II. Источники средств предприятия

Средства в расчетах

В состав оборотных средств для целей бухгалтерского учета можно выделить четыре группы средств:

1 группа: Денежные средства:

ü  Деньги в «кассе»

ü  Безналичные деньги на расчетном счете «расчетный счет»

ü  Валютный счет

ü  Денежные документы (почтовые марки, акцизные марки, путевки, билеты)

ü -- Краткосрочные вложения в ценные бумаги

2 группа: Материальные ценности:

МПЗ – материально – производственные запасы

ü  Материалы

ü  Сырье

ü  Топливо

ü  Товары

ü  Тара

ü  Запасные части

ü  Полуфабрикаты

ü  Инструменты и др. средства труда

ü  Готовая продукция

ü -- Инвентарь и хозяйственные принадлежности

Материальные ценности, как правило, поглощаются в одном производственном цикле и всю свою стоимость на производимую продукцию переносят одномоментно.

3 группа: Средства в расчетах – дебиторская задолженность:

Дебитор – должник, юридическое или физическое лицо, которое НАМ должно.

Например:

§ Покупатели могут быть должны нам за отгруженную им продукцию.

§ Подотчетные лица могут быть должны нам подотчетные суммы.

§ Материально – ответственные лица могут быть должны по недостаче.

4 группа: Затраты на производство незавершенного характера (НЗП)

1.3 Собственные источники – капитал и резервы:

  • Уставный капитал – формируется за счет взносов учредителей, и не изменяется без соответствующей перерегистрации. Величина уставного капитала зарегистрирована в Уставе.
  • Добавочный капитал – формируется при переоценке основных средств, и эмиссионный доход.
  • Резервный капитал – предприятие создает по своему усмотрению, за счет прибыли.
  • Резервы - предприятие создает по своему усмотрению за счет затрат, включаемых в себестоимость. Например: резерв на отпуск, резерв на ремонт О.С.
  • Прибыль (убыток) – это финансовый результат деятельности предприятия, то есть разница между доходами и расходами предприятия.
  • Финансирование, например бюджетное – предприятие, которое существует за счет финансирования, называют бюджетными.

1.4 Заемные источники - это кредиторская задолженность (мы должны)

Например: наше предприятие должно

  • банку – «ссуда банка»,
  • «задолженность поставщикам» за полученную от них продукцию.

Обязательства.

Обязательства – это тоже кредиторская задолженность.

У каждого предприятия возникают обязательства:

      •  Перед персоналом по заработной плате
      •  Пред бюджетами различных уровней по налогам и сборам
      •  Перед внебюджетными фондами по страховым взносам.

Страховые взносы состоят из отчислений:

а) пенсионный фонд 22%

б) фонд обязательного медицинского страхования 5,1 %

в) фонд соц. страхования 2,9 %

Предприятие обязано производить отчисления (30%) в эти фонды от суммы начисленной заработной платы.

Тема 2: Предмет и метод бухгалтерского учета.

Предметом бухгалтерского учета является финансово – хозяйственная деятельность предприятия, направленная на выполнение уставных обязательств.

Метод бухгалтерского учета – это совокупность способов и приемов, применяемых в определенной последовательности для изучения предмета.

Методы бухгалтерского учета:

- документация,

-инвентаризация, - Первичное наблюдение объектов учета.

 
 


- оценка,

-калькуляция, - Стоимостное измерение объектов учета.

 
 


- счета бухгалтерского учета,

-двойная запись,

- Текущая группировка данных об объектов учета.

- баланс,

-отчетность, - Периодическое обобщение информации об объектах учета.

Документация – это способ первичной регистрации хозяйственных операций и обоснования правильности бухгалтерских записей.

Инвентаризация – это сверка данных бухгалтерского учета с фактическим наличием имущества и обязательств.

Оценка – это способ денежного выражения объектов бухгалтерского учета.

Калькуляция – это способ учета затрат и определения себестоимости продукции, работ или услуг.

Счета бухгалтерского учета – это метод текущего учета хозяйственных средств предприятия и их источников.

Двойная запись – это метод регистрации хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета.

Баланс – это способ группировки хозяйственных средств по составу и источникам образования, в денежном выражении, на определенную дату.

Отчетность – это система технико – экономических показателей деятельности предприятия за отчетный период.

Вопрос: 2.1 «Баланс»

Баланс – это двухсторонняя таблица, одна сторона называется актив – это средства по составу- имущество предприятия, вторая сторона называется пассив – это источники хозяйственных средств. Каждая строка в балансе – статья.

Баланс имеет познавательное значение. По активу можно определить каким имуществом располагает предприятие. По пассиву можно определить соотношение между собственными и заемными средствами. Выявить резервы предприятия и определить сумму кредиторской задолженности, а так же ответить на вопрос о платежеспособности данного предприятия.

Платежеспособность – это возможность предприятия покрывать свои долги (кредиторская задолженность) денежными средствами: наличными, безналичными и прочими активами. Статьи в активе расположены по степени ликвидности. Самыми ликвидными являются денежные средства и менее ликвидными являются основные средства.

Контрольное значение баланса. Слово «баланс» означает равновесие.

Если при составление баланса не получено равенство сторон (актив не равен пассиву) следовательно допущена ошибка.

Вопрос: 2.2 «Влияние хозяйственных операций на баланс».

Баланс на 01.01.20_по предприятию «Свет».

Актив Сумма Пассив Сумма
Материалы 20 000 Уставный капитал 30 000
Касса 1 000 Прибыль 10 000
Расчетный счет 49 000 Резервный капитал 15 500
Задолженность подотчетных лиц.РРРООООПППННННАПП   Задолженность поставщикам 15 000
Баланс 70 500 Баланс 70 500

Хозяйственные операции за январь.

Содержание хозяйствен-ных операций Суммы Затронутые статьи Изменения
Сумма баланса Равенство сторон Тип
1. С расчетного счета в кассу. + 1000 - 1000 +Касса (Актив) -Расчетный счет (Актив) Не изменяется Сохраняется  
2. Часть прибыли зачислена в резервный капитал. - 2400 + 2400 -Прибыль (Пассив) +Резервный капитал (Пассив) Не изменяется Сохраняется  
3. От поставщика на склад поступили материалы. + 10000 + 10000 +Материалы А +Задолженность поставщикам П Увеличивается Сохраняется  
4. С рас. счета оплачено поставщику за материалы. -2000 -2000 -Расчетный счет А -Задолженность поставщикам П Уменьшается Сохраняется  

Хозяйственные операции – это любое перемещение средств: поступление материалов, начисление заработной платы и т.д.

1 тип операции: затрагивает две статьи актива, одна статья увеличивается, другая уменьшается, сумма баланса не изменяется, равенство сторон сохраняется.

2 тип операции: затрагивает две статьи в пассиве, одна статья увеличивается, другая уменьшается. Баланс не изменяется, равенство сторон сохраняется.

3 тип операции: затрагивает одну статью в активе, другую в пассиве. Обе статьи увеличиваются. Сумма баланса увеличивается, а равенство сторон сохраняется.

4 тип операции: затрагивает одну статью в активе, другую в пассиве, равенство сохраняется, сумма баланса уменьшается, обе статьи уменьшаются.

Вопрос: 2.3 «Счета бухгалтерского учета».

Счета бухгалтерского учета – это метод вторичной регистрации и текущего учета хозяйственных средств предприятия.

Счет – это двухсторонняя таблица, одна сторона называется дебет - «Дт», вторая сторона кредит - «Кт».

Остаток на начало месяца (на первое число) по счету называют «сальдо» - С. Итоги записей по дебету и кредиту называют оборотами – об.

Счета открывают на основании статей баланса. По статьям актива – счета активные, по статьям пассива – счета пассивные. Каждому счету присваивается свой шифр в соответствии с Планом счетов утверждаемым Минфином РФ.

Например: счет «Касса» - 50, счет «Основные средства» - 01 и т.д.

Схема активного счета

Дт 50 «касса» Кт

сальдо

на 01.01.20__.


+ увеличение - уменьшение

денег в кассе денег в кассе

Д. оборот за месяц К. оборот за месяц

 
 


С.до на 01.02.20__.

Сальдо конечное

Активного счета = с.до 1+ об. Дт – об.Кт


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow