В инновационной сфере. Ограниченность традиционных рыночных механизмов

Ограниченность традиционных рыночных механизмов

В современной экономической литературе дискуссионным остается вопрос о положительном или отрицательном влиянии ТНК на мировом рынке, и как относиться к инновациям.

Основная особенность современного рынка состоит именно в том, что он оказался способным переварить и внедрить в производство достижения НТР, когда наука превращается в непосредственную производительную силу общества, что заметил еще К. Маркс. Выяснилось, что традиционный рынок не в состоянии исполнять инновации, действительно, главный принцип рынка совершенной конкуренции – это коммерционализация, то есть предпринимательство с целью получения прибыли. А наука и коммерция – это противоречие.

Другими словами, существует ряд направлений, по которым можно проследить действительную ограниченность традиционного механизма рынка в инновационной сфере.

Направления ограниченности:

  1. НИОКР – это дорогостоящее дело, поэтому ни один субъект рынка в отдельности никогда не сможет сконцентрировать нужные средства, еще больше средств требует нововведение;
  2. Любая инновация может быть эффективна (прибыльна) при широких масштабах внедрения. Особенно это касается отраслей с низкой скоростью оборачиваемости;
  3. Свободная конкуренция в принципе не совместима с НИОКР, так как коммерческая тайна предполагает длительное удержание эксклюзива, поэтому здесь возможно неоправданное дублирование, даже для современного общества такое дублирование – непозволительная роскошь;
  4. Фундаментальные научные исследования не могут осуществляться на коммерческой основе;
  5. Инновационный проект, особенно с нетрадиционной технологией, характеризуется неопределенностью результата и длительностью времени получения отдачи. Иначе говоря, существует целый спектр рисков, на который не может пойти ни мелкий, ни средний, ни крупный бизнес.

6. Современные инновации обнаруживают свой экономический эффект, как правило, во многих сферах. Поэтому, на микроуровне очень трудно оценить полную эффективность проекта;

7. Наукоемкий товар имеет высокую недоступную для массового общества цену, необходима «подкачка» совокупного спроса, это возможно лишь в рамках активного финансового менеджмента и усилий маркетолога.

Таким образом, эволюция капитала от его классических до монополистических, а впоследствии транснациональных форм функционирования – эта и есть реакция капитала на объективные требования НТП.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: