношения возникли или прекратились. Нельзя также применять норму, не вступившую в законную силу.

При установлении юридической основы дела иногда обнаруживается, что один и тот же случай регулирует две или более действующие нормы несовпадающего или даже противоречивого характера. Иными словами, налицо коллизия правовых норм, которую необходимо разрешить на этой стадии.

Наконец, осуществляя проверку выбранной нормы, необходимо установить подлинный ее текст. Для этого следует пользоваться официальным текстом нормативного акта, опубликованным в официальных источниках, например, в "Собрании законодательства Российской Федерации", "Российской газете", кодексах.

Принятие решения по делу – завершающая и вместе с тем основная стадия процесса применения права, в ходе которой осуществляется применение права в собственном смысле слова. На данной стадии властно распространяется действие применяемой нормы на факт, определяются права и обязанности конкретных субъектов.

Решение по делу сопровождается одновременно совершением полномочным органом (письменно или в иной форме) индивидуально-правового акта (акта применения права), являющегося юридическим фактом и служащим основой для возникновения правоотношения.

4. АКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРАВА: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ

Официальной формой и итогом выражения правоприменительной деятельности выступают акты применения права, посредством которых закрепляются решения компетентных органов по конкретному юридическому делу. Эта разновидность правовых актов характеризуется определенными специфическими чертами, из которых основными, на наш взгляд, можно назвать следующие.

Во-первых, акт применения права – это решение по конкретному делу официального компетентного органа, которого государство уполномочило на реализацию права в определенных сферах общественных отношений.

Во-вторых, акт применения права содержит государственно-властное веление, обязательное для соблюдения и исполнения всеми, кому оно адресовано, и обеспечиваемое силой государства.

В-третьих, акт применения права имеет определенную установленную законом форму.

В-четвертых, акт применения права направлен на индивидуальное регулирование общественных отношений. В нем строго индивидуализируются (персонифицируются) субъективные права и юридические обязанности конкретных лиц, исходя из определенной жизненной ситуации. Акт применения прав регулирует не вид общественных отношений, а единичное, конкретное отношение.

С учетом изложенного можно сформулировать понятие акта применения права. Акт применения праваэто официальное решение компетентного органа по конкретному юридическому делу, содержащее государственно-властное веление, выраженное в определенной форме и направленное на индивидуальное регулирование общественных отношений.

Акты применения права следует отличать от других правовых актов, в частности от нормативно-правовых. Это отличие состоит в следующем:

1. Нормативно-правовой акт носит общий характер, регулирует определенный вид общественных отношений, обращен ко многим лицам, действует до тех пор, пока его не отменят. Акт применения права носит индивидуальный характер, регулирует конкретное общественное отношение, обращен к конкретным лицам, его действие распространяется на конкретный случай.

2. Нормативно-правовой акт устанавливает, изменяет или отменяет нормы права. Акт применения права этого делать не может. Он претворяет, реализует общие предписания нормативного акта в жизнь, выступая необходимым средством перевода общеобязательных нормативных предписаний в сферу конкретных жизненных ситуаций и применительно к конкретным людям.

Классификация правоприменительных актов на виды может проводиться по различным основаниям:

1. По субъектам, осуществляющим применение права, акты подразделяются на: а) акты государственных органов и общественных организаций; б) акты главы государства – Президента РФ; в) акты федеральных органов власти и управления; г) акты органов власти и управления субъектов Российской Федерации; д) акты органов правосудия; е) акты органов прокуратуры; ж) акты органов надзора и контроля; и) акты коллегиальные и единоличные.

2. По предмету правового регулирования, т.е. по отраслям применяемых норм различают: а) акты конституционно-правовые; б) акты административно-правовые; в) акты уголовно-правовые; г) акты применения материального и процессуального права.

3. По форме правоприменительной деятельности можно выделить: а) акты исполнительные, связанные с применением диспозиции нормы права, имеющей дозволяющее содержание, и призванные наиболее эффективно регулировать многообразные проявления правомерного поведения; б) акты правоохранительные, связанные с реализацией правовых санкций за совершенное правонарушение, а также с применением мер по их предупреждению.

4. По функциональному признаку, т.е. по их месту в механизме правового регулирования, выделяют два вида:

а) акты-регламентаторы, определяющие субъектов конкретного отношения; указывающие объем их субъективных прав и юридических обязанностей; предусматривающие моменты возникновения конкретного правоотношения, условия его развития и прекращения;

б) правообеспечительные акты, которые также выполняют известную роль в индивидуальном регламентировании общественных отношений. Но это не основное их назначение. Функции актов этого вида состоят главным образом в том, чтобы на основе властных полномочий компетентных органов обеспечить реализацию правоотношений.

5. По форме внешнего выражения акты применения права подразделяются на акты-документы и акты-действия.

Правоприменительный акт-документ – это правильно оформленное решение компетентного органа, составленное в письменном виде, поскольку требуется строгая определенность в фиксации, например, фактических обстоятельств расследуемого дела, применении мер государственного принуждения и т.д. Все это позволяет точно установить содержание акта, проверить законность и обоснованность его издания.

По структуре их можно разделить на акты-документы: а) включающие все четыре его составные части – вводную, описательную (констатирующую), мотивировочную и резолютивную (приговор или решение суда, другие юрисдикционные акты); б) состоящие из трех частей – вводной, описательной, резолютивной, что характерно для следственных и административных протоколов; в) содержащие две части – вводную и резолютивную (акты-разрешения на совершение определенных действий); г) не имеющие указанных разделов, за исключением резолютивной части (резолюции "утвердить", "оплатить", "исполнить" и т.п., наложенные должностным лицом на соответствующих документах).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: