Формы и принципы комплектования, учет и изучение фондов

Понятие музейных фондов и их классификация

Фонд музея – это совокупность всех принадлежащих музею предметов.

Музейныйпредмет – это извлеченный из реальной действительности предмет музейного значения, включенный в музейное собрание и способный длительно сохраняться.

Его свойства: он материален, является носителем социальной и культурной информация, культурно-исторической ценностью, частью национального достояния.

Ценность музейного предмета выявляется и фиксируется в процессе музееведческого и профильно-научного исследования.

Музейные предметы бывают типовые и уникальные.

Типовой музейный предмет отражает типичное явление и обладает свойствами, характерными для большинства предметов, существующих в настоящее время (например, советская одежда довоенного периода – она ценна, но ее сохранилась много, поэтому не уникальна).

Уникальный музейный предмет обладает особой научной или культурной ценностью и существует в единственном или очень ограниченном числе (шапка Мономаха).

Совокупность музейных предметов, связанных общими признаками –это музейная коллекция (знамен, оружия, фарфора, марок и др). Ценность коллекции определяется ее полнотой в количественном и качественном отношении. Совокупность коллекций – это музейное собрание.

Фонды подразделяются на:

– фонд музейных предметов, т.е. все музейное собрание;

– фонд научно-вспомогательных материалов (это предметы, не обладающие музейным свойствами, но помогающие посетителю знакомиться с экспозицией – макеты, муляжи, современные фильмы, карты, планы, сделанные специально сотрудниками музея;

– основной фонд (т.е. предметы, соответствующие профилю музея);

– обменный фонд (непрофильные предметы, подлежащие обмену или продаже);

– коллекционный фонд (уникальные музейные предметы, жемчужины собрания);

– дублетный фонд (профильные предметы, которые есть в 2-х и более экземплярах, но не подделки, все экземпляры подлинные, но их больше одного).

Источники комплектования и пополнения фондов разные. Случайные находки – при сносе здания, во время земляных работ, безвозмездная передача предметов населением, учреждением или автором, например, художник дарит серию своих работ или потомки скульптора передают его произведения. Музей может купить предмет или выменять у другого музея на предмет из обменного фонда. Что-то находят в результате целенаправленных раскопок. Очень важны поступления из постоянных источников, например, образцы новых тканей, часов, посуды с завода, фабрики, и т.д.

Фондовая работа в музее – одно из ведущих направлений деятельность музея, которое включает комплектование, учёт, хранение и изучение объектов наследия.

Под комплектованием понимают процесс выявления в среде бытования предметов музейного значения и их сбора для пополнения музейного собрания; научная деятельность, основанная на принципах музееведения и профильных дисциплин.

Хранение музейных фондов – направление фондовой работы по обеспечению физической сохранности музейных предметов путём оптимально выбранных режима и системы хранения.

Для сохранности музейных фондов важнейшим фактором является режим хранения, складывающийся из различных составляющих (температурно-влажностный и световой режим, борьба с загрязнением воздуха и др.)

Система хранения фондов может быть раздельной (размещение в одном помещении предметов из разных материалов) или комплексной (совмещенное хранение предметов из разных материалов).

Своевременная консервация и реставрация играют важную роль для сохранности музейного предмета.

Изучение музейных фондов включает атрибуцию, классификацию, систематизацию и интерпретацию музейного предмета.

В процессе атрибуции выявляются присущие музейным предметам признаки (материал, техника, форма, размер, вес, цвет, время и место бытования и т.д.)

При классификации музейные предметы делятся на группы по признаками родства или различия, по определённому основанию деления (хронологическому, географическому, именному, тематическому). Классификация собрания помогает выявить недостающие предметы.

Группировка предметов но основании принятых в музее классификаций (в картотеке или на электронном носителе) является систематизацией предметов, на основе которой создается система каталогов музейных фондов. Результаты атрибуции, классификации и систематизации позволяют дать интерпретацию музейных предметов как источников знаний и установить его подлинность, достоверность, репрезентативность и другие свойства, присущие музейному предмету.

Выделяются следующие методы комплектования фондов:

– систематический (типологический) – происходит пополнение коллекций типичными предметами, характерными для определённой эпохи;

– тематический – направлен на документирование процессов и явлений, отражающих определённую тему и комплектование разнотипных предметов;

– комплексный – сочетает в себе два предыдущих.

Комплектование, направленное на отражение современных процессов – актуальное документирование эпохи – также может быть систематическим и тематическим.

К основным формам комплектования относятся:

– полевые исследования (экспедиции, репортажный сбор – собирательская работа в момент события или сразу после него);

– текущее комплектование (закупка, обмен, дарение и др.).

Научное комплектование осуществляется в музее на основе научной концепции комплектования, в которой изложены задачи, принципы, формы и методы комплектования. На её основе подготавливается перспективный план комплектования.

Важным фактором при комплектовании музейных фондов является выработка критериев отбора предметов музейного значения.

К общим относятся:

– информативность

– аттрактивность

– репрезентативность источника;

частные критерии определяются спецификой конкретной коллекции (материал, техника изготовления, датировка, форма, размер и др.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: