Закон спроса. Лекция 3. Спрос и предложение

Лекция 3. Спрос и предложение

Основные факторы рынка. Цена, ее значение. Рыночный механизм цен.

Рыночная цена – фактическая цена, которую устанавливают на рынке в соответствии со спросом и предложением товаров. Ее значение выражается в следующих функциях:

1. информационная.

2. регулирующая.

3. распределительная.

В экономике существуют 2 основных метода становления цены:

1. Рыночный.

2. Затратный.

Они различаются факторами, влияющими на формирование цены.

При затратном способе цена складывается из затрат на производство товара (издержек) и фиксируется процентами прибыли. При рыночном способе определяющим фактором является конъюнктура рынка, спрос и предложение товаров.

Рыночный механизм цены состоит в ее саморегуляции:

1. количество предлагаемого товара превышает спрос на него, цена снижается, нормируется спрос.

2. спрос превышает предложения, цена повышается, производство товара увеличивается до момента равновесия, затем цена понижается.

Виды цен:

1. Оптовые.

2. Розничные.

3. Тарифы (расценки).

По степени свободы:

1. Жестко фиксированные (твердые) – устанавливаются государством, регулируются государственными органами путем установления верхнего предела цен или предельного уровня рентабельности.

2. Свободные рыночные цены, освобожденные от ценового вмешательства государственных органов.

Другие виды цен:

1. сопоставимые

2. текущие

3. расчетные

4. прейскурант

5. договорные (контрактные)

6. биржевые аукционные

7. мировые.

Вопросы для контроля:

1. Предпосылки возникновения товарного производства.

2. Основные черты рыночного хозяйства

3. Назовите основные причины возникновения товарного производства

4. Является ли товаром полезный продукт труда, произведенный товаропроизводителем для себя?

5. Наблюдаете ли вы различие между категориями «благо», «товар» и «услуга»? Всегда ли услуга является товаром?

6. Какие два способа измерения предельной полезности вам известны.

7. По каким основным признакам можно разделить рынок на сегменты

8. Какие факторы влияют на формирование цены.

1. Закон спроса

2. Неценовые факторы спроса

3. Эластичность спроса

4. Предложение: понятие, факторы,

5. Эластичность предложения

Спрос (Qd) – то количество товаров и услуг, которое покупатели (потребители) готовы приобрести при данных ценах в течение определенного времени.

Рыночный спрос представляет собой сумму индивидуальных спросов, которые формируются на основе потребительского выбора.

Зависимость между величиной спроса и ценой описывается законом спроса, согласно которому между ценой (Р) и спросом (Qd) существует обратная зависимость: при увеличении цены спрос падает, при снижении – растет.

Зависимость между ценой и спросом можно описать алгебраически, с помощью таблицы или графически.

Если функция спроса носит линейный характер, то алгебраически уравнение спроса имеет вид:

, где

Qd – величина спроса;

Р – цена товара;

a и b – постоянные коэффициенты.

Таблично и графически закон спроса представлен, соответственно, в таблице 3.1 и на рис. 3.1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: