Внутренняя система смазки двигателя

Внутренняя система смазки авиационного двигателя выполняется так, чтобы наиболее нагруженные поверхности смазывались под давлением, а остальные разбрызгиванием.

Внутреннюю систему смазки мощного звездообразного двигателя воздушного охлаждения рассмотрим на одном из современных авиационных двигателей отечественной конструкции АШ-82 (конструкции А. Д. Швецова).

Из масляного бака масло поступает самотеком в нагнетающую ступень масляного насоса 1 (рис. 9.17). Из нагнетающей ступени насоса масло под давлением 5,5÷6,5 кг/см2 поступает в камеру, в которой помещен пластинчатый фильтр 28. Пройдя фильтр, масло по каналам (на схеме не показаны) подводится к приводам агрегатов, расположенным в задней крышке 4, к золотнику переключения скоростей ПЦН, к регулятору смеси системы непосредственного впрыска, к датчику манометра, к внешней трубке подвода масла в какал 5 и к трубке 6 подвода масла в РПД нагнетателя.

Основная часть масла, пройдя через отверстия 7 в вале привода агрегатов, поступает в его полость, откуда направляется в заднюю часть 8 коленчатого вала и на смазку валика нагнетателя 9. Из хвостовика коленчатого вала масло распределяется по двум сверлениям 10 для смазки деталей механизма газораспределения заднего ряда цилиндров. Через сверление И в щеке коленчатого вала масло поступает в шатунную шейку. Из полости шатунной шейки по трубкам 12, запрессованным в шейку, масло поступает на смазку втулки главного шатуна. Для центробежной очистки масла в шатунной шейке установлены выступающие внутрь трубки. Из втулки главного шатуна масло поступает внутрь пальцев 13 прицепных шатунов, откуда через сверления в



пальцах подается на смазку втулок нижних головок прицепных шатунов. Масло, вытекающее через зазоры деталей, смонтированных на шатунной шейке коленчатого вала, и из жиклера 14, ввернутого в заднюю щеку, разбрызгивается и попадает на стенки цилиндров, поршни и верхние головки» шатунов заднего ряда цилиндров.

В переднюю шатунную шейку масло проходит через сверления в шейках и расточку в средней щеке 15 коленчатого вала.

Смазка кривошипно-шатунного механизма и рабочих поверхностей цилиндров переднего ряда аналогична смазке этих деталей у заднего ряда цилиндров. Роликовые подшипники коленчатого вала и зубья шестерен механизмов газораспределения смазываются методом разбрызгивания.

Через сверление 16 в передней щеке коленчатого вала масло проходит в кольцевую полость, образованную внутренней поверхностью носка вала и) трубкой 17, запрессованной в носок. Затем через сверление 18 масло поступает на смазывание деталей механизма газораспределения переднего ряда цилиндров, а через сверление 19 — на смазку заднего подшипника вала винта и деталей редуктора; оставшееся масло через сверление 20 проходит в полость между носком коленчатого вала и валом винта. Из этой полости через сверление 21 масло поступает к регулятору числа оборотов 22, а из регулятора по сверлению 23 и трубке 24 поступает к ВИШ. Для обеспечения достаточного давления масла на входе в регулятор числа оборотов к нему подводится масло по дополнительному каналу 5. Из этого же канала масло отводится на смазку верхних толкателей газораспределения переднего ряда цилиндров. Из ВИШ масло возвращается в регулятор числа оборотов, откуда оно сливается в носок картера двигателя.

После смазки деталей двигателя все масло стекает в картер и сливается в передний маслосборник 25.

В картере установлены два щитка 26, называемые масляными дефлекторами: один — в картере переднего ряда цилиндров, другой — в картере заднего ряда цилиндров. При вращении коленчатого вала масло, увлекаемое противовесами коленчатого вала, задерживается дефлекторами и отводится в передний маслосборник, что улучшает слив масла и уменьшает пенообразование.

Из переднего маслосборника масло по трубе 29 поступает в задний маслосборник 30, внутри которого установлен сетчатый фильтр. Пройдя через сетчатый фильтр, масло по каналу 27 поступает в откачивающую ступень масляного насоса, откуда откачивается через радиатор в масляный бак.

Внутреннюю систему смазки рядного двигателя жидкостного охлаждения рассмотрим на примере отечественного двигателя АМ-38.

Масло из бака поступает (рис. 9.17) по маслопроводу 1 через фильтр 2 в нагнетающую ступень масляного насоса 3, откуда подается в масляную магистраль 4, расположенную в нижней части картера.

Основной поток масла направляется в переднюю часть двигателя, откуда через ряд каналов поступает в кольцевую полость 5. Из нее масло поступает во внутреннюю полость вала и через сверления в его шейках смазывает коренные и шатунные подшипники.

Масло, вытекающее из коренных и шатунных подшипников, разбрызгивается на стенки цилиндров и детали поршневой группы. В передней части картера масло через сверления и трубку 6 подается к заднему подшипнику вала винта и по внутренней полости вала поступает к другим подшипникам вала винта. По трубке 7 масло подается непосредственно на зубья шестерен редуктора.

Из кольцевой полости 5 масло поступает также к регулятору числа оборотов винта и к корпусу коробки передних агрегатов.

Часть масла, подаваемого насосом, направляется к задней части картера для смазки приводов и агрегатов. Эта часть масла через канал 8 поступает в кольцевую проточку вокруг заднего коренного подшипника, а оттуда — на смазку вертикальной передачи и через штуцер 9 и трубку 10 —к регулятору автомата наддува. По трубке И масло подводится к головкам блоков для смазки механизма распределения. Нагнетатель смазывается маслом, отводимым из главной магистрали наружной трубкой 12.

Отработавшее масло стекает в нижний картер двигателя (из головок блоков масло стекает в картер через кожухи вертикальной передачи). Из картера и нагнетателя масло забирается откачивающими ступенями насоса 13,14, 15 и направляется через радиатор в масляный бак.

Давление масла в главной магистрали измеряется манометром, присоединенным к штуцеру 16.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: