Конвертация пенсионных прав граждан, приобретенных до начала пенсионной реформы, и валоризация пенсий

Правовая основа негосударственного пенсионного обеспечения

Негосударственное пенсионное обеспечение (НПО) – составная часть пенсионной системы в РФ, основанная на положениях ФЗ РФ от 07/05/1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

В Украине – ЗУ от 9/7/2003 «О негосударственном пенсионном обеспечении».НПО имеет комплексный характер – регулируется нормами ФП, АП, ГП, ПСО.

НПО осуществляется НПФ, управляющими компаниями или специализированными депозитариями путем аккумулирования пенсионных взносов вкладчиков (участников) Фонда, размещения и организации размещения пенсионных резервов, учета пенсионных обязательств фонда, назначения и выплаты негосударственных пенсий участникам фонда.

НПФ – особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности (лицензируются) которой являются: негосударственное пенсионное обеспечение, дополнительное пенсионное страхование, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию.

НПО осуществляется на основании пенсионных договоров (контрактов), заключаемых между вкладчиком и НПФ в пользу участников. Заключая пенсионный договор, вкладчик получает право выбрать схему получения негосударственной пенсии при наступлении пенсионных оснований (например, пожизненно, единовременно или в течение нескольких лет).

Размер пенсии зависит от суммы накоплений на пенсионном счете (с учетом доходов от инвестирования) и продолжительности выплат.

НПФ размещает пенсионные средства самостоятельно или через одну или несколько управляющих компаний. НПФ ведет постоянный учет пенсионных взносов и инвестиционного дохода на пенсионных счетах участников НПФ.

НПФ несет ответственность по своим обязательствам всем своим имуществом.

Право на негосударственную пенсию возникает с моментом возникновения права на государственную пенсию (в Украине – согласно пенсионному контракту в пределах 10 лет до и после пенсионного возраста).

В РФ контроль и надзор за деятельностью НПФ и участников НПО осуществляют Минздравсоцразвития РФ и Федеральная служба по финансовым рынкам.

Правовая основа конвертации пенсионных прав и валоризации расчетного пенсионного капитала:

ФЗ 2001 г. «О трудовых пенсиях»

С 1.01.2002 г. в РФ началась пенсионная реформа, основной идеей которой является внедрение в пенсионную систему страховых принципов, т.е. установление четкой зависимости размера пенсии от личного вклада застрахованного лица в систему государственного пенсионного обеспечения на протяжении всей жизни.

После вступления в силу с 1 января 2002 г. ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», право на пенсию по наступлении пенсионного возраста возникает при наличии минимального страхового стажа (5 лет). При этом в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались в полном объеме взносы в Пенсионный фонд РФ.

Права граждан на пенсию, приобретенные по ранее действовавшему пенсионному законодательству, не теряют своего значения, однако в силу различий в порядке учета пенсионных прав в различные периоды возникла необходимость привести их к единой денежной форме выражения.

Для этого с начала реформы проводится оценка указанных пенсионных прав (в 1 очередь гражданам, которым уже была назначена пенсия на момент реформы, а также тем, кто собирался выходить на пенсию; в дальнейшем – до 2013 г. – всем гражданам, имевшим трудовой (страховой) стаж до 1.01.2002 г.) и их преобразование в денежный эквивалент (подобие «пенсионного капитала», который учитывается при назначении страховой части трудовой пенсии).

Таким образом, КОНВЕРТАЦИЯ – это преобразование пенсионных прав, приобретенных гражданами по состоянию на 1 января 2002 г., т.е. на момент начала пенсионной реформы, в сумму расчетного пенсионного капитала (РПК), величина которого является эквивалентом суммы уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд РФ до 01.01.2002 г[11].

Сумма РПК определяется обратным счетом из размера условно полагающейся всем гражданам, имеющим трудовой стаж до 01.01.2002, пенсии, так как если бы они достигли пенсионного возраста к указанной дате.

При этом учитывается зарплата за 2000-2001 годы, ее соотношение со средней зарплатой по стране в этот период и на момент назначения пенсии (1.01.2002), продолжительность страхового стажа (соответствующий стажевый коэффициент).

Оценка пенсионных прав проводится по всем нормам и правилам, действовавшим до вступления в силу нового законодательства. Расчетный размер пенсии может определяться по трем вариантам.

1) по нормам Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ» (с учетом общего трудового стажа и заработка). В общий трудовой стаж кроме работы включались и иные периоды (учеба, уход за ребенком до достижения им 3-х лет, работа в колхозе, творческая деятельность членов союзов писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей, и т.д.). Кроме того, применялось льготное исчисление некоторых периодов работы (работа на Крайнем Севере - год за 1,5, служба в армии - год за два и др.). Однако размер пенсии исчисленной по данному варианту ограничивается максимальным размером, не превышающим 3 минимальные пенсии и к нему устанавливалась компенсационная выплата.

2) по нормам ФЗ от 21.07.1997 № 113-ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий». Размер пенсии определялся с учетом индивидуального коэффициента пенсионера (ИКП) – он определялся путем умножения стажевого коэффициента гражданина на отношение фактической зарплаты лица к средней зарплате по стране. При этом в стаж перестали включаться некоторые периоды (учеба, уход за ребенком до 3 лет и др.) не применялось льготное исчисление стажа. Размер пенсии формально не ограничивался, однако ограничивались коэффициенты, определяющие размер пенсии.

3) по нормам действующего законодательства в отношении лиц, имеющих специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию.

ВАЛОРИЗАЦИЯ (ПОВЫШЕНИЕ) ПЕНСИЙ (ст. 30.1 ФЗ 2001 г. «О трудовых пенсиях») – это переоценка денежной стоимости пенсионных прав, приобретенных гражданами до пенсионной реформы 2002 года. Валоризация была проведена в 2010 г. в отношении всех застрахованных лиц, имевших стаж до 01.01.2002 г. Сумма валоризации для граждан, имеющих стаж работы до 2002 г., составит 10 % величины расчетного пенсионного капитала, и + 1 % величины РПК за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 01.01.1991 г. Продолжительность трудового стажа до 1991 г., учитываемого для валоризации, ограничению не подлежит.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: