Контрольные вопросы
Контрольные вопросы
Литература
1 осн. [5-15],
2 доп. [3-7]
- Обжиг материала
- Основные процессы при обжиге керамики
- Внешний тепло- и массообмен при обжиге
В тепловых установках строительной индустрии в качестве рабочего тела используют продукты горения топлива— дымовые газы, нагретый воздух, воду, масло, водяной пар. Дымовые газы — основной вид высокотемпературного теплоносителя, применяемого при обжиге строительных изделий. Получение дымовых газов связано с сжиганием топлива.
Топливо и его сжигание
В технике топливом называют горючие вещества, соединение которых с кислородом воздуха сопровождается выделением теплоты и света. Не все горючиe вещества могут служить промышленным топливом. Пример, ацетон, бензол, спирт и подобные им жидкости хотя и являются горючими веществами, но не применяются в качестве топлива. В промышленных печах и тепловых генераторах сжигают дешевые виды топлива, которое и используют в технологических целях. Эти виды топлива по принципу использования называют технологическим топливом.
Таблица 13.1 - Классификация топлива
Происхождение | Агрегатное состояние | ||
твердое | жидкое | газообразное | |
Природное | Древесина, торф, горючие сланцы, бурые угли, каменные угли, антрациты | Н | Природный газ |
Искусственное | Кокс, топливные брикеты, пылевидное топливо | Мазут, соляровое масло | Доменный, коксовый, нефтяной, сланцевый, генераторный газы |
Виды топлива и его свойства
Все известные виды технологического топлива делят по происхождению на природные и искусственные. Первые встречаются в природе, искусственные получают переработкой природных. Исключение составляет ядерное топливо, которое в тепловых установках промышленности строительных материалов пока не пользуется
По агрегатному состоянию топливо подразделяют на твердое, жидкое и газообразное (табл. 13.1).
В элементарный химический состав топлива (рис. 13.1) входят углерод, водород, кислород и азот. Кроме того, топливе содержится сера, зола и влага. Углерод, водород, кислород и азот образуют органическую массу топлива, а вместе с колчеданной SК и сульфидной SС серой —горючую массу. Сера в виде сульфидов SС входит в негорючую зольную массу. В инженерных расчетах, учитывая небольшое содержание SС в топливе, ее можно принимать как горючую.
Состав топлива выражается содержанием в нем отдельных химических элементов и веществ в процентах. в справочных таблицах состав топлива приводится по отношению к горючей, сухой, рабочей массе и обозначается соответственно верхними индексами г, с, р, например Сг, Сс, ср. Символы А, W, S означают соответственно содержание в топливе золы, влаги и серы. Следовательно, при содержании элементов веществ топлива, относящихся к его рабочей массе, состав записывается: СР+НР+ОР+NP+SР+АР+WР=100%, при их принадлежности к горючей массе состав можно записать: Сгт+Нг+Oг+Nг+Sг=100 %.
Состав топлива по отношению к сухой массе записывают Сс+Нс+0с+Nс+Sс+Ас=100 %.
Главнейшие свойства топлива: теплота сгорания, температура воспламенения, температура плавления золы, механическая прочность (последние три — только для твердого топлива), склонность к самовозгоранию.
Жидкое топливо, кроме того, характеризуется вязкостью и температурой вспышки.
Теплота сгорания представляет собой количество тепловой энергии, выделяющейся при полном сгорании единицы массы твердого, жидкого, газообразного топлива. Теплоту сгорания обозначают буквой Q с верхним ин-Аексом, соответствующим массе топлива (QO, QГ, QC, QP), и с нижним индексом для высшей (Qрв) или низшей (Qрн). Высшая теплота сгорания включает теплоту конденсации водяных паров, образующихся при горении топлива, а низшая предусматривает сохранение водяных паров в продуктах горения в газообразном состоянии. Для расчетов значение имеет низшая теплота сгорания рабочего топлива Q рв, которая и приводится в справочниках.
Температура воспламенения — величина, при достижении которой топливо воспламеняется без участия очага горения. Температура воспламенения повышается по мере снижения в нем содержания летучих горючих веществ.
Температура плавления золы — одно из основных свойств твердого топлива, ибо определяет принципы его сжигания. Различают четыре группы зол с различной температурой плавления: легкоплавкую, до 1433 К; среднеплавкую, 1433—1623 К; тугоплавкую, 1623—1773 К; огнеупорную, свыше 1733 К. От легкоплавкой золы в топках (тепловых генераторах) получается омоноличенный конгломерат в виде пористого шлака, от среднеплавкой и тугоплавкой золы — минеральный остаток в виде смеси золы и шлака, от огнеупорной золы — остаток, состоящий из тонкодисперсного зольного порошка.
Механическая прочность определяет возможность топлив применять их в шахтных печах и других установках, где топливо не должно измельчаться под действием на него 8—10-метрового слоя шихты.
Склонность к самовозгоранию определяет его требование к транспортированию и хранению. При хранении некоторых видов твердого топлива за счет выветривания и за счет окисления находящихся примесей, например сульфидов железа кислородом воздуха, из топлива выделяется значительное количество теплоты. Этот процесс сопровождается разрыхлением и нагреванием угля, что приводит к самовозгоранию. Склонность к самовозгоранию присуща бурым и некоторым низшим сортам каменного угля.
Жидкое топливо характеризуется температурой вспышки — величиной, при которой жидкое топливо загорается в присутствии источника горения.
Виды твердого топлива и его свойства.
Древесина — дрова, отходы деревообрабатывающей промышленности. Элементарный состав — клетчатка (С6Н10О5)n. Древесина содержит до 85% летучих горючих веществ. В составе древесины почти нет серы, зольность до 2%. Влажность колеблется от 30 до 60 % теплота сгорания древесины невелика и составляв 12600 кДж/кг. Являясь ценнейшим сырьем для химичecкой, целлюлозной и других отраслей промышленности, древесина в виде топлива используется крайне редко.
Торф — продукты разложения растительных остатков в условиях высокой влажности без доступа воздуха. Торф широко распространен в стране. Зольность торфа ввиду его засоренности примесями очень высока (15—20%). В настоящее время использование торфа даже на небольших предприятиях резко ограничено в связи с необходимостью сохранения его запасов для использования в качестве удобрений для сельского хозяйства.
Горючие сланцы как топливо имеют большой недостаток — низкую теплоту сгорания (≈6000—8000кДж/кг) в сочетании с многозольностью. При сжигании 1 т сланцев получается около 1 м3 золы, поэтому их использование в качестве промышленного топлива имеет тенденцию к сокращению.
Бурый уголь — самый молодой по времени образования уголь, имеющий небольшую прочность. Теплота сгорания его 9000—13000 кДж/кг. Основной недостаток бурых углей — наличие значительного (до 4 %) количества серы. В них содержится до 30—40 % горючих летучих веществ и до 30 % золы и шлаков.
Каменный уголь по сравнению с бурым имеет большую механическую прочность. Теплота его сгорания достигает 20000—24000 кДж/кг. Количество горючих летучих веществ составляет 6—8%. Каменный уголь в отличие от бурого не возгорается при хранении. Каменные угли в качестве технологического топлива широко используются на предприятиях строительной индустрии.
Антрацит — самый ценный вид твердого топлива. Теплота его сгорания достигает 25000—26000 кДж/кг. Антрацит относится к короткопламенному топливу, ибо содержание горючих летучих веществ в нем незначительно, поэтому его применяют в шахтных печах, работающих по пересыпному способу.
Кокс — продукт высокотемпературной термической обработки каменных углей без доступа воздуха. Кокс высококалориен, прочен, термостоек, при хранении несамовозгораем. Для получения кокса пригодны только Рисующиеся каменные угли. В процессе коксования из угля выделяются горючие летучие вещества (образуется коксовый газ) и образуется коксовый остаток — кокс, состоящий из углерода и минеральной части топлива.
Нефть в качестве топлива в нашей стране не используется, а подвергается термической переработке с получением многих ценных продуктов для народного хозяйства.
Мазут — последняя фракция термической переработки нефти. Использование мазута в промышленности предпочтительнее, чем твердого топлива. Мазут высококалориен (Qрн~ 40000 кДж/кг) и практически не содержит серы. Мазут при обычных температурах представляет собой застывшую жидкость и переходит в вязкотекучее состояние при 60—80 °С. Транспортируют мазут в цистернах, для перекачки в мазутохранилище его разогревают, опуская в цистерны змеевики с паровым обогревом. Для разогрева мазута мазутохранилища оборудованы паровыми рубашками. Несмотря на некоторые сложности применение мазута для отопления промышленных установок экономически выгоднее, чем применение твердого топлива.
Газообразное топливо. В качестве топлива в промышленности строительных материалов широко применяет природный газ. Природный газ — наиболее дешевый вид топлива, не требующий специальных устройств кром газовых горелок. Наша страна обладает большими запасами природного газа. Природный газ — сухое беззольное высококалорийное (Qрн — 32000—35000 кДж/м3) топливо. При проектировании тепловых установок и их эксплуатации должна соблюдаться строжайшая экономия топлива.
Условное топливо. Для сравнения работы тепловых установок по, расходуемому топливу вводится понятие условное топливо, низшая теплота сгорания которого Qрн=29300 кДж/кг. Отношение (Qрн данного топлива к Qрн условного топлива обозначают буквой Э. Тогда для пересчета расхода любого натурального топлива Gн в условное Gу достаточно значение Gн умножить на величину Э.