Суммирующий электрический топливомер предназначен дли измерения количества топлива в баках. При помощи этого топливомера можно замерить количество топлива в каждой группе баков в отдельности и сумму топлива в обеих группах. Топливомер также снабжен красными сигнальными лампами, каждая из которых загорается, если в группе осталось 55 л топлива.
Работа суммирующего электрического топливомера основана на преобразовании неэлектрической величины уровня топлива в баках в электрическую, которая замеряется при помощи логометрического указателя.
Рис 10.9. Принципиальная электрическая схема топливомера
Топливомер состоит из датчика и указателя, соединенных дистанционной связью. Датчик состоит из поплавка, который через систему рычагов и гофрированную коробочку связан с ползунком потенциометра. Гофрированная коробочка датчика предотвращает попадание паров топлива в камеру Потенциометра. При выработке топлива в баке ползунок перемещается по потенциометру. Указателем является логометр с двумя подвижными рамками и неподвижным магнитом. Когда ползунок перемещается по потенциометру, происходит перераспределение токов в рамках логометра. В результате взаимодействия равнодействующей магнитного поля рамок с магнитным полем постоянного магнита рамки поворачиваются и стрелка укрепления на оси рамок покажет количество топлива в баках (рис. 10.9).
Датчики топливомера установлены в каждом топливном баке в специальных горловинах под углом к осям бака для горизонтального положения фланцев датчиков при полете самолета.
Датчики каждой группы соединены между собой последовательно и вместе составляют одно сопротивление, которое уменьшается по мере выработки топлива в группе топливных баков.
Сопротивления потенциометров датчиков каждой группы подобраны так, что изменение их величины по мере движения ползунков соответствует количеству топлива в группе. При помощи переключателя подключаются датчики каждой группы топливных баков в отдельности («Левая группа», «Правая группа») или же датчики обеих групп («Сумма»).
Указатель имеет двойную шкалу: верхняя шкала служит для отсчета суммарного количества топлива, а нижняя—для определения количества топлива в каждой группе.
Основными дефектами встречающимися в эксплуатации топливомера, являются неточные показания, которые в основном появляются из-за остаточных деформаций в гофрированной коробочке и разрегулирования передающего рычажного механизма. Для устранения этого дефекта требуется более частая проверка показания топливомера при помощи контрольного датчика.