К основным элементам денежной системы относят:
• денежную единицу;
• масштаб цен;
• вид денег, имеющих законную платежную силу;
• порядок эмиссии денег в обращение;
• государственный аппарат, осуществляющий регулирование денежного обращения.
Денежная единица — это
Масштаб цен — это
Под видами денег, имеющих законную силу, подразумевают
Под порядком эмиссии денег в обращение понимают
Под государственным аппаратом, осуществляющим регулирование денежного обращения, подразумевают
Современный тип денежной системы характеризуется следующими отличительными особенностями:
1.4 Спрос на деньги
В общем понимании спрос на деньги — это спрос на денежные запасы в различных секторах экономики (производственном, государственном секторах, а также секторе домохозяйств), а также на различных ее рынках (в сферах функционирования денег) — потребительском рынке, рынках капитальных товаров и товаров производственного назначения, рынке сбережений, а также финансовом (спекулятивном) рынке.
Для выражения количества денег, необходимых для обращения в силу предъявляемого на них спроса, служит функция спроса на деньги, которая определяет потребность экономики в деньгах и является ориентиром для центрального банка в его действиях по обеспечению денежного предложения.
Построение такой функции неодинаково в различных экономических школах, и до сих пор единого подхода к ее построению не сложилось.
а) Уравнение спроса на деньги классической экономической школы (так называемое уравнение обмена) выглядит следующим образом:
б) Уравнение спроса на деньги неоклассической экономической школы (так называемое кембриджское уравнение) выглядит следующим образом:
в) Уравнение спроса на деньги кейнсианской экономической школы выглядит следующим образом:
Теория предпочтения ликвидности в кейнсианском подходе положила начало так называемому портфельному подходу — теории поведения хозяйствующих субъектов при размещении ими своего богатства (дохода). Инвестиционный портфель (совокупность активов, между которыми распределено богатство) — это результат принятия хозяйствующим субъектом решений о размещении своего богатства (дохода) с целью максимального удовлетворения своих потребностей, максимизации прибыли и минимизации риска
г) В монетаристской экономической школе, как и в кейнсианской, спрос на деньги анализируется в рамках портфельного подхода. Уравнение спроса на деньги монетаристской экономической школы выглядит следующим образом:
д) Уравнение спроса на деньги марксистской экономической школы выглядит следующим образом:
Современная система взглядов на факторы денежного спроса содержит его разнообразные детерминанты, среди которых:
1.5 Предложение денег
Изменение спроса на деньги со стороны хозяйствующих субъектов должно находить соответствующее ему изменение величины национальной денежной массы. О степени насыщенности хозяйственного оборота деньгами свидетельствует коэффициент монетизации экономики, рассчитываемый как отношение денежной массы к ВВП (в процентах).
Предложение денег обеспечивают национальный центральный банк и банковская система.
Величину денежного предложения в экономике отражает показатель национальной денежной массы.
Говорят, что денежная масса экзогенна, когда подразумевают, что центральный банк задает экономике «сверху» определенное значение денежного запаса, и эндогенна, когда считают, что экономическая система может в обход регулирующих мероприятий центрального банка отвечать на потребность хозяйственного оборота в дополнительных деньгах созданием этих денег.
Одним из каналов эндогенного увеличения денежной массы выступает механизм банковского мультипликатора,
Возможности банков осуществлять кредитные операции и создавать новые деньги путем зачисления денежного эквивалента ссуды на счет заемщика обусловлены как потребностью хозяйствующих субъектов в кредитах (деловой активностью), так и величиной свободного банковского резерва,
Величина свободного банковского резерва напрямую зависит от денежной базы, по своему экономическому значению представляющей обязательства государства (центрального банка) перед хозяйствующими субъектами.
К числу источников денежной базы относят:
• государственные ценные бумаги;
• учтенные центральным банком векселя хозяйствующих субъектов;
• кредиты, предоставленные центральным банком коммерческим банкам и государству;
• золотовалютные резервы;
• депозиты центрального банка в коммерческих банках.
Предпосылкой для расширения депозитов в банковской системе (мультипликации денег) служит увеличение свободного банковского резерва, который растет, или в результате пополнения банковских счетов хозяйствующими субъектами путем внесения на них наличных денег, или благодаря увеличению остатков на корреспондентских счетах коммерческих банков в процессе взаимодействия последних с центральным банком.
Банковское законодательство большинства стран требует, чтобы с вновь возникших в банке депозитов были произведены отчисления в фонд обязательных резервов (ФОР) согласно нормативу, установленному центральным банком и действующему на конкретный момент времени.
Денежное предложение связывается с денежной базой соотношением вида:
Денежный мультипликатор равен (для агрегата М2):
Если ставки отчислений в фонд обязательных резервов по срочным вкладам и вкладам «до востребования» увеличатся, значение денежного мультипликатора снизится.
1.6 Содержание и функции финансов
Чем же отличаются деньги от финансов? Следует четко представлять себе причины, разграничивающие сферы денежных и финансовых отношений, категории государственных финансов, финансов предприятий и финансов в широком смысле этого слова.
Деньги — это категория более древняя по сравнению с финансами. Появление же финансов обусловлено возникновением государства. Именно соединение двух клеточек (источников), обусловивших возникновение финансов, — государства и налогов в их денежной форме для финансирования государственных расходов — порождает феномен государственных (публичных) финансов с присущими им атрибутами — налогами, государственным бюджетом, государственным кредитом (долгом).
С развитием капитализма, акционерных (корпоративных) форм предпринимательства, сращиванием промышленного и банковского капитала, появлением разнообразных финансовых институтов, занимающихся аккумуляцией и перераспределением свободных денежных средств (финансовых посредников) термин «финансы» выходит за рамки его узкого понимания только как государственных (публичных) финансов.
Соответственно сформировались и две относительно самостоятельные науки о финансах — наука о государственных финансах и наука о финансах предприятий, организаций, корпораций, т.е. хозяйствующих субъектов (финансовый менеджмент).
Первая изучает
Вторая
Таким образом, если деньги — это всеобщий эквивалент, измеряющий затраты труда и других ресурсов производителей, то финансы — это
К причинам, порождающим финансы, можно отнести:
В отличие от чисто денежных финансовые отношения обладают своим естественным атрибутом — регламентацией государством/предприятием.
Рис.1Детализация функций государственных финансов |
Функции экономической категории финансов отражают общественное назначение, присущее именно только ей:
• формирование денежных фондов (доходов);
• использование денежных фондов (доходов);
• контроль (с определенными оговорками), который присущ процессу как формирования, так и использования денежных фондов (доходов); эта функция направлена на создание общественных условий для осуществления.
На рис. 1 приведена детализация функций государственных финансов. Функции финансов предприятий более подробно будут рассмотрены позднее.
Для чего же необходимо изучать финансы? Ответ очень удачно дан 3. Боди и Р. Мертоном (приведем его почти без изменения)[1]:
1.7 Финансовая система и ее звенья
Функции и роль финансов реализуются через финансовую систему, с помощью которой осуществляется распределение и перераспределение денежных средств в экономике страны.
В отечественной литературе преобладает функциональный подход: финансовая система определяется как совокупность взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений, обладающих особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств.
В соответствии с рассматриваемой точкой зрения отечественных экономистов финансовая система России в целом состоит из двух укрупненных подсистем: государственных и муниципальных финансов, финансов хозяйствующих субъектов (иногда также сюда добавляют финансы домохозяйств) – рис. 2
Рис. 2 Подсистемы и звенья системы финансов (функциональный подход) |
В настоящее время государственная бюджетная система России представлена следующими звеньями:
Внебюджетные фонды создаются на определенный срок или действуют постоянно. Их формирование связано с необходимостью иметь независимые от принятия или непринятия государственного бюджета нулевые источники средств.
Государственный кредит выделяется в самостоятельное звено государственных финансов, так как ему присущи специфические формы финансово-кредитных отношений по привлечению средств в централизованные фонды государства. В данном случае государство выступает в качестве заемщика средств, а также кредитора и гаранта.
Финансы хозяйствующих субъектов, или финансы организаций и предприятий различных форм собственности, — относительно самостоятельное звено финансов.
Объединяя отечественный (функциональный подход) с западным (институциональным) можно дать следующее определение финансовой системе.
Финансовая система представляет собой (рис. 3)
Так, в подсистеме финансов секторов экономики выделяют три крупные взаимосвязанные сферы: финансы государства, финансы хозяйствующих субъектов, финансы граждан (домохозяйств).
Институциональная подсистема представляет собой инфраструктуру финансовой системы.
Перераспределение средств с помощью различных финансовых инструментов и институтов принято называть движением финансовых потоков (рис. 4).
Рис. 3 Финансовая система как сложно структурированный объект
Рис. 4. Финансовые потоки |
Финансовые организации и учреждения, как коммерческие, так и некоммерческие, являются активными посредниками в реализации финансовых отношений, движении финансовых потоков, а следовательно, и в обеспечении эффективности финансовой политики всех субъектов системы. Их основная деятельность заключается в предоставлении финансовых услуг и продуктов.
Финансовая система относится к динамичным системам, что обусловливает ее подвижное равновесие, ведущее к развитию и изменению структурных компонентов системы, финансовых институтов, инструментов и технологий, обслуживающих эти компоненты.
1.8 Финансовая политика государства в современных условиях