Денежная система представляет собой форму организации денежного обращения в стране, сложившуюся исторически и закрепленную действу­ющим национальным законодательством

К основным элементам денежной системы относят:

• денежную единицу;

• масштаб цен;

• вид денег, имеющих законную платежную силу;

• порядок эмиссии денег в обращение;

• государственный аппарат, осуществляющий регулирование денеж­ного обращения.

Денежная единица — это

Масштаб цен — это

Под видами денег, имеющих законную силу, подразумевают

Под порядком эмиссии денег в обращение понимают

Под государственным аппаратом, осуществляющим регулирование денежного обращения, подразумевают

Современный тип денежной системы характеризу­ется следующими отличительными особенностями:

1.4 Спрос на деньги

В общем понимании спрос на деньги — это спрос на денежные запасы в различных секторах экономики (производственном, государственном секторах, а также секторе домохозяйств), а также на различных ее рынках (в сферах функционирования денег) — потребительском рынке, рынках капитальных товаров и товаров производственного назначения, рынке сбережений, а также финансовом (спекулятивном) рынке.

Для выражения количества денег, необходимых для обращения в силу предъявляемого на них спроса, служит функция спроса на деньги, которая определяет потребность экономики в деньгах и является ориентиром для центрального банка в его действиях по обеспечению денежного пред­ложения.

Построение такой функции неодинаково в различных экономических школах, и до сих пор единого подхода к ее построению не сложилось.

а) Уравнение спроса на деньги классической экономической школы (так называемое уравнение обмена) выглядит следующим образом:

б) Уравнение спроса на деньги неоклассической экономической школы (так называемое кембриджское уравнение) выглядит следующим образом:

в) Уравнение спроса на деньги кейнсианской экономической школы вы­глядит следующим образом:

Теория предпочтения ликвидности в кейнсианском подходе положила начало так называемому портфельному подходу — теории поведения хозяйствующих субъектов при размещении ими своего богатства (дохода). Инвестиционный портфель (совокупность активов, между которыми распределено богатство) — это результат принятия хозяйствующим субъектом решений о размещении своего богатства (дохода) с целью максимального удовлетворения своих потребностей, максимизации прибыли и минимизации риска

г) В монетаристской экономической школе, как и в кейнсианской, спрос на деньги анализируется в рамках портфельного подхода. Уравнение спроса на деньги монетаристской экономической школы выглядит следующим образом:

д) Уравнение спроса на деньги марксистской экономической школы вы­глядит следующим образом:

Современная система взглядов на факторы денежного спроса содержит его разнообразные детерминанты, среди которых:

1.5 Предложение денег

Изменение спроса на деньги со стороны хозяйствующих субъектов должно находить соответствующее ему изменение величины национальной денежной массы. О степени насыщенности хозяйственного оборота деньгами свидетельствует коэффициент монетизации экономики, рассчитываемый как отношение денежной массы к ВВП (в процентах).

Предложение денег обеспечивают национальный центральный банк и банковская система.

Величину денежного предложения в экономике отражает показатель национальной денежной массы.

Говорят, что денежная масса экзогенна, когда подразумевают, что центральный банк задает экономике «сверху» определенное значение денежного запаса, и эндогенна, когда считают, что экономическая система может в обход регулирующих мероприятий центрального банка отвечать на потребность хозяйственного оборота в дополнительных деньгах созда­нием этих денег.

Одним из каналов эндогенного увеличения денежной массы выступает механизм банковского мультипликатора,

Возможности банков осуществлять кредитные операции и создавать новые деньги путем зачисления денежного эквивалента ссуды на счет заемщика обусловлены как потребностью хозяйствующих субъектов в кредитах (деловой активностью), так и величиной свободного банковского резерва,

Величина свободного банковского резерва напрямую зависит от денежной базы, по своему экономическому значению представляющей обязательства государства (центрального банка) перед хозяйствующими субъектами.

К числу источников денежной базы относят:

• государственные ценные бумаги;

• учтенные центральным банком векселя хозяйствующих субъектов;

• кредиты, предоставленные центральным банком коммерческим банкам и государству;

• золотовалютные резервы;

• депозиты центрального банка в коммерческих банках.

Предпосылкой для расширения депозитов в банковской системе (мультипликации денег) служит увеличение свободного банковского резерва, который растет, или в результате пополнения банковских счетов хозяйствующими субъектами путем внесения на них наличных денег, или благодаря увеличению остатков на корреспондентских счетах ком­мерческих банков в процессе взаимодействия последних с центральным банком.

Банковское законодательство большинства стран требует, чтобы с вновь возникших в банке депозитов были произведены отчисления в фонд обязательных резервов (ФОР) согласно нормативу, установлен­ному центральным банком и действующему на конкретный момент вре­мени.

Денежное предложение связывается с денежной базой соотношением вида:

Денежный мультипликатор равен (для агрегата М2):

Если ставки отчислений в фонд обязательных резервов по срочным вкладам и вкладам «до востребования» увеличатся, значение денежного мультипликатора снизится.

1.6 Содержание и функции финансов

Чем же отличаются деньги от финансов? Следует четко представлять себе причины, разграничивающие сферы денежных и финансовых отношений, категории государственных финансов, финансов предприятий и финансов в широком смысле этого слова.

Деньги — это категория более древняя по сравнению с фи­нансами. Появление же финансов обусловлено возникно­вением государства. Именно соединение двух клеточек (источников), обусловивших воз­никновение финансов, — государства и налогов в их денежной форме для финансирования государственных расходов — по­рождает феномен государственных (публичных) финансов с присущими им атрибутами — налогами, государственным бюджетом, государствен­ным кредитом (долгом).

С развитием капитализма, акционерных (корпоративных) форм пред­принимательства, сращиванием промышленного и банковского капитала, появлением разнообразных финансовых институтов, занимающихся аккумуляцией и перераспределением свободных денежных средств (фи­нансовых посредников) термин «финансы» выходит за рамки его узкого понимания только как государственных (публичных) финансов.

Соответственно сформировались и две относительно самостоятельные науки о финансах — наука о государствен­ных финансах и наука о финансах предприятий, организаций, корпораций, т.е. хозяйствующих субъектов (финансовый менеджмент).

Первая изучает

Вторая

Таким образом, если деньги — это всеобщий эквивалент, измеряющий затраты труда и других ресурсов производителей, то финансы — это

К причинам, порождающим финансы, можно отнести:

В отличие от чисто денежных финансовые отношения обладают своим естественным атрибутом — регламентацией государством/предприятием.

Рис.1Детализация функций государственных финансов

Функции экономиче­ской категории финансов отражают общественное назначение, присущее именно только ей:

• формирование денежных фондов (доходов);

• использование денежных фондов (доходов);

• контроль (с определенными оговорками), который присущ процессу как формирования, так и использования денежных фондов (доходов); эта функция направлена на создание общественных условий для осуществле­ния.

На рис. 1 приведена детализация функций государственных финансов. Функции финансов предприятий более подробно будут рассмотрены позднее.

Для чего же необходимо изучать фи­нансы? Ответ очень удачно дан 3. Боди и Р. Мертоном (приведем его почти без изменения)[1]:

1.7 Финансовая система и ее звенья

Функции и роль финансов реализуются через финансовую систему, с помощью которой осуществляется распределение и перераспределение денежных средств в экономике страны.

В отечественной литературе преобладает функциональный подход: финансовая система определяется как совокуп­ность взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений, обладаю­щих особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств.

В соответствии с рассматриваемой точкой зрения отечественных эко­номистов финансовая система России в целом состоит из двух укрупнен­ных подсистем: государственных и муниципальных финансов, финансов хозяйствующих субъектов (иногда также сюда добавляют финансы домохозяйств) – рис. 2

Рис. 2 Подсистемы и звенья системы финансов (функциональный подход)

В настоящее время государственная бюджетная система России пред­ставлена следующими звеньями:

Внебюджетные фонды создаются на определенный срок или дей­ствуют постоянно. Их формирование связано с необходимостью иметь независимые от принятия или непринятия государственного бюджета нулевые источники средств.

Государственный кредит выделяется в самостоятельное звено государ­ственных финансов, так как ему присущи специфические формы финан­сово-кредитных отношений по привлечению средств в централизованные фонды государства. В данном случае государство выступает в качестве заемщика средств, а также кредитора и гаранта.

Финансы хозяйствующих субъектов, или финансы организаций и пред­приятий различных форм собственности, — относительно самостоятель­ное звено финансов.

Объединяя отечественный (функциональный подход) с западным (институциональным) можно дать следующее определение финансовой системе.

Финансовая система представляет собой (рис. 3)

Так, в подсистеме финансов секторов экономики выделяют три крупные взаимосвязанные сферы: финансы государства, финансы хозяйствующих субъектов, финансы граждан (домохозяйств).

Институциональная подсистема представляет собой инфраструктуру финансовой системы.

Перерас­пределение средств с помощью различных финансовых инструментов и институтов принято называть движением финансовых потоков (рис. 4).

Рис. 3 Финансовая система как сложно структурированный объект

Рис. 4. Финансовые потоки

Финансовые организации и учреждения, как коммерческие, так и некоммерческие, являются активными посредниками в реализации фи­нансовых отношений, движении финансовых потоков, а следовательно, и в обеспечении эффективности финансовой политики всех субъектов системы. Их основная деятельность заключается в предоставлении фи­нансовых услуг и продуктов.

Финансовая система относится к динамичным системам, что обу­словливает ее подвижное равновесие, ведущее к развитию и изменению структурных компонентов системы, финансовых институтов, инструмен­тов и технологий, обслуживающих эти компоненты.

1.8 Финансовая политика государства в современных условиях


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: