Дополнительная
Основная
Литература
1. Канке В. А. Основы философии. М., 2003 г.
2. Пивоев В. М. История философии. Санкт-Петербург, 2002 г.
3. Пол Роланд. Откровения. Мудрость веков. М., 2000г.
4. Джейн Стивенсон. Философия. М., 2004 г.
5. Философия. Р-н-Д., 2003 г.
6. Философия: учебник для средних специальных заведений. М., 2002 г.
7. Губин В. Д. Основы философии. М., 2005 г.
1. Ильин В. История философии: Учеб. Для вузов. – СПб., 2003.
2. Каратини Р. Введение в философию. – М., 2003.
3. Кириленко Г. Г., Шевцов Е. В. Краткий философский словарь. – М., 2003.
4. Радугин А. А. Хрестоматия по философии. – М., 1991.
5. Современный философский словарь. – М., 1998.
Вы будете изучать:
- общие закономерности развития философии Востока и Запада;
- философию Древней Индии и её главные философско-религиозные направления;
- философию Древнего Китая и её основные философские школы.
Цели темы:
- дать основное представление о философии Востока и Запада;
- изучить тенденции развития философских школ Древней Индии и Древнего Китая;
- дать сравнительную характеристику философии Востока и Запада;
- показать самоценность философской мысли и Востока и Запада.
После изучения темы вы сможете:
|
|
- знать персоналии и терминологию философии Индии и Китая;
- выявить сходство и различие философских концепций Востока и Запада;
- знать специфику философских школ Индии и Китая;
- выявлять тенденции культурного диалога Востока и Запада;
- ориентироваться в огромном множестве мнений, верований и ценностей.
Философская мысль человечества зарождается в эпоху, когда первые классовые общества и государства приходят на смену родовым (племенным) отношениям. Наиболее древней в этом плане является философия, возникшая в странах Древнего Востока: Индии, Китае, Египте, Вавилоне. Этот процесс не был однороден. Так, в Древнем Египте и Древнем Вавилоне не сложилось философских школ. Ранее же всего философские традиции и школы утвердили себя в Древней Индии. Их появление относят ко II - началу I тысячелетия до нашей эры.
Восток всегда привлекал людей своей таинственностью, неизвестными обрядами и традициями.
Индийская и китайская философия одарила человечество богатством идей, религиозно-духовных и социальных дисциплин. В восточной философии существует три главных традиции, одна родом из Китая, другая из Индии, а третья – с ближнего Востока.
Восточная философия заложила основы развития самых значимых религиозных направлений.
Сейчас наиболее важно изучение культуры и традиций Востока, так как основным направлением развития международной политики становиться отношение между западом и востоком. И чтобы объективно оценивать те или иные события, происходящие в мире, мы должны разбираться в культурных особенностях развития восточного региона.
|
|
Развитие философии на Востоке и Западе имеет ряд общих закономерностей и различий.
Восток | Запад |
Различия философской проблематики Запада и Востока | |
Сконцентрирована на проблеме человека | Многопроблемна: она исследует натурфилософские, онтологические, гносеологические, методологические, эстетические, логические, этические, политические, правовые проблемы. |
Развивается в тесном взаимодействии с религией: зачастую одно и то же философское течение предстаёт и как философское, и как религиозное (например, брахманизм, индуизм, буддизм, конфуцианство) | Философия придерживается научной методологии. Философские учения Запада не превратились ни в одну из мировых религий. Более того, в западной античной философии, прежде всего в сочинениях Демокрита, Эпикура, Лукреция Кара и других философов, довольно сильна атеистическая тенденция |
Проблемой логики занималась лишь индийская школа ньяя. | Познание рассматривается не только как эмпирическое, чувственное и рациональное, но и как логическое, то есть разрабатываются проблемы логики |
Социальная философия: проблемы общечеловеческих ценностей, проблемы закона, отношения народа и правителя | Социальная философия: проблемы государства, управления, власти, имущественного деления общества, этики, этикета, войны и мира, труда, закона, желаний и интересов власти и т.д. |
Общие закономерности философии Востока и Запада | |
Философская мысль и на Востоке, и на Западе зарождается в лоне мифологии. В мифологии впервые в истории человечества ставится ряд собственно философских вопросов: как возник мир и как он развивается; что такое жизнь и смерть и другие. | |
Философия Запада и Востока зарождается как форма общественного сознания с возникновением классового общества и государства. | |
Философия и Запада и Востока обращена к общечеловеческим ценностям |
Вся духовная цивилизация Востока несёт в себе обращение к бытию личности, её самосознанию и самосовершенствованию через уход от материального мира, что не могло не сказаться на всём образе жизни и способах освоения всех ценностей культуры, истории народов Востока.
Духовная цивилизация Запада оказалась более открытой изменениям, поискам истины в различных направлениях, в том числе атеистическом, интеллектуальном, практическом.
Индийскую философию можно разделить на 5 значительных периодов в соответствии с различными источниками философской мысли, известными как в древности, так и в современную эпоху.
I. Ведический период (XV – VI вв. до н.э.)
Веды (дословно – «знания») – религиозно-философские трактаты, которые создавались пришедшими в Индию после XV в. до н.э. из Средней Азии, Поволжья и Ирана племенами арийцев. Наибольший интерес у исследователей древнеиндийской философии вызывают заключительные части вед – Упанишады (дословно с санскрита – «сидение у ног учителя»), в которых даётся философская трактовка содержания вед.
В веды, как правило, включались следующие составные части: «священное писание», религиозные гимны («самхиты»); описание ритуалов («брахманы»), написанное брахманами (жрецами) и используемое ими при проведении религиозных культов; книги лесных отшельников («араньяки»); философские комментарии к ведам («упанишады»)
Упанишады содержат идеи, во многом определившие всё последующее развитие индийской философии. Это идеи о взаимоотношении мироздания и человека, о высшей объективной реальности, недоступной описанию (Брахма), единстве целостной духовной субстанции (Брахман), индивидуальной душе (Атман), о бессмертии души и её перерождении (сансара) согласно закону воздаяния (карма).
|
|
Ведическая религия политеистична: её пантеон содержит 33 высших бога, в ряде древних книг их количество достигает 333. В начале I тысячелетия возникает брахманизм, поскольку усложнение культа ведической религии перестаёт устраивать жителей бурно растущих городов. Изменились состав и характер богов, хотя чёткой иерархии ещё не было выработано. Освящая общественное неравенство, брахманизм объявлял страдания и бедствия людей несущественными, поскольку весь мир явлений – лишь майя – иллюзия, его существование призрачно. Единственно реальным остаётся существование мирового духа.
II. Эпический этап (VI – II вв. до н.э.)
Многие философские проблемы эпохи затрагивались в поэмах Древней Индии – эпосах Махабхарата и Рамаяна. Веды, Махабхарата и Рамаяна стали подлинными энциклопедиями индийской народной мудрости. Впервые прозвучавшее изречение из Махабхараты «Не делай другому того, что было бы неприятно тебе самому» затем встречается в трудах Конфуция, Аристотеля, Канта, Толстого.
Также в эту эпоху возникают философские школы как развивающие ведическое учение, так и оппозиционные ведам.
Философские школы, продолжавшие традиции «Вед»:
Школа | Основатель | Основной вопрос |
Йога | Патанджали | Учение и метод управления психикой и физиологией человека |
Веданта | Бадараяна | Основывается на трактовке высказываний шрути («священных текстов» индуизма) |
Вайшешика | Канада | Учение об атомах |
Ньяя | Готама | Проблемы теории познания и логики. |
Миманса | Джаймини | Разработка ведических ритуалов |
Санкхья | Капила | Противопоставление двух вечных начал: первоматерии как основы всего существующего и духа, выводящего материю из первоначального бездеятельного равновесия и тем побуждающего ее к созданию всего психического и материального мира. |
Учения, оппозиционные «Ведам»:
Джайнизм, религия в Индии (ок. 3 млн. последователей). Основателем считается Вардхамана, именуемый Джиной и Махавирой (6 в. до н. э.). По преданию он в 30 лет ушел из дома, вступил на путь аскезы, и в течение 12 лет вел жизнь, полную лишений. Принято считать, что в возрасте 42 лет Махавира достиг просветления, с тех пор он стал известен как Джина (победитель), а его последователи стали называться джинами или джайнами – соратниками победы.
|
|
После 30 лет подвижничества Махавира ушел из жизни, прибегнув к добровольной и бессрочной голодовке. Это случилось в местечки Пава, которое стало местом джайнского паломничества.
К моменту его смерти джайнская община была весьма многочисленная, причем преобладали женщины – монахини. В соответствии с традициями монахов поддерживали спонсоры.
Как и буддизм, джайнизм явился реакцией на ритуализм и отвлеченную умозрительность брахманизма. Джайнизм отверг авторитет вед, открыл доступ в свою общину мужчинам и женщинам всех варн (каст). Джайнизм сохранил индуистское учение о перерождении душ и воздаянии за поступки. Целью джайнов считается освобождение от перерождений (нирвана), достижимое, согласно джайнизму, для аскета, соблюдающего строгие правила, в частности ахимсы. АХИМСА (санскр. – «невреждение»), избегание убийства и насилия, нанесения вреда действием, словом и мыслью. Учение об ахимсе является в известном смысле и критерием философской истины: любая философская система, допускающая под любым предлогом нарушение этого первопринципа, есть «учение недостойных». Практические последствия подлинного культа ахимсы в джайнизме выражаются в строжайшем вегетарианстве, которое в идеале предполагает невреждение не только животным, но и растениям, и питание лишь теми плодами, которые сами падают с деревьев.
Джайны делятся на монахов-аскетов и мирян, занимающихся преимущественно торгово-ростовщической деятельностью (согласно джайнизму, соблюдение ахимсы делает невозможным для джайна земледелие, ибо вспашка земли может повлечь за собой убийство живых существ — червей, насекомых).
§
Буддизм. Буддизм, одна из трех (наряду с христианством и исламом) мировых религий. Возник в Др. Индии в 6-5 вв. до н. э. Основателем считается Сиддхартха Гаутама.