Таблица. 3. 2.
E(D) | Характер спроса | Значение спроса | Влияние цены на выручку | |
При увеличении цены | При снижении цены | |||
E(D)>1 | Эластичный | Процентное изменение величины спроса превышает процентное изменение цены. | Общая выручка падает | Общая выручка растет |
E(D)=1 | Единичная эластичность | Процентное изменение величины спроса=процентному изменению цены | Не изменяется | Не изменяется |
E(D)<1 | Неэластичный | Процентное изменение величины спроса < процентного изм-ия цены | растет | падает |
Степень эластичности спроса варьируется в зависимости от типа товара.
Cпрос на инсулин – совершенно неэластичен. Как бы ни росла цена, больному диабетом необходима определенная доза инсулина;
Cпрос на предметы первой необходимости (продукты питания) – неэластичен. С изменением цены спрос меняется незначительно;
Cпрос на предметы роскоши – эластичен. Изменение цены существенно повлияет на спрос;
Cпрос на транспортные услуги, как правило, характеризуется единичной эластичностью и изменяется в той же мере, что и цена билетов;
Если цена фиксирована, например, установлена государством, а спрос меняется вне зависимости от уровня цены, то имеет место совершенная эластичность спроса.
В зависимости от характера эластичности спроса кривая спроса будет иметь разный наклон (рис. 3.4).