Цели, принципы, функции маркетинга

Основные понятия маркетинга

ü Нужда - это чувство ощущаемой человеком нехватки чего-либо.

ü Потребность - это нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным укладом и личностью индивида.

ü Запрос - это потребность, подкрепленная покупательной способностью, т.е. располагаемыми денежными средствами, которые потребитель может потратить на удовлетворение потребности

ü Товар - все, что может удовлетворить потребность и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления.

ü Обмен - это акт получения желаемого объекта от кого-либо с предложением чего-либо взамен. Для совершения добровольного обмена необходимо соблюдение пяти условий:

1) сторон должно быть как минимум две;

2) каждая сторона должна располагать чем-то, что могло бы представлять ценность для другой стороны;

3) каждая сторона должна быть способна осуществлять коммуникацию и доставку своего товара;

4) каждая сторона должна быть совершенно свободной в принятии предложения другой стороны;

5) каждая сторона должна быть уверена в целесообразности иметь дело с другой стороной.

ü Сделка - это коммерческий обмен ценностями между двумя сторонами. Сделка является основной единицей измерения в сфере маркетинга и предполагает наличие:

а) по меньшей мере двух ценностно-значимых объектов;

б) согласованных условий ее осуществления;

в) согласованного времени совершения;

г) согласованного места проведения.

ü Рынок - это совокупность существующих и потенциальных покупателей товара.

Цели маркетинговой деятельности - это наиболее общие направления маркетинга. Известны четыре альтернативные цели системы маркетинга:

1) Достижение максимально возможного уровня потребления.

2) Достижение максимального уровня потребительской удовлетворенности.

3) Предоставление максимально широкого выбора.

4) Максимальное повышение качества жизни.

Маркетинговая деятельность основывается на следующих принципах:

· ориентация на потребителя;

· приспособление и адаптация к требованиям рынка;

· тщательный учет и рациональное расходование имеющихся ресурсов

· активное воздействие на рынок

· нацеленность на достижение конечного практического результата

· концентрация исследовательских, производственных и сбытовых усилий на решающих направлениях маркетинговой деятельности.

· Направленность предприятия не на сиюминутный, а на долговременный результат маркетинговой работы.

Таблица 1.3- Основные функции маркетинга

Функция Подфункция
Аналитическая (информационная) Изучение рынка как такового
Изучение потребителей
Изучение фирменной структуры
Изучение товара (товарной структуры)
Анализ внутренней среды предприятия
Производственная (созидательная) Организация производства новых товаров, разработка новых технологий.
Организация материально-технического снабжения.
Управление качеством и конкурентоспособностью готовой продукции.
Сбытовая (функция продаж) Организация системы товародвижения
Организация сервиса.
ФОССТИС
Проведение целенаправленной товарной политики.
Проведение целенаправленной ценовой политики
Управления и контроля Организация стратегического и оперативного планирования на предприятии
Информационное обеспечение управления маркетингом
Коммуникативная подфункция маркетинга
Организация контроля маркетинга

Комплекс маркетинга (маркетинг-микс, «четырех ПИ»)– это набор поддающихся контролю функций маркетинга, совокупность которых фирма использует для достижения желаемых изменений параметров целевого рынка:

1) Product (продукт) – товар,

2) Price – цена,

3) Place (место) - каналы (методы) распространения;

4) Promotion – продвижение (стимулирование).

Основные субъекты маркетинга:

  • Конечный потребитель.
  • Организации-потребители.
  • Производитель или обслуживающая организация.
  • Специалисты по маркетингу.
  • Оптовая торговля. Розничная торговля.

Управление маркетингом – это процесс построения систем сбора информации, исследований рынка, рекламы, сбытовых операций и обслуживания, обеспечивающих максимум эффекта при минимизации расходов на маркетинг.

Планирование в маркетинге – это непрерывный циклический процесс, имеющий своей целью приведение возможностей фирмы в наилучшее соответствие с возможностями рынка, а так же приведение возможностей фирмы в соответствие с теми факторами рынка, которые не поддаются контролю фирмы.

Рисунок 1.1 - Порядок составления плана маркетинга

1.4 Маркетинговая среда организации

Маркетинговая среда организации - это совокупность факторов, действующих на организацию и влияющих на возможности службы маркетинга устанавливать и поддерживать с клиентами отношения сотрудничества.

Различают:

По возможности воздействия со стороны предприятия По отношению к предприятию
Микросреда Макросреда Внутренняя среда Внешняя среда
это совокупность факторов, на которые руководство предприятия должно воздействовать для того, чтобы устанавливать и поддерживать с клиентами отношения сотрудничества это совокупность факторов, на которые руководство предприятия повлиять не может и должно учитывать для того, чтобы устанавливать и поддерживать с клиентами отношения сотрудничества Субъекты и отношения внутри организации (цели структура, задачи, техника, технология, работники организации) Внешние силы и субъекты, с которыми организация взаимодействует вне своей структуры (НТП, экономика, конкуренция, потребители, СМИ, правительство и т.д.

Микросреда - этоследующие элементы: 1) предприятие; 2) поставщики; 3) маркетинговые посредники; 4) клиентура; 5) конкуренты; 6) контактные аудитории.

Макросреда - это1) демографическая среда; 2) экономическая среда; 3) природная среда; 4) научно-техническая среда; 5) политическая среда; 6) культурная среда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: