Состав планов

Состав планов определяет их разнообразие в зависимости от двух основных критериев: пространственного и временного.

На основании пространственного критерия в рамках одного и того же временного интервала могут разрабатывать планы для объектов различного масштаба: государственного, регионального, отраслевого, хозяйственного, внутриструктурного, индивидуального. Нижним уровнем планирования в данном случае является индивидуальный или личный план работы конкретного лица. Данный план входит как структурный элемент в план более высокого уровня (отдела, сектора и т.п.), которые в свою очередь объединяются по уровням иерархии до тех пор, пока соблюдается принцип компетентности планирования.

На основании временного критерия планы различают в зависимости от отрезка времени, на который они рассчитаны. В данном случае планы, составленные на более короткие промежутки времени, рассматриваются как составная часть планов на более длительную перспективу. При этом краткосрочные планы обычно имеют более детальную конкретизацию показателей. Общепринято деление планов на долгосрочные (перспективные), текущие и оперативные. Однако величина конкретных отрезков времени применительно к данным категориям планов зависит от отрасли общественного производства. Поэтому текущие планы в одной отрасли могут составляться на год, а в другой – на квартал или месяц.

Специфика текущих планов заключается в том, что они контролируются целиком за весь период. В случае их перевыполнения или невыполнения происходит корректировка долгосрочных планов, которые рассматриваются как состоящие из цепочки последовательно выполняемых текущих планов. Поэтому директивность перспективных планов носит условный характер.

В свою очередь, оперативные планы рассматриваются как конкретизация на короткие отрезки времени текущего плана. При этом срыв оперативного плана обычно не рассматривается как достаточное основание для корректировки текущего плана. Как правило, это ведет к применению более напряженного плана на последующий оперативный период.

Между планами различного уровня как в пространстве, так и во времени существуют два типа связи: прямая и косвенная.

В основе прямой связи лежит использование единых по наименованию показателей, которые, однако, отличаются разной степенью детализации. При этом процесс укрупнения показателей называется агрегацией, а обратный процесс – дезагрегацией.

Косвенная связь предполагает наличие смысловой взаимообусловленности показателей, имеющих принципиально различные наименования. Примером может служить планирование работы высшего учебного заведения в виде числа обучающихся студентов, а планирование работы преподавателей осуществляется в показателях времени их учебной нагрузки. Между числом студентов и количеством часов работы преподавателя нет прямой связи, но косвенная, безусловно, присутствует. При этом эта связь вариативна и определяется совокупностью дополнительных факторов.

Если ход выполнения планов свидетельствует о невозможности достижения первоначально намеченных значений директивных показателей, то инстанция, принявшая план, может вносить изменения или корректировки по ходу протекающего процесса. При этом во всем разнообразии планов различного уровня выделяется важнейший уровень как в пространственном, так и во временном аспекте, на выполнении которого сосредотачиваются основные усилия. Такой план называют основным звеном планирования. Весьма часто основное звено совпадает с нижним уровнем дезагрегации важнейших показателей.

Описанный характер взаимодействия планов различного уровня характеризует взаимосвязь между стратегическим и тактическим планированием. При этом под стратегическим планированием понимается принятие планов более высокого уровня. Граница же между стратегическими и тактическими планами в реальной деятельности определяется в зависимости от специфики той сферы общественной деятельности, для которой эти планы разрабатываются.

В практике планирования находит применение разработка документов, называемых программами. Программа – это совокупность скоординированных планов различных объектов, отличающихся формой собственности или ведомственной принадлежностью, но объединенных единой целевой направленностью. Программы выходят за рамки компетенции органа, их рассматривающего. Поэтому они не утверждаются, а одобряются. И хотя каждый план содержит свою совокупность директивных показателей, сводные показатели программы директивными не являются, а выполняют роль расчетных ориентиров. Программный подход в условиях рыночной экономики является альтернативой государственному планированию и, по существу, играет роль основного механизма регулирования экономического развития всего общественного производства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: