double arrow

Аудирование. План-конспект занятия по русскому языку на тему: Художественно-литературный стиль и его признаки

План-конспект занятия по русскому языку на тему: Художественно-литературный стиль и его признаки. Морфологические, лексические и синтаксические особенности стиля.

Литература

Задание на СРСП: 1) Выписать толкование слов глоссария.

Задание на СРС: Задание 2, 3, 4, 5, 6.

1 Ахмедьяров К.К. Русский язык: Учебное пособие для студентов казахских отделений университета (бакалавриат). – Алматы: КазНУ им. аль-Фараби, 2008. – 226 с.

2 Жаналина Л.К., Мусатаева М.Ш. Практический курс русского языка: Учебник. – Алматы: Print-S, 2005. – 529 с.

Цели:

1. Углубить понятие охудожественном стиле речи.

2. Добиться осознания студентами тесной взаимосвязи языка и общества, основных функций языка в обществе, которые будут способствовать правильному стилистическому использованию изученных конструкций в речи.

Запомните! Функциональный стиль – это разновидность литературного языка, выполняющая определённую функцию в общении.

Художественный стиль – это функциональный стиль речи, который употребляется в словесно-художественном творчестве.

Цель художественного стиля – воздействие с помощью созданных образов на чувства и на мысли читателей, слушателей. Чем ярче и правдивее образ, тем сильнее он воздействует на читателя.

На первый план в художественном тексте выходят эмоциональность и экспрессивность изображения.

Языковые особенности стиля:

1. Неоднородность лексического состава: сочетание книжной лексики с разговорной, просторечной, диалектной и т.п.

Вызрел ковыль. Степь на многие версты оделась колышущимся серебром. Ветер упруго принимал его, наплывая, шершавил, бугрил, гнал то к югу, то к западу сизо-опаловые волны. Там, где пробегала текучая воздушная струя, ковыль молитвенно клонился, и на седой его хребтине долго лежала чернеющая тропа.
Отцвели разномастные травы. На гребнях никла безрадостная выгоревшая полынь. Ночи истлевали быстро. По ночам на обугленно-черном небе, несчетные, сияли звезды; месяц - казачье солнышко, темнея ущербленной боковиной, светил скупо, бело; просторный Млечный Шлях сплетался с иными звездными путями. Терпкий воздух был густ, ветер сух, полынен; земля, напитанная все той же горечью всесильной полыни, тосковала о прохладе.
(М.А.Шолохов)

2. Использование всех пластов русской лексики в целях реализации эстетической функции.

Дарья нам минуту замешкалась и отказала:

- Нет, нет, я одна. Туды я одна.

Куда «туды» - она и близко не знала и, выйдя за ворота, направилась к Ангаре. (В. Распутин)

3. Активность многозначных слов всех стилевых разновидностей речи.

Бурлит река вся в кружеве белой пены. На бархате лугов алеют маки. На рассвете родился мороз. (М. Пришвин).

4. Большая предпочтительность использования конкретной лексики и меньшая – абстрактной.
Сергей толкнул тяжелую дверь. Под его ногой едва слышно всхлипнула ступенька крыльца. Еще два шага – и он уже в саду. Прохладный вечерний воздух был напоен дурманящим ароматом цветущей акации. Где-то в ветвях переливчато и тонко выводил свои трели соловей.

5. Широкое употребление эмоциональной и экспрессивной лексики, синонимов, антонимов.

Шиповник, наверное, с весны еще пробрался по стволу к молодой осинке, и вот теперь, когда время пришло справлять осинке свои именины, вся она вспыхнула красными благоуханными дикими розами. (М. Пришвин).

В Эртелевом переулке помещалось «Новое время». Я сказал «помещалось». Это не то слово. Царило, властвовало. (Г. Иванов)

6. Обилие глаголов. Писатель называет каждое движение (физическое и/или психическое) и изменение состояния поэтапно. Нагнетание глаголов активизирует читательское напряжение.

Григорий спустился к Дону, осторожно перелез через плетень астаховского база, подошел к прикрытому ставнями окну. Он слышал только частые удары сердца…Тихо постучал в переплет рамы… Аксинья молча подошла к окну, всмотрелась. Он увидел, как она прижала к груди руки и услышал сорвавшийся с губ ее невнятный стон. Григорий знаком показал, чтобы она открыла окно, снял винтовку. Аксинья распахнула створки. Он стал на завалинку, голые руки Аксиньи схватили его шею. Они так дрожали и бились на его плечах, эти родные руки, что дрожь их передалась и Григорию. (М.А. Шолохов «Тихий Дон»)

Задание 1. Прочитайте текст, определите его стилистическую принадлежность. Перескажите его.

Мой Абай…

Для таких титанов человеческого могущества, как Абай, трудно найти сравнения. Слова «гений», «классик», «великий» не могут вмещать в себя всю полноту их величия. Таким, как Абай, по­этическим пророкам тесна родная почва. Их простор – вся Планета!

Шекспиры, Байроны, Гете, Пушкины, Абаи вечны, как само время. Они современники каждого поколения! Слово «старение» несовместимо с их именами.

Нет ни одной грани человеческого характера, не воспетой Абаем. При этом очень верно подмеченные, правдиво и мастерски изображенные характеры.

Абай - недосягаемая высота, вершина духа!

Абай - недоступная глубина человеческой сущности!

Иногда мне кажется, что от земной и огненной поэзии Абая даже греются звезды на небесах. Ибо Абай – светоносная Планета-Поэт, Поэт-Планета, никем еще полностью не опознанная.

Да, Гималаи одни!

Да, мой Абай один!

(М. Алимбаев, народный писатель Казахстана)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: