Система нормативного регулирования бухгалтерского учета

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России состоит из документов четырех уровней.

Таблица 2

Уровень Виды документов Организации, участвующие в принятии документов
I уровень - законодательный Федеральные законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ Федеральное Собрание, Президент РФ, Правительство РФ
II уровень – нормативный Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ
III уровень – методический Нормативные документы (иные, чем положения), методические указания Министерство финансов РФ, федеральные органы исполнительной власти, Институт профессиональных бухгалтеров России
IV уровень - организационный Документы, формирующие политику организации (организационно- распорядительная документация) Организации

Первую группу документов составляют законы и иные законодательные акты (указы Президента, постановления Правительства), регулирующие прямо или косвенно постановку учета в организации. Особое место в этом уровне системы занимает Федеральный закон «О бухгалтерском учете». Весьма важным документом первого уровня системы является Гражданский кодекс Российской Федерации. Особняком в первой группе документов стоит Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации.

Второй уровень системы нормативного регулирования формируют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету. В этих документах обобщены принципы и базовые правила бухгалтерского учета, изложены основные понятия, относящиеся к отдельным участкам учета, возможные бухгалтерские приемы. По состоянию на 1 января 2004 г. в России разработаны и утверждены 20 положений по бухгалтерскому учету и отчетности (их перечень представлен в списке литературы).

Третий уровень – это методические указания по ведению бухгалтерского учета, инструкции, рекомендации и т. п. Одним из важнейших документов этого уровня является План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению.

Четвертый уровень в системе регулирования должны занять рабочие документы организации, формирующие ее учетную политику в методическом, техническом и организационном аспектах. Повышается роль самой организации в становлении новой учетной политики в тесной увязке с системой управления. Рабочие документы самого предприятия определяют особенности организации и ведения учета в нем. Основными из них являются:

- документ по учетной политике организации;

- утвержденные руководителем формы первичных учетных документов;

- графики документооборота;

- утвержденный руководителем План счетов бухгалтерского учета;

- утвержденные руководителем формы внутренней отчетности.

Следует отметить, что во многих организациях ограничиваются разработкой приказа по учетной политике. Остальные рабочие документы или отсутствуют вообще (графики документооборота, формы внутренней отчетности), или не утверждены руководителем (формы первичных учетных документов, План счетов). Подобные организации грубо нарушают порядок ведения бухгалтерского учета, установленный Законом «О бухгалтерском учете» и другими нормативными документами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: