Проблема происхождения философии. Исторические и социо-культурные типы философии (Ф)

Возникновение Ф. относится к глубокой древности. Зачатки Ф. знаний отчетливо обнаруживаются в VI-V вв. до н.э. в Китае, Индии и наиболее развитых странах Средиземноморского бассейна. Важным фактором содействовавшим появлению Ф. и зарождению нового мировоззрения было возникновение древнегреческой рабовладельческой демократии. Чтобы добиться власти необходимо было опровергнуть противника, т.е. доказать правоту, так возникла особая форма обмена информацией - док-во. В итоге систематическое мышление + математика наехали на мифологию, и возникновение нового мировозр-я (М) стало ист. необходимостью. Итак, разложение мифологич М. стимулировало поиск новых форм объяснения мира => развивается логика (Аристотель). Переход к феодальному обществу привел к упадку самостоятельного значения античной Ф. Господствующей формой религии стало христианство. Ф. почти на 1 тыс. лет становится служанкой богословия, но полного застоя в средневековье не было. Освобождаясь от феодальных отношений человек -> к самоутверждению, к более верному пониманию своего места в мире. С этим стремлением связана эпоха Возрождения. С развитием науки возникают гносеоцентрические программы (gnosis - знание). Одна - рационализм (ratio - разум) - выдвигает на первый план логическое основание науки, другая - эмпиризм (emperia - опыт) - знания возникают из опыта и наблюдений, внутри каждого борются материалисты и идеалисты. Развитие науки в общественной жизни XVIII-XIX вв. обнаруживает узость всех прежних Ф. систем. Рабочий класс -> к своему освобождению не может его осуществить без нового рев. М., без новой Ф. Ее создают Маркс и Энгельс. В первой четверти XX в. развитие Ф. марксизма было связано с Лениным. XX в. в своей культурно-ист. эволюции вызвал к жизни множество Ф. течений таких как: неопозитивизм (задача о логическом анализе языка науки), неотомизм, прагматизм (принцип практичности), etc.

Духов жизнь общ-ва развив-ся в след осн формах: наука, религия, Ф, искус-во. Ф - тайноведение. Разл (.) зрения на Ф. Рассел: Ф - ничейная земля м/ду религией и наукой. Ф - это наука. Ф вышла из религии. Н. Бердяев: Ф - это искусство. Ф должна дать рецепт жизни чел-ка в общ-ве. В Ф велик элем-т субъектив-ти, не работ-т логика и эксперим-т, глав-е - отнош-е автора к мировоззрен-м вопросам.

Ф в отлич-е от др наук не сущ-ет без истории. Чтобы понять эпоху и нацию надо изучить ее Ф, - Рассел. История Ф - мн-во школ и направлений, кот сущ-т на протяж-и разв-я Ф. История- неск значений (наука, событие). При объяснении историч процесса разв-я челов-ва в лит-ре сущ 3 подхода.

1.Объясняет историю челов общ-ва как линейн процесс. Бол-во авторов сторонники прогресса (критерии - материал и духов ценности). Пр1: Гегель выделил 3 этапа - Древ Мир, Средн века (11-15в), Новое t. Познание истины - самое серьезная потребн-ть чел-ка. Пр2: Огюст Конт открыл закон 3-х стадий духов жизни общ-ва - теология - уч о боге, Ф (долж заним-ся логикой научн исслед-я на совр этапе), наука. В. Соловьев: На кажд этапе совр общ-ва сущ-ет миф, религия, Ф в разл соотнош-ях. Маркс: История челов общ-ва - есть смена формаций. сторон-ки регресса счит-т, что с ростом знаний чел-ва, оно теряет нрав-ть, челов-ть. Сторонников концеп лин процесса все <.

2.Разв-е чел-ва как циклич процесс. Идея взята из восточ регилий. Наиб распростр. парадигма (научн традиц, дающая свои подходы к реш-ю проблем - ввел Конт) явл теория локальных цивилизаций Н.Я Данилевский). Его идеи взяли Шпенглер, Тойнби. Смысл теории - не сущ-ет единой мировой цивилиз-и, как не сущ-ет чел-ка вообще, а сущ-ют отдел-е люди, народы, цивил-и. Гумилев - сущ-т отдел этносы, кот имеют свою культуру, язык, Ф, дух жизнь. Разв-е крупных самобытных цивилиз опред общую линию истории, индивид-ть этих цивил проявл в дух жизни. В религии отраж стереотипы жизни этноса, - Гумилев. Соврем исслед-ли счит, что надо говорить о 5 цивил., они конкур-т м/ду собой: Западно-европ(страны золот миллиарда - выс ур жизни, % по долгам, дают кредиты), Россия (Тойнби: это восточно-славян цивил), страны Ислама, Индия, Китай. Идет борьба м/ду ними. Какие ценности считать общечеловеч-ми? При таком подходе рассматр западную, русскую, восточную цивил как теоретич выраж-е мировоз-я этносов. Локал цивил - социо-культ тип Ф, кот имеет свои идею, кот выраж-ся в Ф. ЗАПАД: рационализм - фил устан-ка, где ум, разум играют глав роль, "истина выше родины" - Чаадаев, расчет, личная выгода и страх опред чел-ка; индивидуализм - кажд чел-к живет 1 раз и надо жить норм-но, родина там, где мои $; прагматизм (дело, польза), нравств-ть - то что полезно, выгодно. ВОСТОК: мистика - признание того, что сущ-т, но не подтверждается логикой и фактами; тотальность - всеединство, общность, казарменный коллективизм, как все; аскетизм - отказ от желаний, презрение к матер ценностям, погоня за матер ценнос не сделает чел-ка счастл-м; РОССИЯ: теория цельного знания - соед-ть истину, добро, красоту и получить правду; соборность - призвана преодолеть эгоизм и альтруизм, один за всех и все за одного - индивидуальн коллективизм, диалектич мышление; духовность - дух ценности выше матер-х.

3.Подход поним-я истории и истор процесса. Историософия - Ф истории. 1 и 2 подход носят рационалистич хар-р. Здесь же глав идея - идея единства, красоты, добра. Религиозн толков-е мира, основано на понятии вечности, поним-е социального t и проблем Ф t, вечность - t, лишенное движ-я Историософия отвечает на? зачем, какой смысл челов истории общ-ва. Царство божие - цель земной истории. Центр проблема Ф - чел-к (тело, душа, дух). Религиоз христиан Ф, 3 типа людей: плотские люди (матер ценности опред поведение - ест, пьет, считает $) - чел-к - животное, делятся на домашних, диких (высок требов-я), хуже животных (насилие), все типы не различ добро и зло; душевные - рационал-ты, хар-ся добрыми поступками, но не бескорыстно, личная выгода; бого-человек (духовный) подобен Христу, если тело прекратило сущ-е, то дух нет, способен совершить добро без надежды на вознагражд-е, жертвенность собой. Иделогич сист (доказ-т истинность власти) соврем мира: ЛИБЕРАЛИЗМ - ценность то, что не входит в понятие истины, но это главное в жизни чел-ка, идеи аксеологичны - жизнь, свобода, собственность - сам глав, личность начинается с собственности; КОММУНИЗМ - вышел из религии христианства, идея равенства людей перед богом, кажд чел-к не свободен в выборе ФИО, родит-ей и пр, но свободен в выборе нравств ценностей (христос, антихрист), справедлив-ть - кажд долж иметь одинак шансы, чел-к чел-ку друг, товарищ, коллективизм, братство, цель - построить царство божие на земле; НАЦИОНАЛИЗМ (традиционализм) - берет начало в русск православии - это эгоизм в области нацон отнош-й, моя и др нации, или же это борьба нации за свои интересы, национ самосозн-е - патриотизм (любовь к родине), православие (свобода м.б. источником зла), протестантизм - дух капитол-ма (бог любит богатых), самое ценное не имеет цены, духов-ть выше матер-го, но $ тоже нужны, нац-ть в РФ опред по духу, по вере, русский тот, кто любит РФ.

В Ф нельзя опред абсол истину, все зависит от автора, его мировоз-я.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: