Методологические основы технического диагностирования
Раздел 4. МЕТОДЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ДИАГНОСТИРОВАНИЯ СИСТЕМ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
Одной из наиболее важных характеристик САУ является восстанавливаемость. Контроль работоспособности системы и поиск дефекта, составляющие подчас до 90 % времени, затрачиваемого на восстановление системы, имеют в этом случае определяющее значение.
Дальнейшее развитие и усовершенствование САУ приводит к противоречиям. С одной стороны, требования к надежности систем повышаются, с другой — их усложнение приводит, как правило, к снижению надежности. Так как конструктивные, схемные и технологические возможности повышения надежности САУ ограниченны, то очевидным путем устранения этих противоречий является разработка методов и средств контроля работоспособности и поиска дефекта, т. е. решение задач, присущих технической диагностике.
Как известно, техническая диагностика направлена на исследование текущего состояния объектов диагностирования и форм его проявления во времени, на разработку методов его определения и принципов построения систем диагностирования.
Технические средства, используемые на различных объектах диагностирования, весьма разнообразны. Поэтому диагностирование должно учитывать различие в формах проявления технического состояния САУ, целесообразность использования тех или иных методов определения работоспособности и поиска неисправности и особенности технической реализации средств диагностирования.
Условия непрерывной эксплуатации систем различного назначения в отрыве от ремонтной базы при ограниченном времени их восстановления заставляют ориентироваться не только, а подчас и не столько на обнаружение места возникновения дефекта, сколько на определение его характера, возможных последствий.
Так как рассматриваемыми объектами диагностирования (ОД) являются САУ, то задачи технического диагностирования имеют непосредственную связь с задачами теории управления и с методами, используемыми для их описания и анализа, что и определяет специфику исследований САУ как объекта технического диагностирования.
Техническое диагностирование предполагает определение технического состояния ОД с определенной точностью. Причем результатом этого процесса должно быть заключение о техническом состоянии объекта с указанием места, а при необходимости, вида и причины дефекта.
Поскольку необходимо классифицировать исправное (отсутствие дефектов) и неисправное (наличие дефектов) состояние ОД, то возникают задачи формирования математических моделей ОД анализа влияния дефектов на работоспособность ОД по тому или иному критерию. Результат такого анализа позволяет определить наиболее рациональный алгоритм поиска неисправности и направление проектирования систем диагностирования. Организация диагностирования может быть представлена схемой, приведенной на рис.36.
В процессе функционирования система переходит из одного состояния в другое. В связи с тем, что исходным является исправное состояние и оно определено, наиболее существенным следует считать определение оператора перехода системы в те или иные состояния. Математическая формулировка оператора может быть различной в зависимости от природы рассматриваемой системы, ее структуры, характера упрощающих предположений и др. При всех обстоятельствах любое состояние системы должно определяться этим оператором однозначно, в этом состоит его детерминированность.
Ограниченность достоверности знаний закономерности переходов системы приводит в ряде случаев к необходимости использования вероятностных характеристик.
Переход системы в различные состояния происходит под влиянием возникшей неисправности. При контроле работоспособности результат перехода системы в то или иное новое со состояние известен, хотя не всегда могут быть достоверно определены причины этого перехода. Когда причины неизвестны возможно установить некоторую регулярную взаимосвязанную день событий, которая с определенной достоверностью, зависящей от числа и качества наблюдений, устанавливают указанную закономерность.
Р и с.36. Организация технического диагностирования САУ
Особенностью детерминированных моделей является единственность траекторий, определяющих однозначно связь работоспособности САУ с характером ее неисправности.
Для случайных моделей оператор перехода учитывает вероятностные характеристики. Оператор здесь также имеет детерминированный характер, хотя он и не определяет достоверно траектории перехода системы из одного состояния в другое.
Состояние ОД в общем случае может быть описано n- мерным вектором
, (6.1)
где - составляющие вектора.
Оператор перехода системы из состояния в состояние может быть описан матрицей вида
, (4.2)
где - коэффициенты преобразования.
Модель дает возможность представить любые процессы в форме линейных и нелинейных преобразований. Например, если вектор Х характеризует исходное состояние системы, то её производное состояние для линейного преобразования вида
(4.3)
может быть записано в виде
(4.4)
Для широкого класса систем, описываемых дифференциальными уравнениями, математическая модель принимает форму
(4.5)
где и - n -мерные векторы,
и - их составляющие.
Вероятностная математическая модель ОД также может быть представлена в векторной форме. Оператор перехода в выражениях (4.4) и (4.5) является при этом матрицей случайных величин.
Принятые принципы представления математических моделей не противоречат методам получения рациональных программ определения работоспособности и поиска дефекта, широко представленным в различных публикациях. В основе этих методов лежит представление оператора перехода в виде таблицы состояний, характеризуемых символами 0 и 1. Использование указанного подхода построения математической модели позволяет задать данные состояния, связав их с физически возможными, а следовательно, и правомерными для той или иной системы.
Анализ математической модели ОД должен быть направлен на решение двух основных задач: получение качественной и количественной оценок влияния возможных неисправностей на целевую функцию, характеризующую работоспособность ОД, и определение необходимого и достаточного числа контролируемых параметров.
При анализе математических моделей существует две тенденции. Первая из них состоит в том, что в рассмотрение вводится максимально возможное число состояний, в конечном счете определяемое числом элементов САУ. Вторая исходит из того, что второстепенные признаки нецелесообразно принимать во внимание в силу их незначительной информативности.
В случае использования детерминированного оператора (4.2) работоспособность ОД рассматривается в предположении определенного характера изменения параметров САУ.
При учете случайных законов изменения параметров работоспособность оценивается с помощью вероятностных характеристик. Подобное представление модели ОД не противоречит принципам, которые положены в основу построения алгоритмов определения работоспособности САУ и поиска дефекта при представлении процедур диагностики марковскими процессами, поскольку будущее состояние системы действительно может определяться предыдущим состоянием. В любом случае существует вероятность того, что система, находящаяся в состоянии j в момент времени t перейдет в состояние i в момент времени t+Δt. Если рассматривать дискретный марковский процесс и характеризовать поведение системы n -мерным вектором с составляющими Рij, определяющими вероятность нахождения системы в момент времени t в состоянии j, то поведение системы в момент времени t+1 может быть найдено из решения системы уравнений вида
(4.6)
Направленность на ограничение числа состояний системы вполне оправданна, поскольку учет всех возможных связей, особенно для сложной системы, может создать непреодолимые трудности при разработке модели ОД. Кроме того, степень сложности модели может оказаться слишком высокой и за множеством второстепенных связей могут потеряться основные связи, определяющие процесс функционирования.
Разумное упрощение модели ОД может быть выполнено только при анализе специфики ОД и учете ограничений, диктуемых задачами диагностирования.
Объективной мерой ограничений служит время, отводимое на восстановление системы, и цена отказа системы. Эти параметры взаимосвязаны и образуют единый критерий, характеризующий эффективность решения задачи или степень возможных последствий, вызванных отказом системы.
Основной задачей рациональной организации поиска дефекта является сокращение времени и средств, затрачиваемых на поиск. Это возможно лишь при использовании наиболее совершенных программ поиска дефекта. В основном реализация операций поиска осуществляется с помощью тестов. Практическая реализация теста состоит в подаче на вход (входы) элементов ОД воздействий, имитирующих рабочие сигналы, и контроле реакций на эти сигналы. При этом система выводится из эксплуатации. Предполагается, что исправному состоянию элемента (узла, блока) соответствует наличие сигнала 1 на его выходе, неисправному 0— его отсутствие. При таком способе поиска, как правило, предполагается: известны контролируемые параметры (элементы) и формы проявления отказов; отказ одного из элементов влечет за собой потерю работоспособности ОД; известны экономические характеристики, сопровождающие поиск; подавляющая часть ОД допускает контроль с помощью введения в них контролирующего сигнала.
Среди множества критериев следует выделить две группы: критерии информационные и экономические. Физическая интерпретация экономических критериев довольно разнообразна: стоимость проверки или проверочного оборудования, время поиска, число контролируемых элементов, средние потери на решение задачи и т. п.
При использовании тестов стремятся к получению минимального числа тестовых воздействий, при которых может быть обнаружен дефект любого из элементов системы, т. е. наименьшего числа проверок (тестов). Нахождению тестов для той или иной системы предшествует анализ ее функциональной модели, графическое изображение схемы объекта и построение таблицы неисправностей.
Простейшая схема ОД представлена на рис.37, на котором обозначены: a,b,c,d — элементы объекта с соответствующими связями; S1 и S2 — входы; В и D — выходы. Таблица неисправностей этой схемы может быть представлена в виде таблице 4.1, в которой П обозначает множество всех возможных проверок, а Е — множество возможных состояний.
Таблица 4.1.
Проверки П | Состояние объекта Е | ||||
ПА ПB ПC ПD |
Из таблицы следует, что пять возможных состояний ОД, определяемых состоянием элементов, оказываются полностью различимыми с помощью четырех проверок. Отказавшие элементы определяются соответственно кодовыми числами 0011, 1011, 1000, 1110.
С ростом числа элементов увеличивается число состояний ОД, а следовательно, и сложность получения оптимальной программы (минимального теста). Минимизация программ может осуществляться известными в теории булевой алгебры методами.
Рассмотренный способ построения и оптимизации программ поиска дефекта особенно эффективен при диагностировании объектов дискретных систем.
Предположение о равнозначности отказов, что эквивалентно предположению об основной, или последовательной, схеме соединений, дает возможность использовать и другие методы построения квазиоптимальных программ поиска дефекта. К таким программам относятся программы, полученные по методу половинного разбиения.
Рассмотрим особенности этого метода.
Для системы из N последовательно соединенных элементов введем параметры оценки программ поиска дефекта: - среднее время проверки i -го элемента; - вероятность отказа системы из-за отказа i -го элемента.
Величина определяется как вероятность отказа системы при отказе i -го элемента
(4.7)
где – вероятность безотказной работы i -го элемента; – вероятность безотказной работы системы; – интенсивность отказов i- го элемента; – интенсивность отказов системы.
При малых значениях и выражение (4.7) приближенно может быть представлено в виде
(4.8)
Задача по поиску неисправного элемента состоит в нахождении такой последовательности проверок, при которой на поиск дефекта затрачивается минимум времени.
Рассмотрим методику построения программы поиска дефекта при одинаковых значениях и . Разделим условно систему на две части, содержащих соответственно m и N-m элементов. Неисправный элемент с вероятностью может находиться в цепочке из m элементов и с вероятностью— в цепочке из N-m элементов.
Математическое ожидание числа неисправных элементов левее и правее точки деления равно
(4.9)
Функция (4.9) имеет минимум, т. е. существует такое число m, при котором число неисправных элементов слева и справа от точки деления минимально. Число m, при котором достигается минимум математического ожидания М, а следовательно, и минимум проверок системы, находится из выражения
, (4.10)
в результате m=N/2.
Очевидно, что при этом и , т.е. отказавший элемент с равной вероятностью может находиться как в левой, так и в правой части системы.
Таким образом, при сформулированных условиях, оптимальный порядок проведения проверок состоит в последовательном делении цепочки элементов пополам. Направление деления каждый раз определяется результатом, полученным в точке деления. При различных и вероятность неисправности при проверке i- го элемента составит
(4.11)
Для нахождения оптимальной программы поиска дефекта найдём минимум математического ожидания числа несправных элементов левее и правее некоторой точки разбиения множества элементов на две части k=m. Математическое ожидание в этом случае равно
или
,
где - вероятность нахождения неисправных элементов левее точки m, - вероятность нахождения неисправных элементов правее точки m.
Эти вероятности составляют полную группу несовместных событий
(4.12)
Минимум будет иметь место при
В результате
(4.13)
Решая совместно уравнения (4.12) и (4.13), найдем:
(4.14)
Оптимизация программы поиска дефекта состоит в том, что при первом шаге вся цепочка элементов разбивается на две части так, чтобы с вероятностью 0.5 неисправный элемент находился левее или правее некоторой контрольной точки m. В этой точке производится контроль состояния левой или правой цепочки элементов. Наличие или отсутствие сигнала определяет направление последующего деления на отрезки той или иной половины цепочки (с равными значениями вероятностей указанных отрезков цепи элементов). Дальнейшее развитие этой идеи нашло воплощение в разработке теории и практики метода функциональных проб. В основе его лежат положения теории графов, теории групп и комбинаторного анализа. Метод открывает одно из направлений функциональной диагностики с элементарными тестами и предполагает использование в качестве критерия поиска индекса предшествования, т. е. разбиение пространства состояний систем с учетом их структурных особенностей.
При создании новых совершенных автоматических систем и автоматизированных комплексов наиболее разумным следует считать решение, при котором учет задач диагностики осуществляется на стадии проектирования. Это обусловлено интересами повышения эффективности САУ, а также тем выигрышем, который достигается за счет использования результатов исследования качества проектируемых систем для нужд диагностики.
Для большинства проектируемых систем характеристики надежности имеют низкую достоверность даже в том случае, когда при проектировании используются элементы, значение показателей надежности которых известно. Последнее объясняется тем, что статистические данные, полученные при определенных режимах эксплуатации элементов и систем, не всегда или не в полной мере достоверны для других (отличных от указанных) режимов работы.
Наиболее объективными характеристиками, удовлетворяющими сформулированным выше задачам поиска дефекта, являются относительные веса контролируемых параметров. Весовые константы содержат объективную и объемную информацию относительно надежностных свойств и структурных особенностей САУ и ее составляющих.
С этой целью необходимо элементы САУ рассматривать с позиций их информационных свойств. Такая аналогия имеет известное допущение, тем не менее для широкого класса САУ она правомерна. В большей степени она применима к электромеханическим и к радиоэлектронным дискретным (цифровым) и непрерывным системам.
Взаимосвязь между энергией и информацией может быть выражена соотношением
, (4.15)
где W — энергетический показатель качества элемента; — энергетический коэффициент полезного действия элемента; — пороговое (предельное) значение энергии, характеризующее максимально возможную чувствительность элемента к повышению качества; — коэффициент, определяющий информационные свойства элемента.
Как показывает опыт эксплуатации, совершенствование качественных показателей САУ неминуемо (при постоянном значении ) влечет за собой снижение остальных. Одним из таких показателей и является показатель информационных свойств элемента. Этот показатель определяется вероятностными характеристиками, в частности, он может быть выражен через показатели надежности.
Это положение неплохо согласуется с данными полученными при проектировании и эксплуатации систем и устройств. Действительно, повышение качественных показателей (точности, быстродействия и пр.) и функциональное совершенствование элементов и устройств неминуемо приводит к увеличению числа деталей и усложнению связей между ними. Так, например, для измерительных устройств известно, что затрачиваемое число деталей N в среднем пропорционально показателю их качества η. Взаимосвязь между этими показателями может быть охарактеризована выражением
(4.16)
где k характеризует эффективность схем, в которых используются детали.
Усложнение элементов и устройств приводит к сокращению времени наработки до отказа . В самом деле, средняя интенсивность отказов устройства при m разновидностях деталей, входящих в него и имеющих интенсивность отказов li, составит
, (4.17)
где - процентное содержание каждой детали в устройстве.
Среднее время безотказной работы в этом случае определяется выражением
(4.18)
от которого после подстановки приходим к соотношению
(4.19)
Из (6.19) следует, что одновременное повышение надежности и качественных характеристик устройства может быть достигнуто лишь путем применения более надежных деталей (уменьшением lср) и наиболее эффективных схем их использования (уменьшением N). Поскольку технологические возможности ограничены существующим уровнем науки и производства, повышение качества устройств сопровождается уменьшением их надежности.
Несмотря на ограниченность статистических данных, на основе которых строятся приведенные выше доказательства взаимосвязи качества и надежности, их можно считать в определенной степени справедливыми, тем более что такой подход, будучи использованный в практике исследования, проектирования и эксплуатации систем и устройств, находит все большее подтверждение.
Анализ САУ показывает, что для выполнения наиболее существенных функций в ней, как правило, требуются элементы и устройства с наиболее сложной структурой. Сложность, в свою очередь, непосредственно связана с относительным весом параметров, характеризующих устройства и элементы САУ. По мере уменьшения разнообразия соединений (схем) и деталей указанная зависимость приближается к линейной. Естественно, чем проще организована сложная структура, тем меньше приблизительность взаимосвязи относительного веса контролируемых параметров и показателей надежности устройств и элементов САУ.
Таким образом, учет относительного веса контролируемых параметров при построении программы поиска дефекта любых систем позволяет не только удовлетворить специфические требования диагностирования САУ (классификация характера неисправности, исключение возможных ее последствий, определение и реализация тактики переключений и пр.), но и является органически необходимым для систем с ограниченным числом отказов.
Относительный вес i -го контролируемого параметра может быть определен модулем его изменения
(4.20)
причём
(4.21)
где – значение контролируемого i -го параметра; – начальное значение контролируемого i -го параметра; – номинальное значение контролируемого i -го параметра.
Наиболее объективной характеристикой работоспособности САУ является их точность. Показателями характера изменения работоспособности системы диагностирования служат весовые соотношения контролируемых параметров, определяющие степень влияния дефекта на работоспособность системы.
С другой стороны, необходимо, чтобы выбранный критерий отвечал и специфике процессов диагностирования, учитывающих вероятностный характер возникновения неисправностей, а в отдельных случаях и экономические издержки диагностирования (стоимость, ЗИП и т. д.).
Принимая в качестве определяющего параметра точность САУ и используя его в сочетании с вероятностными и экономическими характеристиками системы, можно решить задачу алгоритмизации поиска дефекта с наибольшей эффективностью.
В простейшем случае оптимизация программы поиска дефекта сводится к выбору последовательных решений по направлению поиска, максимизирующего критерия f(u), в качестве которого рассматриваются относительные веса каналов, трактов, блоков, элементов ОД.
В более общем случае задача поиска дефекта сводится к выделению из множества возможных программ программы , которая определит переход из множества начальных состояний (каналов) во множество конечных состояний (элементов, параметров) так, чтобы критерий f(u) обращался в максимум.
Состояние объекта диагностирования S определяется вектором . фазовыми переменными которого (компонентами) в момент поиска являются контролируемые параметры, характеризуемые их относительным весом. На каждой стадии n -этапного процесса поиска выбранное (из числа возможных) решение позволяет рассматривать новое состояние системы, характеризуемое вектором. Причем такой переход сопровождается приростом критерия, зависящим как от прежнего состояния системы S, так и от принятого решения на каждом из шагов (u). Выбор на каждом этапе поиска дефекта осуществляется из конечного числа возможных решений, обусловленных структурой системы и заданными условиями диагностирования.
Конечной целью алгоритмизации процесса поиска дефекта является максимизация полного прироста критерия (за N этапов принимаемых решений) , зависящего от начального состояния V и числа шагов (этапов) поиска. Используя принцип оптимальности, приходим к основному рекуррентному соотношению для детерминированной программы поиска:
, () (4.22)
При алгоритмизации процедур поиска дефекта начинают с формулировки обоснованных соображений по определению перечня возможных состояний ОД и набора необходимых проверок. Существующие методы определения элементарных и минимальных тестов диагностирования предполагают, что такой набор задан и все дефекты равновероятны. Для исследуемых САУ такой подход давал бы неоправданно грубое приближение. Учет весовых коэффициентов каналов, трактов, а в ряде случаев и блоков особенно важен и может быть выполнен при определении возможных состояний, приводящих к потере системой работоспособности.
В качестве критерия выбора может быть использован комбинированный детерминированно-вероятностный критерий вида
, (4.23)
где– относительный вес контролируемого параметра; р – вероятность дефекта модуля (канала, тракта, блока).
Назовем р* приведенной вероятностью дефекта.
Определяющей в этом случае для перечня рассматриваемых состояний следует считать следующую последовательность: 1) нахождение модуля с максимальным относительным весом параметра u; 2) определение приведенной вероятности модуля ; 3) выбор эквивалентных состояний из условия
Формирование таблицы состояний по указанному принципу позволяет: оправданно включить в нее модули с различной вероятностью дефектов (что объективно необходимо) в перечень равновероятных состояний; обоснованно ограничить число рассматриваемых состояний, а следовательно, и проверок; учесть специфические требования диагностирования САУ; упростить расчеты по минимизации программ поиска дефекта.
Для подсистем и каналов сложных САУ может быть использован более совершенный критерий приведения, позволяющий учесть допустимые пределы изменений контролируемого параметра из условий аварийных и экстремальных ситуаций. Такой критерий имеет вид
(4.24)
где , – нормированное значение показателя качества модуля; k – число показателей качества модуля; – весовой коэффициент показателя качества.
Приведение показателей качества с помощью изложенного выше метода в ряде случаев позволяет существенно упростить задачу. Например, приведение к вероятностям, отвечающим условию
(4.25)
в простейшем случае позволит использовать метод половинного разбиения, эффективный при проверке схем последовательно соединенных элементов САУ. Приведение оказывается эффективным и при построении тестов но максимуму информации в предположении неравновероятных дефектов.