Основная. Рис.24. Место прибыли в структуре стоимости товара

Рис.24. Место прибыли в структуре стоимости товара

Отсюда и два основных пути к повышению доходности:

1. Вложение капитала в наиболее выгодные сферы хозяйства с благоприятным соотношением товарного спроса и предложения и «хорошими» ценами.

2. Всемерное снижение издержек производства.

Чем выше цены и ниже издержки, тем более высока рентабельность производства.

5. Ценообразование и виды цен

Цена – денежное выражение стоимости товара, величина которой, в конечном счете, определяется общественно необходимыми затратами труда на его производство и реализацию. По определению К. Маркса, “цена есть денежное название общественного в товаре труда”.

Потребительная стоимость и должна находить свое количественное выражение в цене товара. Однако, т.к. проблема определения стоимости продукции не решена, то в практике ценообразования непосредственной количественной основой определения цены выступают себестоимость продукции и нормативы прибавочного продукта (нормативы рентабельности и налог с оборота). Это значит, что для расширенного воспроизводства цена должна возмещать все виды постоянно возобновляемых в ходе этого процесса денежных затрат:

- затраты на изготовление продукции (себестоимость) и ее реализацию (издержки обращения);

- затраты на создание новых основных фондов (кап. вложения) и обеспечение прироста оборотных фондов, соответствующего увеличению объемов производства;

- затраты на цели стимулирования работников и удовлетворение их социально-культурных потребностей (часть этих затрат финансируется за счет соответствующих фондов объединений и предприятий, но основная доля их возмещается за счет средств государственного бюджета, формируемых из отчислений предприятий сферы материального производства);

- затраты на воспроизводство природных ресурсов;

- затраты на поддержание обороноспособности страны и содержание государственного аппарата.

На уровне отрасли модель цены имеет вид:

,

где П – фиксированные или рентные платежи (там где установлены);

М – материальные затраты всех видов (включая амортизацию);

З – заработная плата работников отрасли;

Рз – норматив чистого дохода, включаемого в цены пропорционально величине заработной платы в виде отчислений в соцстрах;

ФРф – норматив чистого дохода, включаемого в цены пропорционально стоимости основных производственных и нормируемых оборотных средств;

Но – величина чистого дохода, реализуемого через цены в форме налога с оборота (в тех отраслях, где он установлен).

Существуют три основных вида цен на промышленную продукцию:

- оптовая цена предприятия;

- оптовая цена промышленности;

- розничная цена.

Оптовая цена предприятия возмещает ему все затраты на изготовление и сбыт продукции, обеспечивает определенный размер прибыли и используется между предприятием и сбытовыми организациями. Используется при определении объема реализованной продукции, прибыли и рентабельности.

Оптовая цена промышленности служит для расчетов сбытовых организаций с предприятиями-потребителями. Включает в себя кроме цены предприятия прибыль сбытовой организации и налог с оборота.

Налог с оборота - это часть прибыли предприятия, перечисляемая в бюджет. Взимается налог в соответствии с количеством реализуемой продукции, в процентах к оптовой или розничной цене продукции (обычно облагаются предметы потребления).

Розничная цена устанавливается на предметы потребления, которые продаются населению и включает помимо оптовой цены промышленности прибыль торговых организаций.

Условно структура цены может быть представлена следующим образом:

Себестоимость продукции Прибыль предприятия Налог на добавленную стоимость Акциз (по подакцизным товарам) Наценки посреднических организаций Торговые наценки
Оптовая цена предприятия    
Оптовая цена промышленности (рыночная цена)  
Розничная цена

Таким образом, основными элементами цены являются себестоимость, прибыль; поэтому для практики ценообразования важно правильно определить себестоимость продукции и объективную величину прибыли, используемой для платы за производственные фонды, для рентных платежей, уплаты процентов за кредит, отчислений в фонды развития предприятия и др.

Процесс ценообразования происходит поэтапно и зависит от стратегии деятельности фирмы (рис. 25).


Рис.25. Этапы процесса ценообразования

В зависимости от конкретных условий и целей предприятия используются различные методы расчета цен. Все их можно объединить в две группы:

- методы, основанные на затратном подходе;

- методы, основанные на “ценовом ценообразовании”.

Основной принцип первой группы методов заключается в прибавлении к издержкам производства определенной суммы прибыли.

Установление цены скважины производится одним из затратных методов, а именно, методом “стандартных издержек производства”. При этом методе затраты рассчитываются до начала процесса производства. Калькулирование себестоимости производится на основе установленных нормативов затрат сырья, топлива, материалов, амортизации и т.д., и в процентном отношении к издержкам добавляется прибыль.

Методы “целевого ценообразования”, основываясь на издержках производства, как исходном элементе расчетов, величину прибыли устанавливают индивидуально для каждого конкретного товара.

При этом применение новых методов основывается на анализе безубыточности производства и тесно связано с использованием системы учета прямых затрат “директкостинг”, которую иначе называют “системой управления себестоимостью”. Сущностью системы “директкостинг” является разделение затрат на производство на переменные и постоянные в зависимости от изменений объема производства.

На рис.26 представлено содержание основных этапов ценообразования.

В нефтедобывающей промышленности применяется система цен двух прейскурантов, соответствующих стадии добычи и реализации нефти: оптовые цены предприятий и оптовые цены промышленности.

Оптовые цены предприятий применяются для учета и планирования объемов производства продукции нефтедобывающих предприятий. По этим ценам осуществляются расчеты нефтедобывающих предприятий с предприятиями трубопроводного транспорта.

По оптовым ценам промышленности производятся расчеты поставщиков нефти со всеми потребителями – нефтеперерабатывающими заводами.

Цены на нефть устанавливаются по себестоимости продукции предприятий, находящихся в относительно худших условиях, причем одновременно для пребывающих в более благоприятных условиях предусматриваются рентные платежи в бюджет (т.е. прибыль, получаемая в связи с природными различиями отдельных нефтегазодобывающих районов).

В целях наибольшего приближения цен к уровню общественно необходимых затрат в них включены затраты на геолого-поисковые и геологоразведочные работы, являющиеся необходимым процессом подготовки промышленных запасов к разработке.

Оптовые цены промышленности на нефть утверждены на одном уровне для всех потребителей, что способствует выравниванию хозрасчетных условий предприятий, перерабатывающих нефть, и создает условия для установления единого уровня оптовых цен предприятий на нефтепродукты.

Оптовые цены на нефть дифференцированы в зависимости от степени ее подготовки и содержания в ней серы. Разница в ценах рассчитана с учетом дополнительных затрат, связанных с переработкой 1 т сернистой нефти по сравнению с малосернистой и процессом гидроочистки нефтепродуктов, полученных из этой нефти.

При отклонении содержания компонентов применяется система надбавок и скидок.

В строительстве нефтяных и газовых скважин ценой скважины является ее сметная стоимость:

.

 
 


Рис.26. Этапы процесса ценообразования

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования. Официальное издание. – М.: 1994.

2. Экономика, организация и планирование производства на предприятиях нефтяной и газовой промышленности./Шматов В.В., Малышев Ю.М., Тищенко В.Е. и др. – М.: Недра, 1990.

3. Экономика нефтегазоразведочных работ: Учеб. пособие для вузов. / Тищенко В.Е., Томашпольский Л.М., Дунаев В.Ф. и др.– М.: Недра, 1988.-359с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: